В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле", пунктом 16 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Пермского края от 05 марта 2008 г. N 205-ПК "О библиотечном деле в Пермском крае" Администрация Лысьвенского городского округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации библиотечного обслуживания населения Лысьвенского городского округа.
2. Признать утратившим юридическую силу постановление администрации города Лысьвы от 29 мая 2014 г. N 1110 "Об утверждении Положения об организации библиотечного обслуживания населения Лысьвенского городского округа".
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации, курирующего функционально-целевой блок "Развитие человеческого потенциала".
Глава городского округа - глава администрации Лысьвенского городского округа |
А.Л. Гончаров |
Положение
об организации библиотечного обслуживания населения Лысьвенского городского округа
(утв. постановлением администрации Лысьвенского городского округа от 13 мая 2021 г. N 966)
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об организации библиотечного обслуживания населения Лысьвенского городского округа (далее - Положение) направлено на реализацию полномочий органов местного самоуправления по организации библиотечного обслуживания населения, комплектования и обеспечения сохранности библиотечных фондов библиотек Лысьвенского городского округа; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры.
1.2. Положение разработано в соответствии с действующей законодательной базой в области библиотечного дела. Перечень использованных документов:
- Конституция Российской Федерации (ст. 29, ст. 44);
- Основы законодательства Российской Федерации о культуре (статьи 12, 30, 36.1, 40, 41, 41.1, 46, 47, 52);
- Федеральный закон от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 16 статьи 16);
- Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле" (статьи 5-9, 12-13, 23);
- Закон Пермского края от 05 марта 2008 г. N 205-ПК "О библиотечном деле в Пермском крае" (статьи 1, 4, 5, 6, 7, 8-13, 15-17, 19, 20, 23-26);
- Закон Пермского края от 06 октября 2009 г. N 519-ПК "Об обязательном экземпляре документов Пермского края" (статьи 6, 7);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Закона следует читать как "510-ПК"
- Положение об обязательном экземпляре документов Лысьвенского городского округа, утвержденное постановлением администрации города Лысьвы от 24 апреля 2014 г. N 890 (пункты 1.1, 1.2, 2.1.1 - 2.1.4, 3.3, 3.6, 3.7, 4.1.1 - 4.1.4);
- Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. N 608-р (раздел 1 "Общие положения");
- Положение о порядке предоставления библиотечных услуг населению муниципальной общедоступной библиотеки Пермского края, рекомендованное Решением Законодательного Собрания Пермского края, Совета представительных органов местного самоуправления от 04 сентября 2007 г. N 42 (разделы 3 - 6).
1.3. Настоящее Положение действует в отношении библиотек, входящих в состав муниципального бюджетного учреждения культуры "Лысьвенская библиотечная система", функционирующего на территории муниципального образования "Лысьвенский городской округ".
1.4. Настоящее Положение является правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в Лысьвенском городском округе и призвано содействовать реализации конституционных прав человека на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
1.5. Положение определяет основы политики администрации Лысьвенского городского округа в области библиотечного обслуживания населения, устанавливает права и обязанности граждан, а также органов местного самоуправления в сфере библиотечного дела, регулирует общие вопросы организации и деятельности библиотек, правовые отношения и экономические основы библиотечного дела.
1.6. В настоящем Положении применяются следующие понятия:
библиотечное дело - отрасль информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности, в задачи которой входят создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек;
библиотека - информационная, культурная, просветительская организация или структурное подразделение организации, располагающие организованным фондом документов, предоставляющие их во временное пользование физическим и юридическим лицам;
библиотека городского округа - муниципальная библиотека, учрежденная органом местного самоуправления городского округа;
библиотечная услуга - конкретный результат библиотечного обслуживания по удовлетворению потребностей пользователей библиотеки;
библиотечное обслуживание населения - информационная, культурно-просветительская и образовательная деятельность библиотек по удовлетворению потребностей пользователей библиотек в библиотечных услугах;
библиотечный фонд - совокупность документов различного назначения и статуса, организационно и функционально связанных между собой, подлежащих учету, комплектованию, хранению и использованию в целях библиотечного обслуживания населения;
документ - материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения;
информатизация библиотечного дела - комплекс мер, направленных на обеспечение доступа населения к информационным ресурсам посредством использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности библиотек;
краеведческая деятельность библиотеки - область научно-практической деятельности библиотеки по сбору, хранению и предоставлению в общественное пользование краеведческих документов, а также информации о них;
краеведческие документы - документы, посвященные Пермскому краю или содержащие значимые сведения о нем, независимо от тиража, языка, места издания или изготовления;
местные издания - все издания, опубликованные на территории Пермского края, независимо от их содержания, вида и способа издания, языка;
муниципальная библиотека - общедоступная библиотека, учрежденная органами местного самоуправления, являющаяся юридическим лицом и финансируемая из средств местного бюджета;
муниципальная сеть общедоступных библиотек (муниципального бюджетного учреждения культуры "Лысьвенская библиотечная система") - совокупность взаимодействующих библиотек Лысьвенского городского округа, объединенных общностью задач и организационных решений в целях более качественного оказания библиотечных услуг, более полного удовлетворения запросов пользователей и эффективного использования библиотечных ресурсов;
муниципальное задание на предоставление библиотечной услуги - объем предоставления библиотечных услуг по обеспечению доступа к информации и культурным ценностям населения муниципального образования и его финансовое обеспечение.
