Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу министерства
образования и науки
Калужской области
от 11.05.2021 г. N 591
Положение
о проведении туристско-краеведческого слета обучающихся образовательных организаций, расположенных на территории Калужской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет цель, программу, сроки проведения ежегодного туристско-краеведческого слета обучающихся образовательных организаций, расположенных на территории Калужской области (далее соответственно - Положение, Слет).
1.2. Целью Слета является развитие и популяризация туризма, патриотического и экологического воспитания школьников, повышения спортивного мастерства и выявления победителей в соревнованиях и конкурсах.
1.3. Слет проводится в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 19 декабря 2019 г. N 702/811 "Об утверждении общих требований к организации и проведению в природной среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся членами организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождения туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, а также указанных мероприятий с участием организованных групп детей, проводимых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и длительности проведения таких мероприятий" (далее - Приказ), с Правилами организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской Федерации (1995 г.) и подробными условиями соревнований.
2. Сроки и место проведения
2.1. Слет проводится среди обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных на территории Калужской области, ежегодно в природной среде на территории Калужской области.
2.2. Конкретные даты, место и время проведения Слета определяются приказом министерства образования и науки Калужской области (далее - министерство), о чем участники Слета уведомляются не позднее чем за 30 календарных дней до дня проведения Слета путем размещения информации, включая условия Слета (далее - Условия Слета), утверждаемыми ГБУ ДО КО ДЮЦ "КОЦТК и Э", в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном портале органов власти Калужской области по адресу: http://admoblkaluga.ru/sub/education/Sport/index.php.
2.3. Заезд команд на поляну Слета осуществляется в первый день Слета до 15.00.
3. Организаторы Слета
3.1. Организаторами Слета являются государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Калужской области детско-юношеский центр "Калужский областной центр туризма, краеведения и экскурсий" (далее - ГБУ ДО КО ДЮЦ "КОЦТК и Э") и министерство образования и науки Калужской области (далее соответственно - министерство, Организаторы Слета).
3.2. Общее руководство организацией и проведением Слета осуществляют Организаторы Слета.
3.3. Непосредственное проведение Слета возлагается на ГБУ ДО КО ДЮЦ "КОЦТК и Э", которое формирует Главную судейскую коллегию Слета (далее - ГСК) и Комиссию по допуску.
3.4. Судейство на Слете осуществляется в соответствии с правилами вида спорта "Спортивный туризм" (приказ Министерства спорта Российской Федерации от 22 июля 2013 года N 571), правилами вида спорта "Спортивное ориентирование" (приказ Министерства спорта Российской Федерации от 3 мая 2017 года N 403), Регламентом проведения соревнований по группе дисциплин "Дистанция пешеходная" (2020 год) и Условиями Слета.
3.5. Допуск участников к Слету осуществляет Комиссия по допуску. В состав Комиссии по допуску входят Председатель комиссии, Главный секретарь и медицинский работник Слета. Председателем комиссии является заместитель главного судьи. Комиссия по допуску осуществляет проверку правильности представленных заявок, медицинского допуска и других документов на соответствие их Условиям Слета и Положению Слета. По результатам работы Комиссия по допуску составляет протокол о допуске/недопуске команд к участию в Слете.
4. Требования к участникам Слета и условия их допуска
4.1. В Слете принимают участие команды общеобразовательных организаций, расположенных на территории Калужской области, в составе 12 человек, из них - 2 руководителя (1 из них - судья на время проведения Слета) и участники Слета - 10 человек, из которых 5 мальчиков и 5 девочек. Возраст участников Слета - 10-17 лет (включительно). Возраст определяется по году рождения на дату проведения Слета.
4.2. Команды, прибывшие на Слет, обязаны иметь с собой обязательное личное и групповое снаряжение согласно приложению N 1 "Перечень обязательного снаряжения" к Положению.
4.3. Команды размещаются в полевых условиях и должны строго соблюдать нормы экологии и безопасности.
4.4. Команды, планирующие принять участие в Слете, не позднее чем за 14 день до начала Слета подают в ГБУ ДО КО ДЮЦ "КОЦТК и Э" лично или по электронной почте "jun-tur@mail.ru" предварительную заявку согласно приложению N 2 "Предварительная заявка" к Положению (далее - предварительная заявка).
