Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
постановлением администрации
муниципального района "Сосногорск"
от "18".05.2021 N 897
(Приложение N 1)
Положение
о группах по контролю за пожароопасной обстановкой на территории муниципального района "Сосногорск" в пожароопасный сезон
1. Общее положение
Положение о группах по контролю за пожароопасной обстановкой на территории муниципального района "Сосногорск" в пожароопасный сезон разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", настоящее Положение определяет общие принципы по планированию, порядку организации и обеспечения деятельности патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и контрольно-патрульных групп.
Целью данного Положения является организация работы по профилактике возгораний сухой растительности, как одной из основных причин возникновения природных пожаров (загораний), принятия дополнительных мер по предупреждению возникновения ЧС в пожароопасный сезон, сокращение сроков реагирования на чрезвычайные ситуации и происшествия, связанные с природными пожарами (загораниями), усиление мер по защите населенных пунктов, объектов различных видов собственности от угрозы перехода природных пожаров (загораний), усиление работы с населением.
В настоящем Положении используются следующие термины с соответствующими определениями:
Федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) - органы государственной власти (управления), выполняющие исполнительные функции государственного управления в Российской Федерации.
Органы исполнительной власти - это часть государственного аппарата, осуществляющая деятельность по государственному управлению с целью исполнения законов, связанная с полномочиями распорядительного характера.
Органы местного самоуправления - это органы муниципального образования, создаваемые им для осуществления функций публичного управления на своей территории в целях обеспечения публичных интересов, развития экономики и социально-культурной сферы и решения местных вопросов жизнедеятельности населения.
Муниципальное образование - городское поселение или иная территория, в пределах которых, осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Полномочия - ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых сотрудников на выполнение определенных задач.
Патрульная группа - сводная группа сил и средств Ф и ТП РСЧС муниципального образования, созданная в установленном порядке для выполнения обязанностей в пожароопасный период по патрулированию территории района ответственности, мониторинга обстановки, связанной с природными пожарами (загораниями), выявлению несанкционированных палов растительности, работы с населением по соблюдению правил пожарной безопасности.
Патрульно-маневренная группа - сводная группа сил и средств Ф и ТП РСЧС муниципального образования, созданная в установленном порядке для выполнения обязанностей в пожароопасный период по патрулированию территории района ответственности, мониторинга обстановки, связанной с природными пожарами, выявлению несанкционированных палов растительности и принятию мер по их тушению, работы с населением по соблюдению правил пожарной безопасности.
Маневренная группа - сводная группировка сил и средств Ф и ТП РСЧС муниципального образования, созданная в установленном порядке для выполнения обязанностей в пожароопасный период на территории района ответственности для тушения очагов природных пожаров и ликвидации угрозы перехода природных пожаров на населенные пункты, объекты экономики и лесной фонд.
Патрульно-контрольная группа - сводная группа сил и средств Ф и ТП РСЧС муниципального образования, созданная в установленном порядке для выполнения обязанностей в пожароопасный период на территории района ответственности для усиления правоохранительной деятельности в лесах.
Природный пожар - неконтролируемый процесс горения, стихийно возникающий и распространяющийся в природной среде, подлежащий обязательной регистрации.
Природное загорание - неконтролируемый процесс горения, стихийно возникающий и распространяющийся в природной среде, создающий угрозу населенному пункту и не подлежащий обязательной регистрации.
Район ответственности - (зона) участок земной поверхности, в границах которых предусмотрено реагирование патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и патрульно-контрольных групп.
Пожароопасный сезон - часть календарного года в течение которого возможно возникновение природных пожаров.
2. Основы организации деятельности патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и патрульно-контрольных групп
2.1. Основная цель и основные задачи
Основной целью организации деятельности патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и патрульно-контрольных групп является достижение высокого уровня готовности и слаженности к оперативному реагированию на природные загорания и эффективным действиям по их тушению на начальном этапе и недопущению перехода пожаров на населенные пункты, а также в лесной фонд, пресечение незаконной деятельности в лесах.
Основными задачами групп являются:
1) для патрульных групп:
- выявление фактов сжигания населением мусора, загораний (горения) растительности на территории населенных пунктов городских поселений;
- проведение профилактических мероприятий среди населения по соблюдению правил противопожарного режима;
- идентификации термических точек, определение площади пожара, направления и скорости распространения огня;
- мониторинг обстановки;
- взаимодействие с оперативным дежурным ЕДДС муниципального района.
2) для патрульно-маневренных групп:
- выявление фактов сжигания населением мусора, загораний (горения) растительности на территории населенных пунктов городских поселений;
- проведение профилактических мероприятий среди населения по соблюдению правил противопожарного режима;
- принятие мер по локализации и ликвидации выявленных природных загораний и сжигания мусора, принятие решения о необходимости привлечения дополнительных сил и средств;
- первичное определение возможной причины его возникновения и выявление лиц виновных в совершении правонарушения, с дальнейшей передачей информации в надзорные органы;
- идентификации термических точек, определение площади пожара, направления и скорости распространения огня;
- мониторинг обстановки;
- взаимодействие с оперативным дежурным ЕДДС муниципального района.
