Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" и распоряжения губернатора Еврейской автономной области от 31.01.2019 N 34-рг "О внедрении системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса) на территории Еврейской автономной области"
приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса).
2. Определить заместителя начальника департамента по внутренней политике Еврейской автономной области Гагаркина Владимира Викторовича уполномоченным лицом, ответственным за организацию и функционирование системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса) в департаменте по внутренней политике Еврейской автономной области.
3. Определить консультанта департамента - Князеву Маргариту Николаевну, уполномоченным лицом, ответственным за размещение на сайте департамента исчерпывающего перечня нормативных правовых актов департамента и уведомлений о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по нормативным правовым актам департамента.
4. Гагаркину Владимиру Викторовичу, заместителю начальника департамента по внутренней политике Еврейской автономной области, обеспечить ознакомление государственных гражданских служащих с настоящим приказом.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
6. Приказ управления по внутренней политике Еврейской автономной области от 21.02.2019 N 21/9 "Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса)" признать утратившим силу.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
6. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Начальник департамента |
И.В. Пекарь |
УТВЕРЖДЕНО
приказом департамента
по внутренней политике
Еврейской автономной области
от 24.05.2021 N 51/21
Положение
об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (далее - антимонопольный комплаенс) в департаменте по внутренней политике Еврейской автономной области (далее - департамент).
1.2. Термины, используемые в настоящем Положении, означают следующее:
- "антимонопольное законодательство" - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоящее из Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, российские юридические лица и иностранные юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;
- "антимонопольный орган" - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы;
- "доклад об антимонопольном комплаенсе" - документ, содержащий информацию об организации в органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса и о его функционировании;
- "коллегиальный орган" - совещательный орган, осуществляющий оценку эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
- "нарушение антимонопольного законодательства" - недопущение, ограничение, устранение конкуренции органом исполнительной власти;
- "риски нарушения антимонопольного законодательства" - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции;
- "уполномоченное лицо", осуществляющее внедрение антимонопольного комплаенса и контроль за его исполнением в органе исполнительной власти.
1.3. Задачи антимонопольного комплаенса:
- выявление рисков нарушений антимонопольного законодательства;
- управление рисками нарушений антимонопольного законодательства;
- контроль соответствия деятельности департамента требованиям антимонопольного законодательства;
- оценка эффективности организации в департаменте антимонопольного комплаенса.
1.4. Принципы антимонопольного комплаенса:
- законность;
- регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
- информационная открытость действующего в департаменте антимонопольного комплаенса;
- непрерывность анализа и функционирования антимонопольного комплаенса;
- совершенствование антимонопольного комплаенса.
2. Уполномоченное подразделение
2.1. В целях организации и функционирования антимонопольного комплаенса в департаменте уполномоченным лицом определен заместитель начальника департамента, к функциональным обязанностям которого относится:
- подготовка и представление руководителю департамента акта об антимонопольном комплаенсе (внесении изменений в антимонопольный комплаенс), а также внутриведомственных документов департамента, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
- выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определение вероятности возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства;
- выявление конфликта интересов в деятельности служащих и структурных подразделений департамента, разработка предложений по их исключению;
- консультирование служащих департамента по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
- информирование руководителя департамента о внутриведомственных документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства.
3. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства
3.1. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным лицом до 1 февраля года, следующего за отчетным, проводятся:
- анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности департамента за предыдущие 3 года (наличие предостережений, жалоб, возбужденных дел);
- анализ нормативных правовых актов департамента;
- анализ проектов нормативных правовых актов департамента;
- мониторинг и анализ практики применения департаментом антимонопольного законодательства.
3.2. В целях осуществления мероприятий, предусмотренных пунктом 3.1 настоящего положения, структурные подразделения департамента в срок до 1 января года, следующего за отчетным, представляют уполномоченному лицу сведения в соответствии с приложением N 1 к настоящему положению.
3.3. При проведении уполномоченным лицом анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства реализовываться следующие мероприятия:
- осуществление сбора в структурных подразделениях департамента сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
- составление перечня нарушений антимонопольного законодательства в департаменте, который содержит классифицированные по сферам деятельности департамента сведения о выявленных нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о нарушении (указание нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткое изложение сути нарушения, указание последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также о мерах, направленных департаментом на недопущение повторения нарушения.
3.4. При проведении уполномоченным лицом анализа нормативных правовых актов департамента должны реализовываться следующие мероприятия:
- размещение на официальном сайте департамента исчерпывающего перечня нормативных правовых актов департамента (далее - перечень актов);
- размещение на официальном сайте департамента уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
- осуществление сбора и проведение анализа представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
- представление руководителю департамента сводного доклада с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты департамента.
3.5. При проведении анализа проектов нормативных правовых актов структурными подразделениями (должностными лицами) департамента должны реализовываться следующие мероприятия:
а) размещение на официальном сайте правительства Еврейской автономной области в разделе "Проекты нормативных правовых актов губернатора и правительства Еврейской автономной области" проекта нормативного правового акта с необходимым обоснованием реализации предлагаемых в нем решений, в том числе их влияния на конкуренцию;
б) осуществление сбора и проведение оценки поступивших от организаций и граждан замечаний и предложений по проекту нормативного правового акта.
3.6. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства в департаменте уполномоченным лицом должны реализовываться следующие мероприятия:
а) осуществление на постоянной основе сбора сведений о правоприменительной практике в департаменте;
б) подготовка по итогам сбора информации, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в департаменте, а также о проблемах правоприменения;
в) проведение (не реже одного раза в год) рабочих совещаний с приглашением представителей антимонопольного органа по обсуждению результатов правоприменительной практики в департаменте.
