Постановление Верховного Суда РФ от 13 мая 2021 г. N 51-АД21-4-К8
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Давыдова Александра Анатольевича, действующего на основании ордера в интересах акционерного общества "Сибирь-Полиметаллы", на вступившие в законную силу постановление судьи Рубцовского районного суда Алтайского края от 30 сентября 2020 г., решение судьи Алтайского краевого суда от 10 ноября 2020 г. и постановление судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20 января 2021 г., вынесенные в отношении акционерного общества "Сибирь-Полиметаллы" (далее - АО "Сибирь-Полиметаллы", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Змеиногорского городского суда Алтайского края от 6 июля 2020 г. АО "Сибирь-Полиметаллы" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением судьи Алтайского краевого суда от 25 августа 2020 г. постановление судьи Змеиногорского городского суда Алтайского края от 6 июля 2020 г. отменено, дело передано на рассмотрение в Рубцовский районный суд Алтайского края.
Постановлением судьи Рубцовского районного суда Алтайского края от 30 сентября 2020 г., оставленным без изменения решением судьи Алтайского краевого суда от 10 ноября 2020 г. и постановлением судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20 января 2021 г., АО "Сибирь-Полиметаллы" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Давыдов А.А. просит отменить судебные акты, вынесенные в отношении АО "Сибирь-Полиметаллы" по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Согласно части 2 указанной статьи те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Перечень таких заболеваний утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в числе прочего посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 г. N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) и с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.
В связи с угрозой завоза и распространения в Алтайском крае новой коронавирусной инфекции COVID-19, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в целях реализации указанного постановлением Правительства Алтайского края от 18 марта 2020 г. N 120 введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" на высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений данного Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации возложена обязанность обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Постановлением Правительства Алтайского края от 6 апреля 2020 г. N 150 "Об определении организаций, в том числе индивидуальных предпринимателей, которые могут осуществлять деятельность в период действия Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (действовавшим на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) определено, что в условиях действия этого Указа могут осуществлять деятельность организации, осуществляющие добычу полезных ископаемых, при условии реализации ими мер, направленных на предупреждение возникновения и распространения коронавирусной инфекции COVID-19 на объекте (территории) организации, предусмотренных рекомендациями и требованиями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю, нормативными актами Алтайского края.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Алтайскому краю от 13 апреля 2020 г. N 637 "О дополнительных мерах по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 на территории Алтайского края" (далее - постановление главного государственного врача по Алтайскому краю от 13 апреля 2020 г. N 637) в соответствии с названным выше Указом Президента Российской Федерации с целью реализации постановления Губернатора Алтайского края от 6 апреля 2020 г. N 150 (в редакции постановления от 10 апреля 2020 г. N 161), а также учитывая увеличение количества лабораторно подтвержденных случаев COVID-19 в Алтайском крае, с целью предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 на территории Алтайского края и в соответствии со статьями 29, 50, 51 Закона N 52-ФЗ, с целью введения на территории Алтайского края противоэпидемических мероприятий постановлено, что юридическим лицам всех форм собственности, деятельность которых не запрещена Указом Губернатора Алтайского края от 31 марта 2020 г. N 44 (в редакции Указа от 7 апреля 2020 г. N 53) и постановлением Губернатора Алтайского края от 6 апреля 2020 г. N 150 (в редакции постановления от 10 апреля 2020 г. N 161), необходимо обеспечить выполнение комплекса мероприятий по профилактике COVID-19:
- при входе работников в организацию (предприятие) обеспечить возможность обработки рук кожными антисептиками. С целью соблюдения мер личной гигиены обеспечить умывальные раковины диспенсерами для жидкого мыла и кожными антисептиками (подпункт 3.1 пункта 3);
- с целью регулярного обеззараживания воздуха применять в рабочих помещениях бактерицидные лампы, рециркуляторы воздуха или использовать спреи (аэрозоли) с заявленным дезинфицирующим действием (подпункт 3.3 пункта 3).
В соответствии с пунктом 1.2 санитарно-эпидемиологических правил "СП 3.1/3.2.3146-13. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65 (далее - СП 3.1/3.2.3146-13), данными санитарно-эпидемиологическими правилами установлены требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных болезней (инфекционных болезней) среди населения Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 1.3 СП 3.1/3.2.3146-13).
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (пункт 2.1 СП 3.1/3.2.3146-13).
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (пункт 2.6 СП 3.1/3.2.3146-13).
Из материалов дела следует, что 22 апреля 2020 г. в 12.00 часов при расследовании причин возникновения инфекционного заболевания коронавирусной инфекции на основании распоряжения главного государственного санитарного врача по Локтевскому, Змеиногорскому, Третьяковскому районам Алтайского края от 22 апреля 2020 г. N 2 в отношении АО "Сибирь-Полиметаллы" по адресу: Алтайский край, Змеиногорский район, п. Беспаловский, промплощадка Корбалихинского рудника АО "Сибирь-Полиметаллы" выявлено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих:
- в нарушение подпункта 3.1 пункта 3 постановления главного государственного врача по Алтайскому краю от 13 апреля 2020 г. N 637 при входе работников на предприятие (на проходной) не обеспечена возможность обработки рук кожными антисептиками, в умывальных комнатах в общежитии умывальные раковины не обеспечены диспенсерами для жидкого мыла и кожных антисептиков;
- в нарушение подпункта 3.3 пункта 3 постановления главного государственного врача по Алтайскому краю от 13 апреля 2020 г. N 637 в рабочих помещениях с целью регулярного обеззараживания воздуха не обеспечено применение бактерицидных ламп, рециркуляторов воздуха, или применение аэрозолей с заявленным дезинфицирующим действием.
Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: распоряжением о проведении расследования причин возникновения инфекционного заболевания (т. 1, л.д. 1), справкой по расследованию причин возникновения инфекционных и массовых заболеваний (т. 1, л.д. 3-6), протоколом об административном правонарушении (т. 1, л.д. 1214), фототаблицей (т. 1, л.д. 15-16), показаниями главных специалистов-экспертов территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Алтайскому краю в Локтевском, Змеиногорском и Третьяковском районах (далее также - контролирующий орган) Б. и Ш. начальника указанного отдела С. данными в ходе судебного разбирательства (т. 2, л.д. 52-53, 56 59, 63 оборот), и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 названного кодекса, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
В настоящей жалобе заявитель утверждает, что не имелось законных оснований для привлечения общества к административной ответственности, поскольку санитарно-эпидемиологические правила "СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" были утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 г. N 15, зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 мая 2020 г. (N 58465) и только с этого момента стало возможным привлечение к административной ответственности.
Данный довод не влечет отмену обжалуемых судебных актов.
Обществу вменено нарушение требований об обеспечении выполнения комплекса мероприятий по профилактике COVID-19 (санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий), установленных названным выше постановлением Главного государственного санитарного врача по Алтайскому краю от 13 апреля 2020 г. N 637 "О дополнительных мерах по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 на территории Алтайского края". Осуществление этих мероприятий является обязательным, в том числе в силу приведенных выше положений СП 3.1/3.2.3146-13. Невыполнение означенных мероприятий и соответственно нарушение указанных санитарно-эпидемиологических правил образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопреки утверждению заявителя право лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на защиту при составлении протокола об административном правонарушении не нарушено.
Из материалов дела усматривается, что законный представитель АО "Сибирь-Полиметаллы" Рязанцев В.А. надлежащим образом телефонограммой (принял лично) был извещен о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Протокол составлен с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - начальника юридического отдела АО "Сибирь-Полиметаллы" Маныпина А.Н., который выданной 24 апреля 2020 г. законным представителем общества Рязанцевым В.А. доверенностью N 84, уполномочен на представление интересов общества в Управлении Роспотребнадзора по Алтайскому краю в Локтевском, Змеиногорском и Третьяковском районах, в том числе с правом присутствия при составлении протокола, его подписания, участия в рассмотрении дела об административном правонарушении.
Обладая специальными познаниями в области юриспруденции и будучи способным давать оценку юридически значимым действиям, защитник Манынин А.Н. при составлении протокола об административном правонарушении оказывал АО "Сибирь-Полиметаллы" необходимую юридическую помощь, пользовался предоставленными ему процессуальными правами.
Ходатайство указанного лица от отложении составления протокола об административном правонарушении разрешено должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в Локтевском, Змеиногорском и Третьяковском районах с соблюдением требований статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Мотивы, по которым должностное лицо указанного органа не усмотрело оснований для удовлетворения ходатайства, изложены в определении, вынесенном по результатам рассмотрения ходатайства, и сомнений не вызывают.
Право АО "Сибирь-Полиметаллы" на защиту реализовано как при составлении протокола об административном правонарушении, так и в ходе дальнейшего производства по делу. Дело и жалобы на постановление о назначении административного наказания рассмотрены с участием защитников Маньшина А.Н. и Давыдова А.А., которые заявляли ходатайства, представляли доказательства, давали объяснения относительно обстоятельств вмененного административного правонарушения, участвовали в исследовании имеющихся по делу доказательств, пользовались иными процессуальными правами.
Указание заявителя на то, что по результатам проведенного должностными лицами контролирующего органа мероприятия не составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий либо акт проверки, состоятельным признать нельзя.
В рассматриваемом случае осмотр принадлежащих обществу помещений, территорий и находящихся там вещей в порядке статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также проверка в соответствии с нормами Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) не проводились.
Доводы жалобы в указанной части основаны на неверном толковании закона.
Согласно материалам дела на основании распоряжения главного государственного врача по Локтевскому, Змеиногорскому, Третьяковскому районам Алтайского края от 22 апреля 2020 г. N 2 должностными лицами контролирующего органа в отношении общества проведено расследование причин возникновения коронавирусной инфекции, что соответствует положениям подпункта 2 пункта 1 статьи 42 Закона N 52-ФЗ, в силу которых санитарно-эпидемиологические расследования и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться, в том числе должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в целях установления причин и условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и оценки последствий возникновения и распространения таких заболеваний (отравлений).
Более того, в силу пункта 5 части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ положения этого закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при расследовании причин возникновения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей.
Вопреки утверждению заявителя участие понятых при проведении данного расследования нормами закона не предусмотрено.
Результаты проведенного расследования зафиксированы 24 апреля 2020 г. (т. 1, л.д. 3-6). Соответствующий документ и приложенная к нему фототаблица отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержат данные, на основании которых подлежат установлению обстоятельства, указанные в статье 26.1 названного кодекса, поводов для признания их недопустимыми доказательствами по делу не имеется.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки на предыдущих стадиях производства по делу, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в обжалуемых судебных постановлениях.
Несогласие заявителя с оценкой собранных по делу доказательств и установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в соответствии с правилами, предусмотренными статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 2 статьи 6.3 названного кодекса.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены нижестоящими судами в порядке, установленном статьями 30.6, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление судьи Рубцовского районного суда Алтайского края от 30 сентября 2020 г., решение судьи Алтайского краевого суда от 10 ноября 2020 г. и постановление судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20 января 2021 г., вынесенные в отношении АО "Сибирь-Полиметаллы" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника Давыдова А.А., действующего на основании ордера в интересах АО "Сибирь-Полиметаллы", - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.Б. Никифоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 13 мая 2021 г. N 51-АД21-4-К8
Текст постановления опубликован не был