3) для маневренных групп:
- принятие мер для ликвидации отдельных очагов природных пожаров, создающим угрозу населенным пунктам городских поселений и лесному фонду;
- оказание содействия оперативным службам по эвакуации населения, скота и материальных ценностей в случае угрозы перехода природных пожаров на населенный пункт;
- мониторинг обстановки;
- взаимодействие с оперативным дежурным ЕДДС муниципального района.
4) для патрульно-контрольных групп:
- проведение надзорно-профилактической деятельности и пресечение фактов незаконной деятельности в лесах;
- выявление виновных лиц.
2.2. Порядок создания, состав и оснащение патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и патрульно-контрольных групп
Создание патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и патрульно-контрольных групп организуется в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, приказами ведомств и организаций Ф и ТП РСЧС на период пожароопасного сезона.
Состав и численность групп формируется из числа специалистов органов местного самоуправления, местного населения (волонтеров) муниципального образования, сотрудников и работников оперативных служб и учреждений, представителей общественных объединений, добровольных пожарных, исходя из анализа прохождения пожароопасных сезонов на территории, степени пожарной опасности, зон (районов) обслуживания группами и иных обстоятельств, которые могут повлиять на развитие ситуаций, связанных с природными пожарами и последствиями от них.
Патрульные группы (пешие) создаются в населенных пунктах городских поселений численностью от 2 человек из числа специалистов органов местного самоуправления, представителей общественных объединений, добровольных пожарных соответствующего населенного пункта.
Патрульно-маневренные группы (с автомобильной техникой) создаются в населенных пунктах городских поселений численностью от 2 человек из числа специалистов органов местного самоуправления, членов общественных объединений, добровольных пожарных, местного населения (волонтеров).
Маневренные группы (с автомобильной техникой высокой проходимости с запасами огнетушащих веществ) создаются в населенных пунктах городских поселений (не менее 2-х групп) численностью не менее 6 человек из числа специалистов органов местного самоуправления, представителей оперативных служб (пожарная охрана, лесничества и др.), членов общественных объединений, местного населения (волонтеров).
Патрульно-контрольные группы (с автомобильной техникой высокой проходимости) - создаются не менее 2-х групп из представителей надзорных органов МЧС России, МВД России, лесной охраны, ГО и ЧС муниципального района и общественных организаций. Специалисты групп определяются приказами ведомств, включенных в их состав. Численность группы определяется в каждом конкретном случае индивидуально по решению председателя КЧС и ОПБ муниципального района, но не менее 4 человек.
Численность и состав групп, по решению Главы муниципального района - руководителя администрации, председателя КЧС и ОПБ муниципального района, с учетом складывающейся оперативной обстановки на территории района, может быть увеличена.
2.3. Перечень рекомендуемого имущества патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и патрульно-контрольных групп
Все, указанные группы, исходя из возложенных задач, должны быть оснащены:
- средствами связи (сотовые телефоны, радиостанции, средствами спутниковой связи - по возможности);
- спецодеждой, по типу штормовка и (или) против энцефалитные костюмы, защитными средствами (защитные каски с забралами);
- средствами пожаротушения (мотопомпы с рукавами, РЛО, воздуходувки), шанцевыми инструментами (лопаты, топоры), механизированным инструментом (бензопилы);
- техникой для доставки групп (автомобили с высокой проходимостью типа УАЗ, ГАЗ-66 и др.), в том числе техникой с запасами огнетушащих веществ (прицепы с емкостями для воды, автоцистерны).
При этом патрульные группы могут быть пешими, либо иметь иные средства для доставки группы;
- запасом ГСМ;
- картами местности, навигационными приборами (при их наличии) и компасами.
Оснащение групп производится органами местного самоуправления на соответствующей территории из имеющихся материальных средств для обеспечения пожарной безопасности.
При планировании и создании групп органы местного самоуправления должны спланировать расходную часть бюджета для приобретения необходимого оборудования и имущества для выполнения задач и функций групп, а также для заключения договоров с организациями и учреждениями (частными лицами) по использованию оборудования и имущества данных организаций и учреждений для патрулирования территорий, доставки участников групп к местам загораний и тушения очагов природных пожаров (кроме пожаров в государственном лесном фонде).
2.4. Порядок страхования
Участники групп должны быть застрахованы от вреда здоровью, клещевого энцефалита.
Страхование от вреда здоровью участников групп, а также клещевого энцефалита участников групп осуществляется за счёт выделения денежных средств из муниципальных бюджетов, бюджетов организаций (для работающих граждан).
2.5. Планирование работы и порядок реагирования патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и патрульно-контрольных групп
При формировании бюджета на следующий год предусматривается финансирование мероприятий, связанных с обеспечением деятельности групп, с учетом опыта их применения, объема проведенной работы в текущем и предшествующих годах.
