В соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положением о бюджетном процессе в городе Смоленске, утвержденным решением 54-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 29.02.2008 N 783, руководствуясь Уставом города Смоленска, в целях реализации ответственной долговой политики города Смоленска и повышения ее эффективности Администрация города Смоленска постановляет:
1. Утвердить прилагаемые основные направления долговой политики города Смоленска на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
2. Комитету по информационным ресурсам и телекоммуникациям Администрации города Смоленска разместить настоящее постановление на официальном сайте Администрации города Смоленска.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы города Смоленска по финансово-экономической деятельности.
4. Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 г.
Глава города Смоленска |
А.А. Борисов |
Утверждены
постановлением Администрации
города Смоленска
от 01.06.2021 N 1276-адм
Основные направления
долговой политики города Смоленска на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов
1. Основные положения
Основные направления долговой политики города Смоленска (далее - долговая политика) на 2021 год и на плановый период 2022 - 2023 годов разработаны в целях реализации ответственной долговой политики города Смоленска, повышения ее эффективности и определяют основные направления деятельности по управлению муниципальным долгом города Смоленска (далее - муниципальный долг).
Управление муниципальным долгом - это процесс выработки и осуществления стратегии, направленной на привлечение через долговые операции на рынке капитала необходимых для развития города Смоленска заимствований, при соблюдении приемлемых уровней финансового риска и цены привлекаемых денежных средств.
Управление муниципальным долгом является одним из важнейших элементов финансовой политики Администрации города Смоленска и представляет собой совокупность мероприятий по регулированию его объема и структуры, определению условий и осуществлению заимствований, регулированию рынка заимствований, реализации мер управления проблемными долгами, обслуживанию и погашению муниципального долга, предоставлению муниципальных гарантий города Смоленска (далее - муниципальные гарантии), контролю за эффективным использованием заимствованных средств.
Долговая политика является частью бюджетной политики, проводимой Администрацией города Смоленска, и управление муниципальным долгом непосредственно связано с бюджетным процессом.
2. Итоги реализации долговой политики
Долговая политика за предыдущие годы была направлена на поддержание параметров муниципального долга в рамках, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, и на снижение расходов на обслуживание муниципального долга.
В связи с опережением темпов роста расходных обязательств города Смоленска над темпами роста собственных доходов формирование и исполнение бюджета города Смоленска в 2018 - 2020 годах осуществлялось с дефицитом, основным источником покрытия которого являлись заемные средства. Постоянное осуществление заимствований привело к значительному росту муниципального долга. По состоянию на 01.01.2021 муниципальный долг достиг уровня 2,5 млрд руб., или 77,3% собственных доходов бюджета.
За последние 3 года динамика показателей долговой политики сложилась следующим образом:
N |
Наименование показателя |
На 01.01.2019 |
На 01.01.2020 |
На 01.01.2021 |
1. |
Объем муниципального долга (млрд руб.) |
2,4 |
2,5 |
2,5 |
2. |
Объем долговых обязательств по кредитам, полученным от кредитных организаций (млрд руб.) |
2,4 |
2,5 |
2,5 |
3. |
Объем муниципального долга в процентном соотношении от налоговых и неналоговых доходов бюджета города Смоленска (%) |
80,5 |
79,5 |
77,3 |
4. |
Объем долговых обязательств по кредитам, полученным от кредитных организаций, в процентном соотношении от налоговых и неналоговых доходов бюджета города Смоленска (%) |
80,5 |
79,5 |
77,3 |
В структуре муниципального долга в настоящее время 100% занимают кредиты коммерческих банков.
Расходы на обслуживание муниципального долга ежегодно составляют порядка 5-6% собственных доходов бюджета. В целях снижения расходов на обслуживание муниципального долга на постоянной основе осуществляются следующие мероприятия:
- привлечение из федерального бюджета краткосрочного бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета по ставке 0,1% годовых;
- работа с коммерческими кредитными организациями по снижению процентных ставок по действующим муниципальным контрактам;
- мониторинг текущей ситуации по исполнению бюджета в целях изыскания возможности досрочного погашения коммерческих кредитов с наиболее высокими процентными ставками.
3. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики
Планирование долговых обязательств города Смоленска (далее - долговые обязательства) состоит из следующих этапов:
- планирование расходов на обслуживание муниципального долга и исполнение муниципальных гарантий;
- планирование привлечения муниципальных заимствований города Смоленска (далее - муниципальные заимствования);
- планирование предоставления муниципальных гарантий.
При планировании расходов на погашение и обслуживание долговых обязательств оценивается возможность осуществления данных расходов за счет доходов бюджета города Смоленска на очередной финансовый год и на плановый период.
