Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 21 октября 2020 г. N 214/2
(седьмого созыва)
о проекте федерального закона N 990083-7 "О внесении изменения в статью 176 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части установления требований к кредитной организации, в которой может быть открыт специальный счет) (внесен депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, Г.П. Хованской и А.Г. Аксаковым)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев в пределах вопросов ведения Комитета законопроект N 990083-7 "О внесении изменения в статью 176 Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект), Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) отмечает следующее.
В настоящее время в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ) взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме зачисляются одним из предусмотренных законодательством способов - либо на специальный счет в кредитной организации либо на счет регионального оператора. При этом согласно части 2 статьи 176 ЖК РФ специальный счет может быть открыт в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. Требования, предъявляемые к кредитным организациям, установлены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2018 г. N 497 "Об установлении требований к российским кредитным организациям, в которых может быть открыт специальный счет, и внесении изменений в Положение о проведении конкурса по отбору российских кредитных организациях для открытия счетов региональным операторам". Такими требованиями являются:
1) наличие кредитного рейтинга не ниже уровня "А (RU) по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (Акционерное общество) и (или) кредитного рейтинга не ниже уровня "ruA" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства Акционерное общество "Рейтинговое агентство "Эксперт РА";
2) размер собственных средств (капитала) не менее 25 млрд рублей по имеющейся в Центральном банке Российской Федерации отчетности на день проверки соответствия российской кредитной организации.
Как отмечается авторами законопроекта в пояснительной записке с целью расширения критериев надежности кредитной организации, в которой может быть открыт специальный счет, и полноценной реализации прав владельцев специального счета по выбору кредитной организации предлагается заменить требования, устанавливаемые Правительством Российской Федерации, на критерии надежности, устанавливаемым Банком России, на основе национальных рейтингов.
Комитет считает важным отметить следующее.
По мнению Комитета, кредитный рейтинг может рассматриваться в качестве основного критерия для признания кредитной организации правомочной по открытию и ведению специального счета, поскольку кредитные рейтинги дают независимую оценку эффективности деятельности и финансовой устойчивости кредитной организации с учетом всех факторов, в том числе и размера достаточности собственных средств (капитала).
Вместе с тем Комитет обращает внимание, что используемая в проектируемой норме термин "установленные Банком России критерии надежности" в законодательстве Российской Федерации отсутствует и в самом законопроекте не раскрывается.
Учитывая, что регулирование ЖКХ относится к сфере ведения Правительства РФ и не относится к сфере ведения Банка России, дополнительного обоснования и серьезного обсуждения требует проектируемая передача полномочий по установлению требований к кредитным организациям, в которых могут быть открыты специальные счета и (или) открыты счета региональных операторов, от Министерства финансов Российской Федерации Банку России.
При этом учитывая, что сфера жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации не относится к сфере ведения Банка России, а находится в ведении Правительства Российской Федерации, требует дополнительного обоснования предлагаемое изменение в части установления критериев в отношении кредитных организаций, открывающих и сопровождающих специальные счета, устанавливаемых на основе национальных рейтингов, Банком России.
Комитет также отмечает целесообразность выработки комплексного унифицированного подхода к установлению в ряде случаев требований для кредитных организаций, осуществляющих социально-значимые функции и пользующиеся публичными финансовыми инструментами, на основе национальных рейтингов и без предъявления требований по капиталу.
Учитывая вышеизложенное, Комитет отмечает целесообразность доработки законопроекта с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.