Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Утвержден
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 27 мая 2021 г. N 438-П
Порядок
осуществления межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики суицидального поведения несовершеннолетних
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет систему осуществления межведомственного взаимодействия органов и организаций по вопросам профилактики суицидального поведения несовершеннолетних и ведение статистического учета данной категории несовершеннолетних (далее - субъекты системы профилактики), разработан в соответствии с основными положениями:
- Конституции Российской Федерации;
- Семейного кодекса Российской Федерации;
- Гражданского кодекса Российской Федерации;
- Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
- Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве";
- Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции";
- Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
- Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
- Закона Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Закон автономного округа, автономный округ) от 28 декабря 2005 года N 106-ЗАО "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
- Закона автономного округа от 28 октября 2013 года N 117-ЗАО "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа по опеке и попечительству над несовершеннолетними, по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда автономного округа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, по осуществлению контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также по осуществлению контроля за распоряжением ими";
- Закона автономного округа от 08 октября 2010 года N 98-ЗАО "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав".
1.2. Основные задачи межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики:
- раннее выявление несовершеннолетних, имеющих признаки суицидального поведения;
- организация внутриведомственного и межведомственного обмена информацией и взаимодействия субъектов системы профилактики по всем выявленным фактам суицидального поведения несовершеннолетних;
- выявление возможных причин и условий, способствующих суицидальному поведению несовершеннолетних;
- обеспечение взаимодействия субъектов системы профилактики в процессе оказания комплексной помощи, в рамках индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним либо психолого-педагогического и медицинского сопровождения несовершеннолетнего суицидальным поведением, его ближайшего окружения;
- профилактика рецидивов суицидальной попытки и снижение риска возникновения суицидоопасных реакций у детей и подростков;
- ведение единого реестра несовершеннолетних с суицидальным поведением в автономном округе.
1.3. Основные понятия, используемые в Порядке:
- несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;
- суицид - преднамеренное, умышленное лишение себя жизни, самоубийство. Ключевой признак данного явления - преднамеренность;
- суицидальная попытка (попытка суицида, незавершенный суицид) - целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни с целью покончить жизнь самоубийством или с демонстративно-шантажными целями, но не закончившееся смертью;
- суицидальное поведение - проявление суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Вариант поведения личности, характеризующийся осознанным желанием покончить с собой (цель - смерть, мотив - разрешение или изменение психотравмирующей ситуации путем добровольного ухода из жизни), то есть любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни. Имеет определенные формы, способы осуществления, стадии развития, предикторы, факторы риска;
- склонение несовершеннолетнего к суициду - содействие совершению самоубийства советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения самоубийства либо устранением препятствий к его совершению или обещанием скрыть средства или орудия совершения самоубийства;
- несуицидальные самоповреждения (парасуицид) - самоповреждение без суицидального намерения. Действие с несмертельным летальным исходом, при котором лицо преднамеренно демонстрирует непривычное для себя поведение, приводящее при отсутствии вмешательства со стороны к самоповреждению, либо преднамеренно принимает какое-либо вещество в дозе, превышающей предписанную, целью чего служит осуществление желаемых данным лицом перемен посредством фактических или ожидаемых физических последствий;
- индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
- психолого-педагогическое сопровождение - система профессиональной работы, ориентированная на обеспечение социально психологических условий для успешной деятельности, эмоционального благополучия ребенка, его психического развития.
