Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
по проекту федерального закона N 1143824-7 "О внесении изменений в статьи 37 и 51 Федерального закона "О концессионных соглашениях" (об условиях и порядке трансформации договоров аренды имущества в концессионные соглашения), внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 1143824-7 "О внесении изменений в статьи 37 и 51 Федерального закона "О концессионных соглашениях" (об условиях и порядке трансформации договоров аренды имущества в концессионные соглашения), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект разработан в целях обеспечения привлечения инвестиционного ресурса в отрасли тепло-, водоснабжения и водоотведения для дальнейшего проведения мероприятий по обновлению жилищно-коммунальной инфраструктуры с учетом высокой степени ее износа на сегодняшний день. Для этого законопроектом предлагается определить порядок и условия трансформации договоров аренды имущества в концессионные соглашения, т.е. заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, с арендатором указанных объектов без проведения конкурса.
В настоящее время подавляющее большинство ресурсоснабжающих организаций предпочитает заключать договоры аренды, поскольку это не влечет никаких обязанностей по модернизации эксплуатируемых объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения. Учитывая изложенное, Комитет поддерживает концепцию законопроекта, поскольку его принятие будет способствовать решению вопроса о модернизации инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
В то же время Комитет обращает внимание разработчиков законопроекта на необходимость устранения ко второму чтению следующих замечаний правового характера.
В частности, положения проектируемого пункта 6 части 1 статьи 51 Закона N 115-ФЗ (подпункт "а" пункта 2 статьи 1 законопроекта) не согласуются между собой. Так, в первом предложении данного пункта указано, что при отсутствии инвестиционных обязательств арендатора размер инвестиционных обязательств концессионера должен не менее чем в 3 раза превышать размер арендной платы за весь период действия договора аренды. Тогда как способ расчета, указанный в проектируемом подпункте "б" пункта 6 части 1 статьи 51 Закона N 115-ФЗ, предусматривает расчет минимального размера таких обязательств исходя из среднемесячного размера арендной платы за последние 12 месяцев аренды. По мнению Комитета, подобные разночтения могут создавать риски невыполнения условий об увеличении инвестиционных обязательств.
В этой связи также необходимо обратить внимание, что законопроектом не предусматривается, кем будет осуществляться выбор способа расчета минимального размера инвестиционных обязательств в случае, если концедентом выступает Российская Федерация.
В проектируемой части 3.3 статьи 51 Закона N 115-ФЗ (подпункт "б" пункта 2 статьи 1 законопроекта) неясно, в связи с чем уполномоченному органу не предоставлено право принимать решения о возможности заключения концессионного соглашения на иных условиях, чем это было предложено арендатором.
Согласно проектируемой части 3.5 статьи 51 Закона N 115-ФЗ (подпункт "б" пункта 2 статьи 1 законопроекта) при намерении заключить долгосрочное концессионное соглашение арендатор обязан направить уведомление о таком намерении до 1 января 2022 года. Вместе с тем, на практике подготовка концессионного соглашения, в том числе расчет долгосрочных параметров регулирования, производится при участии органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих регулирование цен (тарифов) и обеспечивающих надежность теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения на соответствующих территориях. Поэтому период подготовки проекта концессионного соглашения, согласование его условий и оценка финансовых возможностей потенциального концессионера может занимать продолжительное время. В этой связи Комитет полагает целесообразным продлить до 1 января 2023 года срок, установленный для направления в уполномоченный орган уведомления о заключении концессионного соглашения в порядке трансформации.
Законопроектом предусмотрено дополнение статьи 51 Закона N 115-ФЗ частью 7 (подпункт "в" пункта 2 статьи 1 законопроекта), в соответствии с которой новые созданные объекты, находящиеся в собственности концедента, технологически связанные с объектом концессионного соглашения, но не входящие в периметр концессионного соглашения, могут быть переданы концессионеру без проведения торгов на определенных условиях посредством внесения соответствующих изменений в действующее концессионное соглашение. Вместе с тем, согласно статье 43 Закона N 115-ФЗ для изменения условий концессионного соглашения, заключенного в отношении упомянутых объектов, за исключением условий, изменяемых в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 5, частью 3.1 статьи 13, частью 3.1 статьи 44 и статьей 54 Закона N 115-ФЗ, требуется предварительное согласие антимонопольного органа. В этой связи Комитет отмечает, что Правилами предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2014 N 368) установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым могут быть изменены условия концессионного соглашения. Это существенно ограничивает внесение изменений в условия концессионного соглашения, однако в сопроводительных материалах к законопроекту, тем не менее, указано, что его принятие не потребует изменения каких-либо нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации.
Комитет также обращает внимание на необходимость юридико-технической и лингвостилистической правки законопроекта ко второму чтению.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1143824-7 "О внесении изменений в статьи 37 и 51 Федерального закона "О концессионных соглашениях" (об условиях и порядке трансформации договоров аренды имущества в концессионные соглашения), внесенный Правительством Российской Федерации.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.