Свердловский областной суд в составе:
судьи Полевщиковой С. Н.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Зайнуллиным И.У.,
с участием прокурора Васильевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью УК "Даниловское" о признании недействующим в части Решения Первоуральской городской Думы от 31 мая 2018 года N 105 (в редакции от 30 июля 2020 года) "Об утверждении правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Первоуральск".
установил:
Решением Первоуральской городской Думы от 31 мая 2018 года N 105 утверждены Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Первоуральск (далее - Правила благоустройства, Решение).
Нормативный правовой акт официально опубликован в издании "Вестник Первоуральской городской Думы" N 5 от 05 июня 2018 года.
Решением Первоуральской городской Думы от 30 июля 2020 года N 327 внесены изменения в Правила благоустройства.
Решение официально опубликовано в издании "Вестник Первоуральской городской Думы" N 8 от 31 июля 2020 года.
Общество с ограниченной ответственностью УК "Даниловское" (далее - административный истец) обратилось в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими Правил благоустройства в редакции решения от 30 июля 2020 года, в части пунктов:
- 4.3.3. "Границы уборки и текущего содержания территорий определяются картой подведомственной территории с закреплением ответственных за уборку конкретных участков территории, в том числе прилегающих к объектам недвижимости всех форм собственности. Карта согласовывается со всеми заинтересованными лицами (предприятиями, организациями, управляющими организациями, ТСЖ (ТСН), Администрацией городского округа Первоуральск) с указанием мест сбора твердых коммунальных отходов в порядке, установленном Администрацией городского округа Первоуральск.
Проведение работ по надлежащему санитарному содержанию отведенной и прилегающей территории в пределах границ, закрепленных картой подведомственной территории городского округа Первоуральск, возлагается на лиц, ответственных за эксплуатацию объектов";
- 4.3.4. "Уборка территорий юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками, владельцами или пользователями земель, зданий и сооружений различного назначения, автомобильных дорог, жилых помещений и индивидуальных жилых домов, киосков, павильонов, остановочных комплексов, летних кафе, объектов мелкорозничной торговли и других временных сооружений, расположенных на территории городского округа Первоуральск, при отсутствии согласования карты подведомственной территории, осуществляется в пределах санитарно-защитной зоны, а также части территории общего пользования, прилегающей к отведенной, в пределах, установленных настоящими Правилами.
Границы прилегающей территории закрепляются в следующем порядке:
- на улицах с двухсторонней застройкой по длине занимаемого участка, по ширине - до оси проезжей части улицы;
- на улицах с односторонней застройкой по длине занимаемого участка, по ширине - на всю ширину улицы, включая противоположный тротуар и 10 метров за тротуаром;
- на дорогах, подходах и подъездных путях к промышленным организациям, а также к жилым микрорайонам, карьерам, складам и земельным участкам - по всей длине дороги, включая 10-метровую зеленую зону;
- на строительных площадках - территория не менее 15 метров от ограждения стройки по всему периметру;
- для некапитальных объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, заправочных станций, автостоянок - в радиусе не менее 50 метров при отсутствии соседних землепользователей;
- для учреждений социальной сферы (учебных заведений, школы, профтехучилищ, филиалов вузов, техникумов, учреждений культуры, здравоохранения, социального обеспечения, физкультуры и спорта) при отсутствии соседних землепользователей - в пределах землеотвода и прилегающей территории шириной 15 метров;
- для индивидуальных жилых домовладений - участки в границах землеотвода и прилегающая территория шириной до 15 метров (до проезжей части дороги) при отсутствии соседних землепользователей;
- за гаражными кооперативами и другими объединениями граждан (садовыми товариществами и дачными кооперативами) - земельные участки в пределах землеотвода и 100 метров прилегающей территории (но не менее санитарно-защитной зоны);
- за промышленными организациями в пределах землеотвода, санитарно-защитной зоны, а также прилегающая территория шириной 10 метров при отсутствии соседних землепользователей;
- за организациями, в ведении которых находятся территории отдельно стоящих производственных сооружений коммунального назначения, - в пределах 15 метров от стен сооружений или ограждений участка при отсутствии смежных;
- за организациями, осуществляющими обслуживание кладбищ, - в пределах землеотвода, санитарной зоны и 15 метров полосы, прилегающей к землеотводу;