общедоступная библиотека - библиотека, которая предоставляет возможность пользования ее фондом и услугами юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и гражданам без ограничений по уровню образования, специальности, отношению к религии;
обязательный бесплатный экземпляр Лысьвенского городского округа - экземпляр различных видов изготовленных на территории Лысьвенского городского округа документов, а также экземпляры краеведческих документов, произведенных за пределами территории Лысьвенского городского округа по заказу юридических и физических лиц, других субъектов права, находящихся в юрисдикции Лысьвенского городского округа, либо распространяемых на территории Лысьвенского городского округа, которые подлежат безвозмездной передаче их производителями в соответствующие учреждения и организации;
пользователь библиотеки - физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки;
специальная (специализированная) библиотека - библиотека, назначение которой - удовлетворять потребности особых групп пользователей по видам документов, содержательному соответствию фондов документов;
правила пользования библиотекой - локальный нормативный акт, утверждаемый директором МБУК "Лысьвенская библиотечная система" по согласованию с учредителем, в которых определяются взаимные обязательства библиотеки и ее пользователей, режим их обслуживания, условия и порядок пользования библиотечным фондом, справочно-библиографическим аппаратом, оборудованием и помещением библиотеки, перечень основных видов услуг и условия их предоставления, а также виды и размеры компенсации при нанесении пользователями убытков библиотеке.
уполномоченный орган местного самоуправления - исполнительный орган муниципальной власти (управление культуры администрации Лысьвенского городского округа), осуществляющий в рамках своей компетенции организацию библиотечного обслуживания населения на территории Лысьвенского городского округа в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Пермского края и администрации Лысьвенского городского округа;
централизованная библиотечная система - добровольное объединение библиотек в структурно-целостное образование;
центральная библиотека - библиотека, выполняющая функции формирования и предоставления пользователям библиотеки наиболее полного универсального собрания документов в пределах Лысьвенского городского округа, организующая взаимопользование библиотечными ресурсами и выполняющая координационные функции по отношению к другим библиотекам на данной территории, являющаяся методическим центром, которой уполномоченным органом местного самоуправления присвоен статус центральной библиотеки; является головным структурным подразделением муниципального бюджетного учреждения культуры "Лысьвенская библиотечная система";
центральная детская библиотека - специализированная библиотека (структурное подразделение МБУК "Лысьвенская БС"), предназначенная для оказания библиотечных услуг детям до 14 лет включительно; методический центр для общедоступных муниципальных библиотек, обслуживающих детей, и школьных библиотек Лысьвенского городского округа в вопросах руководства детским чтением, организации библиотечного обслуживания детского населения.
II. Принципы развития библиотечного дела в Лысьвенском городском округе
2.1. Сохранение российской культуры, традиционных ценностей в интересах национальной безопасности, укрепления единства нации, политической и социальной стабильности.
2.2. Создание условий, способствующих всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и творческому развитию детей и подростков, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим.
2.3. Повышение качества жизни через обеспечение прав граждан на доступ к объективной, достоверной и безопасной информации посредством библиотечного обслуживания.
2.4. Обеспечение свободы выбора способов и средств доступа к информации и получения знаний в цифровом (электронном) и бумажном виде.
2.5. Обеспечение максимальной актуальности, полноты, открытости, достоверности и доступности информации.
2.6. Обеспечение развития информационной инфраструктуры для равного доступа к государственным (муниципальным) услугам, информации о культурной, духовной, научной, экономической жизни общества, пространству знаний в электронной среде.
2.7. Сохранение и развитие библиотек как площадок офлайн коммуникаций.
2.8. Обеспечение защиты приоритетов государства и интересов граждан в информационной сфере, предоставление информации и услуг, способствующих поддержанию высокого культурного и образовательного уровня граждан Российской Федерации.
2.9. Необходимость развития механизмов межотраслевого взаимодействия и координации деятельности заинтересованных организаций, соответствующих общественных, научных, образовательных организаций, институтов гражданского общества и экспертного сообщества.
III. Права граждан в области библиотечного дела
3.1. Право граждан Пермского края на библиотечное обслуживание и библиотечную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечивается:
3.1.1. созданием муниципальной сети общедоступных библиотек (муниципального бюджетного учреждения культуры "Лысьвенская библиотечная система"), бесплатно осуществляющих основные виды библиотечного обслуживания;
3.1.2. путем предоставления доступа к федеральной государственной информационной системе "Национальная электронная библиотека" в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона "О библиотечном деле".
