Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Постановлению администрации
Ардатовского муниципального района
от 29 июля 2020 г. N 621
Муниципальная программа
поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях в Ардатовском муниципальном районе на 2020 - 2022 годы
1. Паспорт программы.
Наименование программы |
Муниципальная программа поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях в Ардатовском муниципальном районе на 2020 - 2022 годы |
Заказчик |
Администрация Ардатовского муниципального района |
Разработчик |
Управление образования администрации Ардатовского муниципального района |
Цели программы |
1. Повышение качества образования в школах с низкими образовательными результатами и в школах, находящихся в сложных социальных условиях 2. Преодоление несоответствия в образовательных возможностях и результатах детей, вызванных социально-экономическими характеристиками их семей, территориальной удалённостью и сложностью социального окружения за счет наращивания педагогического и ресурсного потенциала образовательных организаций, участвующих в реализации Программы. |
Задачи программы |
1. Формирование муниципальной инфраструктуры для оказания информационно-методической помощи образовательным организациям с низкими образовательными результатами и функционирующим в сложных социальных условиях. 2. Разработка и внедрение эффективных механизмов методической помощи школам с низкими результатами обучения и функционирующим в сложных социальных условиях. 3. Выстраивание горизонтального (сетевого) партнерства школ с низкими результатами обучения со школами с высокими результатами обучения. 4. Вовлечение 100% педагогов школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в предметные ассоциации и учебно-методические объединения различного уровня с целью совершенствования технологий обучения и улучшения результатов. 5. Создание консультационно-информационных площадок по вопросам образования, психолого-педагогического сопровождения учащихся с низкими результатами обучения в целях укрепления взаимодействия семьи и образовательной организации по организации деятельности по выравниванию результатов обучения. 6. Актуализация и внедрение механизмов финансовой, кадровой и методической поддержки школ |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
1. Наличие целостной региональной и муниципальной нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективную реализацию программ повышения качества общего образования. 2. Наличие эффективной системы методического сопровождения и поддержки школ с разным уровнем качества образования с участием специалистов ГБУ ДПО РМ "ЦНППМ "Педагог 13.ру", ГБУ РМ "ЦОКО - "Перспектива", МКУ "Центр информационно-методического и технического обеспечения образовательных учреждений Ардатовского муниципального района", муниципальных инновационных площадок. 3. Интенсификация процесса обмена опытом и диссеминации позитивных результатов на муниципальных, региональных, межрегиональных и федеральных семинарах и конференциях. |
Срок действия программы |
2020 - 2022 гг |
Участники программы |
Министерство образования Республики Мордовия; Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Мордовия "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников - "Педагог 13.ру"; Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия "Центр оценки качества образования - "Перспектива"; Управление образования администрации Ардатовского муниципального района; МКУ "Центр информационно-методического и технического обеспечения образовательных учреждений Ардатовского муниципального района", общеобразовательные учреждения Ардатовского муниципального района. |
2. Обоснование актуальности Программы.
Федеральный закон N 273-ФЗ от 29.12.2012 года "Об образовании в Российской Федерации" подчеркивает, что основными принципами государственной политики в образовании должны стать "признание приоритетности образования; обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; гуманистический характер образования и т.д." (Глава 1, статья 3), одним словом, "доступность образования для каждого участника образовательного процесса". Обеспечение равного доступа к качественному образованию - ключевая проблема системы образования.
В рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2018 - 2025 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642, государственной программы Республики Мордовия "Развитие образования в Республике Мордовия" на 2014 - 2025 годы гарантия качественного образования для всех обучающихся является одним из приоритетных направлений муниципальной образовательной политики.
В настоящее время в Ардатовском муниципальной районе функционируют 11 общеобразовательных организаций, из которых в 2019 году 2 школы были включены в перечень общеобразовательных организаций, принимающих участие в мероприятиях по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространения их результатов в Ардатовском муниципальном районе в 2019 - 2020 учебном году.
Практика свидетельствует, что своих детей родители стараются отдать в школы с высоким уровнем качества образования, большим количеством 4 победителей олимпиад и различных конкурсов, независимо от территориальной расположенности образовательной организации. Вместе с тем, не всегда и не у всех родителей есть такая возможность. Например, такой возможности нет у родителей небольших сельских школ, школ, удаленных от муниципальных центров и т.д.
