В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и статьей 4 Закона Республики Дагестан от 4 декабря 2008 года N 58 "Об отходах производства и потребления в Республике Дагестан" Правительство Республики Дагестан постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Дагестан.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Дагестан от 16 февраля 2017 г. N 37 "Об утверждении Порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Республики Дагестан" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2017, 17 февраля, N 0500201702170001).
3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Временно исполняющий обязанности |
Н. Омаров |
Утвержден
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 31 мая 2021 г. N 122
Порядок
накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Дагестан
I. Общие положения
1. Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Дагестан (далее - Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Законом Республики Дагестан от 4 декабря 2008 г. N 58 "Об отходах производства и потребления в Республике Дагестан", постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641".
2. Настоящий Порядок устанавливает требования в отношении накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов на территории Республики Дагестан.
3. В настоящем Порядке используются термины и их значения, а также понятия, определенные Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156.
II. Общие требования к обращению с отходами
4. Территории муниципальных образований Республики Дагестан подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с требованиями экологического, санитарного и иного законодательства Российской Федерации.
Осуществление накопления, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
5. Субъекты хозяйственной и иной деятельности, а также граждане, осуществляющие свою деятельность на территории населенных пунктов Республики Дагестан, обязаны выполнять требования настоящего Порядка, при накоплении твердых коммунальных отходов не должны осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
6. Потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
7. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
III. Накопление твердых коммунальных отходов
8. Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется следующими способами:
в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
в контейнеры и бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в пакеты или другие предназначенные для их накопления емкости, предоставленные региональным оператором;
посредством мусоровозного транспорта непосредственно от населения без использования каких-либо дополнительных устройств для предварительного накопления;
в пунктах приема вторичного сырья и опасных отходов.
9. Переход от накопления твердых коммунальных отходов от населения посредством мусоровозного транспорта непосредственно без использования каких-либо дополнительных устройств для предварительного накопления, к накоплению в контейнеры и бункеры, расположенные на контейнерных площадках (мусороприемных камерах) осуществляется органами местного самоуправления путем увеличения количества обустроенных контейнерных площадок.
10. Создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, а также определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и городских поселений.
11. Не допускается изъятие отходов из контейнеров без согласования с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
IV. Раздельное накопление твердых коммунальных отходов
12. Раздельное накопление твердых коммунальных отходов предусматривает разделение твердых коммунальных отходов собственниками отходов по установленным видам отходов и накопление отсортированных твердых коммунальных отходов в контейнерах для соответствующих видов отходов.
13. Органы местного самоуправления городских поселений, городских округов и муниципальных районов Республики Дагестан участвуют в организации деятельности в сфере раздельного накопления и сбора твердых коммунальных отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Дагестан.
14. При раздельном накоплении твердых коммунальных отходов выделяются полезные компоненты, подлежащие обезвреживанию, обработке, утилизации, перечень которых определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такой перечень включает в себя несортированные твердые коммунальные отходы, твердые коммунальные отходы для утилизации и иные виды твердых коммунальных отходов.
15. Виды отходов, накапливаемых в контейнеры для последующей утилизации твердых коммунальных отходов, определяются региональным оператором.
16. При осуществлении раздельного накопления отходов используются контейнеры (бункеры) с цветовой индикацией, соответствующей разным видам отходов.
17. Цветовая индикация контейнеров (емкостей) для раздельного накопления твердых коммунальных отходов определяется органами местного самоуправления совместно с региональным оператором.
18. Осветительные устройства, электрические лампы, содержащие ртуть, отработанные источники малого тока (батареи) и аккумуляторы (за исключением автомобильных), утратившие потребительские свойства, складируются в контейнеры с оранжевой цветовой индикацией.
Обращение с такими видами отходов осуществляется в соответствии с Правилами обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировка или размещение которых может повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, утвержденными Правительством Российской Федерации.
19. В многоквартирных домах, оборудованных мусоропроводами, использование мусоропровода предусмотрено для накопления несортированных отходов, а накопление сортированных отходов осуществляется в соответствии с пунктом 16 настоящего Порядка.