При планировании вновь привлекаемых муниципальных заимствований и принятии новых обязательств по муниципальным гарантиям должны быть соблюдены ограничения на объемы долговых обязательств и на величину расходов по их обслуживанию и погашению, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Планирование долговых обязательств осуществляется с учетом следующей информации:
- прогноза доходов бюджета города Смоленска на очередной финансовый год и на плановый период;
- прогноза расходов бюджета города Смоленска на очередной финансовый год и на плановый период;
- прогноза потребности в бюджетных инвестициях, определяемых на основе приоритетов инвестиционной политики города Смоленска;
- информации о существующих долговых обязательствах.
На основе указанной информации Администрация города Смоленска определяет на очередной финансовый год и на плановый период:
- необходимые и возможные объемы привлечения муниципальных заимствований с учетом их влияния на долговую нагрузку;
- предельный объем обязательств по муниципальным гарантиям;
- структуру муниципального долга;
- объем расходов на обслуживание муниципального долга.
Муниципальные заимствования привлекаются на покрытие дефицита
бюджета города Смоленска, а также на погашение долговых обязательств.
Привлечение бюджетных кредитов из вышестоящих бюджетов осуществляется в соответствии с правилами их предоставления, утвержденными Правительством Российской Федерации, Администрацией Смоленской области.
Результатами планирования долговых обязательств являются:
- программы муниципальных внутренних заимствований на очередной финансовый год и на плановый период;
- программы муниципальных гарантий на очередной финансовый год и на плановый период.
Решение о привлечении муниципальных заимствований принимается Администрацией города Смоленска на основании программы муниципальных внутренних заимствований на очередной финансовый год и на плановый период, утвержденной решением о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
4. Цели и задачи долговой политики
Реализация долговой политики осуществляется в соответствии со следующими целями:
- своевременное исполнение долговых обязательств при минимизации расходов на обслуживание муниципального долга;
поддержание объема и структуры муниципального долга, исключающих неисполнение долговых обязательств;
- контроль и оценка рисков, возникающих в сфере долговых обязательств;
- совершенствование учета и мониторинга муниципального долга.
В процессе управления муниципальным долгом приоритетными являются следующие задачи:
- обеспечение сбалансированности бюджета города Смоленска при недостаточности собственных источников финансирования дефицита бюджета города Смоленска;
- снижение дефицита бюджета города Смоленска;
- привлечение муниципальных заимствований в объемах, дополняющих доходы бюджета города Смоленска до объема, необходимого для обеспечения исполнения принятых бюджетных обязательств;
- достижение эффективного и целевого использования заемных средств;
- учет и регистрация долговых обязательств;
- обеспечение раскрытия информации о муниципальном долге.
Решение указанных задач направлено на достижение следующих результатов:
- соблюдение ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- полнота и своевременность исполнения долговых обязательств;
- сокращение стоимости обслуживания долговых обязательств.
Выполнению поставленных задач будут способствовать:
- реализация основных направлений бюджетной и налоговой политики города Смоленска на очередной финансовый год и на плановый период;
- реализация муниципальной программы "Управление муниципальными финансами города Смоленска", утвержденной постановлением Администрации города Смоленска от 26.09.2017 N 2584-адм;
- реализация плана мероприятий по росту доходного потенциала бюджета, оптимизации расходов бюджета и сокращению муниципального долга в целях оздоровления муниципальных финансов города Смоленска на 2020 - 2022 годы, утвержденного постановлением Администрации города Смоленска от 27.05.2020 N 1112-адм.
В соответствии с целями и задачами долговой политики определены критерии оценки реализации долговой политики (далее - критерии оценки).
Реализация долговой политики заключается в анализе соответствия текущих значений критериев оценки установленным значениям критериев оценки.
Критерии оценки реализации долговой политики
N |
Наименование показателя |
На 01.01.2021 |
На 01.01.2022 |
На 01.01.2023 |
На 01.01.2024 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Объем муниципального долга (млрд руб.) |
2,5 |
2,6 |
2,6 |
2,6 |
2. |
Объем муниципального долга в процентном соотношении от налоговых и неналоговых доходов бюджета города Смоленска (%) |
не более 85 |
не более 85 |
не более 85 |
не более 85 |
3. |
Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию муниципального долга города Смоленска, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, к общему объему налоговых и неналоговых доходов бюджета города Смоленска и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (%) |
не более 18 |
не более 18 |
не более 18 |
не более 18 |
4. |
Доля расходов на обслуживание муниципального долга к общему объему расходов бюджета города Смоленска, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (%) |
не более 8 |
не более 8 |
не более 8 |
не более 8 |
5. Инструменты реализации долговой политики
Долговая политика реализуется посредством:
- рыночных инструментов (кредиты, привлеченные от кредитных организаций);
- нерыночных инструментов (бюджетные кредиты, привлекаемые из бюджетов вышестоящего уровня).