- 4.3.5. "Обязанность по производству работ, связанных с содержанием объектов благоустройства, возлагается:
1) по уборке тротуаров, примыкающих к проезжей части улиц, вдоль зданий, жилых домов и на других участках городских территорий - на юридические и физические лица; тротуаров, находящихся на мостах, путепроводах, эстакадах, примыкающих к инженерным сооружениям, а также лестничных сходах - на организации, в собственности или пользовании которых находятся инженерные сооружения;
2) по уборке и содержанию проезжей части по всей ширине дорог, площадей, улиц и проездов городской дорожной сети, включая прикюветную зону, островки безопасности, карманы для парковки транспорта, а также набережных, мостов, путепроводов, эстакад - на городские предприятия, в эксплуатации которых находятся дорожные покрытия указанных объектов;
3) по объектам озеленения (парки, скверы, бульвары, газоны), в том числе расположенным на них тротуарам, пешеходным зонам, лестничным сходам, - на предприятия, в эксплуатации которых находятся данные объекты озеленения;
4) по уборке посадочных площадок городского пассажирского транспорта - на предприятия, производящие уборку проезжей части, на собственников, пользователей остановочных торговых комплексов (при их наличии);
5) по уборке, благоустройству, поддержанию чистоты территорий, въездов и выездов с автозаправочных станций, автомоечных постов, автостоянок, заправочных комплексов и прилегающих территорий (не менее 10-метровой зоны) и подъездов к ним - на собственников и лиц, эксплуатирующих указанные объекты;
6) по уборке территорий, прилегающих к трансформаторным и распределительным подстанциям, газораспределительным подстанциям, другим инженерным сооружениям, работающим в автоматическом режиме (без обслуживающего персонала), а также опорам линий электропередачи, - на собственников, а также на организации, эксплуатирующие данные объекты;
7) по уборке бытового мусора, снега с территорий гаражей - на собственников, пользователей данных объектов, а также на организации, эксплуатирующие данные объекты;
8) по уборке и содержанию территорий (внутризаводских, внутридворовых) предприятий, организаций и учреждений, иных хозяйствующих субъектов и прилегающих территорий, подъездов к ним - на администрацию предприятий, учреждений, организаций, в собственности, пользовании которых находятся строения, расположенные на указанных территориях;
9) по очистке и профилактическому обследованию смотровых и дождеприемных колодцев городской и водосточной сети не реже одного раза в квартал - на предприятия, учреждения, организации, в собственности, пользовании которых находятся данные объекты. При этом во избежание засорения ливневой канализации (водосточной сети) запрещается сброс смета, образующегося в процессе уборки и бытового мусора, в дождеприемные колодцы, водоотводные канавы. Решетки дождеприемных колодцев должны постоянно находиться в рабочем состоянии. Не допускается засорение, заиливание решеток и колодцев, водоотводных канав, ограничивающее их пропускную способность.
В случаях обильных осадков при возникновении подтоплений на проезжей части дорог (из-за нарушений работы водосточной сети) должна производиться ликвидация подтоплений, а в зимний период - наледи. Ответственность за ликвидацию наледи, возникшую по вине третьих лиц, возлагается на нарушителей;
10) по подземным инженерным коммуникациям - на собственников, владельцев, пользователей данных объектов;
- 5.13. "Содержание дворовых и прилегающих территорий осуществляют организации, осуществляющие эксплуатацию жилого фонда";
- 6.6. "В летний период уборку и содержание дворовых и прилегающих территорий осуществляют организации, осуществляющие эксплуатацию жилого фонда, которые обязаны:
1) обеспечить подметание дворовых территорий, внутридомовых проездов и тротуаров от смета (после уборки), пыли и мелкого бытового мусора. Чистота на территории должна поддерживаться в течение дня;
2) обеспечить в темное время суток освещение у подъездов;
3) включать и выключать домовые фонари и светильники одновременно с наружным освещением города;
4) содержать зеленые насаждения, находящиеся на дворовых территориях, в соответствии с агротехническими требованиями (своевременный полив, прополка, очистка от мусора и листвы, скашивание травы, вырезка сухих и аварийных ветвей кустов и деревьев)";
- 9.3.2 "Обязанности по содержанию и сохранности зеленых насаждений возлагаются:
1) на территориях общего пользования - в парках, скверах и улицах - на специализированную организацию муниципальной формы собственности, определенную постановлением Администрации городского округа Первоуральск;
2) на территориях ограниченного пользования:
- в жилых микрорайонах и внутриквартальных участках - на управляющие организации, арендаторов и владельцев строений и земельных участков, а также на товарищества собственников жилья, товарищества собственников недвижимости;
- на территориях в пределах гражданской промышленной застройки, предприятий и организаций обслуживания населения и здравоохранения, науки, культуры, образования - на руководителей частной застройки, на владельцев земельных участков;
3) на территориях специального назначения - на руководителей организаций и предприятий, имеющих санитарно-защитные зоны, водоохранные, противопожарные и другие зоны;
4) на территориях железнодорожных подъездных путей и пересечений железнодорожных переездов не общего пользования с проезжей частью дорог, кладбищах, питомниках - на руководителей данных предприятий;
5) на территориях, отведенных под застройку, - на руководителей организаций, которым отведены земельные участки, а со дня начала работ - на руководителей подрядных организаций;
6) на территории городских лесов - на предприятия по ведению лесного хозяйства городского округа".
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что на основании лицензии осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, расположенными на территории городского округа Первоуральск и является лицом, ответственным за эксплуатацию зданий, сооружений.
Градостроительный кодекс Российской Федерации возложил обязанность на собственников помещений в многоквартирном доме принимать участие по содержанию территории, находящейся за границами земельного участка на котором расположен многоквартирный дом и относящейся к общему имуществу собственников помещений в данном доме лишь в пределах границ прилегающих территорий, определенных в соответствии с частью 37 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации и Закона Свердловской области от 14 ноября 2018 года N 140-ОЗ "О порядке определения органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, границ прилегающих территорий" (далее - Закон N 140-ОЗ).
Законом N 140-ОЗ установлено, что определение границ прилегающих территорий осуществляется путем утверждения представительным органом муниципального образования схемы границ прилегающих территорий в соответствие с порядком, установленным в статье 4 Закона N 140-ОЗ.
Первоуральская городская Дума должна была в соответствии с Законом N 140-ОЗ разработать схему, утвердить её.
Схемы границ прилегающих территорий не были разработаны.
Введенное оспариваемыми Правилами благоустройства регулирование произвольно возложило обязанность на административного истца по содержанию территорий, не относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, в том числе к придомовым территориям, а также не являющимися прилегающими территориями.
Кроме этого, административный истец обращает внимание на субъектный состав, в отношении которых, применяются Правила благоустройства, отмечая, что представительному органу местного самоуправления не предоставлено право на введение в Правилах благоустройства иных субъектов, не поименованных федеральным законодателем в статье 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), и части 9 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В направленном в адрес суда отзыве, представитель Первоуральской городской Думы возразил против доводов административного иска, указал, что административным ответчиком соблюдены процедура принятия и порядок опубликования оспариваемого решения, принятого полномочным коллегиальным представительным органом местного самоуправления.
Оспариваемые в части Правила благоустройства разработаны на основании Приказа Минстроя России от 13 апреля 2017 года N 711/пр "Об утверждении методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территории поселений, городских округов, внутригородских районов" (далее - Методические рекомендации).
Пункт 4.3.3 Правил благоустройства не противоречит Закону N 140-ОЗ, который устанавливает правила определения границ прилегающих территорий и соответствует пункту 12.2 Методических рекомендаций.
В оспариваемом пункте Правил благоустройства границы уборки и текущего содержания территорий определяются картой подведомственной территории с закреплением ответственных за уборку конкретных участков территории, в том числе прилегающих к объектам недвижимости всех форм собственности.
Карта согласовывается со всеми заинтересованными лицами, проведение работ по надлежащему содержанию отведенной и прилегающей территории в пределах границ, закрепленных картой подведомственной территории городского округа Первоуральск, возлагается на лиц, ответственных за эксплуатацию объектов.
При этом понятие "Лицо, ответственное за эксплуатацию здания" определено в статье 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации и аналогичного содержания в пункте 2.10 Правил благоустройства.