3.2. Права пользователей библиотек.
3.2.1. Любое физическое и юридическое лицо имеет право стать пользователем библиотеки в порядке, предусмотренном уставом и правилами пользования данной библиотекой.
3.2.2. Все пользователи библиотек имеют право доступа в библиотеки и свободного выбора библиотек в соответствии со своими потребностями и интересами. Пользователь библиотеки имеет право бесплатно получать в любой библиотеке информацию о наличии в библиотечных фондах конкретного документа.
3.2.3. Порядок доступа к фондам библиотек, перечень основных услуг и условия их предоставления библиотеками устанавливаются в соответствии с уставом и локальными нормативными актами библиотечной организации.
3.2.4. В общедоступных библиотеках Лысьвенского городского округа граждане имеют право:
- стать пользователями библиотек по предъявлении документов, удостоверяющих их личность, а несовершеннолетние в возрасте до 14 лет - документов, удостоверяющих личность их законных представителей;
- бесплатно получать полную информацию о составе библиотечных фондов через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования;
- бесплатно получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации, консультации по использованию электронных и аудиовизуальных материалов;
- бесплатно получать во временное пользование любой документ из ее фондов в соответствии с правилами пользования библиотекой;
- получать документы и их копии по межбиблиотечному абонементу из других библиотек в соответствии с правилами данного вида обслуживания;
- пользоваться другими видами услуг, в том числе платными, перечень которых определяется Положением "О порядке предоставления платных услуг муниципального бюджетного учреждения культуры "Лысьвенская библиотечная система", согласованным с начальником управления культуры администрации Лысьвенского городского округа;
- участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой: литературных вечерах, дискуссиях, конференциях и других.
3.2.5. Пользователь библиотеки может обжаловать действия должностного лица библиотеки в установленном порядке.
3.3. Права отдельных групп пользователей библиотеки.
3.3.1. Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов библиотек и библиотечного обслуживания устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
3.3.2. Слепые, слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение документов в специальных доступных форматах на различных носителях информации в Филиале Пермской краевой специальной библиотеки для слепых по адресу: Пермский край, Лысьвенский городской округ, г. Лысьва, ул. Коммунаров, 63.
3.3.3. Пользователи библиотек, которые не могут посещать общедоступную библиотеку в силу преклонного возраста и физических недостатков, имеют право получать документы из фондов библиотек через внестационарные формы обслуживания, обеспечиваемые финансированием за счет средств соответствующего бюджета.
3.3.4. Пользователи библиотек детского возраста имеют право на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках, специализированных детских библиотеках, а также в библиотеках образовательных организаций в соответствии с их уставами.
3.4. Пользователи имеют право участвовать в библиотечной деятельности через попечительские органы, читательские советы и иные общественные объединения пользователей, создаваемые по согласованию с руководителями библиотечных учреждений или их учредителями.
IV. Ответственность пользователей библиотек
4.1. Пользователи библиотек обязаны соблюдать правила пользования библиотекой.
4.2. Пользователи библиотек, нарушившие правила пользования библиотекой и причинившие библиотеке ущерб, компенсируют убытки в видах и размерах, установленных правилами пользования, а также несут иную ответственность в случаях, предусмотренных законодательством.
V. Статус библиотек
5.1. Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Лысьвенская библиотечная система" (далее - МБУК "Лысьвенская БС") приобретает права юридического лица с момента ее регистрации в порядке, установленном законодательством.
5.2. Органы местного самоуправления вправе присваивать статус центральных ведущим муниципальным библиотекам городского округа (городской, детской).
5.3. Центральные библиотеки являются муниципальными книгохранилищами своей административной территории, располагают правом первоочередного приобретения социально значимых документов, предоставляют пользователям наиболее полное универсальное собрание документов, являются центрами справочно-библиографического и информационного обеспечения населения и органов власти, краеведческой и научно-исследовательской, методической деятельности, автоматизации библиотечных процессов, оказывают методическую помощь другим библиотекам, координируют и кооперируют деятельность библиотек разных видов, осуществляют комплектование и обработку фондов.
5.4. Центральная библиотека муниципального бюджетного учреждения культуры "Лысьвенская библиотечная система" является:
- центром формирования, хранения и предоставления наиболее полного собрания документов на различных видах носителей для пользователей;
- книгохранилищем коллекция местных и краеведческих изданий, формируемой за счет получения обязательного бесплатного экземпляра документов;
- центром создания краеведческой библиографии;
- координационным, научно-исследовательским, научно-методическим центром по проблемам организации библиотечного обслуживания в Лысьвенском городском округе;
- центром сбора и анализа государственных статистических данных о деятельности библиотек Лысьвенского городского округа;
- центром внедрения и развития современных библиотечных и информационных технологий в муниципальные библиотеки.
