Постановление Избирательной комиссии Свердловской области от 25 мая 2021 г. N 15/74
"О Типовом порядке реализации статуса кандидатов, зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц, уполномоченных представителей, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателей при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований 19 сентября 2021 года"
В соответствии с подпунктом "в" пункта 10 статьи 23 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подпунктом 3 пункта 1 статьи 23 Избирательного кодекса Свердловской области Избирательная комиссия Свердловской области постановляет:
1. Утвердить Типовой порядок реализации статуса кандидатов, зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц, уполномоченных представителей, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателей при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований 19 сентября 2021 года (прилагается).
2. Поручить избирательным комиссиям, организующим подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления 19 сентября 2021 года и в иные дни голосования, разработать и принять соответствующий порядок с учетом особенностей проведения конкретных выборов в органы местного самоуправления.
3. Признать утратившим силу постановление Избирательной комиссии Свердловской области от 27.05.2020 N 15/95 "О Типовом порядке реализации статуса кандидатов, зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц, уполномоченных представителей, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателей при проведении выборов в органы местного самоуправления 13 сентября 2020 года".
4. Разместить настоящее постановление на официальном сайте Избирательной комиссии Свердловской области.
Председатель Избирательной комиссии Свердловской области |
В.И. Русинов |
Секретарь Избирательной комиссии Свердловской области |
И.А. Буртов |
Утвержден
постановлением
Избирательной комиссии
Свердловской области
от 25 мая 2021 г. N 15/74
Типовой порядок
реализации статуса кандидатов, зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц, уполномоченных представителей, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателей при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований 19 сентября 2021 года
1. Общие положения
1.1. Статус и гарантии деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц, уполномоченных представителей кандидатов и избирательных объединений, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателей, участвующих в выборах в органы местного самоуправления, определены положениями Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон), Избирательного кодекса Свердловской области (далее по тексту - Кодекс).
1.2. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных Федеральным законом.
1.3. От имени кандидатов в депутаты по одномандатным (многомандатным) избирательным округам вправе выступать исключительно их уполномоченные представители по финансовым вопросам и доверенные лица.
2. Статус кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования
2.1. Гражданин Российской Федерации приобретает статус кандидата в депутаты с момента получения окружной избирательной комиссией (территориальной избирательной комиссией с полномочиями окружной избирательной комиссии) заявления выдвинутого в порядке самовыдвижения гражданина о согласии баллотироваться с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата, а также иных документов, предусмотренных законом.
Гражданин Российской Федерации, включенный в заверенный список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, приобретает статус кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования с момента представления в соответствующую окружную избирательную комиссию (территориальную избирательную комиссию с полномочиями окружной избирательной комиссии) документов, указанных в части третьей пункта 1 и пункте 2 статьи 44 Кодекса.
2.2. Статус кандидата в депутаты по одномандатному (многомандатному) избирательному округу утрачивается в следующих случаях:
с момента отзыва кандидата избирательным объединением в порядке и по основаниям, предусмотренном законом и (или) уставом избирательного объединения, такое решение может быть принято не позднее чем за пять дней до дня (первого дня) голосования;
с момента принятия соответствующей окружной избирательной комиссией решения об утрате статуса кандидата в депутаты по одномандатному (многомандатному) избирательному округу на основании заявления кандидата об отказе от участия в выборах до принятия решения о его регистрации в качестве кандидата;
с момента принятия соответствующей окружной избирательной комиссией решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты по одномандатному (многомандатному) избирательному округу по основаниям, установленным Федеральным законом, Кодексом, исключения кандидата в депутаты из заверенного списка кандидатов по основаниям и в порядке, предусмотренных Федеральным законом и Кодексом, а если решение об отказе в регистрации обжаловано в суд, - со дня вступления в силу решения суда о законности отказа в регистрации;
с момента принятия соответствующей окружной избирательной комиссией решения об аннулировании регистрации кандидата в депутаты по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, в том числе на основании поданного зарегистрированным кандидатом заявления о снятии своей кандидатуры, указанное заявление может быть подано не позднее чем за пять дней до дня (первого дня) голосования, а при наличии вынуждающих к тому обстоятельств не позднее чем за один день до дня (первого дня) голосования;
отмены судом регистрации кандидата в депутаты по одномандатному (многомандатному) избирательному округу;
с момента официального опубликования результатов выборов.
Утрата статуса кандидата в перечисленных случаях не освобождает кандидата в депутаты по одномандатному (многомандатному) избирательному округу от обязанности по представлению в соответствующую избирательную комиссию итогового финансового отчета (за исключением случаев, когда кандидат в соответствии с законодательством о выборах не создавал избирательный фонд).