Пункт 4.3.4 Правил благоустройства предусматривает порядок определения границ прилегающих территорий при отсутствии карты подведомственной территории и устанавливает обязанности лиц, ответственных за эксплуатацию зданий, осуществлять уборку прилегающих территорий в границах, установленных Правилами благоустройства, что не противоречит пунктам 36, 37 статьи 1 и части 9 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Пункт 4.3.5 Правил благоустройства определяет обязанности по содержанию объектов благоустройства и детализирует лиц, ответственных за эксплуатацию в зависимости от объекта благоустройства и не противоречит статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации".
Пункт 5.13 Правил благоустройства определяет обязанность организаций, осуществляющих эксплуатацию жилого фонда содержать дворовые и прилегающие территории, что не противоречит части 9 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491.
Пункт 9.3.3 Правил благоустройства определяет обязанность по содержанию и сохранности зеленых насаждений и детализирует лиц, ответственных за эксплуатацию в зависимости от объекта благоустройства, что не противоречит статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации, части 9 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Правилам создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденным Приказом Госстроя Российской Федерации от 15 декабря 1999 года N 153.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пункт 9.3.2"
Также представитель административного ответчика в отзыве обращает внимание на то, что на момент утверждения Правил благоустройства не действовали нормы Закона N 140-ОЗ применительно к требованиям по подготовке схемы границ прилегающих территорий и формы схемы границ прилегающей территории на территории Свердловской области, утвержденные приказом Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 14 марта 2019 года N 178-П.
Представители Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства Городского округа Первоуральск и Главы городского округа Первоуральск в направленных в адрес суда отзывах выразили несогласие с доводами административного иска указав, что Правила благоустройства приняты в соответствии с Методическими указаниями.
Согласно положениям Закона N 140-ОЗ форма схемы границ прилегающих территорий, требования к её подготовке, устанавливаются уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере градостроительной деятельности в соответствии с федеральным и региональным законодательством.
В реализации указанных требований Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области издан Приказ от 14 марта 2019 года N 178-П.
Дополнительно, представитель Главы городского округа Первоуральск указал, что для подготовки схем прилегающей территории требуется достаточно длительное время, поэтому в период до утверждения схем прилегающих территорий в соответствии с частью 9 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.
В судебном заседании представитель административного истца Доровских А.Ю. заявленные требования поддержал, настаивал на удовлетворении административного иска в полном объеме, просил признать недействующим в части нормативный правовой акт с момента вступления в силу решения суда.
Представитель Первоуральской городской Думы Баженова О.А. доводы отзыва поддержала, дополнительно пояснила, что проведена оценка регулирующего воздействия проекта оспариваемого решения, поскольку Правила благоустройства какие-либо избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности не вводили.
Представитель заинтересованного лица Жукова Л.А. доводы отзыва поддержала, просила в удовлетворении административного иска отказать.
Иные лица, участвующие в деле, - Глава городского округа Первоуральск, Администрация Первоуральской городской Думы, представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом и заблаговременно.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив и оценив содержание Правил благоустройства в части оспариваемых положений на предмет соответствия законодательству, имеющему большую юридическую силу, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что в части определения ответственными за благоустройство и содержание объектов благоустройства физических лиц производство по административному делу подлежит прекращению, в отношении остальной части требование подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как следует из материалов дела, административный истец является юридическим лицом и управляющей компанией, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирными домами, расположенными на территории городского округа Первоуральск и лицом ответственным за эксплуатацию зданий, сооружений, в связи с чем в силу положений статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оспариваемые в части Правила благоустройства применяются в отношении административного истца, который вправе обратиться с настоящим административным иском в суд в рамках главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшим нормативный правовой акт, суд выясняет, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения.
При проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие данный порядок, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы (пункт 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 50).
Проверяя полномочия административного ответчика на издание, а также порядок и процедуру приятия Правил благоустройства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (часть 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления определены Федеральным законом N 131-ФЗ.
