Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 1042084-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения порядка выдвижения кандидатов, списков кандидатов и распределения депутатских мандатов) внесен депутатами Государственной Думы А.Н. Диденко, И.А. Торощиным, С.В. Марининым, Н.В. Березиным
(утв. решением Комитета от 15 декабря 2020 г. N 153/04)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 23 ноября 2020 года (протокол N 293, пункт 87) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 1042084-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы А.Н. Диденко, И.А. Торощиным, С.В. Марининым, Н.В. Березиным.
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вносит в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ). Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) и в Федеральный закон от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) целый ряд изменений, направленных на совершенствование законодательства Российской Федерации о выборах, защиту избирательных прав граждан Российской Федерации и дальнейшее совершенствование партийно-политической системы в Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона N 184-ФЗ не менее 25 процентов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации - не менее 25 процентов депутатов одной из палат указанного органа) должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с законодательством о выборах. Данное положение не распространяется на выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Аналогичная норма прописана в пункте 16 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ.
Из указанных норм Федеральных законов N 184-ФЗ и 67-ФЗ следует, что субъекты Российской Федерации самостоятельно решают вопрос о применении на выборах законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации пропорциональной либо смешанной избирательной системы.
Законопроектом устанавливается, что все депутатские мандаты в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Таким образом, субъекты Российской Федерации будут лишены права самостоятельного выбора избирательной системы.
Такое ограничение их прав не в полной мере согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 1483-О. Согласно данной позиции, федеральный законодатель, осуществляя соответствующее правовое регулирование, не должен допускать искажения конституционных принципов избирательного права, отмены или умаления самих принадлежащих гражданам Российской Федерации прав, с тем чтобы они не утрачивали свое реальное содержание, и обязан исходить из того, что возможные ограничения этих прав федеральным законом должны преследовать конституционно значимые цели и быть соразмерны им.
Учитывая данную правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, представляется, что для установления в федеральном законодательстве предложенных законопроектом ограничений, необходимо проанализировать применение избирательных систем в субъектах Российской Федерации, а также выявить позицию по данному вопросу всех заинтересованных сторон.
Согласно части 3.1 статьи 23 Федерального закона N 131-ФЗ законом субъекта Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным законом и другими федеральными законами могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств.
Авторами законопроекта предлагается установить, что не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района, муниципального округа, городского округа с численностью 20 и более депутатов распределяются по пропорциональной избирательной системе.
Данные нормы также требуют всестороннего анализа применения избирательных систем в муниципальных образованиях, а также выявления позиции по данному вопросу всех заинтересованных сторон, в том числе советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации, Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления, Общероссийского Конгресса муниципальных образований, Всероссийского совета местного самоуправления, экспертного сообщества.
Необходимо также отметить, что в пункте 2 новой статьи 35.2 законопроекта "Поддержка выдвижения кандидатов, списков кандидатов на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований" речь идет о поддержке выдвижения кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Поскольку этот вопрос не является предметом статьи 35.2 законопроекта, указанный пункт следует исключить.
На основании изложенного, Комитет считает необходимой доработку представленного законопроекта с учетом замечаний и предложений.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.