1.4. Субъекты взаимодействия:
1.4.1. комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав автономного округа, районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - комиссия, районная (городская) комиссия);
1.4.2. аппарат комиссии, отделы, обеспечивающие деятельность районных (городских) комиссий;
1.4.3. департамент образования автономного округа;
1.4.4. органы местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе, осуществляющие управление в сфере образования;
1.4.5. органы опеки и попечительства муниципальных образований в автономном округе;
1.4.6. образовательные организации муниципальных образований в автономном округе;
1.4.7. департамент социальной защиты населения автономного округа;
1.4.8. государственные организации социального обслуживания автономного округа;
1.4.9. Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по автономному округу (далее - УМВД России по автономному округу), территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне автономного округа (далее - территориальные ОМВД России автономного округа), отделы (подразделения) по делам несовершеннолетних отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по автономному округу (далее - отделы (подразделения) по делам несовершеннолетних ОМВД России по автономному округу);
1.4.10. медицинские организации, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности (далее - медицинские организации);
1.4.11. Центр суицидальной превенции государственного бюджетного учреждения здравоохранения автономного округа "Новоуренгойский психоневрологический диспансер" (далее - Центр суицидальной превенции);
1.4.12. Уполномоченный по правам ребенка в автономном округе;
1.4.13. иные субъекты: уголовно-исполнительные инспекции Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по автономному округу, органы и учреждения по делам молодежи, культуры, досуга, спорта и туризма в автономном округе.
II. Функции субъектов системы профилактики по вопросам профилактики суицидального поведения несовершеннолетних
2.1. Комиссия:
- координирует деятельность субъектов системы профилактики по предупреждению суицидального поведения несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих суицидальному поведению несовершеннолетних на территории автономного округа;
- в рамках заседаний (межведомственных рабочих групп) заслушивает и анализирует информацию исполнительных органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе, субъектов системы профилактики о деятельности по предупреждению детского суицида, вовлечения несовершеннолетних в совершение действий, представляющих опасность для их жизни, принимает соответствующие постановления (решения), контролирует их исполнение;
- ежегодно формирует отчет о деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории автономного округа, включающий сведения о суицидах (суицидальных попытках) несовершеннолетних, информацию о профилактике суицидального поведения несовершеннолетних.
2.2. Аппарат комиссии:
- осуществляет администрирование (сопровождение) единого реестра случаев суицидального поведения среди несовершеннолетнего автономного округа;
- ежеквартально обеспечивает проведение сверки по фактам суицидального поведения несовершеннолетних на территории автономного округа с Центром суицидальной превенции, УМВД России по автономному округу;
- ежеквартально и по итогам года проводит анализ статистической информации по фактам суицидального поведения несовершеннолетних автономного округа;
- обобщает информацию районных (городских) комиссий по фактам суицидального поведения несовершеннолетних, о результатах проведенного анализа причин и условий суицидального поведения несовершеннолетних;
- при необходимости принимает участие в заседании районных (городских) комиссий с целью оказания методической помощи по вопросам определения необходимого ресурсного обеспечения, организации психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетнего и его семьи.
2.3. Районные (городские) комиссии:
- осуществляют координацию деятельности субъектов системы профилактики по предупреждению суицидального поведения несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих суицидальному поведению несовершеннолетних на территории муниципального образования в автономном округе;
- ежегодно рассматривают на заседании вопрос об эффективности проводимой работы субъектами системы профилактики по предупреждению суицидального поведения несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих суицидальному поведению несовершеннолетних на территории муниципального образования в автономном округе;
- утверждают состав рабочей группы при районной (городской) комиссии по рассмотрению фактов суицидального поведения несовершеннолетних, определению экстренных мер по оказанию помощи несовершеннолетним;
- рассматривают на заседании поступившую информацию о факте суицидального поведения несовершеннолетнего, проводят анализ причин и условий;
- принимают решение об организации психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетнего и его семьи либо индивидуальной профилактической работы, определяют необходимое ресурсное обеспечение;
- определяют орган или организацию системы профилактики, ответственного за работу с несовершеннолетним с суицидальным поведением, членами его семьи, ближайшим окружением;
- поручают ответственному органу или организации системы профилактики разработать и направить в адрес отдела, обеспечивающего деятельность районной (городской) комиссии, межведомственный план психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетнего и его семьи либо межведомственный план индивидуальной профилактической работы, разработанного на основе проведенного диагностического обследования несовершеннолетнего и его семьи, с учетом рекомендаций Центра суицидальной превенции (по необходимости);
- утверждают на заседании план психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетнего и его семьи либо межведомственный план индивидуальной профилактической работы на срок, необходимый для его реабилитации, но не менее 6 месяцев;
- заслушивают на заседании анализ о результативности и эффективности организованной работы в рамках утвержденного плана (не реже 1 раза в 3 месяца), при необходимости вносят изменения и дополнения, принимают решение о прекращении или продолжении работы;
- при поступлении информации о повторном факте суицидального поведения несовершеннолетнего принимают решение о проведении проверки качества реализации межведомственного плана психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетнего и его семьи либо межведомственного плана индивидуальной профилактической работы;
- при получении информации о суициде несовершеннолетнего председатель районной (городской) комиссии (заместитель председателя) проводит внеочередное заседание для проведения анализа ситуации, установления причин и условий, принятия мер по оказанию помощи семье и ближайшему окружению. К участию в заседании привлекаются представители аппарата комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав автономного округа;
- принимают участие в проведении межведомственных семинаров, совещаний, иных мероприятий по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних.