В рамках заимствований в целях рефинансирования имеющейся задолженности планируется привлечение рыночных долговых обязательств только на среднесрочные периоды в целях увеличения сроков погашения муниципального долга.
В целях определения оптимального набора инструментов заимствований, а также благоприятных для привлечения заемных ресурсов моментов выхода на рынок необходимы анализ рисков и определение предполагаемой стоимости заимствований.
Важная роль отводится ответственному планированию долговых обязательств, а также расходов, связанных с их обслуживанием.
Администрация города Смоленска осуществляет долговую политику, направленную:
- на снижение уровня долговой нагрузки бюджета города;
- на повышение качества прогнозирования муниципальных внутренних заимствований, параметров муниципального долга и расходов на его обслуживание для решения поставленных социально-экономических задач;
на планирование объемов заимствований, достаточных для обеспечения финансовой устойчивости бюджета города Смоленска;
на осуществление контроля рисков неисполнения долговых обязательств в зависимости от факторов, влияющих на их изменение.
Привлечение кредитов от кредитных организаций должно осуществляться исключительно с учетом анализа уровня ключевой ставки, установленной Центральным банком Российской Федерации.
6. Анализ рисков для бюджета, возникающих в процессе управления муниципальным долгом города Смоленска
Финансовые риски представляют собой возможность финансовых потерь бюджета города Смоленска в результате наступления определенных событий или совершения определенных действий, которые не могут быть заранее предсказаны.
Для бюджета города Смоленска возможны следующие финансовые риски:
- рыночный риск - отрицательное влияние повышения процентных ставок, изменения валютных курсов на стоимость обслуживания муниципального долга;
- риск рефинансирования - отсутствие рефинансирования или его возможность только по высоким процентным ставкам;
- риск ликвидности - отсутствие в бюджете города Смоленска средств для полного исполнения обязательств в срок, в том числе недостаток денежных средств для своевременных долговых платежей;
- юридические риски - изменение законодательства Российской Федерации, необходимость отстаивания своих интересов в судебных инстанциях, накопление большого объема обязательств по муниципальным гарантиям;
- кредитный риск (риск наступления гарантийного случая) - неплатежи принципалов по обязательствам, которые были гарантированы Администрацией города Смоленска;
- операционный риск - технические сбои, чрезвычайные ситуации, обстоятельства непреодолимой силы.
Основной целью управления финансовыми рисками является их минимизация в результате проведения мероприятий, позволяющих прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры по исключению или снижению отрицательных последствий наступления таких событий.
К финансовым рискам, возникновение которых зависит от деятельности Администрации города Смоленска и которые могут быть уменьшены ее действиями, относятся:
- рыночный риск - постоянная работа по изменению структуры муниципального долга, выбор инструментов среднесрочных заимствований (на срок до 3 лет);
- риск ликвидности - повышение качества бюджетного планирования;
- кредитный риск - требование залога при выдаче муниципальной гарантии, стоимость которого должна быть не ниже объема гарантируемого обязательства; анализ финансового состояния принципалов на этапе предоставления муниципальной гарантии, а также систематический анализ финансового состояния принципалов на протяжении всего срока действия муниципальной гарантии;
- юридические риски (кроме изменения законодательства Российской Федерации) - проведение детальной юридической экспертизы разрабатываемых документов по привлечению заимствований с целью детализации всех условий контракта.
По действующим долговым обязательствам, в ходе обслуживания которых возникает значительное увеличение финансовых рисков, Администрация города Смоленска проводит замещение этих обязательств обязательствами с меньшим значением риска.
7. Ожидаемые результаты долговой политики
Реализация мер, предусмотренных долговой политикой, позволит:
- поддерживать величину муниципального долга на безопасном уровне;
- сохранять финансовую устойчивость бюджета города Смоленска;
- оптимизировать бюджетные расходы на обслуживание муниципального долга и перераспределять высвобождающиеся ресурсы на решение приоритетных задач бюджетной политики муниципального образования города Смоленска;
- поддерживать высокий уровень долговой устойчивости города Смоленска.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации г. Смоленска от 1 июня 2021 г. N 1276-адм "Об утверждении основных направлений долговой политики города Смоленска на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов"
Вступает в силу с 1 июня 2021 г. и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 г.
Текст постановления опубликован не был