4.5. По прибытии на Слет руководитель команды предоставляет в Комиссию по допуску следующие документы:
- Заявка на участие согласно приложению N 3 "Заявка на участие" к Положению (далее - заявка на участие);
- приказ (выписка из приказа) командирующей организации о направлении команды;
- копии паспортов (для участников, достигших 14 лет) или свидетельств о рождении (для участников, не достигших 14 лет);
- копии полиса обязательного медицинского страхования на каждого участника команды;
- оригинал договора о страховании жизни и здоровья от несчастных случаев на каждого участника команды или на команду в целом с указанием ФИО всех участников;
- согласие на обработку персональных данных участников Слета согласно приложению N 3 "Согласие родителя (законного представителя) на обработку персональных данных несовершеннолетнего участника Слета" к Положению.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "приложению N 4"
4.6. Изменения по количественному и качественному составу команд не допускаются. При несоблюдении данного требования команда не допускается до участия в Слете.
4.7. Во время проведения спортивного ориентирования, соревнования "туристская техника (пешеходная)", кросс-похода, творческих конкурсов, топографии, туристско-бытовых навыков руководители команд не имеют права вмешиваться в действия команды и ГСК Слета.
4.8. Условия Слета направляются заявившимся командам не позднее дня следующего за днем получения предварительной заявки.
4.9. ГСК оставляет за собой право вносить изменения в Программу и Условия Слета.
4.10. Руководители команд должны иметь при себе приказ о возложении на них ответственности за жизнь и здоровье участников во время проведения Слета, в пути следования к месту его проведения и обратно.
5. Программа
5.1. Программа Слета представлена следующими видами:
5.1.1. Спортивное ориентирование (по выбору):
Лично - командные соревнования - кросс-выбор 30 минут
Состав команды: 6 человек (из них не менее 2-х девушек).
Команда получает карту с нанесенными контрольными пунктами. За прохождение каждого контрольного пункта команды получают очки (1 очко за каждый контрольный пункт). Команда за контрольное время должна набрать наибольшее количество очков не превышая контрольное время. За превышение контрольного времени из результата команды очки вычитаются. Победителем становится команда, набравшая наибольшее количество очков.
В личном зачете итоги подводятся по возрастным группам. Победителем является участник, собравший определенное количество контрольных пунктов или показавший наименьшее время, затраченное на прохождение дистанции.
В командном зачете итоги подводятся по 4 лучшим результатам участников команды (из них не менее 1-й девушки). В каждой группе участников очки начисляются в соответствии занятым местам: 1 место - 30 баллов, 2 место - 29 баллов, 3 место - 28 баллов и далее по 1 баллу.
5.1.2. Соревнование "туристская техника" (пешеходная):
Соревнования проводятся на дистанции 2 класса. Каждая команда выставляет на соревнования 2 группы: 1 группа в составе 4 мальчиков и 1 группа в составе 4 девушек. Минимальный возраст участников 10 лет (по году рождения).
Участники, двигаясь по дистанции, проходят следующие этапы:
- спуск с организацией перил и командной страховки;
- подъем с организацией перил и командной страховкой;
- навесная переправа с организацией сопровождения;
- параллельные перила с организацией сопровождения;
- переправа по бревну с организацией перил и командной страховки;
- переправа вброд с организацией перил и сопровождения;
- траверс склона по перилам.
Судейство осуществляется согласно Регламенту проведения соревнований по группе дисциплин "Дистанция пешеходная" (2020 год) по бесштрафовой системе.
Результат каждой группы определяется временем прохождения дистанции с учетом снятий с этапов. Подведение итогов осуществляется отдельно для мальчиков/девочек.
Результат участия команды в виде определяется по сумме баллов, начисленных каждой группе за занятые места. Начисление баллов производится в соответствии с таблицей 1. Победителем считается команда, набравшая наибольшую сумму баллов. При равенстве суммы баллов приоритет у команды с лучшим результатом группы девушек.
Табл. 1 Таблица начисления очков на занятые места
Занятое место |
Дистанция (группа) |
Занятое место |
Дистанция (группа) |
||
длинная (баллы) |
короткая (баллы) |
длинная (баллы) |
короткая (баллы) |
||
1. |
400 |
360 |
16. |
140 |
130 |
2. |
360 |
330 |
17. |
130 |
120 |
3. |
330 |
300 |
18. |
120 |
110 |
4. |
300 |
280 |
19. |
110 |
100 |
5. |
280 |
260 |
20. |
100 |
92 |
6. |
260 |
240 |
21. |
92 |
84 |
7. |
240 |
220 |
22. |
84 |
76 |
8. |
220 |
210 |
23. |
76 |
68 |
9. |
210 |
200 |
24. |
68 |
60 |
10. |
200 |
190 |
25. |
60 |
52 |
11. |
190 |
180 |
26. |
52 |
44 |
12. |
180 |
170 |
27. |
44 |
36 |
13. |
170 |
160 |
28. |
36 |
28 |
14. |
160 |
150 |
29. |
28 |
20 |
15. |
150 |
140 |
30. |
20 |
15 |
5.1.3. Туристский поход (заочный вид):
В зачет идут некатегорийные туристские походы с обучающимися, имеющие уменьшенные параметры по протяженности и продолжительности похода по сравнению с категорийными маршрутами и не предъявляющие требований к здоровью обучающихся в объеме выше требований, необходимых для допуска обучающихся к занятиям физической культурой в основной группе 1 - 3 степени сложности и категорийные туристские походы с обучающимися, имеющие параметры, определенные "Регламентом соревнований по группе дисциплин "маршрут" вида спорта "спортивный туризм" и 1 - 5 категории сложности, совершенные в течение года до начала Слета, отчеты которых прошли защиту в маршрутно-квалификационной комиссии. В комиссию по допуску представляются справки о прохождении туристского маршрута на всех участников команды, включенных в заявку на участие.