В соответствии с положениями Федерального закона N 131-ФЗ, утверждение правил благоустройства территории муниципального образования, осуществление контроля за их соблюдением и организация благоустройства территории, установленные указанными правилами, возложены на органы местного самоуправления поселения, городского округа, внутригородского округа; данные правила утверждаются на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (абзац двадцать первый части 1 статьи 2, пункт 19 части 1 статьи 14, пункт 25 части 1 статьи 16, пункт 10 части 1 статьи 16.2, часть 1.1 статьи 17, статья 45).
Законом Свердловской области от 12 октября 2004 года N 79-ОЗ муниципальное образование город Первоуральск, расположенное на территории Свердловской области, наделено статусом городского округа.
Решением Первоуральского городского Совета от 23 июня 2005 года N 94 утвержден Устав городского округа Первоуральск.
Первоуральская городская Дума является представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа, по которым принимает решения (входящие в систему муниципальных правовых актов городского округа), устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского округа.
К числу полномочий Думы в силу статьи 6 Устава относится утверждение правил благоустройства территории городского округа (подпункт 25).
В силу положений статьи 54 Устава, а также решения Первоуральской городской Думы от 28 марта 2013 года N 37, официальным опубликованием правовых актов Первоуральской городской Думы считается первая публикация их полного текста в официальном печатном издании Первоуральской городской Думы "Вестник Первоуральской городской Думы", либо в ином официальном печатном издании, установленном Первоуральской городской Думой, либо первое размещение полного текста правовых актов Первоуральской городской Думы на официальном сайте Первоуральской городской Думы (www.prvduma.ru).
Решение Первоуральской городской Думы от 31 мая 2018 года "Об утверждении Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Первоуральск" N 105 принято большинством голосов от установленной численности депутатов Думы (при установленной численности депутатов 25, проголосовали "за" 19 депутатов из 20).
В решение от 31 мая 2018 года N 105 были внесены изменения Решением Первоуральской городской Думы от 30 января 2020 года N 258 "О внесении изменений в Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Первоуральск", утвержденные решением Первоуральской городской Думы от 31 мая 2018 года N 105".
В настоящее время оспариваемые Правила благоустройства действуют в редакции Решения Первоуральской городской Думы от 30 июля 2020 года N 327 "О внесении изменений в Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Первоуральск", утвержденные решением Первоуральской городской Думы от 31 мая 2018 года N 105", которое принято большинством голосов от установленной численности депутатов (при установленной численности депутатов 25, проголосовали "за" 13 депутатов).
Решение от 31 мая 2018 года N 105 опубликовано в "Вестнике Первоуральской городской Думы" N 5 от 05 июня 2018 года; решение Первоуральской городской Думы от 30 июля 2020 года N 327 "О внесении изменений в Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Первоуральск, утвержденные Решением Первоуральской городской Думы от 31 мая 2018 года N 105 опубликовано в Вестнике Первоуральской городской Думы" от 31 июля 2020 N 8 (97).
Кроме того, данные решения Первоуральской городской Думы размещены на официальном сайте Первоуральской городской Думы - www.prvduma.ru в разделе "Решения Думы".
В соответствии со статьей 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности по проекту решения Первоуральской городской Думы "Об утверждении Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Первоуральск", а также проекту решения "О внесении изменений в Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Первоуральск, утвержденные решением Первоуральской городской Думы от 31 мая 2018 года N 105" проводились публичные слушания и общественные обсуждения.
Постановлением Главы городского округа Первоуральск от 16 февраля 2018 года N 10 назначены публичные слушания по проекту решения "Об утверждении Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Первоуральск" на 06 марта 2018 года (опубликовано в газете "Вечерний Первоуральск" 20 февраля 2018 года), в дальнейшем Постановлением Главы городского округа Первоуральск от 22 февраля 2018 года N 15 были внесены изменения - изменилась дата проведения публичных слушаний на 15 марта 2018 года (данное Постановление опубликовано в газете "Вечерний Первоуральск" 27 февраля 2018 года).
Все Постановления размещены на официальном сайте городского округа Первоуральск.
Публичные слушания состоялись 15 марта 2018 года, заключение по результатам публичных слушаний утверждено Главой городского округа Первоуральск 23 марта 2018 года N 24 и опубликовано 27 марта 2018 года в газете "Вечерний Первоуральск", протокол публичных слушаний опубликован 10 апреля 2018 года в газете "Вечерний Первоуральск".