20. В случае если контейнер с твердыми коммунальными отходами, подлежащими утилизации, содержит несортированные твердые коммунальные отходы, оператор по обращению с отходами осуществляет транспортирование таких отходов вместе с несортированными твердыми коммунальными отходами, уведомив регионального оператора не позднее, чем на следующий день.
При этом региональный оператор производит корректировку объема и (или) массы вывезенных твердых коммунальных отходов при расчетах по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
V. Контейнеры для твердых коммунальных отходов
21. Контейнеры для твердых коммунальных отходов могут предоставляться потребителям региональным оператором либо лицами, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, в соответствии с договорами по транспортированию твердых коммунальных отходов, заключенными с региональным оператором.
22. Для накопления твердых коммунальных отходов используются контейнеры следующего объема накапливаемых в них отходов:
0,05 куб. м; 0,08 куб. м; 0,12 куб. м; 0,24 куб. м; 0,36 куб. м; 0,75 куб. м; 1,1 куб. м; 6,0 куб. м; 7,0 куб. м; 8,0 куб. м; 12,0 куб. м; 14,0 куб. м.
23. Допускается использование контейнеров другой емкости по согласованию с региональным оператором.
24. Необходимое количество контейнеров на контейнерной площадке и их вместимость определяются исходя из количества жителей, проживающих в многоквартирных домах, для накопления твердых коммунальных отходов которых предназначены эти контейнеры, установленных нормативов накопления твердых коммунальных отходов и с учетом санитарно-эпидемиологических требований.
Количество и объем контейнеров могут быть изменены по заявлению собственников помещений в многоквартирном доме либо лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, при этом уменьшение количества и вместимости контейнеров для несортированных твердых коммунальных отходов допускается только при условии осуществления такими лицами раздельного накопления твердых коммунальных отходов.
25. Количество и объем контейнеров, необходимых для накопления твердых коммунальных отходов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, определяются исходя из установленных нормативов накопления твердых коммунальных отходов и в соответствии с условиями договора об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
26. Контейнеры должны быть изготовлены из пластика или металла, иметь крышку, предотвращающую попадание в контейнер атмосферных осадков, за исключением случаев, когда контейнерная площадка оборудована крышей (в этом случае контейнеры должны быть оборудованы колесиками с тормозными устройствами). Контейнеры должны быть промаркированы с указанием контактов организации, осуществляющей транспортирование твердых коммунальных отходов.
27. Контейнер может заполняться только до объема, пока может закрываться его крышка (не выше верхней кромки контейнера). Запрещается прессовать или уплотнять отходы в контейнере таким образом, что становится невозможным высыпание его содержимого при загрузке в мусоровоз.
28. В контейнерах для твердых коммунальных отходов запрещается размещать горящие, раскаленные или горячие отходы, крупногабаритные отходы, снег и лед, жидкие вещества, биологически и химически активные отходы, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, отработанные источники малого тока (батареи) и аккумуляторы, медицинские отходы, а также все отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью производственного персонала, повредить или нетипичным образом загрязнить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию и размещению отходов.
29. Запрещается располагать твердые коммунальные отходы вне контейнеров, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Порядком. Запрещается заполнять контейнеры для твердых коммунальных отходов, предназначенных для накопления твердых коммунальных отходов других лиц, и лиц, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
30. В случаях, предусмотренных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, отходы могут накапливаться без использования контейнеров в специально предназначенные для этого мешки, предоставляемые потребителям региональным оператором либо отвечающим требованиям, установленным региональным оператором, за исключением отходов, образующихся в многоквартирных домах. В этом случае масса отходов, размещаемых в мешках, не должна превышать величины, установленной региональным оператором.
31. Частота транспортирования твердых коммунальных отходов определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия человека, условиями соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами и договора об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
32. Время транспортирования твердых коммунальных отходов определяется региональным оператором, который обязан проинформировать о графике вывоза твердых коммунальных отходов собственника твердых коммунальных отходов. При этом допускается вывоз твердых коммунальных отходов в ночное время при условии соблюдения эквивалентных и максимальных уровней звука в помещениях жилых зданий и на территории жилой застройки в соответствии с законодательством Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия человека.
