Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 1145532-7 "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации", внесенный Верховным Судом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет по государственному строительству и законодательству, рассмотрев представленный законопроект, отмечает следующее.
Проектом федерального закона предлагается внести изменение в статью 8 Федерального закона от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), направленное на дополнение порядка замещения отсутствующих мировых судей. В этих целях проектом федерального закона предлагается в случаях, когда в одном судебном районе при прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в случае временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) заменить его мировым судьей этого же судебного района невозможно, исполнение его обязанностей постановлением председателя вышестоящего суда или его заместителя возлагается на мирового судью, осуществляющего свою деятельность в ближайшем судебном районе.
Следует отметить, что действующим законодательством установлено, что в случае если в судебном районе создана только одна должность мирового судьи и он отсутствует по законным основаниям, то исполнение его обязанностей по мотивированному постановлению председателя вышестоящего суда или его заместителя возлагается на мирового судью, осуществляющего свою деятельность в ближайшем судебном районе. При этом не урегулирован вопрос о возложении исполнения обязанностей временно отсутствующих мировых судей судебного района, в котором создано несколько должностей мировых судей, на мировых судей ближайшего судебного района.
По мнению Верховного Суда Российской Федерации, предлагаемые изменения позволят на законодательном уровне решить проблему взаимозаменяемости мировых судей разных судебных районов в случае невозможность исполнения служебных обязанностей по различным уважительным причинам нескольких мировых судей данного судебного района.
Одновременно законопроектом предлагается уточнить понятие временного отсутствия мирового судьи, включив в понятие временного отсутствия также случаи прекращения или приостановления полномочий мирового судьи, а также предполагается дополнить перечень оснований для возложения обязанностей дел отсутствующего мирового судьи, на мирового судью , осуществляющего свою деятельность в ближайшем судебном районе. По аналогии с действующей нормой Федерального закона, когда исполнение обязанностей единственного временно отсутствующего мирового судьи возлагаются на мирового судью ближайшего судебного района, предлагается в случае временного отсутствия других мировых судей в судебном районе возлагать исполнения обязанностей оставшегося мирового судьи в случае невозможности исполнения им служебных обязанностей на мировых судей соседнего района, а также в случае если передача дел и возложение исполнения обязанностей временно отсутствующих судей на оставшихся мировых судей того же судебного района значительно увеличит нагрузку на последних.
Поддерживая концепцию законопроекта, Комитет отмечает, что в настоящее время кроме вышеуказанных механизмов регулирования нагрузки на мировых судей, законодательством предусмотрены дополнительные меры, направленные на обеспечения непрерывного процесса судопроизводства судебных участков мировых судей. В указанных целях, к примеру, возложение исполнения обязанностей мирового судьи может быть возложено на судью, находящегося в отставке, в порядке, предусмотренном статьей 7.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
При этом, необходимо отметить, что в соответствии с частью 6 статьи 4 Федерального закона допускается регулирование нагрузки непосредственно на каждого из мировых судей одного судебного района, наделяя председателя районного суда правом передать своим мотивированным решением часть процессуальных дел, поступивших к судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка того же судебного района в случае , если нагрузка на мирового судью превышает среднюю нагрузку по судебному району.
Таким образом, с учетом вышеуказанного, представляется целесообразным в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению уточнить предлагаемое законопроектом понятие значительной нагрузки на оставшихся мировых судей в качестве основания для передачи и возложения обязанностей временно отсутствующего мирового судьи того же судебного района на мирового судью соседнего судебного района.
В дополнение к вышеуказанным замечаниям, также подлежит уточнению вопрос, касающейся механизма определения нагрузки на мирового судью другого судебного района, на которого были возложены исполнение обязанностей в связи с временным отсутствием мирового судьи ближайшего судебного района, по сравнению с мировыми судьями того же судебного района.
Следует отметить, что реализация концепции законопроекта позволит обеспечить функционирование системы мировых юстиции в Российской Федерации, в том числе будет способствовать обеспечению непрерывности судопроизводства и доступности правосудия для граждан.
Законопроект соответствует требованиям Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов (в ред.2021 года).
На основании вышеизложенного, Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе проект федерального закона принять в первом чтении.
Председателя Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.