Ассоциация российских банков обращается к Вам по просьбе банков - членов АРБ по вопросу о проблеме получения собственниками жилых помещений сведений о лицах, проживающих (зарегистрированных) в них.
Так, в настоящее время в ряде регионов 1 собственники жилых помещений (продавцы недвижимости по ипотечным сделкам) столкнулись с проблемой получения документов (справок) о лицах, проживающих (зарегистрированных) в жилых помещениях. Отказы в предоставлении собственникам жилых помещений данных сведений, полученные от территориальных органов МВД России, обосновываются отсутствием у МВД России обязанности вести учет зарегистрированных лиц "пообъектно" 2 и выдавать документы о проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении лицах.
В свою очередь, отказы в предоставлении данной информации от органов местного самоуправления, управляющих компаний многоквартирными домами, компаний, осуществляющих централизованный сбор платежей за жилищно-коммунальные услуги, и прочих организаций мотивируются тем, что регистрационный учет осуществляется органами МВД России.
При этом Банком России к кредитным организациям, как профессиональным участникам финансового рынка, предъявляются повышенные требования к проверке имущества, принимаемого в залог. Высокие стандарты оценки предметов ипотеки не исключают обязанности залогодержателя выявлять лиц, зарегистрированных в жилых помещениях по месту жительства. В настоящее время отсутствие возможности получать информацию о лицах, зарегистрированных в жилых помещениях "пообъектно", вынуждает банки при ипотечном кредитовании принимать на себя следующие дополнительные риски:
- признание договора отчуждения жилого помещения незаключенным по иску покупателя;
- приостановление регистрации перехода права собственности и ипотеки в пользу банка;
- увеличение сроков обращения взыскания на предмет залога, по которому имеется судебный спор о признании права пользования жилым помещением;
- снижение ликвидности предмета залога и стоимости его реализации при обращении взыскания с учетом лиц, сохраняющих право пользования жилым помещением;
- несение банком расходов, связанных с признанием лиц утратившими право пользования жилым помещением и снятием их с регистрационного учета для реализации актива по рыночной стоимости;
- снижение ликвидности портфеля по розничным ипотечным сделкам и невозможность его продажи/ секьюритизации в последующем.
Несмотря на отсутствие в настоящее время утвержденного порядка получения сведений о лицах, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении (в т.ч. утвержденных единых форм документов, содержащих сведения о зарегистрированных в жилом помещении лицах 3), МВД России является органом, ответственным за регистрационный учет граждан (постановку и снятие граждан с регистрационного учета), а значит и располагающим данными сведениями. Иные органы и должностные лица лишь осуществляют сбор информации о зарегистрированных лицах и ее передачу в МВД России.
Что касается портала государственных услуг Российской Федерации 4, содержащего информацию о наличии возможности у ведомств, банков и других организаций для оказания услуг гражданам запрашивать сведения об их регистрации самостоятельно через систему межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ), то предусмотренный в настоящее время порядок взаимодействия через СМЭВ позволяет получать только информацию о регистрации отдельных граждан, но не сведения обо всех зарегистрированных в определенном жилом помещении лицах, что не решает рассматриваемой проблемы.
Важно отметить, что получение собственниками жилых помещений актуальной информации обо всех зарегистрированных в них лицах имеет важное значение и для выявления фактов совершения мошеннических действий, связанных с "липовой" регистрацией третьих лиц, и для устранения ошибок регистрационного учета граждан.
Банки из-за невозможности проверки "чистоты" сделки все больше вынуждены отказывать обратившимся к ним гражданам - покупателям недвижимого имущества в выдаче кредитов, поскольку соответствующие собственники не могут предоставить сведения обо всех лицах, зарегистрированных в продаваемой недвижимости.
Отсутствие у собственника официально подтвержденных сведений обо всех зарегистрированных в его жилом помещении лицах влечет возникновение рисков как признания договоров продажи жилого помещения незаключенными (при обычной купле-продаже жилого помещения), так и получения от банка требования о досрочном исполнении обеспеченного ипотекой обязательства (при ипотечной сделке).
Является очевидным, что собственник жилого помещения не может быть ограничен в праве на получение от уполномоченного органа государственной власти официальных сведений обо всех зарегистрированных лицах в жилом помещении, являющимся его собственностью, независимо от цели их получения и от отсутствия в настоящий момент четкой регламентации порядка предоставления соответствующей информации.
Что касается содержания сведений обо всех зарегистрированных лицах в определенном жилом помещении, то полагаем, что собственникам жилых помещений по их запросу целесообразно предоставлять информацию обо всех лицах, зарегистрированных в их жилых помещениях, с указанием даты рождения и степени родства по отношению к основному собственнику (или отсутствия родства по отношению к основному собственнику). При этом полагаем возможным в целях соблюдения законодательства о персональных данных граждан указывать не полные данные об имени зарегистрированного лица (фамилию, имя и отчество (при наличии)), а только прописные буквы (например, вместо "Петров Иван Петрович, 19.11.2000 г.р., сын" указывать "П.И.П., 19.11.2000 г.р., сын").
В связи с вышеизложенным просим рассмотреть вопрос о возможности выдачи органами МВД России во всех регионах страны собственникам жилых помещений по их запросу документов (справок) на бумажном носителе о лицах, зарегистрированных в их жилых помещениях.
Ассоциация российских банков выражает надежду на дальнейшее эффективное сотрудничество с Министерством внутренних дел Российской Федерации по вопросам применения действующего законодательства.
Президент |
Г.А. Тосунян |
------------------------------
1 Например, Республика Адыгея, Волгоградская область, Вологодская область, Краснодарский край, Пермский край, Ростовская область, Ставропольский край, Томская область, Челябинская область.
2 Учет, отражающий сведения обо всех лицах, зарегистрированных в определенном жилом помещении.
3 Ранее формы поквартирной карточки, домовой книги были утверждены Приказом Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 11.09.2012 N 288 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", который утратил силу в связи с изданием Приказа МВД России N 984 (пункт 3).
4https://www/gosuslugi.ru/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 1 июня 2021 г. N А-01/5-147 "О предоставлении собственникам жилых помещений сведений о зарегистрированных в них лицах"
Текст письма опубликован не был