Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по контролю и Регламенту
на проект федерального закона N 1113951-7 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
внесен - депутатом Государственной Думы С.В. Ивановым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по контролю и Регламенту (далее - Комитет) рассмотрел представленный проект федерального закона.
Проектом федерального закона предлагается отменить нормы законодательства о выборах, ограничивающие пассивное избирательное право граждан, осужденных по за совершение преступлений по ряду статей Уголовного Кодекса Российской Федерации в зависимости от срока снятия или погашения судимости, граждан, подвергнутых административному наказанию за совершения ряда административных правонарушений в зависимости от срока снятия или погашения судимости, а также граждан, нарушивших иные ограничения, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Рассматривая предлагаемые к отмене нормы законодательства, Комитет отмечает, что Конституционный суд дал оценку их соответствия Конституции Российской Федерации. Так, согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, отраженной в Постановлении от 10.10.2013 N 20-П, право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, которое, по смыслу статей 3 и 32 Конституции Российской Федерации, не сводится к участию гражданина в выборах, неразрывно связано с правом занимать публичную должность и тем самым осуществлять политическую власть, в том числе принимать нормативные правовые и правоприменительные акты, обязательные для других лиц. Соответственно, в отношении пассивного избирательного права могут вводиться более строгие, чем в отношении активного избирательного права, ограничения, ведущие к исключению определенных категорий граждан из числа лиц, имеющих право претендовать на занятие выборной публичной должности.
Совершенное когда-либо в прошлом тяжкое или особо тяжкое преступление является обстоятельством, несомненно влияющим на оценку избирателями репутации кандидата на выборную должность и тем самым определяющим степень доверия граждан к институтам представительной демократии, а в конечном счете - их уверенность в незыблемости верховенства права и правовой демократии.
Исходя из этого ограничение пассивного избирательного права и, соответственно, запрет занимать выборные публичные должности для лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, как мера, направленная на предотвращение подрыва социальной поддержки и легитимности органов публичной власти, преследует конституционно значимые цели повышения конституционной ответственности и действенности принципов правового демократического государства, сохранения и надлежащего функционирования публичного правопорядка, предупреждения криминализации власти.
Касаясь предлагаемых законопроектом изменений порядка сбора и проверки подписей избирателей, Комитет обращает внимание на выводы Конституционного суда Российской Федерации, изложенные в Определении от 10.02.2016 N 216-О. Так, Конституционный суд Российской Федерации констатировал, что положения избирательного законодательства не могут рассматриваться как препятствующие вызову в суд свидетелей, их допросу, совершению иных процессуальных действий по доказыванию или оценке и проверке доказательств, включая заявление ходатайств и назначение судебных экспертиз, с целью оспаривания решения избирательных комиссий об отказе в регистрации кандидата, в том числе в части признания подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, недействительными и (или) недостоверными.
Учитывая изложенное, Комитет полагает, что действующее правовое регулирование в указанных сферах соответствует Конституции Российской Федерации, предусматривает достаточные гарантии обеспечения избирательных прав граждан, кандидатов и избирательных объединений.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству концепцию данного законопроекта не поддерживает.
В связи с изложенным, Комитет полагает обоснованным рекомендовать Государственной Думе данный проект федерального закона отклонить.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.