2.3. Кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
Перечень действий, которые могут рассматриваться в качестве использования преимуществ должностного или служебного положения при проведении избирательной кампании, установлен пунктом 5 статьи 40 Федерального закона, пунктом 5 статьи 56 Кодекса.
2.4. Кандидат в депутаты по одномандатному (многомандатному) избирательному округу имеет право:
осуществлять сбор подписей избирателей в поддержку своего выдвижения, но не ранее дня, следующего за днем уведомления об этом соответствующей избирательной комиссии;
заключать с гражданами, осуществляющими сбор подписей, договоры об оказании данной услуги с оплатой за счет средств своего избирательного фонда;
в случае если кандидатом в поддержку своего выдвижения представлены подписи избирателей, присутствовать при проверке соответствующей избирательной комиссией подписей избирателей, представленных кандидатами в депутаты по данному одномандатному (многомандатному) избирательному округу;
присутствовать на заседаниях соответствующей избирательной комиссии;
представлять документы, необходимые для регистрации, в установленные сроки;
назначать доверенных лиц и отзывать этих лиц в любое время с обязательным уведомлением соответствующей избирательной комиссии;
вести предвыборную агитацию в установленных законом формах со дня своего выдвижения (кроме агитации через средства массовой информации, которая начинается с 21 августа 2021 года);
осуществлять иные права, предусмотренные Федеральным законом, Кодексом.
2.5. Кандидат в депутаты по одномандатному (многомандатному) избирательному округу обязан:
соблюдать требования законов и выполнять решения соответствующих избирательных комиссий;
после своего выдвижения, но не позднее дня представления документов для регистрации, открыть специальный избирательный счет в филиале (отделении) публичного акционерного общества "Сбербанк России", указанном соответствующей избирательной комиссией, и представить реквизиты этого счета в соответствующую избирательную комиссию (за исключением случаев, когда такой счет может не открываться);
создавать собственный избирательный фонд для финансирования своей избирательной кампании, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом, Кодексом;
при организации сбора подписей избирателей в поддержку своего выдвижения использовать подписные листы, оформленные по установленной законом форме, и соблюдать процедуру сбора подписей, установленную законом, в том числе, оплатить расходы по изготовлению подписных листов из средств своего избирательного фонда;
при наличии у кандидата судимости, когда-либо имевшихся судимостей указать соответствующие сведения о судимости в подписном листе и в заявлении о согласии баллотироваться (в заявлении дополнительно указывается также дата снятия или погашения судимости);
если кандидат является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, или кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом, указать соответствующие сведения в заявлении о согласии баллотироваться, в подписном листе, в агитационных материалах кандидата;
при указании в заявлении о согласии баллотироваться данных о принадлежности кандидата к политической партии (иному общественному объединению) и своего статуса в данной политической партии (данном общественном объединении), указать эти сведения в подписном листе;
не допускать превышения количества подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата, представляемых в соответствующую избирательную комиссию, более чем на 10 процентов, а в случае, если для регистрации кандидата требуется представить менее 40 подписей - более чем на четыре подписи;
в случае отказа от участия в выборах (непредставления документов для регистрации), принятия соответствующей избирательной комиссией решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, принятия решения об аннулировании регистрации кандидата либо отмены регистрации кандидата в судебном порядке, возвратить неизрасходованные денежные средства своего избирательного фонда гражданам и юридическим лицам, осуществившим пожертвования в избирательный фонд кандидата, пропорционально вложенным ими средствам, закрыть свой специальный избирательный счет и представить итоговый финансовый отчет по форме, установленной Избирательной комиссией Свердловской области, в соответствующую избирательную комиссию.
3. Особенности статуса зарегистрированного кандидата в депутаты
3.1. Статус зарегистрированного кандидата в депутаты возникает с момента принятия соответствующей избирательной комиссией решения о регистрации кандидата.
Статус зарегистрированного кандидата в депутаты сохраняется до официального опубликования результатов выборов, за исключением случаев досрочного выбытия кандидата в депутаты.
3.2. Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в соответствующую избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня своей регистрации.
На выборах в представительные органы муниципальных образований при числе избирателей в избирательном округе не более пяти тысяч избирателей зарегистрированные кандидаты в депутаты, находящиеся на государственной службе, на время их участия в выборах могут не освобождаться от выполнения должностных или служебных обязанностей.
3.3. Зарегистрированный кандидат в депутаты имеет право:
на освобождение от работы, службы в любой день и на любое время со дня своей регистрации в качестве кандидата и до дня официального опубликования результатов выборов;
на назначение наблюдателей в участковые избирательные комиссии, действующие в границах избирательного округа;
на свободное проведение в установленные сроки предвыборной агитации в допускаемых законом формах и законными методами;
на продолжение ведения своего избирательного фонда, образованного до регистрации;
на защиту своих прав в административном и судебном порядках;
на направление в соответствующую избирательную комиссию письменного заявления об отказе от участия в выборах;
на осуществление иных прав, предусмотренные Федеральным законом, Кодексом.
