Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
муниципального образования
город Саяногорск
от 28 мая 2021 г. N 328
Положение
о муниципальной системе оповещения населения муниципального образования город Саяногорск
I. Общие положения
1. Положение о муниципальной системе оповещения населения муниципального образования город Саяногорск (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ), Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", Федеральным законом от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", совместными приказами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", от 31.07.2020 N 579/366 "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения" для координации деятельности по выполнению мероприятий, направленных на создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы оповещения населения муниципального образования город Саяногорск.
2. Положение определяет назначение, задачи и требования к системам оповещения населения муниципального образования город Саяногорск, порядок их задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности, порядок по их реализации совершенствованию.
3. В настоящем Положении используются следующие понятия:
- оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите;
- сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для применения населением средств и способов защиты;
- экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передаётся по системе оповещения населения;
- комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН) - это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах;
- зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.
4. Система оповещения населения муниципального образования город Саяногорск включается в систему управления гражданской обороной (далее - ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), обеспечивающей доведение до населения муниципального образования город Саяногорск, органов управления и сил ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих её функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
5. Требования к системам оповещения населения, в том числе к комплексной системе экстренного оповещения населения определяет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Минкомсвязи России).
6. Системы оповещения населения создаются на следующих уровнях функционирования РСЧС:
- на региональном уровне - региональная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - РАСЦО);
- на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - МАСЦО);
- на объектовом уровне - локальная система оповещения (далее - ЛСО).
Муниципальная система оповещения является составной частью региональной автоматизированной системы централизованного оповещения (РАСЦО) гражданской обороны Республики Хакасия и предназначена для доведения (дублирования) сигналов и команд территориальной системы оповещения об опасностях при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации и в особый период.
Локальные системы оповещения создают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.
Границами зоны действия муниципальной системы оповещения являются административные границы муниципального образования город Саяногорск.
Границами зоны действия локальной системы оповещения являются границы территории (зон) воздействия поражающих факторов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, от аварий на производственных объектах, которые могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность за пределами их территорий.
7. КСЭОН создается на региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Границами зон действия (создания) КСЭОН являются границы зон экстренного оповещения населения, определяемые Правительством Республики Хакасия по согласованию с Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия (далее - Главное управление МЧС России по Республике Хакасия).
8. Системы оповещения населения муниципального образования город Саяногорск всех уровней, а также КСЭОН организационно, технически и программно сопрягаются (взаимодействуют) между собой, обеспечивая обработку поступающих от них данных в автоматическом и (или) автоматизированном режиме.
9. Сопряжение муниципальной системы оповещения муниципального образования город Саяногорск с региональной системой оповещения обеспечивается Правительством Республики Хакасия.
10. Сопряжение локальных систем оповещения с муниципальной системой оповещения муниципального образования город Саяногорск осуществляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект I и II классов опасности, гидротехническое сооружение чрезвычайно высокой опасности и гидротехническое сооружение высокой опасности.
11. МАСЦО должна соответствовать требованиям, изложенным в приложении N 1 приказа МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" с оформлением паспорта по рекомендуемому образцу в приложении N 2 данного приказа.
II. Назначение и основные задачи систем оповещения населения
12. МАСЦО предназначена для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения, органов управления, сил гражданской обороны и муниципального звена ТП РСЧС Республики Хакасия.
13. Основной задачей МАСЦО является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
- руководящего состава и сил ГО и муниципального звена ТП РСЧС Республики Хакасия;
- дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций и дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов, в пределах муниципального образования город Саяногорск;
- людей, находящихся на территории муниципального образования город Саяногорск.
14. Основной задачей КСЭОН является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения, а также органов повседневного управления РСЧС соответствующего уровня.
15. Основной задачей ЛСО является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
- руководящего состава ГО и персонала организации, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, объектового звена РСЧС;
- объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
- единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования город Саяногорск, попадающей в границы зоны действия ЛСО;
- руководителей и дежурных служб организаций, расположенных в границах зоны действия ЛСО;
- людей, находящихся в границах зоны действия ЛСО.
III. Порядок задействования систем оповещения населения
16. Задействование по предназначению системы оповещения населения планируется и осуществляется в соответствии с положениями о системах оповещения населения, планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
17. ЕДДС, получив в системе управления ГО и РСЧС сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждают получение и немедленно доводит их до руководителей органа местного самоуправления, организаций (собственников объектов, производства, гидротехнического сооружения), на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, а также органов управления и сил ГО и РСЧС соответствующего уровня.
18. Решение на задействование системы оповещения принимается Главой муниципального образования город Саяногорск или должностным лицом, исполняющим его обязанности.