VI. Контейнерные площадки
33. Контейнерные площадки на территории населенного пункта создаются органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан или уполномоченными ими органами, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Расположение контейнерных площадок определяется в соответствии со схемой размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Информация о расположении контейнерных площадок направляется органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан региональному оператору, который направляет указанную информацию, а также данные о количестве и объеме размещенных на площадках контейнеров в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Дагестан для дальнейшего включения в территориальную схему обращения с отходами.
34. Контейнерная площадка должна располагаться на уровне земли, на твердом, прочном, легко очищаемом покрытии, которое способно выдерживать установку и выкатывание контейнеров без повреждения, без скопления на них воды.
35. Контейнерные площадки должны быть оборудованы крышей, не допускающей попадание в контейнеры атмосферных осадков, за исключением случаев, когда контейнеры оборудованы крышкой.
36. Контейнерные площадки должны быть огорожены с трех сторон. На контейнерной площадке должна иметься информация, в том числе контактная, об управляющей компании (региональном операторе, собственнике контейнерной площадки), перевозчике отходов, объеме накопления отходов на площадке и графике их вывоза.
37. Подъездные пути к контейнерной площадке должны быть пригодными для свободного проезда и маневрирования транспортных средств, в том числе исключающего движение задним ходом в жилых зонах и на придомовых территориях с максимально допустимым весом 30 тонн.
Подъездные пути должны быть достаточно освещены и постоянно поддерживаться в пригодном для транспортного движения состоянии.
38. Подъездные пути во время транспортирования отходов должны содержаться свободными. В случае если подъездные пути к контейнерной площадке заблокированы, вывоз твердых коммунальных отходов не осуществляется.
Подтверждением невозможности осуществления накопления и транспортирования отходов является фото- и видеофиксация.
VII. Накопление крупногабаритных отходов
39. Накопление крупногабаритных отходов осуществляются следующим образом:
в бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов;
путем транспортирования крупногабаритных отходов по заявке потребителя.
40. Транспортирование крупногабаритных отходов осуществляется не реже трех раз в месяц, в том числе по заявкам собственников крупногабаритных отходов, направляемым региональному оператору по обращению с отходами в установленном порядке письменно либо посредством электронной почты, телефонной связи по контактам, указанным в договоре оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Время транспортирования крупногабаритных отходов определяется региональным оператором по обращению с отходами, но не может превышать 5 рабочих дней с даты поступления заявки.
41. Крупногабаритные отходы должны располагаться в день вывоза на месте, определенном в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
42. Крупногабаритные отходы должны находиться в состоянии, не создающем угроз для жизни и здоровья персонала оператора по обращению с отходами, в частности, предметы мебели должны быть в разобранном состоянии и не должны иметь торчащие гвозди или болты, а также не должны создавать угроз для целостности и технической исправности мусоровозов. Предоставленные к транспортированию крупногабаритные отходы не должны быть заполнены другими отходами.
43. Вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования.
Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
VIII. Накопление отходов электронного оборудования
44. К отходам электронного оборудования относятся отходы, классифицируемые в соответствии с федеральным квалификационным каталогом отходов как оборудование компьютерное, электронное, оптическое, утратившее свои потребительские свойства.
45. Накопление отходов электронного оборудования осуществляется:
на специальных площадках для накопления электронного оборудования;
на контейнерных площадках в порядке, установленном региональным оператором;
путем транспортирования электронного оборудования по заявке собственника;
с использованием мобильных приемных пунктов, организованных региональным оператором, производителями и импортерами электронного и электрического оборудования, их объединениями;
предприятиями розничной торговли, осуществляющими продажу электронного и электрического оборудования.
46. Запрещается размещать отходы электронного оборудования в контейнерах для накопления твердых коммунальных отходов.
47. Периодичность вывоза отходов электронного оборудования определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
48. Вывоз отходов электронного оборудования с мест их накопления производится региональным оператором или уполномоченным им лицом регулярно в соответствии с установленным графиком, но не реже одного раза в месяц, а также по заявкам потребителей - собственников электронного оборудования.