В этой связи, проблема школ, работающих в неблагоприятных социальных контекстах и показывающих низкие образовательные результаты, была определена в Республике Мордовия как проблема региональной образовательной политики еще в 2011 году в процессе реализации проектов ФЦПРО на 2011 - 2015 годы. В 2015 году в соответствии с планом мероприятий "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в Республике Мордовия", утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия от 25.02.2013 г. N 62, Министерством образования Республики Мордовия разработан и утвержден (приказ от 15.01.2015 г. N 11) комплексный проект поддержки школ, работающих в неблагоприятных социальных условиях: утверждены концепция, план действий по реализации проекта "Разработка и внедрение стратегии поддержки школ Республики Мордовия, работающих в неблагоприятных социальных условиях и показывающих низкие образовательные результаты", методика выявления таких школ. С целью обеспечения информационной и методической поддержки школ, работающих в сложных социальных условиях и показывающих низкие образовательные результаты, разработан и утвержден План организационно-методического сопровождения школ, работающих в неблагоприятных социальных условиях и показывающих низкие образовательные результаты (приказ от 31.12.2015 г. N 1258).
Мероприятия плана действий заложили основы региональной модели работы со школами с низкими результатами обучения и со школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях. Целью его являлось создание условий для получения положительной динамики в школах, работающих в неблагоприятных социальных условиях и показывающих низкие образовательные результаты, через инициирование практики разработки и реализации программ перевода школ в эффективный режим работы; поддержка реализации программ перевода школ в эффективный режим работы на республиканском и муниципальном уровнях.
Задачами реализации мероприятия за последние несколько лет стали:
- проведение идентификации школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, на основе следующих критериев: социальные и экономические условия окружения, особенности контингента обучающихся, неблагополучный социально-экономический статус семей, неразвитые социальные связи школы и др.;
- внедрение региональной и муниципальных программ помощи школам и программ перевода школ в эффективный режим работы и развития;
- повышение качества имеющихся общедоступных образовательных ресурсов, в том числе за счет внедрения прогрессивных образовательных и информационных технологий;
- создание инновационной модели повышения квалификации директоров, заместителей директоров и учителей по различным предметным областям школ с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
- создание системно-сетевого развивающегося пространства инновационного образования региона, способного быстро, эффективно распространять инновационный опыт, в том числе через сетевые сообщества педагогов по учебным предметам и предметным областям;
- формирование межрегионального взаимодействия через создание Межрегионального ресурсного центра диссеминации передового педагогического опыта, проведение федеральных и межрегиональных мероприятий по распространению эффективных практик; - организация работы сети базовых площадок для отработки практической части дополнительных профессиональных программ; - создание объединений педагогов для совершенствования технологий преподавания и улучшения результатов обучения.
Под муниципальной моделью понимается система поддержки школ на всех уровнях регионального образования и компонентно-содержательный подход к обеспечению качественного образования.
Муниципальная модель включает несколько компонентов: организационный, управленческий, технологический, мотивационный, кадровый, психолого-педагогический, информационный и другие.
Результаты различных региональных исследований показали, что на качество школьного образования оказывают влияние следующие факторы:
- образовательная политика всех уровней;
- изменение ведущих функций школы как социального института, расширение партнерских связей школы;
- готовность педагогов к осуществлению принципиально новых видов деятельности наряду с традиционными для школы видами деятельности: педагогической поддержки, предупреждению депривации и девиации и т.д.;
- право выбора обучающимися образовательных программ, выбора индивидуальной траектории развития и т.д.
Доминирующими факторами, влияющими на уровень образовательных результатов, как показывает анализ социокультурных условий деятельности образовательных организаций с низким качеством обучения, являются квалификация педагогических кадров, социальный состав обучающихся, уровень образования родителей, уровень владения русским языком, отдаленность места проживания от образовательной организации, наличие учеников, состоящих на разных видах учета.
Так, в школах с невысокими показателями качества образования среднее число учителей с высшей квалификационной категорией составляет 5%, а в школах с высокими показателями, оно достигает 28%. Отличаются и показатели по числу учителей с высшим педагогическим образованием. Также в школах с низкими показателями обучения, количество педагогов с непрофильным образованием больше 4% (в школах с высокими результатами - 0,6%), так же, как и доля педагогов, принимающих участие в профессиональных конкурсах, выше в школах с более высокими образовательными результатами.
Одним из наиболее важных показателей, влияющих на результаты обучения, является наличие высшего образования у родителей. Больше 50% обучающихся в школах с высокими показателями обучения и менее 20% обучающихся школ с низкими результатами указывают на наличие у родителей высшего образования.
В муниципалитете накоплен определенный опыт по поддержке образовательных организаций, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях и образовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты.
Вместе с тем наряду с существующим опытом остаются проблемы в реализации направлений развития муниципальной системы образования в работе со школами, работающими в неблагоприятных социальных условиях и показывающими низкие образовательные результаты: - разрывы в качестве образовательных результатов между общеобразовательными организациями, работающими в разных социокультурных условиях; - низкие темпы обновления состава и компетенций педагогических кадров; - несоответствие темпов обновления учебно-материальной базы и номенклатуры услуг организаций и изменяющихся потребностей населения.
