Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 1153945-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования порядка предоставления земельных участков в Арктической зоне), внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 11.05.2021 (пр. 311, п. 89) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (далее - Комитет) рассмотрен проект федерального закона N 1153945-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования порядка предоставления земельных участков в Арктической зоне) (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предлагается внести комплексные изменения в законодательные акты Российской Федерации, направленные на расширение сферы действия Федерального закона от 01.05.2016 N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 119-ФЗ) в целях предоставления гражданам земельных участков, на субъекты Российской Федерации, включающих территории Севера, Сибири и Дальнего Востока России, в связи с чем предлагается и соответствующая редакция названия Федерального закона N 119-ФЗ.
Представленным законопроектом, среди прочего, уточняется перечень сухопутных территорий Арктической зоны в соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 13.07.2020 N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 193-ФЗ).
В пояснительной записке к законопроекту указано, что предлагаемые законопроектом изменения направлены на упрощение порядка предоставления гражданам земельных участков в Арктической зоне в целях индивидуального жилищного строительства, ведения хозяйства, осуществления любой иной хозяйственной деятельности на специально выделенных для этого территориях, определенных законами субъектов Российской Федерации, относящихся к Арктической зоне и могут способствовать вовлечению неиспользуемых земель в хозяйственный оборот и увеличению налоговых поступлений в местные бюджеты.
В рамках ведения Комитета отмечается следующее.
В соответствии с проектируемыми положениями статьи 1 Федерального закона N 119-ФЗ (в редакции законопроекта) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности гражданам Российской Федерации, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, совместно переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию предлагается осуществлять в муниципальных образованиях, расположенных на территориях (частях территорий) 18 субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного, Северо-Западного и Сибирского федеральных округов.
Согласно нормам статей 14-16 Федерального закона N 131-ФЗ от 6.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности (включая земельные участки), поселений, муниципальных районов, городских и муниципальных округов является вопросом местного значения.
В связи с этим представляется целесообразным включение в состав комиссии по согласованию проекта закона субъекта Российской Федерации (далее - проект закона субъекта Российской Федерации), которым в соответствии с проектируемыми частями 3.5-3.6 статьи 2 Федерального закона N 119-ФЗ, определяется перечень территорий, на которых может осуществляться предоставление земельных участков определенному Федеральным законом N 119-ФЗ кругу лиц, представителей органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
В предлагаемой редакции части 3.7 статьи 2 Федерального закона N 119-ФЗ, вышеуказанный закон субъекта Российской Федерации должен согласовываться с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития Арктической зоны, а также с общественным советом Арктической зоны Российской Федерации, в состав которого, согласно нормам части 3 статьи 7 Федерального закона N 193-ФЗ входят представители общероссийских и региональных объединений (ассоциаций), а также некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в Арктической зоне.
Полагаем, что дополнение состава согласительной комиссии, предусмотренной проектируемой частью 3.7, органами местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых предполагается выделение земельных участков в соответствии с Федеральным законом N 119-ФЗ возможно при подготовке законопроекта ко второму чтению.
При этом представляется необходимым установление приоритета в предоставлении земельных участков на геостратегических территориях соответствующих субъектов Российской Федерации для граждан Российской Федерации, в том числе с учетом интересов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности.
В целом, поддерживая направления совершенствования государственной политики в сфере укрепления Арктической зоны Российской Федерации, Комитет с учетом положительного, в том числе советского, опыта России в сфере освоения и укрепления Севера, Сибири, Дальнего Востока, закрепления на указанных территориях населения, считает, что в перспективе наиболее эффективными мерами поддержки может выступать система комплексных мер как в части имущественного обеспечения населения, так и в части создания мест приложения труда, укрепления социально-демографического и научно-технического потенциала в соответствующих субъектах Российской Федерации, совершенствовании организации местного самоуправления в труднодоступных и отдаленных местностях и т.д.
На основе вышеизложенного Комитет поддерживает законопроект с учетом указанных замечаний и предложений.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.