5.5. Центральная детская библиотека муниципального бюджетного учреждения культуры "Лысьвенская библиотечная система" является центром:
- организации библиотечного обслуживания детей и подростков;
- формирования политики по развитию и поддержке детского чтения;
- формирования, хранения и предоставления наиболее полного собрания документов на различных видах носителей для детей, подростков, руководителей детского чтения;
- продвижения методик и технологии привлечения к чтению детей;
- научно-методического обеспечения работы библиотек с детьми и подростками;
- сбора и анализа статистических данных о деятельности библиотек ЛГО, обслуживающих детей и подростков;
- проведения исследований по проблемам детского чтения, библиотечной работы с детьми и подростками.
5.6. Филиал Пермской краевой специальной библиотеки для слепых:
- формирует и хранит собрания документов на различных носителях, в том числе специальных форматов (рельефно-точечные и плоскопечатные издания, рельефно-графические пособия, озвученные книги), для слепых, слабовидящих и лиц, занимающихся проблемами социальной реабилитации инвалидов по зрению;
- осуществляет библиотечно-информационное обслуживание слепых, слабовидящих и лиц, занимающихся проблемами социальной реабилитации инвалидов по зрению.
VI. Права и обязанности библиотек
6.1. Муниципальные библиотеки имеют право:
- в порядке, установленном федеральным и краевым законодательством, на получение обязательного экземпляра различных видов документов, издаваемых на территории муниципального образования "Лысьвенский городской округ";
- преимущественное право на приобретение документов, выпускаемых по местным программам книгоиздания, и документы из фондов ликвидируемых библиотек;
- самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в ее уставе;
- утверждать по согласованию с учредителем правила пользования библиотекой;
- определять в соответствии с правилами пользования библиотекой виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями;
- определять условия использования библиотечных фондов на основе договоров с юридическими и физическими лицами;
- образовывать в порядке, установленном действующим законодательством, библиотечные объединения;
- участвовать на конкурсной или иной основе в реализации федеральных, региональных и местных программ развития библиотечного дела; участвовать в реализации международных библиотечных и иных программ;
- осуществлять в установленном порядке сотрудничество с библиотеками и иными учреждениями и организациями;
- осуществлять информационную, культурную, просветительскую, научную, образовательную деятельность в соответствии с законодательством, со своим уставом или с локальными нормативными актами организации, структурными подразделениями которой являются библиотеки;
- совершать иные действия, не противоречащие действующему законодательству.
6.2. Муниципальные библиотеки обязаны:
- не допускать цензуры, ограничивающей право пользователей библиотек на свободный доступ к библиотечным фондам;
- не допускать использование сведений о пользователях библиотеки, читательских запросах, за исключением случаев, когда эти сведения используются для научных целей и организации библиотечного обслуживания;
- обеспечивать сохранность и своевременный учет библиотечных фондов;
- библиотечные учреждения, находящиеся на полном или частичном бюджетном финансировании, должны в своей деятельности отражать сложившиеся в обществе идеологическое и политическое многообразие;
- отчитываться перед учредителем в порядке, предусмотренном действующим законодательством и учредительными документами библиотек.
VII. Комплектование, хранение и отчуждение библиотечных фондов
7.1. Центральные библиотеки являются получателями обязательного бесплатного краевого экземпляра документов в соответствии с Законом Пермского края от 06 октября 2009 г. N 519-ПК "Об обязательном экземпляре документов Пермского края" и Положением об обязательном экземпляре документов Лысьвенского городского округа, утвержденным постановлением администрации города Лысьвы от 24 апреля 2014 г. N 890.
7.2. Центральная библиотека самостоятельно определяет источники комплектования, изымает и реализовывает документы из своих фондов в соответствии с законодательством.
7.3. Финансирование комплектования библиотечных фондов осуществляется за счет средств учредителя, а также других источников.
7.4. На территориях компактного проживания населения некоренных национальностей общедоступные библиотеки приобретают литературу на языках этих национальностей.
VIII. Информатизация библиотечного дела
8.1. Информатизация библиотечного дела Лысьвенского городского округа осуществляется с целью обеспечения прав граждан на свободный доступ к информации и знаниям. Информатизация относится к приоритетным направлениям деятельности библиотек.
8.2. Органы власти Лысьвенского городского округа содействуют внедрению информационно-коммуникационных технологий в деятельность библиотек Лысьвенского городского округа.
IX. Библиотечное краеведение
9.1. Краеведческая деятельность библиотек направлена на выявление, сбор и распространение знаний о Лысьвенском городском округе, зафиксированных в печатных и неопубликованных документах, аудиовизуальных материалах, электронных и машиночитаемых носителях информации, а также на сотрудничество с другими учреждениями и организациями, занимающимися проблемами краеведения.
