Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением
администрации города
от 23.04.2021 N 424
Муниципальная программа
города Котовска Тамбовской области "Укрепление общественного здоровья"
Паспорт
Ответственный исполнитель программы |
Комитет образования администрации города |
Соисполнители программы |
Комитет по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации города; Отдел культуры и архивного дела администрации города; Муниципальное казенное учреждение "Информационно-аналитический центр" (далее - МКУ "ИАЦ"); Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница города Котовска" (далее - ТОГБУЗ г. Котовска) (по согласованию) |
Цель программы |
Сохранение и укрепление здоровья населения города Котовска |
Задачи программы |
Формирование у граждан мотивации к ведению здорового образа жизни; формирование мотивации к отказу от вредных привычек, сокращению уровня потребления алкоголя, наркотиков, табачной продукции; проведение спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, направленных на формирование систематической двигательной активности среди различных групп населения; вовлечение граждан в мероприятия по укреплению общественного здоровья; проведение профилактических мероприятий по здоровому образу жизни в муниципальных образовательных организациях, направленных на формирование и развитие с детства здоровых привычек и навыков, правильного режима питания обучающихся; повышение информированности населения о вреде активного и пассивного потребления табака, в том числе электронных сигарет и кальянов, наркотических веществ, о злоупотреблении алкоголем и способах преодоления зависимостей; увеличение информированности населения о пользе физической активности, повышение мотивации населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом |
Целевые индикаторы (показатели) программы, их значения на последний год реализации |
- Удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом к 2027 году до 60%; - доля населения, охваченного профилактическими мероприятиями, направленными на снижение распространенности неинфекционных и инфекционных заболеваний, от общей численности жителей города Котовска к 2027 году до 25%; - количество профилактических мероприятий среди детей и подростков по здоровому образу жизни, направленных на формирование и развитие с детства здоровых привычек и навыков, правильного режима питания в муниципальных образовательных организациях города Котовска к 2027 году до 40; - доля населения, охваченного диспансеризацией и профилактическими осмотрами к 2027 году до 39%; - увеличение числа обратившихся в медицинские организации по вопросам здорового образа жизни к 2027 году до 105 человек; - увеличение числа лиц, которым рекомендованы индивидуальные планы по здоровью в "школах здоровья" к 2027 году до 650 человек; - снижение смертности мужчин в трудоспособном возрасте к 2027 году до 64 человек; - снижение смертности женщин в трудоспособном возрасте к 2027 году до 12 человек |
Сроки и этапы реализации программы |
Программа реализуется в один этап с 2022 по 2027 годы |
Объемы и источники финансирования программы |
Финансовое обеспечение программных мероприятий не предусмотрено |
1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
Муниципальная программа города Котовска Тамбовской области "Укрепление общественного здоровья" (далее - программа) разработана на основании федерального проекта "Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек" национального проекта "Демография" и в соответствии с постановлением администрации города от 11.07.2019 N 915 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации муниципальных программ города Котовска Тамбовской области".
Здоровье граждан, как социально-экономическая категория, является неотъемлемым фактором трудового потенциала общества и представляет собой основной элемент национального богатства страны. Вопросы формирования здорового образа жизни выступают в качестве одного из основных направлений, призванных обеспечить высокое качество жизни населения.
На основании результатов многолетних исследований состояния здоровья населения города Котовска, проводимых Управлением Роспотребнадзора по Тамбовской области совместно с отделением социально-гигиенического мониторинга ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области", наметились неблагоприятные тенденции в динамике показателей здоровья граждан, ежегодные превышения среднеобластных уровней по отдельным группам заболеваний, снижение продолжительности жизни граждан, превышение показателя смертности над рождаемостью и другие.
Сложившиеся негативные тенденции в состоянии здоровья населения свидетельствуют о необходимости проведения целенаправленной профилактической работы по воспитанию у граждан личной ответственности за собственное здоровье, формированию потребностей в соблюдении принципов здорового образа жизни и сознательного отказа от зависимого поведения (употребления алкоголя, табака, психоактивных веществ).