Представленные материалы оцениваются в соответствии с таблицей 2.
Табл. 2 Базовые оценки по представленным справкам о прохождении туристского маршрута (в зависимости от степени и категории сложности) (в баллах)
1 степень сложности |
2 степень сложности |
3 степень сложности |
1 категория сложности |
2 категория сложности |
3 категория сложности |
4 категория сложности |
5 категория сложности |
1 |
2 |
3 |
6 |
10 |
15 |
20 |
25 |
Победителем в виде является команда, набравшая наибольшее количество баллов.
5.1.4. Кросс-поход:
Состав команды - 8 человек обучающихся (в том числе не менее 2-х девушек). Соревнования предполагают прохождение участниками однодневного маршрута общей протяженностью от 10 км до 15 км с выполнением заданий на этапах (количество этапов от 10 до 15).
Информацию об условиях работы на этапах команды будут получать непосредственно по прибытию на этап в письменной, устной или иной форме.
Участники Слёта принимают участие в следующих этапах:
- спуск по склону (по судейским перилам, с самонаведением перил, с пострадавшим);
- подъем по склону (по судейским перилам, с самонаведением перил, с пострадавшим);
- преодоление реки вброд (по судейским перилам, с самонаведением перил, без перил);
- преодоление реки или оврага по бревну (по судейским перилам, с самонаведением перил, способом "горизонтальный маятник");
- преодоление реки или оврага способом "вертикальный маятник" (по судейским перилам, с самонаведением перил);
- траверс склона по перилам (с самонаведением перил, по судейским перилам), с альпенштоком;
- преодоление препятствий по параллельным перилам, навесной переправе (при наличии судейских перил, с восстановлением судейских перил, с самонаведением перил, с использованием сопровождения);
- преодоление заболоченностей (этапы типа "болото", "кочки", "гати" и пр., с возможной транспортировкой пострадавшего и пр.);
- этапы, связанные с навыками и умениями ориентирования на местности;
- этапы, связанные с построением азимутальных лучей;
- этапы, связанные с различными измерениями (расстояний по карте и до недоступного предмета, высота предмета, азимута на предмет и определение предмета по азимуту, скорость течения реки и т.п.);
- этапы, связанные с определением и вычерчиванием топографических знаков, съемка местности;
- этапы, связанные с туристско-бытовыми умениями и навыками (установка палатки, разведение костра, приготовление пищи, вязанием узлов и пр.);
- этапы, связанные с поисковыми работами с использованием дополнительной информации, полученной различными способами;
- этапы, связанные с оказанием первой медицинской помощи и транспортировкой пострадавшего.
При подведении итогов учитывается сумма времени работы на этапе и штрафного времени. Количество штрафного времени определяется сложностью этапов.
Результат команды определяется по количеству пройденных этапов, при равенстве количества пройденных этапов - приоритет у команды с наименьшей суммой времени работы на этапах и штрафного времени.
5.1.5. Творческие конкурсы.
Перечень творческих конкурсов определяется Организаторами Слета и описывается в Условиях Слета:
5.1.5.1. Конкурс "Представление команды"
В конкурсе "Представление команды" принимают участие не менее 8 участников команды за исключением руководителей команды. Команда в творческой форме представляет свое муниципальное образование, членов команды, приветствует жюри, а также раскрывает тематическую направленность, заявленную Организаторами Слета.
Продолжительность выступления - до 8 минут (временной регламент может быть изменен в меньшую сторону по решению ГСК).
Критерии оценки: соответствие тематике конкурса; оригинальность; качество художественного исполнения; художественное оформление; музыкальное сопровождение. За каждый критерий участник получает 1 балл.