9.2. Центральная библиотека МБУК "Лысьвенская БС" является центром библиотечного краеведения, выполняют следующие функции:
- формирует (комплектует и обеспечивает сохранность) полные коллекции краеведческих документов и местных изданий;
- информирует о краеведческих документах и предоставляет их в пользование различным категориям пользователей;
- составляет и издает библиографические пособия и информационные материалы по краеведению.
9.3. Центральная библиотека МБУК "Лысьвенская БС" осуществляет краеведческую деятельность в тесном сотрудничестве с библиотеками различных ведомств, музеями, архивами, другими лицами.
X. Экономическое регулирование деятельности библиотек
10.1. Библиотеки на основании договоров безвозмездного пользования и на правах оперативного управления владеют, пользуются и распоряжаются закрепленным за ними имуществом в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и Пермского края, нормативными правовыми документами органов местного самоуправления.
10.2. МБУК "Лысьвенская БС" является некоммерческой организацией, финансирование которой осуществляется на основе бюджетных ассигнований, ежегодно утверждаемых решением представительного органа муниципального образования о бюджете.
10.3. Финансовые ресурсы библиотеки формируются за счет средств бюджетных ассигнований и доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
10.4. Библиотечное учреждение в соответствии с действующим законодательством имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей ее целям; осуществлять хозяйственную деятельность в целях расширения перечня предоставляемых пользователям платных услуг и социально-творческого развития библиотеки при условии, что это не наносит ущерба ее основной деятельности.
XI. Трудовые отношения в библиотеках
11.1. Трудовые отношения библиотечных работников регулируются законодательством Российской Федерации о труде.
11.2. Библиотечные работники имеют право на переподготовку и повышение квалификации с сохранением заработной платы на период обучения в соответствии с действующим законодательством.
11.3. В целях защиты социальных и профессиональных прав, содействия развитию библиотечного дела библиотеки и работники библиотек имеют право объединяться в профессиональные союзы, общества, ассоциации.
11.4. Работники библиотечного учреждения подлежат периодической аттестации, порядок которой устанавливается действующим законодательством, локальными нормативными актами.
XII. Полномочия органов местного самоуправления Лысьвенского городского округа по развитию библиотечного дела
12.1. Утверждение Положения о библиотечном обслуживании населения муниципального образования.
12.2. В целях организации библиотечного обслуживания населения учреждение и финансирование муниципального бюджетного учреждения культуры "Лысьвенская библиотечная система", утверждение его устава, управление библиотеками, входящими в его состав.
12.3. Разработка и принятие программ развития библиотечного дела, осуществление контроля за их реализацией, целевым финансированием, поддержка участия муниципальных библиотек в федеральных и краевых программах и проектах.
12.4. Присвоение статуса центральных муниципальным библиотекам.
12.5. Проведение инвестиционной политики, нормативное финансирование комплектования муниципальных библиотек, обеспечение сохранности их библиотечных фондов, оснащение современными техническими и программными средствами, оборудованием, необходимыми для оказания качественных услуг населению муниципального образования.
12.6. Обеспечение реализации прав граждан муниципального образования на библиотечное обслуживание и получение гарантированных законодательством бесплатных библиотечных услуг по месту жительства.
12.7. Осуществление мониторинга качества предоставления библиотечных услуг населению, заслушивание вопросов на заседаниях представительных и исполнительных органов власти.
12.8. Установление дополнительных к федеральным и региональным льгот, видов и норм материальной поддержки работников муниципальных библиотек.
12.9. Утверждение и внесение изменений в нормативы потребностей в библиотечном обслуживании населения муниципального образования, формирование ежегодного муниципального задания и муниципального заказа на предоставление библиотечных услуг.
12.10. Установление запрета на производство действий, ухудшающих условия деятельности муниципальных библиотек: ухудшение материально-технического обеспечения действующих муниципальных библиотек, находящихся на бюджетном финансировании, перевод в помещения, не соответствующие требованиям охраны труда, хранения библиотечных фондов и библиотечного обслуживания.
XIII. Муниципальная услуга "Библиотечное, библиографическое и информационное обслуживание пользователей библиотеки"
13.1. В библиотеках предоставляется широкий ассортимент библиотечных, информационных, библиографических и других услуг, которые можно дифференцировать на индивидуальные, массовые, методические. Все они являются результатом библиотечной деятельности по удовлетворению информационных потребностей пользователей библиотеки.
13.2. Муниципальная услуга "Библиотечное, библиографическое и информационное обслуживание пользователей библиотеки", включенная в Ведомственный перечень муниципальных услуг (работ) в сфере культуры, оказываемых (выполняемых) на территории Лысьвенского городского округа муниципальными учреждениями, подведомственными управлению культуры администрации Лысьвенского городского округа, включает в себя качественное и своевременное выполнение библиотечных, библиографических и информационных запросов потребителей муниципальной услуги путем предоставления информации о наличии документов в библиотечном фонде библиотек Лысьвенского городского округа; выдачи документов во временное пользование, а также обеспечение доступа к информационным ресурсам удаленно на сайте МБУК "Лысьвенская БС".