49. Время вывоза отходов электронного оборудования по заявке потребителей определяется региональным оператором, но не может превышать 5 рабочих дней с даты поступления заявки.
50. Собственники, а также лица, во владении или в пользовании которых находится электронное оборудование, утратившее свои потребительские свойства, обязаны передавать его организациям, осуществляющим извлечение компонентов, для передачи извлеченных компонентов на утилизацию, обезвреживание, захоронение.
51. Предприятия розничной торговли, осуществляющие продажу электронного оборудования на площади торгового помещения, превышающей 300 кв. метров, имеют право без взимания платы осуществлять накопление отходов электронного оборудования, указанных в абзаце первом пункта 18 настоящих Правил, и передачу их для утилизации региональному оператору, производителям и импортерам электронного и электрического оборудования, их ассоциациям. Региональный оператор не вправе отказать предприятию розничной торговли в приеме отходов электроники и электроприборов без взимания платы.
IX. Накопление потребительских товаров и упаковок
52. Отходы от использования потребительских товаров и упаковки, утратившие свои потребительские свойства и подлежащие утилизации, могут передаваться региональным оператором для утилизации производителям и импортерам таких товаров, их объединениям и иным уполномоченным такими организациями лицам.
53. Производители, импортеры товаров, их объединения вправе использовать стационарные и мобильные пункты приема отходов, отдельные контейнеры для накопления потребительских товаров и упаковки, подлежащих утилизации, расположенные на контейнерных площадках, по согласованию с региональным оператором.
X. Накопление уличного мусора
54. Накопление отходов от уборки улиц и содержания территории осуществляют организации, обеспечивающие благоустройство и содержание соответствующей территории.
55. Накопление уличного мусора на придомовой территории осуществляется с использованием контейнеров, предназначенных для накопления твердых коммунальных отходов.
XI. Накопление отходов в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, гаражно-строительных кооперативах
56. Для накопления отходов, образующихся в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, гаражно-строительных кооперативах, используются:
контейнерные площадки с твердым покрытием для твердых коммунальных отходов;
площадки для накопления крупногабаритных отходов.
57. Размещение контейнерных площадок производится в соответствии с утвержденным проектом организации и застройки территории с соблюдением экологических и санитарных норм и правил.
58. Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также передаче твердых коммунальных отходов на размещение возлагается на органы управления садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, гаражно-строительных кооперативах путем заключения договора с региональным оператором.
59. Транспортирование отходов с территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, гаражно-строительных кооперативов осуществляется по мере накопления, но не реже двух раз в неделю.
XII. Бесхозяйные отходы
60. Ответственность за своевременное транспортирование бесхозяйных отходов возлагается на собственников (арендаторов) земельных участков, на которых размещены данные отходы.
61. Бесхозяйные отходы с территорий общего пользования подлежат транспортированию на объекты обезвреживания, утилизации, размещения, захоронения отходов операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами. Расходы по вывозу бесхозяйных отходов с территории общего пользования несут органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан.
XIII. Несанкционированное размещение отходов
62. Размещение и накопление отходов вне санкционированных мест накопления отходов соответствующего вида запрещено.
63. Лицо, разместившее отходы с нарушением экологических требований, санитарных норм и правил настоящего Порядка (в случае если невозможно установить такое лицо, - собственник земельного участка, на котором размещены отходы), несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
64. В случае обнаружения вновь возникших мест несанкционированного размещения отходов, объем которых превышает 1 куб. м, региональный оператор обязан:
в течение 5 рабочих дней уведомить собственника земельного участка, орган местного самоуправления муниципального образования Республики Дагестан и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения отходов;
уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
65. Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
XIV. Ответственность за нарушение Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Дагестан
66. Неисполнение или ненадлежащее исполнение Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Дагестан влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Дагестан от 31 мая 2021 г. N 122 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Дагестан"
Вступает в силу с 11 июня 2021 г.
Текст постановления опубликован на "Интернет-портале правовой информации Республики Дагестан" (www.pravo.e-dag.ru) 1 июня 2021 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 1 июня 2021 г. N 0500202106010037, в газете "Дагестанская правда" от 10 июня 2021 г. N 156-157