За превышение временного регламента команде снимается 1 балл за каждую полную минуту.
Место в конкурсе определяется по наибольшей сумме набранных баллов.
В случае равенства баллов команда-победитель определяется решением главного судьи Слета.
5.1.5.2. Конкурс стенгазет:
Стенгазета оформляется командой (до 3-х человек без участия руководителей) в полевых условиях на бумаге (1 лист ватмана формата А1), предоставленной судейской коллегией.
Тематика выпуска газеты определяется Организаторами Слета. Время работы - 2 часа.
Газета должна включать в себя наименование, краткую информацию о команде-издателе, статьи по теме в нескольких различных рубриках (передовица, срочно в номер, комментарии, очерки, объявления, реклама, анекдоты, кроссворды, гороскоп и т.д.), дополняемые рисунками. В правом нижнем углу перечисляются все члены редколлегии, участвующие в создании газеты.
Критерии оценки: соответствие заданной тематике; соответствие работы жанру и стилистике стенгазеты; содержание и информативность; качество исполнения (красочность, художественная техника). За каждый критерий участник получает 1 балл.
Место в конкурсе определяется по наибольшей сумме набранных баллов.
В случае равенства баллов команда-победитель определяется решением главного судьи Слета.
5.1.5.3. Конкурс туристской и/или тематической песни:
Команда в полном составе (без участия руководителей) исполняет песню туристской и/или иной тематики, заявленной Организаторами Слета. Инструментальный аккомпанемент приветствуется, но не оценивается, если осуществляется руководителями или сторонними лицами. Допускается использование минусовых (без голоса) фонограмм, при наличии у Организаторов Слета необходимых технических средств, но не оценивается.
Критерии оценки: соответствие репертуара тематике; вокальное мастерство; артистизм; качество музыкального сопровождения. За каждый критерий участник получает 1 балл.
Место в конкурсе определяется по наибольшей сумме набранных баллов.
В случае равенства баллов команда-победитель определяется решением главного судьи Слета.
5.1.5.4. Конкурс краеведов:
Конкурс проводится в виде краеведческой эстафеты (формат конкурса может быть изменен Организаторами Слета). Количество участников от команды - 4 человека. Участники должны будут ответить на 16 вопросов тестового характера. Тематика вопросов определяется Организаторами Слета.
Участники, строго соблюдая очередность, по обозначенному коридору двигаются до судьи, который выдает им вопросы. Участник отмечает правильный ответ в зачетной карточке (далее - ЗК), ставя букву ответа в клеточке, соответствующей номеру вопроса. Возвращаясь на старт, он передает ЗК следующему участнику команды и становится в конце команды.
Место команды в конкурсе определяется по количеству набранных баллов за правильные ответы (1 правильный ответ - 1 балл). В случае равенства баллов преимущество у команды с наименьшим временем прохождения.
Общее место в творческих конкурсах определяется по наименьшей сумме мест всех творческих конкурсов.
5.1.6. Топография:
Количество участников от команды в данном виде определяется Условиями Слета. Все задания могут выполняться одновременно.
На старте командам раздаются подписанные судейские бланки для выполнения заданий. Участникам предлагается в произвольной последовательности пройти ряд этапов состязания и, согласно условиям, выполнить необходимые задания на каждом из них. Старт команд - общий. Время работы на отдельных этапах не регламентируется. Общее контрольное время 2 часа. На финише команды сдают свои бланки с ответами, где фиксируется время их прибытия. Команды, сдавшие свои работы после истечения контрольного времени, снимаются с соревнований по топографии.
Участники Слета выполняют следующие задания:
- съемка местности;
- определение расстояния по карте;
- определение азимута на ориентир;
- определение крутизны склона;
- определение ориентира по заданному азимуту;
- определение азимута по карте;
- определение расстояние до недоступного предмета;
- определение высоты предмета;
- определение масштаба карты;
- определение географических координат по топографической карте;
- определение площади объекта;
- построение профиля рельефа местности.
Команда-победительница определяется наименьшей суммой штрафных баллов на всех этапах выполнения заданий. Количество штрафных баллов зависит от сложности задания. При ошибке в измерениях до 5% включительно - 0 баллов, от 6 до 10% включительно - 1 балл, от 11% до 15% включительно - 2 балла, более 15% - 3 балла;
Итоги подводятся путем сравнения конкурсных работ с судейским эталоном. Место команды определяется по наименьшей сумме штрафных баллов. В случае равенства штрафных баллов, предпочтение отдается команде с лучшим результатом в задании "Съемка местности". Если равенство баллов возникает и в этом случае, побеждает команда, финишировавшая раньше.