13.3. Требования, обеспечивающие необходимый уровень качества и доступности муниципальной услуги регламентированы Стандартом качества предоставления муниципальной услуги "Библиотечное, библиографическое и информационное обслуживание пользователей библиотеки", утвержденным постановлением администрации города Лысьвы от 09 февраля 2017 г. N 308.
13.4. Независимая оценка качества условий оказания услуг организациями культуры как одной из форм общественного контроля проводится в целях предоставления гражданам информации о качестве условий оказания услуг организациями культуры, а также в целях повышения качества их деятельности.
XIV. Нормативная обеспеченность библиотеками
14.1. Нормативная обеспеченность библиотеками предусматривается Методическими рекомендациями субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры, утвержденными распоряжением Министерства культуры Российской Федерации от 02 августа 2017 г. N Р-965.
14.2. В городском округе на 20 тысяч человек предусматривается: 1 сетевая единица (общедоступная библиотека); на 10 тысяч детского населения - 1 детская библиотека; транспортная доступность - 30-40 минут; 2 точки доступа к полнотекстовым информационным ресурсам.
14.3. В городском округе создается общедоступная библиотека, которая наделяется статусом центральной библиотеки и осуществляет функции по обслуживанию населения, обеспечению комплектования, обработки и хранения библиотечных фондов, создания и ведения электронного каталога и специализированных баз данных, методического обеспечения библиотечной деятельности, популяризации литературы и чтения. Центральная библиотека является головным подразделением МБУК "Лысьвенская библиотечная система". В жилых районах городского округа создаются библиотеки - структурные подразделения МБУК "Лысьвенская библиотечная система", осуществляющие функции выдачи документов библиотечного фонда и популяризацию книги и чтения.
14.4. Для сельских населенных пунктов, входящих в состав городского округа, к расчету принимается 1 библиотека на 1 тыс. чел.
14.5. Доступность муниципальной библиотеки для всего населения обеспечивается ее удобным местоположением - в центре (села, жилого квартала микрорайона, района города), на пересечении пешеходных путей, вблизи транспортных сообщений, в наиболее часто посещаемых культурных, торговых, деловых местных центрах.
14.6. Муниципальная библиотека может размещаться в специальном, отдельно стоящем здании, или в блок-пристройке к жилому или общественному зданию, а также в специально приспособленном помещении жилого или общественного здания.
14.7. При размещении на первом этаже жилого многоэтажного здания обеспечивается удобный и свободный подход для пользователей и подъезд для производственных целей самой библиотеки. При размещении в одном здании с образовательным учреждением (школой, колледжем) библиотека должна иметь автономный вход-выход для свободного доступа посетителей. При размещении библиотеки в социокультурном комплексе с Домом культуры, музеем, административным центром должны предусматриваться специальные библиотечные помещения, обеспечивающие комфортную обстановку для пользователей.
XV. Фонды муниципальных библиотек (нормативы потребностей)
15.1. Объем фонда муниципальной библиотеки должен составлять от 2 до 6 экз. на одного жителя в зависимости от плотности проживания. Там, где имеются значительные социокультурные различия или иные особые обстоятельства, средний показатель может корректироваться (увеличиваться или сокращаться), так как величина фонда зависит практически от реальных потребностей местных жителей, места и роли конкретной библиотеки, близости других библиотек, доступа к внешним ресурсам, финансовых возможностей и др.
15.2. Центральная библиотека городского округа для обслуживания жителей всей территории, а в каких-то случаях и соседних территорий должна располагать увеличенным объемом фонда: 4-8 экземпляров документов на одного жителя.
15.3. В составе фонда должно содержаться до 50% наименований документов, изданных за последние 5 лет на различных носителях.
15.4. Ежегодное пополнение фонда не менее 250 документов (книги, периодика, аудио-, видеодокументы, электронные (сетевые локальные) документы, базы данных, озвученные книги и др.) из расчета на 1000 жителей.
Расчет финансирования комплектования производится по формуле: 0,25 x Ц x Н, где 0,25 коэффициент, характеризующий количество книг, приобретаемых в год на 1000 жителей; Ц - средняя стоимость 1 документа; Н - число жителей, проживающих в зоне обслуживания муниципальной библиотеки.
Аналогично рассчитываются показатели фонда, его пополнения и для жителей в возрасте до 14 лет включительно.
15.5. В универсальном фонде муниципальной библиотеки, если в микрорайоне обслуживания нет специализированной детской библиотеки, литература для жителей в возрасте до 14 лет должна составлять от 30 до 50% фонда библиотеки и включать документы на различных носителях, а также обучающие и развивающие программы, игры и т.п.
15.6. Центральная библиотека муниципального района, городского округа в соответствии с региональным законодательством об обязательном экземпляре документов получает 1 экз. местных изданий бесплатно.
