Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
(седьмого созыва)
по проекту федерального закона N 1080452-7 "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", внесенному Законодательным Собранием Новосибирской области
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 1080452-7 "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", внесенному Законодательным Собранием Новосибирской области (далее - Законопроект) и сообщает следующее.
Как следует из пояснительной записки, прилагаемой к Законопроекту, он направлен на устранение неполноты правового регулирования правоотношений, возникающих при реализации субъектами Российской Федерации предусмотренного статьёй 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) преимущественного права покупки земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.
Для восполнения неполноты правового регулирования рассматриваемых отношений Законопроектом предлагается внести ряд следующих изменений в статью 8 Закона 101-ФЗ:
1. Уточнить, что нормы о преимущественном праве покупки земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения применяются только в случаях продажи земельных участков, находящихся в частной собственности;
2. Указать перечень обязательных сведений, которые должны быть указаны в извещении о намерении продать земельный участок (далее - извещение о намерении), установив:
- перечень сведений о заявителе, необходимых для проверки его правомочий на распоряжение земельным участком, а также для направления заявителю письменного уведомления о результатах рассмотрения извещения о намерении;
- сведения о земельном участке, позволяющие определить его в качестве индивидуально определенной вещи (кадастровый номер земельного участка);
- минимально необходимый срок для перечисления денежных средств в счет оплаты приобретаемых в государственную собственность земельных участков (10 дней) в целях избегания штрафных санкций в отношении покупателя за просрочку оплаты по договору;
3. Установить требование об обязательном приложении к извещению о намерении документа, подтверждающий полномочия представителя собственника земельного участка на подачу такого извещения, а также документ, подтверждающий согласие на совершение юридическим лицом крупной сделки либо уведомление об отсутствии необходимости такого согласования;
4. Установить последствия непредставления вместе с извещением о намерении указанных выше документов и иных обязательных для рассмотрения извещения сведений, в частности указав, что в случае нарушения продавцом порядка уведомления уполномоченного органа субъекта Российской Федерации о намерении продать земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения извещение о намерении будет считаться не направленным и подлежит возврату отправителю без рассмотрения с указанием причин возврата извещения.
Соглашаясь с необходимостью совершенствования законодательных механизмов регламентации оборота земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, в том числе купли-продажи таких земельных участков и поддерживая рассматриваемую законодательную инициативу в целом, Комитет, вместе с тем, отмечает, следующее.
Устранение "юридико-лингвистической неопределенности" в части уточнения круга субъектов-продавцов земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, действия которых регламентированы положениями статьи 8 Закона 101-ФЗ, только частными собствениками (физическими и юридическими лицами), соответствует выводам, основанным на системном толковании положений земельного законодательства. Вместе с тем, Комитет полагает, что предоставление "преимущественного права" на приобретение таких земельных участков только публично-правовым образованиям не соответствует в полной мере задаче вовлечения в гражданский оборот рассматриваемого имущества и нарушает баланс интересов участников такого оборота - частных собственников, с одной стороны, и публично-правовых образований с другой.
Положения Законопроекта, направленные на унификацию и создание единых требований к содержанию извещений о намерении продать земельные участки (детализация оферты), заслуживают поддержки, подтверждаются имеющейся в субъектах Российской Федерации правоприменительной практикой и соответствуют целям правового регулирования рассматриваемых отношений. В соответствии с ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Одной из ключевых характеристик, индивидуализирующих рассматриваемые объекты гражданского оборота является постановка их на государственный кадастровый учет с присвоением уникального идентификационного (кадастрового) номера. Обязательное включение данных сведений в содержание извещения о намерении продать земельный участок будет способствовать восполнению имеющихся положений Закона 101-ФЗ, не позволяющих в достаточной мере индивидуализировать предлагаемое к продаже имущество.
Учитывая изложенное, Комитет поддерживает проект федерального закона N 1080452-7 "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", внесенный Законодательным Собранием Новосибирской области.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.