2.4. Отделы, обеспечивающие деятельность районных (городских) комиссий:
- осуществляют администрирование (сопровождение) единого реестра случаев суицидального поведения среди несовершеннолетних на территории муниципального образования в автономном округе;
- при поступлении информации о факте суицидального поведения несовершеннолетнего незамедлительно посредством телефонной связи сообщают имеющуюся информацию председателю районной (городской) комиссии и в аппарат комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав автономного округа;
- в течение 2 рабочих дней обеспечивают проведение заседания рабочей группы при районной (городской) комиссии, с целью принятия экстренных мер по оказанию помощи несовершеннолетнему и его семье. Устанавливается факт оказания медицинской, психотерапевтической и (или) психологической помощи. При отказе родителей (законных представителей) от получения медицинской, психотерапевтической и (или) психологической помощи выясняются причины, обсуждаются варианты оказания необходимой помощи несовершеннолетнему;
- запрашивают информацию у субъектов системы профилактики по факту суицидального поведения несовершеннолетнего для рассмотрения на заседании районной (городской) комиссии;
- проводят предварительный анализ мероприятий, включаемых в межведомственный план психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетнего и его семьи либо межведомственный план индивидуальной профилактической работы, на соответствие характеру ситуации, выявленным проблемам и индивидуальным особенностям несовершеннолетнего и его семьи;
- ежеквартально обеспечивают проведение сверки по фактам суицидального поведения несовершеннолетних с отделами (подразделениями) по делам несовершеннолетних ОМВД России по автономному округу).
2.5. УМВД России по автономному округу:
- проводит анализ на территории автономного округа фактов суицидального поведения несовершеннолетних, их причин;
- ежеквартально участвует в проведении сверки по фактам суицидального поведения несовершеннолетних на территории автономного округа с аппаратом комиссии;
- принимает в пределах компетенции меры по предупреждению суицидального поведения несовершеннолетних на территории автономного округа;
- принимает участие в межведомственных семинарах, совещаниях, иных мероприятиях по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних.
2.6. Отделы (подразделения) по делам несовершеннолетних ОМВД России по автономному округу:
- проводят анализ на территории соответствующего муниципального образования в автономном округе фактов суицидального поведения несовершеннолетних, их причин;
- принимают в пределах компетенции меры по предупреждению суицидального поведения несовершеннолетних на территории муниципального образования в автономном округе;
- информируют органы прокуратуры, УМВД России по автономному округу, районные (городские) комиссии о выявленных фактах суицидального поведения несовершеннолетних, причинах и условиях, способствовавших суицидальному поведению несовершеннолетних;
- направляют информацию по установленным фактам суицидальных попыток несовершеннолетних в следственные отделы следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по автономному округу;
- проводят проверку по выявлению фактов ненадлежащего исполнения родительских обязанностей при поступлении информации о совершении повторной суицидальной попытки несовершеннолетним;
- проводят разъяснительную работу среди несовершеннолетних и их родителей по предупреждению суицидального поведения в подростковой среде, в том числе о видах уголовной и административной ответственности за склонение несовершеннолетних к совершению суицида;
- принимают участие в межведомственных семинарах, совещаниях, иных мероприятиях по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних;
- проводят анализ и представляют отчеты о реализации мероприятий по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних в районные (городские) комиссии в части компетенции.