Особое значение имеет формирование основ здорового образа жизни у детей, подростков, молодежи и студентов, что обусловлено большой распространенностью среди них вредных привычек, а также высокой частотой выявления нерационального питания, избыточной массы тела и ожирения, низкой физической активности.
Медицинская статистика убедительно показывает, что в развитых странах с высоким уровнем самосознания заболеваемость и смертность меньше, продолжительность жизни больше, и это во многом объясняется серьезным отношением людей к своему здоровью.
По данным экспертов Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека на 20% зависит от условий окружающей среды, на 10% - от уровня развития медицинской помощи, 20% обуславливается наследственной предрасположенностью к болезням и 50% зависит от образа жизни человека. То есть более 50% факторов, влияющих на состояние здоровья человека, - управляемые, которые поддаются воздействию и на которые можно повлиять.
Все это говорит о недостаточной мотивации и ответственности граждан за сохранение собственного здоровья. В связи с этим необходимы меры, повышающие приверженность населения к здоровому образу жизни, формирование сознательного и ответственного подхода к своему здоровью.
Поэтому в рамках программы основной акцент сделан на формирование принципов здорового образа жизни, создание мотивированного подхода к сохранению и укреплению здоровья, профилактику различных заболеваний, сохранение активного долголетия, воздействие на управляемые факторы риска, прежде всего, факторы поведения людей через информацию и обеспечение активных форм участия самого населения.
Состояние здоровья населения (в том числе медико-демографические показатели и заболеваемость) является интегральным ответом организма человека на весь комплекс воздействующих на него факторов.
Медико-демографическая характеристика
Население города Котовска ежегодно сокращается с 2014 года. Численность постоянного населения на начало 2020 года составила 28673 человек, сократившись на 282 человека по сравнению с уровнем 2019 года.
В 2020 году население города Котовска, как и все человечество, столкнулось с глобальной пандемией - новой коронавирусной инфекцией, последствия которой не могли не отразиться на общей смертности населения.
Показатель смертности в 2020 году охарактеризован резким скачком вверх, увеличившись по сравнению с 2019 годом на 101 чел. (18,78 на 1000 населения, в 2019 г. - 15,08).
Общая смертность населения города Котовска
Анализируемый период |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Численность умерших, чел. |
500 |
440 |
453 |
443 |
544 |
В структуре смертности:
на 1-ом месте болезни системы кровообращения - 31,8% от всех случаев;
на 2-ом месте болезни нервной системы - 30,5%;
на 3-ем месте - злокачественные новообразования - 8,08%.
Далее болезни органов пищеварения и смертность от травм и отравлений по 4,96%.
10% умерших от старости в возрасте от 90 до 106 лет.
Численность населения города Котовска по возрастным группам
Период |
Население в возрасте: |
Доля лиц трудоспособного возраста в общей численности населения, % |
Доля лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения, % |
||
Моложе трудоспособного |
Трудоспособном |
Старше трудоспособного |
|||
2016 |
4809 |
16079 |
9465 |
52,9 |
31,2 |
2017 |
4746 |
15696 |
9557 |
52,3 |
31,9 |
2018 |
4654 |
15140 |
9583 |
51,5 |
32,6 |
2019 |
4576 |
15191 |
9188 |
52,4 |
31,7 |
2020 |
4386 |
15139 |
9148 |
52,8 |
31,9 |
Средняя продолжительность жизни по городу Котовску
Период |
Показатель средней продолжительности жизни, лет |
2016 |
71,8 |
2017 |
71,42 |
2018 |
70,6 |
2019 |
71,6 |
2020 |
70,75 |
У лиц трудоспособного возраста за последний год смертность выросла с 70 человек в 2019 году до 93 человек в 2020 году, что прослеживается и в общей картине численности населения: с каждым годом доля лиц трудоспособного возраста снижается, старше трудоспособного - увеличивается. Исключение составляют показатели последних двух лет, снижение которых обусловлено значительной смертностью лиц старше трудоспособного возраста в эти периоды.