3.7. При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным лицом департамента должна проводиться оценка таких рисков с учетом следующих показателей:
Уровень риска |
Описание риска |
Низкий |
Отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности органа исполнительной власти. Вероятность выдачи органу исполнительной власти предупреждения, возбуждения в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства, наложения на него штрафа отсутствует |
Незначительный |
Вероятность выдачи органу исполнительной власти предупреждения |
Существенный |
Вероятность выдачи органу исполнительной власти предупреждения и возбуждения в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства |
Высокий |
Вероятность выдачи органу исполнительной власти предупреждения, возбуждения в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства и привлечения его к административной ответственности (штраф, дисквалификация) |
3.8. По результатам проведения оценки рисков, выявленных по результатам проведенных мероприятий антимонопольного комплаенса, уполномоченным лицом департамента составляются карты рисков по форме согласно приложению N 2 к настоящему положению.
3.9. Карты рисков составляются не реже одного раза в год, утверждаются руководителем департамента или уполномоченным им лицом, и размещаются на официальном сайте департамента в сети "Интернет".
3.10. Информация о проведённых мероприятиях по выявлению и оценке рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
4. Мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства
4.1. В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным лицом департамента должны разрабатываться (не реже одного раза в год) мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
4.2. Уполномоченное лицо департамента должно осуществлять мониторинг исполнения мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
4.3. Информация об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства должна включаться в доклад об антимонопольном комплаенсе.
5. Оценка эффективности функционирования в департаменте антимонопольного комплаенса
5.1. В целях оценки эффективности функционирования в департаменте антимонопольного комплаенса должны устанавливаться ключевые показатели в соответствии с методикой расчета ключевых показателей эффективности функционирования в органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса, утвержденной распоряжением губернатора Еврейской автономной области.
5.2. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса представляют собой количественные характеристики работы (работоспособности) системы управления рисками нарушения антимонопольного законодательства.
5.3. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса разрабатываются уполномоченным лицом и утверждаются руководителем департамента в соответствии с методикой расчета ключевых показателей эффективности функционирования в органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса утверждается распоряжением губернатора Еврейской автономной области.
5.4. Уполномоченное лицо должно проводить (не реже одного раза в год) оценку достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса в департаменте.
5.5. Информация о достижении ключевых показателей эффективности функционирования в департаменте антимонопольного комплаенса должна включаться в доклад об антимонопольном комплаенсе.
6. Доклад об антимонопольном комплаенсе
6.1. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать информацию:
- о результатах проведенной оценки рисков нарушения департаментом антимонопольного законодательства;
- об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения департаментом антимонопольного законодательства;
- о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
7. Организация обучения государственных гражданских служащих и работников департамента требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса
7.1. Департамент организует систематическое обучение своих государственных гражданских служащих и работников требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса в следующих формах:
- вводный (первичный) инструктаж;
- целевой (внеплановый) инструктаж;
- повышение квалификации;
- плановая аттестация.
7.2. Вводный (первичный) инструктаж и ознакомление с основами антимонопольного законодательства и настоящим положением проводятся при поступлении (приеме) государственных гражданских служащих (работников) департамента на государственную службу (работу), в том числе при переводе служащего (работника) на другую должность, если она предполагает другие должностные обязанности.
7.3. Целевой (внеплановый) инструктаж проводится при изменении антимонопольного законодательства, настоящего положения и при выявлении антимонопольным органом или уполномоченным лицом признаков нарушения (установления факта) антимонопольного законодательства в деятельности департамента.
7.4. Организация повышения квалификации государственных гражданских служащих (работников) в части изучения требований антимонопольного законодательства осуществляется в соответствии с законодательством.
7.5. Организация проведения аттестации государственных гражданских служащих (работников), в том числе по вопросам антимонопольного комплаенса, осуществляется в соответствии с законодательством.
7.6. Информация о проведении ознакомления государственных гражданских служащих (работников) с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих мероприятий включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
Приложение N 1
к Положению об организации
системы внутреннего обеспечения
соответствия требованиям
антимонопольного законодательства
(антимонопольного комплаенса)
в департаменте по внутренней политике
Еврейской автономной области
от 24.05.2021 N 51/21
Наименование структурного подразделения департамента
_____________________________________________
Сведения о нарушении антимонопольного законодательства в деятельности структурного подразделения департамента по внутренней политике за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) |
|
Перечень нормативных правовых актов, разработанных структурным подразделением департамента по внутренней политике, с указанием ссылки на размещение каждого нормативного правового акта на официальном портале органов государственной власти правительства Еврейской автономной области в разделе: Департамент по внутренней политике Еврейской автономной области/ "НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ (ПРИКАЗЫ)" |
|
Количество принятых нормативных правовых актов в отчетном году с указанием информации о проведенной оценке поступивших от организаций и граждан замечаний по разработанным структурным подразделением нормативным правовым актам |
|
Сведения о правоприменительной практике антимонопольного законодательства, по направлениям деятельности структурных подразделений департамента по внутренней политике |
|
Приложение N 2
к Положению об организации
системы внутреннего обеспечения
соответствия требованиям
антимонопольного законодательства
(антимонопольного комплаенса)
в департаменте по внутренней политике
Еврейской автономной области
от 24.05.2021 N 51/21
Карта рисков
нарушения антимонопольного законодательства в департаменте по внутренней политике Еврейской автономной области
N |
Выявленные риски |
Описание рисков |
Причины возникновения рисков |
Мероприятия по минимизации и устранению рисков |
Наличие (отсутствие) остаточных рисков |
Вероятность повторного возникновения рисков |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Департамента по внутренней политике Еврейской автономной области от 24 мая 2021 г. N 51/21 "Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса)"
Вступает в силу с 2 июня 2021 г.
Текст приказа опубликован в Сетевом издании "Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации" (http://www.eao.ru/?p=4083) 2 июня 2021 г.