3.4. Зарегистрированный кандидат в депутаты обязан:
соблюдать и обеспечивать соблюдение требований Федерального закона, Кодекса и правовых актов Избирательной комиссии Свердловской области, территориальной избирательной комиссии, окружной избирательной комиссии о порядке и правилах ведения предвыборной агитационной деятельности, финансирования избирательной кампании, иных требований законодательства назначенными доверенными лицами, уполномоченными представителями по финансовым вопросам;
не использовать преимущества своего должностного или служебного положения в интересах своего избрания;
представлять в соответствующую избирательную комиссию финансовые отчеты о размерах, источниках формирования и расходах из избирательного фонда: первый финансовый отчет - вместе с документами, необходимыми для регистрации кандидата в депутаты, итоговый финансовый отчет - не позднее чем через 30 дней со дня опубликования результатов выборов;
соблюдать запреты и ограничения при осуществлении определенных видов деятельности, установленные Федеральным законом, Кодексом для кандидата.
4. Обязанности организаций по обеспечению гарантий деятельности кандидатов в депутаты
4.1. Избирательные комиссии, осуществляющие подготовку и проведение выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, в пределах своих полномочий обеспечивают соблюдение равных условий предвыборной деятельности каждого кандидата.
4.2. Исполнительные органы государственной власти Свердловской области, органы местного самоуправления не вправе создавать преимущества, чинить препятствия предвыборной деятельности какого-либо из кандидатов.
4.3. Органы местного самоуправления по предложению территориальной избирательной комиссии не позднее 19 августа 2021 года обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов кандидатов на территории каждого избирательного участка.
Такие места должны быть удобны для посещения избирателями и располагаться таким образом, чтобы избиратели могли ознакомиться с размещенной там информацией. Площадь выделенных мест должна быть достаточной для размещения на них информационных материалов избирательных комиссий и агитационных материалов зарегистрированных кандидатов. Зарегистрированным кандидатам должна быть выделена равная площадь для размещения печатных агитационных материалов. Перечень указанных мест доводится до сведения кандидатов.
4.4. Работодатель, представитель нанимателя, командир воинской части, администрация образовательной организации, в которых работает, служит, проходит альтернативную гражданскую службу, военные сборы, учится зарегистрированный кандидат, со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования результатов выборов обязаны по заявлению, рапорту зарегистрированного кандидата освободить его от работы, службы, военных сборов, учебных занятий в любой день и на любое время в течение этого срока.
4.5. Во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе работодателя, представителя нанимателя, администрации образовательной организации уволен с работы, со службы, отчислен из образовательной организации или без его согласия переведен на другую работу, в том числе на работу в другую местность, а также направлен в командировку, призван на военную службу, на военные сборы или направлен на альтернативную гражданскую службу.
4.6. Время участия зарегистрированного кандидата в депутаты в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации в качестве кандидата.
4.7. Решения о возбуждении уголовного дела в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу может быть принято с согласия руководителя соответствующего следственного органа Следственного комитета Российской Федерации.
Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении вышеуказанного зарегистрированного кандидата может быть возбуждено с согласия руководителя соответствующего следственного органа Следственного комитета Российской Федерации.
Зарегистрированный кандидат в депутаты не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора (соответственно уровню выборов). При даче соответствующего согласия руководитель следственного органа Следственного комитета Российской Федерации, прокурор обязаны известить об этом избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата в депутаты по одномандатному (многомандатному) избирательному округу.
5. Доверенные лица кандидатов
5.1. Кандидат в депутаты представительного органа муниципального образования по одномандатному (многомандатному) избирательному округу вправе назначить до 10 доверенных лиц.
5.2. Доверенными лицами могут быть совершеннолетние дееспособные граждане Российской Федерации.
Доверенными лицами кандидатов в депутаты не могут быть кандидаты, лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, главы местных администраций, работники аппаратов избирательных комиссий. Государственные и муниципальные служащие могут быть назначены доверенными лицами при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период исполнения полномочий доверенного лица.
5.3. Для регистрации доверенных лиц кандидат в депутаты представляет письменное заявление с просьбой о регистрации доверенных лиц с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, места работы, занимаемой должности (рода занятий), места жительства каждого из представляемых на регистрацию граждан. К данному заявлению кандидата прилагаются заявления, адресованные в соответствующую избирательную комиссию, каждого из представляемых лиц о согласии быть доверенным лицом, в которых должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства доверенного лица.