Отсутствие эффективных мер по решению этих проблем может вести к возникновению следующих рисков:
- ограничению доступа к качественным услугам общего образования;
- снижению потенциала образования как канала вертикальной социальной мобильности;
- недостаточному уровню сформированности социальных компетенций и гражданских установок обучающихся;
- росту числа правонарушений и асоциальных проявлений в подростковой и молодежной среде;
- повышению неудовлетворенности населения качеством образовательных услуг.
Настоящая программа, рассчитанная на 2020 - 2022 годы, направлена на реализацию модели перевода школ с низкими образовательными результатами в эффективный режим работы, в том числе через повышение квалификации управленческих и педагогических кадров; создание системы сетевого партнерства между школами; развитие профессиональных сообществ; привлечение родительской общественности и местного сообщества к поддержке школ.
3. Цели и задачи Программы.
Целями программы поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, является:
- повышение качества образования в школах с низкими образовательными результатами и в школах, находящихся в неблагоприятных социальных условиях;
- преодоление несоответствия в образовательных возможностях и результатах детей, вызванных социально-экономическими характеристиками их семей, территориальной удалённостью и сложностью социального окружения за счет наращивания педагогического и ресурсного потенциала образовательных организаций, участвующих в реализации Программы.
Задачи программы:
1. Совершенствование муниципальной инфраструктуры для оказания информационно-методической поддержки образовательных организаций с низкими образовательными результатами и функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
2. Разработка и внедрение новых эффективных результативных механизмов методической помощи школам с низкими результатами обучения и функционирующим в неблагоприятных социальных условиях.
3. Актуализация горизонтального (сетевого) партнерства школ с низкими результатами обучения со школами с высокими результатами обучения.
4. Вовлечение 100% педагогов школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в предметные ассоциации и учебно-методические объединения разного уровня с целью совершенствования технологий обучения и улучшения результатов.
5. Организация консультационно-информационных площадок по вопросам образования, психолого-педагогического сопровождения учащихся с низкими результатами обучения в целях укрепления взаимодействия семьи и образовательной организации по организации деятельности по выравниванию результатов обучения.
6. Актуализация и внедрение механизмов финансовой, кадровой и методической поддержки школ.
Прогноз эффективности и действенности Программы основан на том, что общая стратегия ее реализации предполагает:
- умножение педагогического и управленческого потенциала образовательных организаций, включенных в систему поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
- детальный мониторинг изменений, происходящих в ходе реализации программы; - комбинирование мер поддержки школ - участниц программы, с их ответственностью за повышение эффективности своей деятельности и качества образования.
4. Механизмы реализации Программы.
Основными механизмами реализации программы являются:
- создание муниципального координационного центра по поддержке школ с низкими образовательными результатами и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
- развитие нормативно-правовой базы по работе со школами с низкими результатами обучения и школами, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
- реализация "дорожной карты" мероприятий региональной программы поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в Ардатовском муниципальном районе на 2020 - 2022 годы;
- ежегодное осуществление в 100% общеобразовательных организаций Ардатовского муниципального района анализа данных об образовательных результатах и внешних социальных условиях работы, идентификация группы школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
- создание механизмов объективного мониторинга качества подготовки обучающихся в школах, отнесенных к группе школ с низкими результатами обучения, включая механизмы регионального и муниципального уровня, а также внутришкольные механизмы;
- формирование региональной и муниципальной инфраструктуры для оказания информационно-методической помощи школам, консультирования школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
- стимулирование и организационно-методическое сопровождение педагогических коллективов школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в сложных социальных условиях разработки и ежегодного обновления школьных программ повышения качества образования;
- проведение курсов повышения квалификации для директоров, заместителей директоров и учителей школ по повышению качества преподавания и управления;
- создание и организация деятельности профессиональных сообществ педагогов для совершенствования технологий обучения;
- проведение регулярных семинаров, вебинаров муниципального, регионального и межрегионального уровней для специалистов органов управления образованием, директоров и учителей школ по обмену опытом.
Ежегодно рекомендуется школам, попавшим в список школ с низкими результатами:
- проводить анализ внутренних и внешних причин низких результатов с целью формирования позиции педагогического коллектива по целеполаганию в вопросах повышения качества образования, определив реалистичные цели, задачи и первоочередные мероприятия своего ближайшего развития;
- прорабатывать схемы возможной организации дополнительных занятий с обучающимися с низким уровнем подготовки;
- использовать активные формы работы с родительским сообществом и самими учениками для создания атмосферы заинтересованности в повышении результатов обучения в рамках осознанных реалистичных целей, задач и первоочередных мероприятия своего ближайшего развития.
