Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока
на проект федерального закона N 1135408-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и Федеральный закон "О свободном порте Владивосток" (в части совершенствования правового регулирования вопросов создания и функционирования территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток), внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока (далее - Комитет) рассмотрел в части вопросов ведения комитета проект федерального закона N 1135408-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и Федеральный закон "О свободном порте Владивосток" (в части совершенствования правового регулирования вопросов создания и функционирования территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток), внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предлагается ряд изменений, направленных на совершенствование существующего правового регулирования преференциальных режимов территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОР) и свободного порта Владивосток (далее - СПВ), а также повышение эффективности инвестиционной деятельности на территории Дальнего Востока.
Представленный законопроект разработан во исполнение пункта 143 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2020 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. N 3205-р.
Комитет разделяет цели авторов законопроекта и отмечает, что значительная часть предлагаемых законопроектом изменений направлена на реализацию рекомендаций по итогам проведенных Комитетом 14 ноября 2019 года парламентских слушаний на тему "О законодательном обеспечении опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока и Арктики".
Данные рекомендации были подготовлены на основе представленных регионами Дальнего Востока и Арктики предложений.
Участники указанных парламентских слушаний рекомендовали Правительству Российской Федерации ускорить подготовку и внесение в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, предусматривающих:
- возможность объединения по решению Правительства Российской Федерации территорий опережающего социально - экономического развития, расположенных в одном субъекте Российской Федерации;
- внесение изменений в части устранения существующего пробела правового регулирования по осуществлению управляющей компанией функции по привлечению резидентов и разработке планов перспективного развития, которые законодательно за ней не закреплены;
- полномочия управляющей компании по осуществлению контроля за исполнением соглашения об осуществлении деятельности, а также обязанность резидента предоставлять информацию о ходе реализации инвестиционного проекта;
- исключение полномочий Минвостокразвития России по осуществлению государственного строительного надзора и передача их осуществления на территориях опережающего социально-экономического развития органам исполнительной власти, уполномоченными на осуществление данного надзора в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
- установление обязанности лица, обратившегося с заявлением об установлении публичного сервитута, обеспечивать выполнение всех мероприятий, необходимых для его установления.
Вышеперечисленные законодательные предложения предусматриваются рассматриваемым законопроектом.
Так, например, возможность объединения по решению Правительства Российской Федерации нескольких ТОР, входящих в состав одного субъекта Российской Федерации, обосновывается в пояснительной записке целями оптимизации затрат на осуществление полномочий уполномоченным федеральным органом, управляющей компанией, а также упрощения администрирования. Кроме того указанная возможность позволит, по мнению Правительства Российской Федерации, рационализировать использование земельных участков, а также повысить эффективность работы ТОР.
При объединении ТОР с различными правовыми статусами будет применяться уже действующий порядок, согласно которому за всеми резидентами сохраняются права, предоставленные им в момент получения статуса резидентов.
Дополнение перечня функций управляющей компании, предусмотренного Федеральными законами о ТОР и СПВ, обосновывается тем, что указанные функции (осуществление мероприятий, направленных на повышение привлекательности режимов ТОР и СПВ, обеспечение разработки перспективных планов) фактически осуществляются управляющей компанией, но не перечислены законодателем.
Управляющая компания обладает наиболее полной информацией об управляемых ею ТОР и СПВ, что дает возможность оперативно информировать участников предпринимательской деятельности о преимуществах указанных преференциальных режимов.
Перечень функций управляющей компании дополняется также контролем за выполнением резидентами ТОР и СПВ соглашений об осуществлении деятельности. Одновременно исключается полномочие уполномоченного федерального органа по осуществлению такого контроля.
Данная мера позволит снизить административную нагрузку на резидентов.
В соответствии с пунктом 1 протокола совещания от 18 сентября 2017 года N ДК-П16-242пр признано целесообразным осуществление государственного строительного надзора на ТОР органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление данного надзора в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. В этой связи законопроектом исключается из числа полномочий уполномоченного федерального органа (Минвостокразвития России) проведение государственного строительного надзора. Для обеспечения Минвостокразвития России надлежащего выполнения государственной функции по осуществлению государственного строительного надзора на ТОР необходимо увеличение штата, а также открытие представительств во всех субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, что является экономически нецелесообразным.
Законопроектом предусматриваются также иные изменения положений Федеральных законов о ТОР и СПВ, направленные на повышение эффективности функционирования указанных преференциальных режимов и оптимизацию соответствующих процедур.
В числе функций управляющей компании, предлагаемых к исключению - функция многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг. С момента принятия Федерального закона о ТОР данная функция оказалась не востребованной и управляющей компанией не осуществлялась.
С целью повышения эффективности функционирования механизма ТОР законопроект предусматривает упрощение порядка принятия решений о создании ТОР, путем включения в него перечня видов экономической деятельности, осуществление которых должно быть запрещено.
В целях ускорения процесса подачи и рассмотрения заявок на получение статуса резидента ТОР, созданной на территории Дальневосточного федерального округа, и СПВ проект федерального закона предусматривает также возможность подачи заявки с соответствующим пакетом документов в электронной форме по формату, утвержденному уполномоченным федеральным органом.
Комитет считает, что принятие законопроекта будет способствовать повышению эффективности инвестиционной деятельности и совершенствованию правового регулирования преференциальных режимов ТОР и СПВ.
С учетом вышеизложенного Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока концептуально поддерживает рассматриваемый законопроект.
Председатель Комитета |
Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.