Регистрация доверенного лица, являющегося государственным или муниципальным служащим, осуществляется при условии представления в соответствующую окружную избирательную комиссию также приказа (распоряжения) об освобождении его от исполнения служебных обязанностей (в том числе на период отпуска). Указанный приказ (распоряжение) предоставляется не позднее дня проведения заседания соответствующей окружной избирательной комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации доверенного лица, являющегося государственным или муниципальным служащим.
5.4. Соответствующая окружная избирательная комиссия в течение пяти дней после получения документов, указанных в пункте 5.3 настоящего Типового порядка, регистрирует доверенных лиц. После регистрации доверенному лицу выдаётся удостоверение, форма которого устанавливается избирательной комиссией, организующей выборы.
5.5. На период полномочий доверенного лица работодатель обязан предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск.
5.6. Доверенные лица кандидатов вправе:
осуществлять в любых допустимых законом формах и законными методами агитационную и иную (организационную, представительскую и другую) деятельность, способствующую избранию кандидата;
представлять перед избирателями предвыборные программы кандидатов;
выступать на собраниях, встречах с гражданами, митингах, принимать участие в публичных дебатах и дискуссиях, демонстрациях, шествиях и пикетах, иных агитационных публичных мероприятиях;
участвовать в организации агитационных мероприятий, для чего обращаться с заявлениями в государственные органы и органы местного самоуправления и получать необходимое содействие, подавать заявки на проведение митингов, демонстраций, шествий, пикетов, иных публичных мероприятий в Министерство общественной безопасности Свердловской области и (или) уполномоченный орган местного самоуправления;
присутствовать без дополнительного разрешения на заседаниях окружной избирательной комиссии, осуществившей регистрацию кандидата (за исключением случая, когда на заседании соответствующей комиссии уже присутствует сам кандидат, назначивший доверенное лицо, либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам), и нижестоящих избирательных комиссий;
присутствовать без дополнительного разрешения при осуществлении соответствующими избирательными комиссиями работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, протоколами об итогах голосования (с учетом того, что доверенные лица не имеют полномочий наблюдателя);
знакомиться с протоколами соответствующих избирательных комиссий об итогах голосования, результатах выборов;
участвовать в жеребьевках, проводимых территориальной избирательной комиссией с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования, при определении порядка предоставления бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади зарегистрированным кандидатам;
обжаловать решения и действия (бездействие) избирательных комиссий в вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
присутствовать при рассмотрении собственных жалоб и заявлений на заседаниях вышестоящей избирательной комиссии;
осуществлять иные права, предусмотренные Федеральным законом, Кодексом.
5.7. При осуществлении доверенным лицом своих полномочий им предъявляется удостоверение установленного образца и документ, удостоверяющий личность.
5.8. Доверенные лица не имеют полномочий наблюдателя.
5.9. Доверенные лица кандидатов не вправе:
участвовать в освещении избирательной кампании в средствах массовой информации, если они являются журналистами и иными творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации;
вмешиваться в работу избирательных комиссий и совершать действия, препятствующие работе избирательных комиссий;
расписываться за избирателя, в том числе и по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня, а также заполнять за избирателя, в том числе и по его просьбе, избирательный бюллетень на выборах;
выдавать избирателям избирательные бюллетени для голосования;
предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;
осуществлять подкуп избирателей лично либо с привлечением третьих лиц:
вручать избирателям денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, агитационную работу);
производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение;
проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании;
предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления;
заниматься благотворительной деятельностью лично, а также с привлечением зарегистрированных после начала избирательной кампании организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления которых (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций) являются доверенные лица;
обращаться с просьбами, поручениями к иным физическим и юридическим лицам в период избирательной кампании об осуществлении благотворительной деятельности (в том числе от имени доверенного лица);
обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи или услуг избирателям;
осуществлять от имени кандидата в депутаты по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, действия, совершение которых возможно в силу закона исключительно кандидатом.
5.10. На заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать, как правило, не более одного доверенного лица каждого кандидата в депутаты по одномандатному (многомандатному) избирательному округу.
5.11. Кандидат в депутаты по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, назначивший доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, при этом указанные лица направляют в избирательную комиссию, зарегистрировавшую доверенное лицо, письменное уведомление об отзыве доверенного лица (доверенных лиц).
Указанная избирательная комиссия на основании обращения кандидата своим решением аннулирует выданное отозванному доверенному лицу (доверенным лицам) удостоверение, о чем незамедлительно информирует нижестоящие избирательные комиссии, а также отозванное доверенное лицо (доверенных лиц).
5.12. Кандидат в депутаты вправе по установленной пунктом 5.3 настоящего Типового порядка процедуре назначить новое доверенное лицо (доверенных лиц) взамен отозванного (отозванных).