2.7. Органы местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе, осуществляющие управление в сфере образования:
- принимают в пределах компетенции меры по предупреждению суицидального поведения несовершеннолетних на территории муниципального образования в автономном округе;
- обеспечивают методическое сопровождение, координацию и контроль деятельности подведомственных образовательных организаций по вопросам профилактики и предупреждения суицидального поведения несовершеннолетних, оказания психолого-педагогической помощи детям в кризисных ситуациях;
- информируют органы прокуратуры, отделы (подразделения) по делам несовершеннолетних ОМВД России по автономному округу, департамент образования автономного округа, районные (городские) комиссии о выявленных фактах суицидального поведения несовершеннолетних, причинах и условиях, способствовавших суицидальному поведению несовершеннолетних;
- проводят служебные проверки по фактам суицидальных попыток (суицида) несовершеннолетних, проживающих в интернатах, расположенных на территории автономного округа, результаты служебных проверок направляют в департамент образования автономного округа;
- при поступлении информации о повторном факте суицидального поведения несовершеннолетнего принимают участие в проведении проверки качества реализации межведомственного плана психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетнего и его семьи либо межведомственного плана индивидуальной профилактической работы;
- принимают участие в проведении межведомственных семинаров, совещаний, иных мероприятий по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних;
- проводят анализ и представляют отчеты о реализации мероприятий по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних в районные (городские) комиссии в части компетенции;
- организуют повышение квалификации педагогических работников подведомственных образовательных организаций по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних.
2.8. Органы опеки и попечительства муниципальных образований в автономном округе:
- выявляют несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- информируют органы прокуратуры, отделы (подразделения) по делам несовершеннолетних ОМВД России по автономному округу, департамент образования автономного округа, районные (городские) комиссии о выявленных фактах суицидального поведения несовершеннолетних, причинах и условиях, способствовавших суицидальному поведению несовершеннолетних;
- принимают участие в заседании рабочих групп при районных (городских) комиссиях по рассмотрению фактов суицидального поведения несовершеннолетних из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определению экстренных мер по оказанию помощи несовершеннолетним;
- во исполнение постановления районной (городской) комиссии проводят работу в рамках индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совершившим суицидальную попытку, и его законными представителями либо психолого-педагогического сопровождения. Представляют аналитические отчеты (информацию) о результативности и эффективности проведенной работы;
- принимают участие в межведомственных семинарах, совещаниях, иных мероприятиях по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних;
- организуют проведение профилактических мероприятий (семинары, практикумы, круглые столы, коммуникационные площадки, деловые игры) для законных представителей по вопросам профилактики суицидальных проявлений, подростковых девиаций, зависимостей, гармонизации детско-родительских отношений с учетом результатов ежегодного тестирования несовершеннолетних подопечных на комфортность пребывания в замещающих семьях.
2.9. Образовательные организации муниципальных образований в автономном округе:
- обеспечивают проведение в образовательной организации комплекса организационно-педагогических мероприятий, направленных на профилактику и предупреждение суицидального поведения несовершеннолетних, в рамках общей профилактики, первичной и вторичной профилактики;
- обеспечивают координацию деятельности специалистов образовательной организации по вопросам профилактики и предупреждения суицидального поведения несовершеннолетних, оказания психолого-педагогической помощи детям в кризисных ситуациях;
- информируют органы прокуратуры, отделы (подразделения) по делам несовершеннолетних ОМВД дел России по автономному округу, органы местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе, осуществляющие управление в сфере образования, районные (городские) комиссии о выявленных фактах суицидального поведения несовершеннолетних, причинах и условиях, способствовавших суицидальному поведению несовершеннолетних;
- принимают участие в заседании рабочих групп при районных (городских) комиссиях по рассмотрению фактов суицидального поведения несовершеннолетних, определению экстренных мер по оказанию помощи несовершеннолетним;
- с целью обеспечения раннего выявления несовершеннолетних, находящихся в кризисных ситуациях, предотвращения и предупреждения суицидального поведения несовершеннолетних проводят диагностику их адаптации в образовательной организации, социометрические исследования особенностей психического развития несовершеннолетних обучающихся (воспитанников);
- обеспечивают систематический внешний визуальный осмотр несовершеннолетних обучающихся (воспитанников) в целях выявления внешних признаков суицидального поведения несовершеннолетних;
- во исполнение постановления районной (городской) комиссии проводят работу в рамках индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним, совершившим суицидальную попытку, и его семьей либо психолого-педагогического сопровождения. Представляют аналитические отчеты (информацию) о результативности и эффективности проведенной работы;
- могут вносить в районную (городскую) комиссию предложения для внесения изменений и дополнений в индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними, совершившими суицидальную попытку, и их семьями либо психолого-педагогическое сопровождение.