Для организации патрулирования территорий разрабатываются специальные маршруты и время, исходя из прогноза, оперативной обстановки, количества действующих на территории муниципального района термических точек, поступающей информации.
Реагирование патрульно-маневренных, маневренных групп осуществляется по решению Главы муниципального района - руководителя администрации, председателя КЧС и ОПБ муниципального района, оперативного дежурного ЕДДС при получении информации о загорании, угрозе населенному пункту посредством передачи распоряжения непосредственно руководителю группы.
Оповещение членов групп проводит руководитель группы и оперативный дежурный ЕДДС муниципального района.
Оперативный дежурный ЕДДС муниципального района дополнительно доводит информацию о сборе группы до руководителей ведомств, организаций, чьи сотрудники (работники) задействованы в группах.
При получении команды "Сбор Группы", начальники, руководители задействованных ведомств и организаций направляют сотрудников (работников) к месту сбора группы. Место сбора группы определяет руководитель группы, с учетом мест их дислокации (проживание, работа и др.).
Время сбора и реагирования (в рабочее и не рабочее время) не должно превышать 1 час 30 минут.
По прибытию на место загорания, руководители патрульно-маневренных и маневренных групп определяют оперативную обстановку, пути распространения загорания и возможные последствия, способы и методы действий, направленных на локализацию и ликвидацию загораний, докладывают об обстановке Главе муниципального района - руководителю администрации, оперативному дежурному ЕДДС муниципального района.
Реагирование патрульно-контрольных групп осуществляется в соответствии с поступающими данными о правонарушениях в лесах, а также в рамках профилактических мероприятий в пожароопасный период.
Специалисты группы выявляют незаконные вырубки (точки лесозаготовок) и вывоза древесины, незаконные пункты приема древесины, устанавливают поджигателей лесов, применяют, в рамках своих полномочий, меры административного и уголовного ресурсов.
2.6. Организационное и методическое руководство деятельностью патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и патрульно-контрольных групп. Порядок взаимодействия
Общее руководство и контроль за деятельностью групп возлагается на председателей КЧС и ОПБ органов местного самоуправления.
Для непосредственного оперативного руководства группами, их организационного и методического обеспечения назначаются руководители групп, как правило, из числа лиц администрации муниципального образования, наиболее подготовленных специалистов (лесной охраны, пожарной охраны и др.), а также должностных лиц силовых и правоохранительных структур (ведомств) в соответствии с возложенными полномочиями.
Руководитель группы:
- осуществляет сбор группы, при ухудшении обстановки, определяет место и время сбора;
- определяет оснащение группы, в зависимости от выполняемых задач;
- определяет маршруты выдвижения в районы проведения работ, ставит задачи специалистам группы;
- оценивает оперативную обстановку, принимает соответствующие решения, в рамках возложенных полномочий;
- организует постоянный информационный обмен и взаимодействие с задействованными оперативными службами и учреждениями;
- организует информационный обмен с Главой муниципального района - руководителем администрации, председателем КЧС и ОПБ муниципального района, оперативным дежурным ЕДДС муниципального района;
- организует исправность техники и оборудования, закрепленного за группой;
- инструктирует специалистов группы по соблюдению охраны труда и безопасным приемам проведения работы.
Учет применения групп ведется в суточном режиме оперативным дежурным ЕДДС муниципального района.
Оперативный дежурный ЕДДС муниципального района проводит суточный анализ реагирования и ежедневно не позднее 20:00 часов (местного времени) представляет его Главе муниципального района - руководителю администрации, председателю КЧС и ОПБ муниципального района.
Формы учета и анализа по реагированию и результатам работы групп определяются распорядительными документами.
3. Основные полномочия и функции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления при организации деятельности патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и патрульно-контрольных групп
Уполномоченные должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Коми, органов местного самоуправления при организации деятельности патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и патрульно-контрольных групп, в пределах своих полномочий, осуществляют следующие функции:
- разрабатывают и издают нормативные правовые акты распорядительного характера по вопросам организации безопасности населения и территорий в период прохождения пожароопасного сезона и организуют их исполнение;
- определяют цели и задачи патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и патрульно-контрольных групп, планируют их деятельность;
- обеспечивают сбор, систематизацию и анализ информации о пожарной обстановке на территориях, планируют и устанавливают порядок применения групп;
- обеспечивают в деятельности групп комплексное использование имеющихся сил и средств, а также организаций, путем заключения договоров, их взаимодействие с оперативными службами Ф и ТП РСЧС;
- обеспечивают информационный обмен по оперативной обстановке, связанной с природными пожарами, порядку применения групп, достаточности сил и средств для локализации и ликвидации природных пожаров (загораний);
- формируют сводные реестры групп для учета и применения их по назначению;
- осуществляют оперативное управление сформированными группами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.