5.13. Полномочия доверенных лиц прекращаются со дня официального опубликования результатов выборов или с момента досрочного выбытия кандидата в депутаты.
6. Уполномоченные представители избирательных объединений, кандидатов на выборах
6.1. Избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов в депутаты, назначает своих представителей, уполномоченных представлять избирательное объединение по всем вопросам, связанным с участием избирательного объединения в выборах.
6.2. Уполномоченные представители избирательного объединения назначаются решением съезда (конференции, общего собрания) избирательного объединения, а при проведении дополнительных выборов решением коллегиального постоянно действующего руководящего органа регионального отделения политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, либо решением органа, уполномоченного на то съездом (конференцией, общим собранием) избирательного объединения. Указанное решение представляется в соответствующую избирательную комиссию. В дополнение к указанному решению представляются также заявления уполномоченных представителей о согласии осуществлять установленные избирательным объединением полномочия и копии паспортов или копии иных документов, заменяющих паспорт гражданина.
6.3. Кандидаты в депутаты по одномандатным (многомандатным) избирательным округам вправе назначить уполномоченных представителей по финансовым вопросам.
6.4. Срок полномочий уполномоченных представителей избирательного объединения начинается со дня их назначения и истекает с момента официального опубликования результатов выборов, а в случае отказа в заверении списка кандидатов - с момента такого отказа.
Избирательное объединение по решению уполномоченного на то органа вправе в любое время прекратить полномочия уполномоченного представителя, письменно известив его об этом и направив копию соответствующего решения в территориальную избирательную комиссию с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования.
6.5. Регистрация уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата, выдвинутого по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, производится в срок не позднее трех дней после представления кандидатом следующих документов: представления кандидата о назначении уполномоченного представителя по финансовым вопросам; письменного заявления лица о согласии быть уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата; нотариально удостоверенной доверенности, оформленной в установленном законом порядке, на имя уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата при предъявлении указанным уполномоченным представителем паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
Порядок регистрации уполномоченных представителей кандидатов по финансовым вопросам определяется Федеральным законом, Кодексом и принятым в соответствии с указанными законами постановлением Избирательной комиссии Свердловской области, регулирующим порядок открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов, формирования и расходования средств избирательных фондов кандидатов и избирательных объединений при проведении выборов в органы местного самоуправления.
6.6. Уполномоченные представители избирательных объединений, замещающие государственные или муниципальные должности, а также являющиеся государственными или муниципальными служащими, либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в период избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в целях выдвижения и (или) избрания кандидатов.
6.7. Срок полномочий уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидатов в депутаты начинается со дня их регистрации и истекает со дня представления в соответствующую избирательную комиссию итогового финансового отчета о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата.
Кандидат в депутаты вправе в любое время отозвать (прекратить полномочия) уполномоченного представителя по финансовым вопросам, письменно известив об этом соответствующую избирательную комиссию.
6.8. Уполномоченные представители по финансовым вопросам не вправе осуществлять от имени кандидата действия, совершение которых возможно в силу закона исключительно кандидатом.
6.9. Уполномоченные представители по финансовым вопросам вправе присутствовать без дополнительного разрешения на заседаниях избирательной комиссии, осуществившей регистрацию кандидата (за исключением случая, когда на заседании соответствующей комиссии уже присутствует сам кандидат либо его доверенное лицо) и нижестоящих избирательных комиссий.
6.10. Уполномоченные представители по финансовым вопросам кандидатов обязаны соблюдать запреты и ограничения при ведении определенных видов деятельности, установленные законодательством о выборах.
7. Члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса
7.1. Со дня представления документов для регистрации кандидат в депутаты по одномандатному (многомандатному) избирательному округу вправе назначить в соответствующую окружную избирательную комиссию одного члена этой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, а в случае регистрации кандидатом в депутаты - по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в каждую нижестоящую избирательную комиссию.
Избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата (зарегистрированных кандидатов) по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, вправе назначить одного члена вышестоящей избирательной комиссии с правом совещательного голоса, по отношению к избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (кандидатов).
7.2. Членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса не могут быть назначены лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления, выборные должностные лица, а также главы местных администраций, судьи (за исключением судей, находящихся в отставке), прокуроры, граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными, сенаторы Российской Федерации, работники аппаратов избирательных комиссий, доверенные лица кандидатов, лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, - до окончания срока, установленного законодательством о выборах Российской Федерации, а также лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях.
7.3. Избирательное объединение для назначения члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию решение уполномоченного органа избирательного объединения (согласно уставу партии, решению конференции (общего собрания), выдвинувшего список кандидатов, о назначении члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса, подписанное уполномоченным представителем избирательного объединения.