2.10. Государственные организации социального обслуживания автономного округа:
- обеспечивают проведение в учреждении комплекса организационно-реабилитационных мероприятий, направленных на профилактику и предупреждение суицидального поведения несовершеннолетних, в рамках общей профилактики, первичной и вторичной профилактики;
- предоставляют социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с индивидуальными программами предоставления социальных услуг и условиями договоров о предоставлении социальных услуг, заключенных с законными представителями несовершеннолетних;
- информируют органы прокуратуры, отделы (подразделения) по делам несовершеннолетних ОМВД России по автономному округу, департамент социальной защиты населения автономного округа, районные (городские) комиссии о выявленных фактах суицидального поведения несовершеннолетних получателей социальных услуг учреждения, причинах и условиях, способствовавших суицидальному поведению несовершеннолетних;
- принимают участие в заседании рабочих групп при районных (городских) комиссиях по рассмотрению фактов суицидального поведения несовершеннолетних получателей социальных услуг учреждений, определению экстренных мер по оказанию помощи несовершеннолетним;
- с целью предотвращения и предупреждения суицидального поведения несовершеннолетних получателей социальных услуг учреждений проводят диагностику особенностей их психического развития;
- обеспечивают систематический внешний визуальный осмотр несовершеннолетних получателей социальных услуг учреждений в целях выявления внешних признаков суицидального поведения несовершеннолетних;
- во исполнение постановления районной (городской) комиссии проводят работу в рамках индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним получателем социальных услуг, совершившим суицидальную попытку, и его семьей либо психолого-педагогического сопровождения. Представляют аналитические отчеты (информацию) о результативности и эффективности проведенной работы;
- могут вносить в районную (городскую) комиссию предложения для внесения изменений и дополнений в индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними получателями социальных услуг, совершившими суицидальную попытку и их семьями, либо психолого-педагогическое сопровождение.
2.11. Иные субъекты:
- принимают в пределах компетенции меры по предупреждению суицидального поведения несовершеннолетних на территории муниципального образования в автономном округе;
- выявляют несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению, принимают меры в части компетенции;
- информируют органы прокуратуры, отделы (подразделения) по делам несовершеннолетних ОМВД России по автономному округу, районные (городские) комиссии о выявленных фактах суицидального поведения несовершеннолетних, причинах и условиях, способствовавших суицидальному поведению несовершеннолетних;
- могут разрабатывать и участвовать в реализации проектов, направленных на профилактику и предупреждение суицидального поведения несовершеннолетних.
2.12. Медицинские организации:
- принимают участие в выявлении несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению;
- принимают в пределах компетенции меры по предупреждению суицидального поведения несовершеннолетних на территории автономного округа;
- оказывают специализированную медицинскую помощь несовершеннолетним, имеющим психические отклонения;
- организуют информирование несовершеннолетних и их родителей (законных представителей) об оказании медицинской помощи несовершеннолетним с кризисными состояниями и суицидальным поведением;
- принимают участие в межведомственных семинарах, совещаниях, иных мероприятиях по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних.
2.13. Центр суицидальной превенции:
- обеспечивает ведение персонифицированного суицидологического регистра несовершеннолетних, обратившихся в медицинские организации автономного округа;
- ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным, проводит сверку по фактам суицида и суицидальных попыток среди несовершеннолетних с районными (городскими) комиссиями, аппаратом комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав автономного округа.
