Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике
по проекту федерального закона N 1028355-7 "О внесении изменений в часть 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (о расширении перечня объектов, для строительства или реконструкции которых не требуется разрешение на строительство)
(утв. решением Комитета Государственной Думы по энергетике от 12 мая 2021 г. N 3.25-5/177)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 1028355-7 "О внесении изменений в часть 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (о расширении перечня объектов, для строительства или реконструкции которых не требуется разрешение на строительство) (далее - законопроект), внесенный сенаторами Российской Федерации А.В. Кутеповым, Ю.И. Важениным; депутатом Государственной Думы П.Н. Завальным, Комитет Государственной Думы по энергетике (далее - Комитет), являющийся соисполнителем по законопроекту, отмечает следующее в части вопросов ведения Комитета.
Как следует из пояснительной записки, указанный законопроект разработан в целях реализации перечня Поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 31.05.2020 N Пр-907, дальнейшей реализации пункта 62 плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение доступности энергетической инфраструктуры", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 года N 1144-р, и в соответствии с пунктом 5 протокола N 9 от 17 декабря 2019 года заседания Экспертной группы по направлению "Подключение (технологическое присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения" в рамках реализации Плана мероприятий "Трансформация делового климата".
Законопроектом вносится изменение в пункт 4.4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), предусматривающее исключение необходимости оформления разрешения на строительство при строительстве, реконструкции газопроводов, предназначенных для транспортировки природного газа давлением до 1,2 МПа включительно.
Комитет обращает внимание, что в соответствии с пунктом 5 части 17 статьи 51 ГК РФ нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности могут быть установлены иные случаи, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство.
Так, перечень вышеупомянутых случаев предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N 1816 "Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Также в целях реализации права, предоставленного пунктом 5 части 17 статьи 51 ГК РФ, в региональных актах о градостроительной деятельности 19 субъектов Российской Федерации установлены исключения требования о выдаче разрешения на строительство в случае строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа, помимо случаев, перечисленных в части 17 статьи 51 ГК РФ.
Из них в 15 субъектах Российской федерации не требуется выдача разрешения на строительство в случае строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 1,2 МПа включительно, в том числе в 3 субъектах Российской Федерации (Московская область, Оренбургская область, Чувашская республика) - без дополнительных условий; в 12 (Курганская область, Новгородская область, Нижегородская область, Республика Башкортостан, Республика Коми, Рязанская область, Сахалинская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Челябинская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ярославская область) - с дополнительными условиями; в 4 регионах (Кировская область, Брянская область, Ленинградская область, Владимирская область) в законодательстве утверждены особые случаи, при которых не требуется выдача разрешения на строительство в случае строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением.
С учетом успешной реализации принятых норм в ряде субъектов Российской Федерации представляется обоснованным их распространение на уровне федерального законодательства в целях формирования единого правового поля и единой правоприменительной практики.
Также, в соответствии с перечнем Поручений Президента Российской Федерации от 31 мая 2020 года N Пр-907 Правительством Российской Федерации подготовлен проект плана мероприятий ("дорожной карты") по внедрению социально ориентированной и экономически эффективной системы газификации и газоснабжения субъектов Российской Федерации, которым предусмотрено, в том числе, мероприятие по отмене необходимости оформления разрешения на строительство в отношении газопроводов под давлением до 1,2 МПа.
Прогнозируется, что проектируемая норма законопроекта в случае его принятия позволит значительно сократить стоимость и сроки работ по строительству (реконструкции) сетей газораспределения, положительно повлияет на развитие системы газоснабжения, достижение темпов и показателей газификации страны в целом.
Отмена необходимости получения разрешения на строительство дает выигрыш по времени за счет исключения ряда обязательных процедур:
- получение разрешения на строительство;
- предоставление земельных участков и установление сервитутов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
- проведение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
- проведение контрольных процедур и получение заключения о соответствии построенного объекта проектной документации;
- получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Общее сокращение сроков на строительство объекта составляет 6-9 месяцев. При этом расходы на строительство объекта (по предварительной оценке) сократятся до 20%, в том числе расходы на оформление документов по кадастровому учету при оформлении землепользования (отмена разрешения на строительство предоставляет возможность получения разрешение на размещение вместо заключения договора аренды или оформления публичного сервитута), проведение экспертизы.
Комитет обращает внимание, что в случае принятия законопроекта отмена необходимости получения разрешения на строительство как следствие приведет к отмене необходимости проведения экспертизы проектной документации и проведения государственного строительного надзора, поскольку в соответствии с ч. 17 ст. 51, ч. 3 ст. 49, п. 1 ч. 1 ст. 54 и ч. 15 ст. 55 ГК РФ получение разрешения на строительство, экспертиза проектной документации, государственный строительный надзор, а также получение разрешения на ввод не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 МПа включительно.
Однако, по мнению Комитета, отмена получения разрешения на строительство в случае строительства, реконструкции газопроводов, предназначенных для транспортировки природного газа давлением до 1,2 МПа включительно не может привести к снижению уровня безопасности при последующей эксплуатации, так как на данные объекты обязательна для прохождения экспертиза промышленной безопасности и осуществление федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, а требования о прохождении экспертизы проектной документации и государственного строительного надзора являются избыточными процедурами, приводящими к увеличению сроков и стоимости строительства объектов.
Также стоит отметить, что так как газопроводы давлением от 0,005 МПа до 0,6 МПа и газопроводы давлением от 0,6 МПа до 1,2 МПа относятся к одному и тому же классу опасности производственных объектов, представляется целесообразным установление единых требований в части получения разрешения на строительство, прохождения экспертизы проектной документации и осуществления государственного строительного надзора.
С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по энергетике, отмечая актуальность законопроекта N 1028355-7 "О внесении изменений в часть 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (о расширении перечня объектов, для строительства или реконструкции которых не требуется разрешение на строительство), поддерживает его концепцию и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.Н. Завальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.