Кандидат в депутаты по одномандатному (многомандатному) избирательному округу для назначения члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса представляет в соответствующую избирательную комиссию заявление.
В решении уполномоченного органа избирательного объединения и в заявлении кандидата о назначении члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса указывается фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия и номер паспорта или заменяющего документа, адрес места жительства, место работы и занимаемая должность (род занятий), номер телефона лица, назначаемого членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
Вместе с указанными документами кандидату, избирательному объединению в соответствующую избирательную комиссию также рекомендуется представить:
заявление лица, назначаемого членом комиссии с правом совещательного голоса, о согласии исполнять полномочия члена соответствующей избирательной комиссии с правом совещательного голоса;
копию паспорта (или отдельных страниц паспорта, определяемых ЦИК России*(1)) члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации;
две фотографии члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса (цветные или черно-белые, на глянцевой или матовой бумаге, размером 3 х 4 см, без уголка). На оборотной стороне фотографии указываются фамилия и инициалы члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
7.4. Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса вправе осуществлять предоставленные ему Федеральным законом и Кодексом полномочия с момента получения соответствующей избирательной комиссией документов, указанных в пункте 7.3 настоящего Типового порядка.
7.5. Территориальная избирательная комиссия с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования, окружные избирательные комиссии и участковые избирательные комиссии выдают членам указанных комиссий с правом совещательного голоса удостоверения, форма которых устанавливается организующей выборы комиссией.
7.6. Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса при осуществлении своих полномочий обязан соблюдать требования законодательства о выборах и регламента соответствующей избирательной комиссии. Член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, если он нарушает законодательство Российской Федерации о выборах. Решение об отстранении члена участковой комиссии с правом совещательного голоса принимается судом по месту нахождения участковой комиссии. Исполнение соответствующего судебного решения обеспечивают правоохранительные органы.
7.7. Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса:
заблаговременно, в соответствии с регламентом избирательной комиссии, извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии;
вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;
вправе задавать другим участникам заседания избирательной комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, финансовыми отчетами кандидатов, избирательными бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением избирательных бюллетеней, списков избирателей, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий;
вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки избирательных бюллетеней по кандидатам;
вправе обжаловать действия (бездействие) избирательной комиссии, нарушающие их права, в соответствующую вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
вправе осуществлять иные права, предусмотренные Федеральным законом, Кодексом.
7.8. Члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса могут входить в состав рабочих групп, образованных соответствующей избирательной комиссией при реализации ею полномочий по подготовке и проведению выборов с соблюдением ограничений, указанных в пункте 7.9 настоящего Типового порядка.
7.9. Члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса не вправе:
выдавать и подписывать избирательные бюллетени;
участвовать в сортировке, подсчете и погашении избирательных бюллетеней;
составлять протокол об итогах голосования, о результатах выборов;
участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей избирательной комиссии, и подписывать решения избирательной комиссии;
составлять протоколы об административных правонарушениях.
Положения настоящего пункта не могут служить основанием для отказа члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса присутствовать при совершении указанных в настоящем пункте действий.
7.10. Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании не может быть уволен с работы по инициативе работодателя или без его согласия переведен на другую работу.
7.11. Срок полномочий членов избирательной комиссии, действующей на постоянной основе, с правом совещательного голоса, назначенных избирательными объединениями, кандидатами которые были избраны, продолжается до окончания регистрации кандидатов на следующих выборах в тот же орган.
Полномочия остальных членов избирательных комиссий, действующих на постоянной основе, с правом совещательного голоса прекращаются в день окончания соответствующей избирательной кампании.
Полномочия членов окружных избирательных комиссий с правом совещательного голоса прекращаются одновременно с прекращением полномочий этих избирательных комиссий.
Полномочия членов участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса прекращаются в день окончания соответствующей избирательной кампании.
Если кандидату в депутаты отказано в регистрации, либо регистрация кандидата в депутаты аннулирована или отменена, либо кандидат выбыл досрочно по иным основаниям, полномочия членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, назначенных таким кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим такого кандидата, прекращаются соответственно со дня отказа в регистрации, ее аннулирования или отмены, а если решение об отказе в регистрации обжаловано в суд, - со дня вступления в силу решения суда о законности отказа в регистрации либо со дня выбытия кандидата по иным основаниям.
7.12. Член комиссии с правом совещательного голоса в период, на который распространяются его полномочия, обладает установленными Федеральным законом, Кодексом правами, связанными с подготовкой и проведением всех выборов, в проведении которых принимает участие данная избирательная комиссия.