III. Типовой алгоритм организации межведомственного взаимодействия по организации профилактической работы при выявлении факта суицидального поведения несовершеннолетнего
3.1. Медицинские организации при получении информации о факте суицидального поведения несовершеннолетнего:
- незамедлительно сообщают в дежурную часть территориального ОМВД России автономного округа, районные (городские) комиссии обо всех фактах поступления (обращения) несовершеннолетних граждан с признаками суицидального поведения;
- заполняют экспресс-анкету в части имеющейся информации по факту суицидального поведения несовершеннолетнего и направляют с письменного согласия гражданина или его законного представителя в течение 2 рабочих дней в Центр суицидальной превенции для анализа особенностей суицидального поведения и в районную (городскую) комиссию;
- по запросу территориального ОМВД России автономного округа обязаны в течение суток со дня поступления запроса и на безвозмездной основе выдавать письменные справки о поступивших (обратившихся) несовершеннолетних гражданах с признаками суицидального поведения с указанием предварительного диагноза, возможных причин (в том числе со слов пострадавшего).
3.2. Отделы (подразделения) по делам несовершеннолетних ОМВД России по автономному округу) незамедлительно (по телефону) информируют органы прокуратуры, УМВД России по автономному округу, районные (городские) комиссии о выявленных фактах суицидального поведения несовершеннолетних, причинах и условиях, способствовавших суицидальному поведению несовершеннолетних, письменно, в течение 3 суток.
3.3. Районные (городские) комиссии:
- в течение 3 суток со дня получения информации о факте суицидального поведения несовершеннолетнего письменно информируют аппарат комиссии (по телефону в устной форме);
- в течение 2 суток со дня получения информации о факте суицидального поведения несовершеннолетнего организуют заседание рабочей группы, действующей на постоянной основе при районной (городской) комиссии, с целью принятия экстренных мер по оказанию помощи несовершеннолетнему и его семье. Устанавливается факт оказания медицинской, психотерапевтической и (или) психологической помощи. При отказе родителей (законных представителей) от получения медицинской, психотерапевтической и (или) психологической помощи выясняются причины, обсуждаются варианты оказания необходимой помощи несовершеннолетнему. Поручают членам рабочей группы при районной (городской) комиссии в срок, не превышающий 7 рабочих дней со дня получения информации о факте суицидального поведения несовершеннолетнего в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации провести сбор сведений, характеризующих данного несовершеннолетнего, а также сведений о семье, в которой он проживает;
- в течение 14 суток со дня получения информации о факте суицидального поведения рассматривают на заседании информацию, собранную рабочей группой при районной (городской) комиссии, коллегиально принимают решение о степени опасности ситуации:
1) в случае принятия решения о пребывании несовершеннолетнего либо его семьи в социально опасном положении принимается постановление районной (городской) комиссии о проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним, его родителями (законными представителями);
2) в случае если семья и (или) несовершеннолетний состоят на учете в категории социально опасного положения организуется работа по включению в утвержденный ранее межведомственный план индивидуальной профилактической работы дополнительных мероприятий с учетом суицидального поведения несовершеннолетнего;
3) в остальных случаях принимается решение об организации психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетнего и его семьи, а также о проведении профилактической работы с данным несовершеннолетним медицинскими организациями;
- утверждают на заседании комиссии в зависимости от принятого решения: межведомственный план индивидуальной профилактической работы; изменения и дополнения в межведомственный план индивидуальной профилактической работы; план психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетнего и его семьи (с включением мероприятий медицинских учреждений);
- устанавливают срок проведения работы: с несовершеннолетним, совершившим суицидальную попытку, и его семьей не менее 1 года; с несовершеннолетним, совершившим несуицидальные самоповреждения (парасуицид), и его семьей не менее 6 месяцев;
- не реже 1 раза в квартал заслушивают на заседании отчет о реализации межведомственного плана индивидуальной профилактической работы либо плана психолого-педагогического сопровождения, результативности и эффективности проводимой работы. При необходимости принимает координационные меры в части компетенции;