5.1.7. Туристско-бытовые навыки:
Туристско-бытовые навыки команды оцениваются по следующим показателям: чистота и порядок в лагере, состояние пункта питания, хранение продуктов, соблюдение правил поведения и техники безопасности, экологических норм. Нарушения и штрафы по туристско-бытовым навыкам указаны в таблице N 3.
Табл. 3 Штрафные баллы по виду "Туристско-бытовые навыки"
|
Критерии оценки |
Кол-во штрафных баллов |
1. |
Порча и уничтожение зеленых насаждений |
10 |
2. |
Нарушение техники безопасности при приготовлении пищи и заготовке дров |
10 |
3. |
Неправильное хранение продуктов |
10 |
4. |
Купание в отсутствие руководителя |
10 |
5. |
Курение, грубость по отношению к участникам, судьям |
10 |
6. |
Невыполнение распоряжений Организаторов Слета командами, участниками и судьями от команд |
10 |
7. |
Неправильное расположение и установка палаток и костра |
5 |
8. |
Шум (в том числе издаваемый при заготовке дров) после отбоя и до подъема |
5 |
9. |
Слив помоев и свалка пищевых отходов в неположенном месте, мытье посуды, умывание и стирка в не отведенном месте |
5 |
10. |
Остатки пищи, бумага, мусор, хаотично разбросанные вещи и инвентарь вокруг палаток и кухни |
5 |
11. |
Нарушение правил хранения дров и инструментов |
5 |
12. |
Наличие грязной посуды, оставленной после приема пищи, хаотично разбросанные вещи и наличие грязи в палатках |
5 |
13. |
Нарушение правил пребывания на Слете вне проверочного времени |
10 |
Место команды по данному виду определяется по наименьшей сумме штрафных баллов.
5.1.8. Участие во всех мероприятиях Программы обязательно.
6. Подача апелляции
6.1. В случае несогласия команды с решением судьи по итогам отдельного вида соревнований в ГСК Слета в течение тридцати минут после официального оглашения результатов отдельного вида соревнований подается письменная апелляция, подписанная руководителем команды. Для рассмотрения апелляции собирается конфликтная комиссия, включающая в себя главного судью Слета, начальника штаба Слета и судью, осуществлявшего судейство в данном виде соревнований. Срок рассмотрения апелляции - 1 час после ее подачи.
7. Финансирование
7.1. Обеспечение программы, санитарно-гигиеническое обеспечение, медицинское обслуживание, приобретение оборудования, хозяйственных и канцелярских товаров, награждение победителей производятся за счет средств, выделенных из областного бюджета министерству на реализацию государственной программы Калужской области "Повышение эффективности реализации молодежной политики, развитие волонтёрского движения, системы оздоровления и отдыха детей в Калужской области", утвержденной постановлением Правительства Калужской области от 12.02.2019 N 94 "Об утверждении государственной программы Калужской области "Повышение эффективности реализации молодежной политики, развитие волонтёрского движения, системы оздоровления и отдыха детей в Калужской области" (пункт 1.1 "Субсидии на иные цели государственным бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным министерству образования и науки Калужской области, в части организации, проведения мероприятий или участия в них, расходы по которым не учитываются в составе нормативных затрат, связанных с оказанием в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ)" раздела 5 "Перечень мероприятий подпрограммы "Повышение эффективности реализации молодежной политики").
Расходы на проезд и питание участников, необходимое снаряжение для организации быта и участия в программе Слета - за счет командирующих организаций.
8. Обеспечение безопасности участников Слета и медицинское обеспечение
8.1. Ответственность за обеспечение безопасности места проведения и медицинское обеспечение возлагается на ГБУ ДО КО ДЮЦ "КОЦТК и Э" и ГСК в соответствии с Приказом.
8.2. Ответственность за жизнь и здоровье участников в период проведения Слета возлагается на руководителей команд.
9. Подведение итогов
9.1. Место команды в общем зачете определяется по наименьшей сумме мест всех видов программы, к которым прибавляется общая сумма штрафных баллов, набранных командой по виду "Туристско-бытовые навыки", умноженной на коэффициент 0,1. При равенстве суммы мест предпочтение отдается команде, имеющей лучший результат в виде "Кросс-поход".
10. Награждение
10.1. Команды-победители и призеры, участники команд-победителей и призеров Слета награждаются на основании приказа министерства.
<< Назад |
Приложение >> N 1. Перечень обязательного снаряжения |
|
Содержание Приказ Министерства образования и науки Калужской области от 11 мая 2021 г. N 591 "Об утверждении Положения о проведении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.