15.7. Ежегодная подписка на периодические издания для муниципальных библиотек сельской территории определяется из расчета не менее 15 названий (5 газет, 10 журналов) на 1000 жителей, в том числе для детей 1 название газеты, 3-5 названий журналов.
15.8. Объем фонда периодических изданий центральной библиотеки рассчитывается исходя из количества населения (но не менее 150 названий), центральной детской библиотеки населения в возрасте до 14 лет (не менее 50 названий) муниципального района, городского округа.
15.9. Фонд справочных и библиографических изданий должен составлять до 10% к общему фонду и быть доступен любому пользователю в любое время работы библиотеки.
15.10. В справочно-библиографическом аппарате центральной библиотеки отражаются не только фонд самой библиотеки, но и местонахождение документов, находящихся в фондах других библиотек, входящих в состав МБУК "Лысьвенская БС".
15.11. Информация обо всей поступающей в муниципальную библиотеку литературе, о содержании и объеме поступлений, источниках приобретения в обязательном порядке доводится до сведения местных жителей.
15.12. До 90% фонда в муниципальной библиотеке может быть представлено на открытом доступе.
15.13. Доступ к документам, которые отсутствуют в фонде библиотеки, но могут быть получены посредством каналов межбиблиотечной связи, осуществляется по предварительному заказу (внестационарное обслуживание, межбиблиотечный абонемент, электронная доставка документов). Организатором этой связи является центральная библиотека муниципального образования.
15.14. Документы, имеющие непреходящее значение для данной местности, должны оставаться в составе фонда муниципальной библиотеки и центральной библиотеки. Единственный экземпляр таких документов может храниться в печатном виде (если имеются для этого условия) или быть записан на электронный носитель в соответствии с авторским правом.
15.15. Для эффективного и качественного предоставления услуг населению муниципальная библиотека должна иметь соответствующие технические средства и средства связи: персональный компьютер на 1000 жителей, сканер, копировальный аппарат, телефон, канал связи для обеспечения доступа к сети Интернет, видео-, аудиокомплексы и др.
XVI. Помещения библиотеки. Организация библиотечного пространства (нормативы потребностей)
16.1. Размеры площадей определяются в соответствии с установленными нормативами.
16.1.1. Площади для размещения абонемента: с открытым доступом к фонду и кафедрами выдачи из расчета 5 кв. м на 1000 ед. хранения; с закрытым доступом к фонду - 5,5 кв. м на 1000 томов; с ограниченным доступом к фонду
7 кв. м на 1000 томов.
16.1.2. Площади для размещения читальных залов с открытым доступом к фонду - из расчета 5 кв. м на 1000 томов.
16.1.3. Около 10% посадочных мест для читателей должны находиться в зоне "легкого" чтения или в зоне отдыха.
16.1.4. Число посадочных мест для просмотра периодики определяется из расчета 3 кв. м на 1 место (или пять мест на каждые 1000 жителей).
16.1.5. Площади для индивидуального использования аудио-, видеодокументов, электронных документов, доступа в Интернет должны быть увеличены на 5-10 кв. м с выделением отдельного помещения.
16.1.6. Площади для пользователей в зоне справочной службы (место "быстрой справки") могут составлять 10 кв. м на 1000 томов.
16.1.7. Для размещения выставок нормативная площадь одного из основных подразделений библиотеки (абонемент или читальный зал) может увеличиваться до 10%.
16.2. Размеры помещений, предназначенных для обслуживания детей, включают показатели размещения служб выдачи материалов, индивидуальной работы (просмотра, прослушивания), коллективных форм. Для детских мероприятий целесообразно выделить отдельное помещение размером из расчета 1,5 кв. м на 1 посетителя.
16.3. Помещения библиотеки, обслуживающей инвалидов, как правило, требуют увеличения для обеспечения свободного передвижения и доступа в библиотеку, к фонду, к пунктам обслуживания. Библиотека должна быть приспособлена и оборудована соответствующим образом: иметь пандусы при входе-выходе, при уровневых переходах, специальные держатели, ограждения, специальные кресла для работы в библиотеке и т.д.
16.4. Количество служебных помещений зависит от числа штатных сотрудников и выполняемых ими функций, но не менее 20% площади читательской зоны. Служебные помещения должны иметь удобную функциональную связь, как между собой, так и с подразделениями обслуживания читателей.
16.5. Площади основных производственных участков определяются в соответствии с их назначением и с установленными нормативами:
- площадь 1 рабочего места для персонала, занятого в процессах комплектования и обработки фондов, - 6-8 кв. м;
- для персонала научно-методической службы - 9 кв. м;
- для административного персонала - 5-6 кв. м, в том числе для директора, заместителя директора - не менее 10 кв. м.
Планировка и размещение подразделений и служб должны обеспечивать удобство пользования библиотекой и работы в ней.