В численности постоянного населения города на долю населения младше трудоспособного возраста приходится только 15,3%, в то время как удельный вес населения старше трудоспособного возраста составляет 31,9%. Остро встает проблема старения населения при одновременном сокращении доли детей и подростков, и численности граждан трудоспособного возраста.
Доля численности граждан старше трудоспособного возраста за последние пять лет, следуя общемировой тенденции, выросла с 31,2% до 31,9%.
Коэффициент демографической нагрузки на трудоспособное население Тамбовской области за последние пять лет увеличился на 14%.
Причины смертности населения города Котовска по основным видам заболеваний
Период |
Болезни органов кровообращения, % |
Болезни нервной системы, % |
Болезни органов пищеварения, % |
Новообразования, % |
Несчастные случаи, травмы и отравления, % |
2018 |
31,7 |
17,8 |
7,2 |
9,5 |
6,2 |
2019 |
33,3 |
23,87 |
17,1 |
9,9 |
30,7 |
2020 |
31,8 |
30,5 |
4,96 |
8,08 |
4,96 |
Основными причинами смертности жителей города на протяжении ряда лет остаются болезни системы кровообращения, болезни нервной системы, новообразования, травмы и отравления. Население трудоспособного возраста в основном погибает от управляемых внешних причин, в том числе связанных с дорожно-транспортными происшествиями, употреблением алкоголя и другими причинами.
Несбалансированное питание является причиной роста болезней органов пищеварительной и эндокринной систем, ожирения, характеризующихся повышенным кровяным давлением, анемиями, гастритами и дуоденитами, язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки. Отклонения в питании практически всех групп населения крайне отрицательно сказываются на здоровье - сокращается средняя продолжительность жизни, снижается устойчивость к заболеваниям и производительность трудоспособного населения.
Среди причин смерти за последние годы особенно настораживает динамика смертности населения города от болезней нервной системы и органов кровообращения. Смертность населения от новообразований за прошедший год имеет тенденцию к снижению и не превышает среднеобластные значения.
Прогнозная общая численность населения города Котовска
|
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
Численность, человек | |||||||
Вариант прогноза |
28473 |
28300 |
28200 |
28100 |
28080 |
28070 |
28050 |
Прогнозная численность населения трудоспособного возраста в городе Котовске
|
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
Численность, человек | |||||||
Вариант прогноза |
15055 |
14895 |
14843 |
14802 |
14587 |
14482 |
14428 |
Таким образом, в ближайшие пять лет на фоне снижения общей численности населения, доля населения трудоспособного возраста в общей структуре населения продолжит снижаться и достигнет предполагаемого уровня 14428 человек к 2027 году, что приведет к общему экономическому спаду, снижению производительного потенциала, снижению рабочих ресурсов и налогоплательщиков. Это, в свою очередь, ведет к преждевременному старению населения и, как следствие, связанным с ним отрицательным социально-экономическим последствиям (возрастающие затраты государства на социальное обслуживание и уход, увеличение расходов на социальную поддержку и медицинское обслуживание пожилых людей и т.п.).
Добиться изменения ситуации возможно лишь через формирование политики, ориентированной на укрепление здоровья населения и оздоровление окружающей среды. Все это диктует необходимость разработки и внедрения комплексных мер по сохранению и укреплению здоровья через формирование ответственного отношения людей к своему здоровью.
2. Приоритеты развития муниципального образования в сфере реализации муниципальной программы, цели, задачи, сроки и этапы реализации муниципальной программы
В основу успешной реализации муниципальной программы положены следующие принципы:
- программные мероприятия должны быть доступны для всего населения города Котовска вне зависимости от социального статуса, уровня доходов и места жительства;
- программные мероприятия должны охватывать все возрастные и социальные группы населения: детей, молодежь, трудоспособное население, граждан пожилого возраста.