Постановлением Главы городского округа Первоуральск от 25 мая 2020 года N 44 назначены общественные обсуждения по проекту решения "О внесении изменений в Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Первоуральск", утвержденные решением Первоуральской городской Думы от 31 мая 2018 года N 105", предложения и замечания принимались с 27 мая 2020 года по 26 июня 2020 года (опубликовано в газете "Вечерний Первоуральск" 26 мая 2020 года).
Все Постановления размещены на официальном сайте городского округа Первоуральск.
Общественные обсуждения были проведены, заключение по результатам общественных обсуждений утверждено Главой городского округа Первоуральск 07 июля 2020 года N 55 и опубликовано 14 июля 2020 года в газете "Вечерний Первоуральск".
Оценивая довод представителя Первоуральской городской Думы о том, что оспариваемое Решение не подлежало оценке регулирующего воздействия, поскольку не устанавливало новых и не изменяло ранее предусмотренные Решением Первоуральской городской Думы от 04 июня 2009 года N 89 "Об утверждении Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Первоуральск" обязанностей для субъектов предпринимательской деятельности по благоустройству территории городского округа Первоуральск, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 5 статьи 46 Федерального закона N 131-ФЗ оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и местных бюджетов.
Законом субъекта Российской Федерации устанавливается перечень муниципальных районов, муниципальных и городских округов, в которых проведение оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, является обязательным (часть 6).
Таким законодательным актом на территории области является Закон Свердловской области от 14 июля 2014 года N 74-ОЗ "Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Свердловской области и проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов Свердловской области и муниципальных нормативных правовых актов" в соответствии с федеральным законом проекты муниципальных нормативных правовых актов муниципального образования "город Екатеринбург", в соответствии с которым Первоуральский городской округ включен в Перечень муниципальных районов и городских округов, расположенных на территории Свердловской области, в которых проведение оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов является обязательным (статья 10-2 Закона Свердловской области от 14 июля 2014 года N 74-ОЗ).
Согласно статье 10 Закона Свердловской области от 14 июля 2014 года N 74-в в соответствии с федеральным законом муниципальные нормативные правовые акты муниципального образования "город Екатеринбург", а также муниципальных районов и городских округов, включенных в перечень, указанный в статье 10-2 настоящего Закона, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат экспертизе, проводимой в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с настоящим Законом.
Предметом регулирования Правил благоустройства в силу статьи 2 Федерального закона N 131-ФЗ являются требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
Оспариваемый в данном административном деле нормативный правовой акт не регулирует правоотношения в сфере предпринимательской или инвестиционной деятельности, являясь нормативным актом, который регулирует общественные отношения в сфере обеспечения, помимо прочего, эстетического состояния территорий муниципального образования и благоприятных условий проживания.
При этом оспариваемые положения Правил благоустройства каких-либо запретов и ограничений для ведения предпринимательской деятельности не содержат, равно как, и не содержат положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, что прямо предусмотрено частью 5 статьи 46 Федерального закона N 131-ФЗ.
В этой связи суд приходит к выводу об отсутствии необходимости проведения оценки регулирующего воздействия, проекта оспариваемого административным истцом нормативного правового акта.
С учетом изложенного, материалы административного дела не содержат оснований полагать, что Правила благоустройства с внесенными в них изменениями приняты с нарушением установленной законом процедуры принятия.
Проверяя содержание нормативного акта на соответствие его законодательству, имеющему большую юридическую силу по существу осуществляемого им правового регулирования, суд приходит к следующему:
Согласно положений абзаца 22 части 1 статьи 2 Федерального закона N 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
В соответствии с пунктом 25 части статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
В силу пункта 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Статьей 45.1 Федерального закона N 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать, в частности, вопросы: 1) содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; 2) внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; 3) проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ; 4) организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений; 5) организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями; 6) размещения информации на территории муниципального образования, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок; 7) размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм; 8) организации пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок; 9) обустройства территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения; 10) уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период; 11) организации стоков ливневых вод; 12) порядка проведения земляных работ; 13) участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий; 14) определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации; 15) праздничного оформления территории муниципального образования; 16) порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования; 17) осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования.
Под прилегающей территорией согласно пункта 37 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации понимается территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации;
Статья 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации регламентирует обязанность лица, ответственного за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.
