Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям от 19 мая 2021 г. к N 266, п. 3.
(седьмого созыва)
по проекту федерального закона N 1158774-7 "О внесении изменений в статью 181.2 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (о дистанционном участии в собраниях) внесен депутатами Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, А.М. Макаровым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел в пределах своей компетенции проект федерального закона N 1158774-7 "О внесении изменений в статью 181.2 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Законопроект расширяет возможности использования электронных и иных технических средств при проведении заседания гражданско-правового сообщества, принятии решения таким собранием, составлении протокола собрания, подтверждающего принятие соответствующего решения, а также хранении и воспроизведении указанных в нем сведений.
Указанные правила предполагается распространить на порядок принятия решений собраниями участников (акционеров) хозяйственных товариществ и обществ, советом директоров (наблюдательных советом), правлением юридических лиц, собранием кредиторов в банкротстве, а также во всех других случаях, когда в силу закона необходимо принятие решения коллективами участников гражданско-правовых сообществ.
Проектируемые изменения определяют дистанционный формат проведения заседаний собраний, предусматривают два обязательных параметра принятия решения посредством такой формы участия в заседании - достоверную аутентификацию участника заседания и наличие необходимых условий для выражения его воли, а также разрешают вопрос о месте проведения собрания при такой форме участия в заседании посредством включения в перечень сведений, указываемых в протоколе собрания, информации о способе дистанционного участия членов гражданско-правового сообщества в заседании.
Положения законопроекта обеспечивают также возможность совмещения голосования при принятии решения собрания. В этом случае результаты голосования определяются на основе волеизъявления лиц, участвовавших в заседании и обсуждении вопросов повестки, и лиц, отсутствовавших на таком заседании и голосовавших заочно.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта, направленного на повышение удобства взаимодействия и упрощение порядка принятия решения участниками гражданско-правовых сообществ при обеспечении необходимых гарантий защиты их прав и законных интересов.
Вместе с тем Комитет полагает целесообразным обратить внимание на следующее. В пояснительной записке к законопроекту указывается на наличие в действующем законодательстве некоторой семантической путаницы, когда о собрании может идти речь и применительно к разновидности коллегиального органа корпоративного юридического лица ("высшим органом является общее собрание"), и применительно к форме заседания коллегиального органа ("принимать участие в собрании", "повестка дня собрания", "право голоса на собрании").
По мнению авторов законопроекта, с точки зрения того понятийного аппарата, который содержится в главе 9.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), о собрании было бы верно вести речь лишь как о самом коллективе, гражданско-правовом сообществе, решение которого в силу закона имеет юридическое значение ("собрание собственников квартир", "собрание членов кооператива" и т.п.). Именно такой подход предложено реализовать в положениях статьи 181.2 ГК РФ.
По мнению Комитета, проектируемое законопроектом понятие "очное собрание" как присутствие вместе участников гражданско-правовых сообществ с возможностью их взаимодействия, воздействия друг на друга, в частности, путем непосредственного участия в дискуссии (постановки вопросов, уточнения информации, предоставления иной информации, высказывания возражений и пр.) не соответствует выше обозначенному подходу о рассмотрении собрания как коллектива, гражданско-правового сообщества.
Таким образом положения законопроекта в представленной редакции не позволяют разрешить семантическую проблему, о которой упоминается в пояснительной записке. Указанное замечание не носит концептуальный характер и может быть устранено при доработке законопроекта ко второму чтению.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рекомендует Государственной Думе принять законопроект при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.