Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи
на проект федерального закона N 1176731-7 "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы А.Е. Хинштейном, С.М. Боярским, М.Г. Кудрявцевым, А.В. Горелкиным, сенатором Российской Федерации А.К. Пушковым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, рассмотрел внесенный депутатами Государственной Думы А.Е. Хинштейном, С.М. Боярским, М.Г. Кудрявцевым, А.В. Горелкиным, сенатором Российской Федерации А.К. Пушковым проект федерального закона N 1176731-7 "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации" и отмечает следующее.
Целью законопроекта является установление равных условий деятельности на территории Российской Федерации российских и иностранных лиц.
Для достижения указанной цели законопроектом устанавливаются правовые основы деятельности иностранных юридических лиц, иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее - иностранное лицо), осуществляющих деятельность в сети "Интернет" на территории Российской Федерации, определяются полномочия органов государственной власти Российской Федерации, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами (результатами) такой деятельности.
Действие законопроекта распространяются на иностранных лиц, являющихся владельцами информационных ресурсов в сети "Интернет", доступ к которым в течение суток составляет более пятисот тысяч пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации (далее - информационный ресурс иностранного лица), а также при одном из следующих условий:
1) на информационном ресурсе иностранного лица предоставляется и (или) распространяется информация на государственном языке Российской Федерации, государственных языках республик в составе Российской Федерации или иных языках народов Российской Федерации;
2) на информационном ресурсе иностранного лица распространяется реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации;
3) иностранное лицо осуществляет обработку сведений о пользователях, находящихся на территории Российской Федерации;
4) иностранное лицо получает денежные средства от российских физических и юридических лиц.
Также, положения законопроекта будут распространяться на провайдеров хостинга или иных лиц, обеспечивающих размещение информационных ресурсов в сети "Интернет", пользователи которых находятся на территории Российской Федерации, операторов рекламных систем и организаторов распространения информации в сети "Интернет", персонифицированный круг которых будет определяться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (далее - Роскомнадзор) в соответствии с методикой, утвержденной Правительством Российской Федерации.
Положениями законопроекта на иностранных лиц, осуществляющих деятельность в сети "Интернет" на территории Российской Федерации предполагается возложение следующих обязанностей:
1) разместить на информационном ресурсе электронную форму для направления обращений российских граждан и организаций, требования к которой устанавливаются Роскомнадзором;
2) зарегистрировать личный кабинет на официальном сайте Роскомнадзора в сети "Интернет" и использовать его для взаимодействия с государственными органами Российской Федерации;
3) создать филиал или открыть представительство или учредить российское юридическое лицо и обеспечить функционирование на территории Российской Федерации филиала или представительства или российского юридического лица.
На Роскомнадзор возлагается обязанность по ведению и размещению на своем официальном сайте в сети "Интернет" перечня иностранных лиц, осуществляющих деятельность в сети "Интернет" на территории Российской Федерации, в связи с чем, Роскомнадзору предоставляются полномочия по организации мониторинга информационных ресурсов, утверждению методики определения количества пользователей информационных ресурсов в сутки, а также полномочия запрашивать у иностранных лиц, осуществляющих деятельность в сети "Интернет" на территории Российской Федерации, информации, необходимой для ведения указанного перечня.
В случае неисполнения иностранным лицом, осуществляющими деятельность в сети "Интернет" на территории Российской Федерации, положений законопроекта и иных требований, запретов и ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в отношении указанного иностранного лица могут применяться одна или одновременно несколько из следующих мер понуждения:
1) информирование пользователей информационного ресурса иностранного лица о нарушении иностранным лицом, осуществляющим деятельность в сети "Интернет" на территории Российской Федерации, законодательства Российской Федерации;
2) запрет на распространение рекламы иностранного лица, осуществляющего деятельность в сети "Интернет" на территории Российской Федерации, и (или) его информационного ресурса в качестве объекта рекламирования;
3) запрет на распространение рекламы на информационном ресурсе иностранного лица;
4) ограничение переводов денежных средств и приема платежей российских физических и юридических лиц;
5) запрет на поисковую выдачу;
6) запрет на сбор и трансграничную передачу персональных данных;
7) частичное ограничение доступа к информационному ресурсу иностранного лица;
8) полное ограничение доступа к информационному ресурсу иностранного лица.
Указанные меры понуждения предполагается применять на основании решения Роскомнадзора.
Комитет, поддерживая концепцию рассматриваемого проекта федерального закона, обращает внимание, что отдельные положения указанного законопроекта нуждаются в согласовании с нормами действующего законодательства Российской Федерации, а также в юридико-технической и лингвостилистической корректировке.
Необходимо отметить, что положения законопроекта закрепляют общеправовые принципы распространения юрисдикции Российской Федерации на тот сегмент сети "Интернет", который связан с территорией и населением Российской Федерации.
Кроме того, принятие законопроекта послужит продолжением последовательной законодательной работы по созданию единых для всех условий осуществления деятельности на территории Российской Федерации, в том числе и посредством в сети "Интернет", а также обеспечит защиту прав пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи поддерживает проект федерального закона N 1176731-7 "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель комитета |
А.Е. Хинштейн |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.