Основной целевой установкой к разработке и реализации муниципальной программы города Котовска Тамбовской области "Укрепление общественного здоровья" является создание необходимых условий для сохранения и укрепления здоровья населения, формирование мотивации граждан к ведению здорового образа жизни и ответственному отношению к своему здоровью, включая популяризацию культуры здорового питания, спортивно-оздоровительных программ, профилактику алкоголизма и наркомании, противодействие потреблению табака, и привлечение целевых групп населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Достижение цели программы планируется обеспечить путем решения следующих задач:
- формирование у населения мотивации к ведению здорового образа жизни и занятиям физической культурой и спортом;
- формирование мотивации к отказу от вредных привычек, сокращению уровня потребления алкоголя, наркотиков, табачной продукции;
- проведение спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, направленных на формирование систематической двигательной активности среди различных групп населения;
- увеличение количества проводимых мероприятий среди детей и подростков, по здоровому образу жизни, направленных на формирование и развитие с детства здоровых привычек и навыков, правильного режима питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях города Котовска Тамбовской области;
- повышение информированности населения о вреде активного и пассивного потребления табака, в том числе электронных сигарет и кальянов, наркотических веществ, о злоупотреблении алкоголем и способах преодоления зависимостей;
- увеличение информированности населения о пользе физической активности, повышение мотивации населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Программа планируется к реализации в один этап с 2022 по 2027 годы.
3. Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты муниципальной программы
Для оценки эффективности реализации муниципальной программы заданы целевые индикаторы (показатели).
Показатель 1: "Удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом". Данный показатель является одним из ключевых индикаторов программы, способствует улучшению качества жизни граждан, увеличению физической активности, развитию массового спорта, общему оздоровлению населения города Котовска.
Показатель 2: "Доля населения, охваченного профилактическими мероприятиями, направленными на снижение распространенности неинфекционных и инфекционных заболеваний, от общей численности жителей города Котовска". Данный показатель будет способствовать уменьшению развития факторов риска, хронических неинфекционных заболеваний, профилактике основных заболеваний.
Показатель 3: "Количество профилактических мероприятий среди детей и подростков по здоровому образу жизни, направленных на формирование и развитие с детства здоровых привычек и навыков, правильного режима питания в муниципальных образовательных организациях города Котовска Тамбовской области" способствует повышению информированности обучающихся по вопросам правильного питания, профилактике болезней органов пищеварительной и эндокринной систем, ожирения, мотивации к ведению здорового образа жизни среди детей и подростков.
Показатель 4: "Доля населения, охваченного диспансеризацией и профилактическими осмотрами". Увеличение охвата диспансеризацией, профилактическими осмотрами и прививками способствует раннему выявлению заболеваний, уменьшению развития факторов риска, хронических заболеваний, профилактике основных сезонных заболеваний.
Показатель 5: "Увеличение числа обратившихся в медицинские организации по вопросам здорового образа жизни" способствует увеличению информированности населения и повышению внимания к своему здоровью.
Показатель 6: "Увеличение числа лиц, которым рекомендованы индивидуальные планы по здоровью в "школах здоровья" является организационной формой профилактического группового консультирования, оказываемого пациентам с факторами риска и направленного на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по профилактике заболеваний и повышения качества жизни, сохранению здоровья.
Показатель 7: "Снижение смертности мужчин в трудоспособном возрасте".
Показатель 8: "Снижение смертности женщин в трудоспособном возрасте".
Два последних показателя выступают как основной конечный результат реализации всех программных мероприятий на пути к достижению цели программы.
Набор показателей (индикаторов) сформирован таким образом, чтобы обеспечить охват наиболее значимых результатов программы.