5. Ресурсное обеспечение Программы.
Одним из направлений Программы является внедрение новых механизмов и инструментов, позволяющих идентифицировать образовательные организации, которые могут стать адресатами поддержки и осуществлять мониторинг происходящих в них изменений. Разработка и внедрение подобных механизмов и инструментов в региональную практику управления и оценки качества образования создаёт возможность для принятия обоснованных, опирающихся на данные решений, целенаправленного распределения ресурсов, анализа результатов реализации предпринимаемых мер и объективной оценки качества работы школ, директоров, педагогических коллективов. Основным принципом предлагаемого подхода является учёт социального контекста при оценке образовательных достижений школ на основе анализа данных школьной статистики, касающейся социально-экономических характеристик семей обучающихся.
Инструментальным аспектом реализации программы поддержки школ с низкими результатами обучения и функционирующих в неблагоприятных социальных условиях является анализ итогов государственной итоговой аттестации (ГИА), всероссийских проверочных работ (ВПР), региональных исследований качества образования.
Таким образом, для определения сегмента школ с низкими результатами обучения основным критерием становится критерий устойчиво низких результатов обучения обучающихся на всех ступенях образования, ведущих к дезадаптации учащихся и препятствующих продолжению их 12 образовательной и профессиональной траектории. Показателями для расчета являются результаты ЕГЭ, ОГЭ и ВПР за последние два года. Для школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, основным критерием является критерий дефицита ресурсных условий и сложность территориальных условий. Показателями для расчета являются: индекс социального благополучия, рассчитанного на основе доли семей учащихся с низким социально экономическим и культурным уровнем; доля обучающихся с девиантным поведением, отсутствием учебной мотивации, слабым знанием русского языка (дети-инофоны); удаленность школы от других образовательных центров.
Данные о социально-экономических характеристиках семьи собираются на основе информации социальных паспортов школ. Основными показателями, на основе которых определяется уровень социального благополучия школы, служат следующие показатели:
- доля учащихся из семей, где оба родителя имеют высшее образование;
- доля обучающихся из неполных семей;
- доля обучающихся, состоящих на различных видах учета;
- доля обучающихся, изучающих русский язык как неродной.
В ходе осуществления Программы планируется реализовать перечисленные ниже меры:
- провести идентификацию школ с низкими результатами обучения и функционирующих в неблагоприятных социальных условиях на основе разработанных региональных методик;
- включить в систему оценки качества учебных достижений анализа школьного контекста и характеристик контингента: социально-экономического и культурного статуса семей обучающихся, категорий детей с проблемами обучения и поведения. Для этого использовать показатель социального благополучия школы, позволяющий идентифицировать образовательные организации, попадающие в группу риска, т.е. имеющие наиболее сложный контингент обучающихся и показывающие наиболее низкие результаты, а также оценить эффективность работы образовательной организации;
- внедрить во все общеобразовательные организации социальные паспорта обучающихся как инструмент сбора данных по контекстным показателям. Развивать информационные системы и системы данных на уровне региона для анализа условий работы образовательных организаций, оценки их эффективности и адресного распределения ресурсов, в том числе, поддержки школ с низкими результатами обучения и работающих в сложных социальных условиях.
Информационно-методическая поддержка школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в сложных социальных условиях направлена на обеспечение повышения качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях посредством:
- выявления методических проблем педагогов школ - участников Программы в ходе мониторинговых исследований методической компетентности педагогов, сформированности метапредметных результатов обучающихся, оценки качества образования участниками образовательных отношений;
- разработки методического обеспечения для реализации перехода школ в эффективный режим функционирования и повышения качества образования;
- обеспечения готовности руководителей данных образовательных организаций к разработке и реализации программ перехода школ в режим эффективного функционирования.
- обеспечения реализации комплексной модели учительского роста в данных образовательных организациях.
6. Планируемые результаты Программы.
В ходе реализации программы планируется достижение следующих результатов:
1. Создание целостной региональной и муниципальной нормативноправовой базы, обеспечивающей эффективную реализацию программ повышения качества образования.
2. Создание и функционирование в Республике Мордовия эффективной системы методического сопровождения и поддержки школ с разным уровнем качества образования в целях повышения качества условий, качества обучения, качества управления в каждой образовательной организации и повышения качества образования в республике в целом.
3. Обобщение опыта работы региона по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения и трансляция успешных управленческих практик, как на уровне региона, так и других субъектов Российской Федерации.
4. Разработка и реализация не менее чем в 80% муниципалитетов муниципальных программ поддержки школ и школьных программ повышения качества образования на 2020 - 2022 годы.
5. Ежегодное сокращение школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.