7.13. Полномочия члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назначившего данного члена избирательной комиссии, и переданы другому лицу. Указанные полномочия могут быть переданы другому лицу в порядке, предусмотренном пунктом 7.3 настоящего Типового порядка.
При этом кандидат, избирательное объединение вправе прекращать полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса и назначать нового члена комиссии с правом совещательного голоса в отношении одной и той же комиссии не более чем пять раз.
7.14. За кандидатом в депутаты по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, который был избран в течение срока полномочий депутата, сохраняется право назначения членов избирательных комиссий, действующих на постоянной основе, с правом совещательного голоса, в том числе вместо выбывших.
8. Статус наблюдателей на выборах
8.1. Наблюдателем является гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом на выборах в органы государственной власти Свердловской области, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью избирательной комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов.
При решении отдельных правовых и организационных вопросов назначения наблюдателей, представления в территориальную избирательную комиссию с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования списков наблюдателей и работы указанных комиссий со списками наблюдателей на выборах местного самоуправления рекомендуется руководствоваться постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 02.09.2016 N 46/463-7 "О Разъяснениях порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в территориальные избирательные комиссии при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва".
8.2. Зарегистрированный кандидат в депутаты, избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата в депутаты, могут назначить наблюдателей на каждый избирательный участок соответствующего избирательного округа, а также в окружную избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, и определяющую результаты выборов по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу.
Общественная палата Российской Федерации, Общественная палата Свердловской области (далее - субъекты общественного контроля) могут назначить наблюдателей на каждый избирательный участок соответствующего избирательного округа, а также в любую избирательную комиссию, участвующую в проведении соответствующих выборов.
Каждый из перечисленных субъектов может назначить не более двух наблюдателей (в случае принятия решения, о голосовании в течение нескольких дней - из расчета не более двух наблюдателей на каждый день голосования), которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну комиссию.
8.3. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с законом, граждане Российской Федерации, не обладающие активным избирательным правом на выборах в органы государственной власти Свердловской области.
8.4. Наблюдатели вправе присутствовать на избирательных участках с момента начала работы участковой комиссии в дни голосования, а также в дни досрочного голосования (доступ в помещения для голосования должен быть обеспечен не менее чем за один час до начала голосования) и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей. Наблюдатели вправе осуществлять наблюдение как непрерывно, так и в свободно выбираемые ими промежутки времени в течение всего периода наблюдения, им обеспечивается свободный доступ в помещение, где проводятся голосование и подсчет голосов избирателей.
8.5. Наблюдатели вправе присутствовать в избирательных комиссиях при установлении итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей.
8.6. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменном направлении, выданном зарегистрированным кандидатом в депутаты, избирательным объединением, субъектом общественного контроля, назначившими данного наблюдателя (направление от имени избирательного объединения подписывается уполномоченным представителем избирательного объединения, направление от субъекта общественного контроля подписывается председателем (секретарем) субъекта общественного контроля либо иным уполномоченным лицом).
В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 8.3 настоящего Типового порядка. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе и проставление печати в случае направления наблюдателя кандидатом не требуется. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
Избирательное объединение, зарегистрированный кандидат, субъект общественного контроля, назначившие наблюдателей в участковые комиссии, не позднее чем за три дня до дня (первого дня) голосования (досрочного голосования), представляют список назначенных наблюдателей в организующую выборы комиссию. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется. Также рекомендуется указывать контактный телефон наблюдателя.
В случае если после представления списка назначенных наблюдателей в избирательную комиссию муниципального образования наступили обстоятельства, по которым наблюдатель по уважительной причине (болезнь, командировка и др.) не сможет присутствовать в день голосования на избирательном участке, избирательное объединение, кандидат, субъект общественного контроля вправе до дня голосования назначить вместо этого наблюдателя другого, письменно уведомив об этом соответствующую избирательную комиссию.
8.7. Письменное направление, указанное в пункте 8.6 настоящего Типового порядка, должно быть представлено наблюдателем в комиссию, в которую он назначен, в день, предшествующий дню голосования (досрочного голосования), либо непосредственно в день голосования (досрочного голосования).
В участковую комиссию направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в списке, предусмотренном пунктом 8.6 настоящего Типового порядка.
Установление иных ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий этих протоколов, не допускается.
8.8. Форма нагрудного знака наблюдателя устанавливается избирательной комиссией, организующей выборы.
8.9. Наблюдатели вправе:
знакомиться со списками избирателей, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования (в дни голосования), а также в дни досрочного голосования в любое время в период, указанный в пункте 8.4 настоящего Типового порядка;
наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;
присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней;
наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей;
знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей;
наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 8.4 настоящего Типового порядка;
обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
знакомиться с протоколами соответствующих и нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и приложенными к ним документами, получать заверенные копии указанных протоколов;
носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата, наименования избирательного объединения или субъекта общественного контроля, направивших наблюдателя в комиссию;
обжаловать в порядке, установленном Федеральным законом, действия (бездействие) избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях;
производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии.