Перечень показателей (индикаторов) носит открытый характер и предусматривает возможность корректировки в случаях потери информативности показателя.
Перечень и сведения о плановых значениях показателей (индикаторов) программы, включенных в состав муниципальной программы (с расшифровкой плановых значений по годам реализации), представлены в приложении N 1 к программе.
В результате реализации программных мероприятий ожидается достижение следующих результатов:
- увеличение удельного веса населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом к 2027 году до 60%;
- увеличение доли населения, охваченного профилактическими мероприятиями, направленными на снижение распространенности неинфекционных и инфекционных заболеваний, от общей численности жителей города Котовска к 2027 году до 25%;
- увеличение количества профилактических мероприятий среди детей и подростков по здоровому образу жизни, направленных на формирование и развитие с детства здоровых привычек и навыков, правильного режима питания в муниципальных образовательных организациях города Котовска Тамбовской области к 2027 году до 40;
- увеличение доли населения, охваченного диспансеризацией и профилактическими осмотрами к 2027 году до 39%;
- увеличение числа обратившихся в медицинские организации по вопросам здорового образа жизни к 2027 году до 105 человек;
- увеличение числа лиц, которым рекомендованы индивидуальные планы по здоровью в "школах здоровья" к 2027 году до 650 человек;
- снижение смертности мужчин в трудоспособном возрасте к 2027 году до 64 человек;
- снижение смертности женщин в трудоспособном возрасте к 2027 году до 12 человек.
Таким образом, ведение жителями города Котовска здорового образа жизни, пропаганда отказа от вредных привычек, профилактика и ранняя диагностика заболеваний повлияют на увеличение физической активности граждан, в том числе увеличение периода активного долголетия среди граждан старшего поколения, снижение заболеваемости среди взрослых и детей, и как следствие, снижение смертности, в том числе среди трудоспособного населения.
Финансово-экономическим результатом от реализации данной муниципальной программы станет увеличение поступления в бюджет города налогов на доходы физических лиц за счет роста числа трудоспособного населения, снижение выплат по больничным листам, уменьшение времени нетрудоспособности, в том числе по уходу за больными детьми.
4. Обобщенная характеристика мероприятий муниципальной программы
Достижение целей, показателей и решение задач программы осуществляется путем реализации основных мероприятий программы.
Информация об основных программных мероприятиях отражена в Приложении N 2 к данной муниципальной программе.
Система мероприятий муниципальной программы, направленных на формирование здорового образа жизни и укрепление здоровья жителей города Котовска, включает в себя три основных направления:
1. Мероприятия, направленные на формирование регулярной двигательной активности и занятия физической культурой и спортом.
Этот блок мероприятий включает в себя проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с широким участием различных возрастных групп, городских соревнований по видам спорта, включая проведение мероприятий по поэтапному внедрению и реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне".
2. Мероприятия, направленные на формирование и популяризацию ценностей здорового образа жизни, в том числе пропаганду здорового питания, профилактику заболеваний, преодоление зависимостей и отказ от вредных привычек.
Мероприятия включают в себя организацию профилактических и информационно-коммуникационных кампаний, направленных на мотивацию граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание, двигательную активность, отказ от вредных привычек. Проведение медицинского контроля за состоянием здоровья граждан. Систематическое освещение вопросов, касающихся здорового образа жизни в средствах массовой информации, по вопросам формирования ЗОЖ, в том числе здорового питания и физической активности. Проведение в муниципальных образовательных организациях различных мероприятий, массовых профилактических акций среди обучающихся, в том числе с учетом международных и всемирных дат, утвержденных ВОЗ, приуроченных к международным дням здоровья и пропагандирующих преимущества ЗОЖ, принципы здорового и правильного питания.
3. Мероприятия, направленные на развитие форм семейного досуга и отдыха предусматривают организацию культурно-массовых развлекательных мероприятий, способствующих повышению сплоченности и значимости семьи.