- по истечении запланированного срока реализации межведомственного плана индивидуальной профилактической работы либо плана психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетнего и его семьи проводится общий анализ результатов работы с несовершеннолетним и семьей, на основании результатов психолого-педагогического обследования несовершеннолетнего и информационного сообщения от каждого субъекта профилактики, включенного в межведомственный план индивидуальной профилактической работы либо план психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетнего и его семьи, и принимается одно из решений: прекратить или продолжить индивидуальную профилактическую работу либо психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетнего и его семьи;
- при выбытии несовершеннолетнего, совершившего суицидальную попытку, на постоянное место жительства за пределы муниципального образования в автономном округе на заседании рассматривает вопрос о результативности и эффективности проведенной работы, необходимости направления информации в районную (городскую) комиссию по месту жительства с целью продолжения профилактической работы (при наличии письменного согласия законных представителей);
- при завершенном суициде на заседании определяются необходимые меры по оказанию психологической, социальной, медицинской (при обращении) помощи членам семьи несовершеннолетнего (родителям, другим несовершеннолетним), являющимся близким окружением несовершеннолетнего;
- в случае отказа родителей (законных представителей) от помощи специалистов субъектов системы профилактики, в том числе от консультаций врача-психиатра детского и медицинского психолога, отделом, обеспечивающим деятельность районной (городской) комиссии проводится разъяснение родителям (законным представителям) последствий данного решения, предлагается письменное подтверждение отказа от помощи, за исключением категории социально опасного положения.
3.4. Центр суицидальной превенции:
- обеспечивает ведение персонифицированного суицидологического регистра несовершеннолетних, обратившихся в медицинские организации;
- ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным, проводит сверку по фактам суицида и суицидальных попыток среди несовершеннолетних с районными (городскими) комиссиями, аппаратом комиссии.
3.5. Аппарат комиссии ежеквартально, до 30 числа месяца, следующего за отчетным:
- информирует Уполномоченного по правам ребенка в автономном округе, департамент образования автономного округа о ставших ей известных фактах суицидального поведения несовершеннолетних;
- собирает и анализирует полученную информацию о проведенной районными (городскими) комиссиями работе по фактам суицидального поведения несовершеннолетних.
IV. Порядок ведения статистического учета случаев суицидального поведения несовершеннолетних
4.1. Общие положения
4.1.1. Статистический учет - это система регистрации, обобщения и изучения случаев суицидального поведения несовершеннолетних на территории автономного округа. Сведения, полученные в результате статистических исследований, помогают изучить и проанализировать ситуацию, складывающуюся на территории автономного округа и прогнозировать дельнейшее развитие. Статистические данные используются для планирования дальнейшей деятельности, принятия решений.
4.1.2. Статистический учет представлен в виде реестра случаев суицидального поведения несовершеннолетних, включающий следующую классификацию:
- суицид;
- суицидальная попытка;
- несуицидальные самоповреждения (парасуицид).
4.2. Функции субъектов системы профилактики по ведению статистического учета.
4.2.1. Аппарат комиссии:
- осуществляет администрирование единого реестра случаев суицидального поведения несовершеннолетних в автономном округе;
- ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным, обеспечивает проведение сверки статистических данных с районными (городскими) комиссиями, Центром суицидальной превенции, УМВД России по автономному округу.
4.2.2. Районные (городские) комиссии:
- осуществляют администрирование единого реестра случаев суицидального поведения несовершеннолетних муниципального образования в автономном округе;
- ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным, обеспечивают проведение сверки статистических данных с отделом (подразделением) по делам несовершеннолетних ОМВД России по автономному округу;
- ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным, направляют в адрес аппарата комиссии статистический отчет по форме, утвержденной постановлением Правительства от 27 мая 2021 года N 438-П.
V. Заключительные положения
5.1. Документы, содержащие информацию о фактах суицидального поведения несовершеннолетних, направляются в субъекты системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как документы ограниченного пользования с грифом "Для служебного пользования" (ДСП).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.