8.10. Наблюдатель не вправе:
выдавать избирателям избирательные бюллетени;
расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательных бюллетеней;
заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательные бюллетени;
предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;
совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
проводить агитацию среди избирателей;
участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.
8.11. Наблюдатель немедленно удаляется из помещения для голосования, если он нарушает законодательство о выборах и факт такого нарушения установлен в судебном порядке. Исполнение соответствующего судебного решения обеспечивают правоохранительные органы.
9. Проведение фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования
9.1. В целях обеспечения реализации принципа гласности в деятельности избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов лицами, имеющими право присутствовать в помещении для голосования (в том числе наблюдателями, аккредитованными представителями СМИ), может осуществляться фото- и (или) видеосъемка.
Отдельные правовые и организационные вопросы ведения фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования регулируются постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 03.10.2012 г. N 143/1085-6 "О разъяснении порядка ведения наблюдателями фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования".
9.2. Фото- и (или) видеосъемка в помещении для голосования наблюдателями ведется с места, определенного председателем соответствующей участковой избирательной комиссии, с предварительным уведомлением об этом председателя, заместителя председателя или секретаря избирательной комиссии.
9.3. Ведение фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования производится с соблюдением положений статьи 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, иных положений законодательства Российской Федерации, устанавливающих ограничения доступа к информации.
Фото- и (или) видеосъемка осуществляется так, чтобы был обеспечен обзор действий участковой избирательной комиссии, но при этом не нарушалась тайна голосования и отсутствовала возможность контроля за волеизъявлением избирателей. Изображение избирателя не должно занимать большую часть кадра (экрана).
Фото- и (или) видеосъемка работы членов избирательной комиссии со списком избирателей осуществляется таким образом, чтобы сохранялась конфиденциальность персональных данных, которые в нем содержатся.
Запрещается вести фото- и (или) видеосъемку в местах, предназначенных для заполнения бюллетеней, фото- и (или) видеосъемку заполненных бюллетеней до начала подсчета голосов.
10. Ответственность за нарушение законодательства о выборах кандидатом в депутаты, доверенными лицами, уполномоченными представителями, членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателями при проведении выборов в органы местного самоуправления
10.1. Нарушение кандидатом в депутаты по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, доверенными лицами, уполномоченными представителями кандидатов, избирательных объединений, членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателями положений Федерального закона, Кодекса, регламентирующих их статус, права и обязанности, является основанием для привлечения указанных лиц, избирательного объединения к ответственности, установленной федеральными законами.
10.2. Нарушение организациями, должностными лицами норм Федерального закона, Кодекса, регулирующих статус кандидата в депутаты по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, доверенных лиц, уполномоченных представителей кандидатов, избирательных объединений, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателей, может служить основанием для привлечения их к ответственности, предусмотренной федеральными законами.
-------------------------------------------
*(1) В соответствии с постановлением ЦИК России от 04.06.2014 N 233/1478-6 копия паспорта гражданина Российской Федерации должна содержать: копию второй страницы паспорта, на которой предусмотрено указание сведений об органе, выдавшем основной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, дате выдачи, коде подразделения, личном коде, а также проставление личной подписи; копию третьей страницы паспорта, на которой предусмотрено указание сведений о фамилии, имени, отчестве, поле, дате рождения и месте рождения, а также наличие фотографии; копию пятой страницы паспорта, на которой предусмотрено указание сведений (отметок) о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета, а при наличии соответствующих отметок на других страницах - также всех страниц паспорта, содержащих отметки (возможность проставления отметок предусмотрена на шестой, седьмой, восьмой, девятой, десятой, одиннадцатой, двенадцатой страницах паспорта); копию восемнадцатой и девятнадцатой страниц паспорта, на которых предусмотрено указание сведений (отметок) о ранее выданных основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории (за пределами территории) Российской Федерации. Копия иного документа, удостоверяющего личность кандидата, должна содержать все страницы указанного документа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Избирательной комиссии Свердловской области от 25 мая 2021 г. N 15/74 "О Типовом порядке реализации статуса кандидатов, зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц, уполномоченных представителей, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателей при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований 19 сентября 2021 года"
Текст постановления опубликован на официальном сайте Избирательной комиссии Свердловской области (http://www.sverdlovsk.izbirkom.ru)
Постановлением Избирательной комиссии Свердловской области от 20 апреля 2022 г. N 7/46 настоящий документ признан утратившим силу