Решение о задействовании ЛСО принимается руководителем организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, с последующим докладом в ЕДДС муниципального образования город Саяногорск.
19. Передача сигналов оповещения и экстренной информации может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования системы оповещения населения. В автоматическом режиме функционирования системы оповещения населения включаются (запускаются) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня без участия дежурных ЕДДС, ответственных за включение (запуск) систем оповещения населения.
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) систем оповещения населения осуществляется дежурными ЕДДС, уполномоченными на включение (запуск) системы оповещения населения, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
В ручном режиме функционирования дежурные ЕДДС осуществляют включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки; задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
Автоматический режим функционирования является основным для локальных систем оповещения и КСЭОН, при этом допускается функционирование данных систем оповещения в автоматизированном режиме. Основной режим функционирования региональной системы оповещения - автоматизированный. Приоритетный режим функционирования определяется положениями о системах оповещения населения, планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
20. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путём включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут.
Сигналы оповещения и экстренная информации передаются непосредственно с рабочего места дежурного ЕДДС, в соответствии с приложением к настоящему Положению "Алгоритм работы оперативного дежурного, диспетчера на автоматизированном пульте управления аппаратуры П-166".
Допускается трёхкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи - повтор передачи сообщения осуществляется не ранее, чем закончится передача предыдущего сообщения).
Типовые аудио, текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно постоянно действующими органами управления ТП РСЧС.
21. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:
- сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
- информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет";
- громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
22. Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения населения осуществляется комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ).
23. Порядок действий дежурных ЕДДС при передаче сигналов оповещения и экстренной информации определяется действующим законодательством Российской Федерации и другими документами федеральных органов исполнительной власти, Республики Хакасия, муниципального образования город Саяногорск и организаций.
24. Дежурные ЕДДС проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
IV. Поддержание в готовности систем оповещения населения
25. Поддержание системы оповещения в готовности организуется и осуществляется Администрацией муниципального образования город Саяногорск.
26. Готовность систем оповещения населения достигается:
- наличием актуализированных нормативных актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования систем оповещения населения;
- наличием дежурного персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения населения, и уровнем его профессиональной подготовки;
- наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на систему оповещения населения технических средств оповещения;
- готовностью средств массовой информации к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации;
- регулярным проведением проверок готовности систем оповещения населения;
- своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
- наличием, соответствием законодательству Российской Федерации и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения;
- своевременным проведением мероприятий по созданию, в том числе совершенствованию, систем оповещения населения.
27. В целях поддержания системы оповещения населения в постоянной готовности к использованию, оценки ее состояния и способности к выполнению задач по предназначению проводятся следующие виды проверок:
- комплексные проверки готовности муниципальной системы оповещения населения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения;
- технические проверки готовности муниципальной системы оповещения населения без включения оконечных средств оповещения населения.
Комплексные проверки готовности муниципальной системы оповещения и КСЭОН проводятся два раза в год, при этом включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляется в дневное время в первую среду марта и октября.
По решению КЧС и ОПБ могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности муниципальной системы оповещения.
В ходе работы комиссией проверяется выполнение всех требований настоящего Положения, а также положения о системе оповещения.
По результатам комплексной проверки готовности муниципальной системы оповещения населения оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности системы оповещения населения, определяемая в соответствии с приложением N 3 приказа МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", а также уточняется паспорт системы оповещения населения.
Технические проверки готовности к задействованию системы оповещения и КСЭОН проводятся без включения оконечных средств оповещения дежурными ЕДДС путём передачи проверочного сигнала и речевого сообщения "Техническая проверка" с периодичностью не реже одного раза в сутки.
Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска систем оповещения населения.
28. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, неохваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создаётся резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).
29. В ходе планирования и осуществления строительства новой либо совершенствования действующей системы оповещения населения должны быть выполнены требования, утвержденные приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения".
30. Вывод из эксплуатации действующей муниципальной системы оповещения населения осуществляется по окончанию эксплуатационного ресурса технических средств этой системы оповещения населения, завершения ее модернизации (реконструкции) и ввода в эксплуатацию новой системы оповещения населения.
31. Финансирование создания, совершенствования и поддержания в состоянии постоянной готовности муниципальной системы оповещения населения муниципального образования город Саяногорск, создания и содержания резервов технических средств оповещения для систем оповещения всех уровней, возмещение затрат, понесенных организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания, привлекаемыми к обеспечению оповещения, осуществляется в соответствии со статьями 24, 25 Федерального закона N 68-ФЗ и статьей 18 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
Исполняющий обязанности управляющего делами Администрации муниципального образования г. Саяногорск |
С.Н. Рудко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.