16.6. Муниципальная библиотека должна быть обеспечена средствами противопожарной и охранной безопасности.
XVII. Персонал муниципальной библиотеки (нормативы потребностей)
17.1. Администрация библиотеки и ее учредитель должны обеспечить достаточное число сотрудников.
17.2. Нормативная потребность в штатных работниках-специалистах определяется исходя из основных показателей деятельности конкретной библиотеки (число жителей, диапазон услуг, количество структурных подразделений, филиалов и внестационарных форм обслуживания, интенсивность посещений, др.), на основе конкретных расчетов:
- в городском округе с числом жителей от 50000 до 100000: из расчета 1 работник на 1500 жителей;
- в сельском поселении: из расчета 1 работник на полную ставку на 1000 жителей.
17.3. Администрация библиотеки обязана заботиться о наличии в штате библиотеки специалистов, обладающих специальными знаниями, необходимыми для выполнения специальных библиотечных услуг, различных функциональных обязанностей, которые выделяются сверх нормативной обеспеченности (но на основе конкретных расчетов и утвержденных должностных инструкций). В том числе:
- для внедрения и использования информационных технологий, создания информационных продуктов и услуг - инженер.
17.4. В штатном расписании МБУК "Лысьвенская библиотечная система" предусматриваются сверх расчетного норматива штаты, обеспечивающие деятельность управленческого, административно-хозяйственного блоков.
17.5. Администрация библиотеки несет ответственность за четкое распределение обязанностей среди сотрудников, организует аттестацию работающих. Все библиотечные работники должны быть знакомы не только с обязанностями, но и правами.
17.6. В профессиональной деятельности сотрудники руководствуются Кодексом этики российского библиотекаря.
17.7. Сотрудник муниципальной библиотеки должен обладать профессиональными знаниями, умениями и навыками, повышать свой профессиональный и культурный уровень, развивать способность к творческой и созидательной деятельности.
17.8. Администрация библиотечного учреждения и ее учредитель обеспечивают реализацию программы непрерывного образования всего персонала, ориентируясь на разнообразные формы обучения (обучение в колледже и вузе с использованием возможностей целевого набора, курсы, семинары, стажировки). Важен и полезен обмен профессиональными знаниями с библиотекарями внутри региона, внутри страны, с зарубежными коллегами.
17.9. Эффективность управления администрации и учредителя определяется на основании предпринятых мер по развитию персонала, созданию условий для каждого работника 1 раз в 5 лет обновлять знания по курсовой программе, включая систематическое обучение работников новым информационным технологиям и услугам.
17.10. Сумма, предназначенная для целей обучения персонала библиотеки, составляет не менее 0,5-1% от общего бюджета библиотеки.
17.11. Администрация библиотеки и ее учредитель обязаны заботиться о создании удовлетворительных условий труда для работников. Рабочие места должны быть оснащены и оборудованы соответствующим образом. Уровень оплаты труда должен соответствовать выполняемой работе. В библиотеке должна применяться система материального и морального стимулирования работников.
XVIII. Реорганизация и ликвидация муниципальных библиотек
18.1. Библиотека может быть реорганизована или ликвидирована по решению ее учредителя, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
18.1.1. Решение о реорганизации или ликвидации муниципальной библиотеки, расположенной в сельском поселении, может быть принято только с учетом результатов опроса жителей данного сельского поселения.
18.2. Орган, принявший решение о ликвидации библиотеки, в обязательном порядке в письменной форме сообщает об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, создает ликвидационную комиссию из представителей учредителя, профессиональных объединений и трудового коллектива библиотеки и публикует в местной печати уведомление о решении не позднее чем за два месяца до намеченного срока ликвидации.
При ликвидации библиотеки преимущественным правом приобретения ее библиотечного фонда обладают органы государственной власти всех уровней, органы местного самоуправления и библиотеки соответствующего профиля.
18.3. Реорганизация библиотеки в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования может происходить в порядке, установленном действующим законодательством, как по инициативе учредителя библиотеки, так и по инициативе библиотеки при согласии всех сторон.
18.4. Запрещаются разгосударствление, приватизация государственных и муниципальных библиотек, включая помещения и здания, в которых они расположены.
18.5. Неправомерное решение о ликвидации муниципальных библиотек может быть обжаловано гражданами, общественными объединениями либо попечительскими (читательскими) советами в судебном порядке.
18.6. Реорганизация и ликвидация МБУК "Лысьвенская БС" описана в разделе VII Устава Муниципального бюджетного учреждения культуры "Лысьвенская библиотечная система", утвержденного постановлением администрации города Лысьвы от 26 сентября 2018 г. N 2244.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации города Лысьвы Пермского края от 13 мая 2021 г. N 966 "Об утверждении Положения об организации библиотечного обслуживания населения Лысьвенского городского округа"
Вступает в силу со дня официального опубликования
Текст постановления опубликован не был