Сюда же относятся мероприятия по оздоровлению детей и подростков в каникулярное время, отдых в детских загородных оздоровительных лагерях, проведение оздоровительных кампаний на базе образовательных организаций.
Реализация программных мероприятий будет способствовать общему оздоровлению населения города Котовска, привлечению к занятиям спортом и ведению здорового образа жизни граждан различных возрастных групп, повышению информированности населения о здоровом образе жизни и привлечению внимания к своему здоровью.
5. Прогноз сводных показателей муниципальных заданий в рамках реализации муниципальной программы
В рамках данной муниципальной программы муниципальные задания не реализуются.
6. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной программы
Финансовое обеспечение программных мероприятий в рамках реализации муниципальной программы "Укрепление общественного здоровья" не предусмотрено.
7. Механизм реализации муниципальной программы
Достижение цели программы планируется через реализацию основных программных мероприятий.
Администрация города Котовска обеспечивает организацию и проведение мероприятий программы и достижение целевых показателей.
Механизм реализации программы базируется на принципах взаимного сотрудничества между соисполнителями программы, четкого разграничения полномочий и ответственности между ними в рамках согласованных обязательств и полномочий.
Реализация программы осуществляется комитетом образования администрации города Котовска, соисполнителями программы.
Программа предусматривает персональную ответственность соисполнителей за реализацию закрепленных за ними мероприятий.
Ответственный исполнитель:
обеспечивает совместно с соисполнителями разработку проекта муниципальной программы (внесения изменений) и его согласование с комитетом экономической политики и финансовым отделом администрации города;
организует и координирует реализацию муниципальной программы, несет ответственность за своевременную и качественную реализацию программных мероприятий;
принимает решение о внесении изменений в муниципальную программу в соответствии с установленными настоящим Порядком требованиями;
несет ответственность за достижение целевых индикаторов и показателей муниципальной программы в целом и в части его касающейся, а также конечных результатов ее реализации;
с учетом результатов оценки эффективности муниципальной программы и выделенных на реализацию в текущем году финансовых средств, уточняет целевые индикаторы, программные мероприятия, затраты по ним, механизм реализации муниципальной программы, разрабатывает и представляет для согласования и утверждения в установленном порядке соответствующие изменения в муниципальную программу;
предоставляет по запросам в комитет экономической политики и финансовый отдел администрации города сведения о реализации муниципальной программы;
запрашивает у соисполнителей информацию, необходимую для проведения оценки эффективности муниципальной программы и подготовки отчетов о ходе реализации муниципальной программы;
подготавливает отчеты и пояснительную записку по установленным формам, представляет их в комитет экономической политики администрации города;
по итогам года в срок до 20 февраля года, следующего за отчетным, по электронной почте и на бумажном носителе представляет отчет о ходе реализации муниципальной программы в отдел экономической политики администрации города.
Соисполнители:
осуществляют реализацию мероприятий программы и основных мероприятий, в отношении которых он является соисполнителем, вносит ответственному исполнителю предложения о необходимости внесения изменений в программу;
несут ответственность за целевые индикаторы в части их касающихся;
представляют ответственному исполнителю информацию, необходимую для проведения оценки эффективности муниципальной программы и подготовки отчетов о ходе реализации муниципальной программы;
представляют ответственному исполнителю информацию, необходимую для подготовки годового отчета.
Внесение изменений в программу осуществляется по инициативе ответственного исполнителя, либо во исполнение поручений администрации города, в том числе с учетом результатов оценки эффективности реализации программы.
Годовой отчет о реализации муниципальной программы подлежит размещению на официальных сайтах администрации города и ответственного исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Ответственные исполнители, соисполнители муниципальной программы, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством РФ за эффективность реализации муниципальной программы, не достижение целевых индикаторов и/или показателей муниципальной программы, а также достоверность информации по муниципальной программе, представляемой в установленном порядке.
Заместитель главы администрации города |
В.В. Пичугина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.