Таким образом, Федеральный закон N 131-ФЗ и Градостроительный кодекс Российской Федерации однозначно закрепляют участие лиц, ответственных за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), а также собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.
Определение границ прилегающих территорий производится в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.
На территории Свердловской области принят Закон от 14 ноября 2018 года N 140-ОЗ "О регулировании отдельных отношений в сфере благоустройства территории муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области", регламентирующей порядок определения органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, границ прилегающих территорий.
В силу статьи 3 указанного выше Закона, определение границ прилегающих территорий осуществляется путем утверждения представительным органом муниципального образования схемы границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным в статье 4 Закона Свердловской области от 14 ноября 2018 года N 140-ОЗ.
В соответствии с положениями статьи 4 Закона Свердловской области от 14 ноября 2018 года N 140-ОЗ решение о подготовке проекта схемы границ прилегающих территорий принимается органом местного самоуправления, к полномочиям которого муниципальным нормативным правовым актом отнесена подготовка проекта схемы границ прилегающих территорий.
На схеме границ прилегающих территорий отображаются:
1) границы прилегающих территорий;
2) кадастровые номера и адреса зданий, строений, сооружений, земельных участков, в отношении которых устанавливаются границы прилегающих территорий;
3) площади прилегающих территорий;
4) условные номера прилегающих территорий.
Форма схемы границ прилегающих территорий, требования к ее подготовке, в том числе требования к точности и методам определения координат характерных точек границ прилегающих территорий, устанавливаются уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере градостроительной деятельности в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом.
Схема границ прилегающих территорий утверждается представительным органом муниципального образования в составе правил благоустройства территории этого муниципального образования в соответствии с требованиями Федерального закона N 131-ФЗ и Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Как следует из пояснений представителя административного ответчика и имеющихся в деле доказательств, Первоуральская городская Дума самостоятельно в отсутствии закона Свердловской области определила границы прилегающих территорий.
Об этом в частности свидетельствует содержание оспариваемых пунктов Правил благоустройства (4.3.3., 4.3.4, 4.3.5, 5.13, 6.6), из которых следует, что "Границы уборки и текущего содержания территорий определяются картой подведомственной территории с закреплением ответственных за уборку конкретных участков территории, в том числе прилегающих к объектам недвижимости всех форм собственности. Карта согласовывается со всеми заинтересованными лицами"; "Проведение работ по надлежащему санитарному содержанию отведенной и прилегающей территории в пределах границ, закрепленных картой подведомственной территории городского округа Первоуральск, возлагается на лиц, ответственных за эксплуатацию объектов..."; "Уборка территорий при отсутствии согласования карты подведомственной территории, осуществляется в пределах санитарно-защитной зоны, а также части территории общего пользования, прилегающей к отведенной, в пределах, установленных настоящими Правилами"; "Содержание дворовых и прилегающих территорий осуществляют организации, осуществляющие эксплуатацию жилого фонда..."; "В летний период уборку и содержание дворовых и прилегающих территорий осуществляют организации, осуществляющие эксплуатацию жилого фонда...".
Дословное толкование смысла и значения оспариваемых пунктов Правил благоустройства позволяет суду прийти к выводу, что карта подведомственной территории включает в себя как территорию, правообладателями или законными пользователями которой являются субъекты, поименованные в данном пункте, так и прилегающую территорию.
Между тем, понятие "прилегающая территория" не должно толковаться каким-либо иным образом и применяться в каком-либо ином смысле, чем прописано в Градостроительном кодексе Российской Федерации.
Настаивая на том, что оспариваемые пункты нормативного правового акта на момент их принятия не входили в противоречие с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку были разработаны в соответствии с Методическими рекомендациями, административный ответчик не учитывает, что сущность судебного нормоконтроля состоит в осуществлении проверки соответствия положений оспоренного нормативного правового акта положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу.
Поскольку на момент внесения изменений в оспариваемый нормативный правовой акт (30 января 2020 года и 30 июля 2020 года), Закон N 140-ФЗ действовал, это в свою очередь обязывало представительный орган муниципального образования привести в соответствие муниципальный правовой акт с положениями нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Закон N 140-ОЗ."
Помимо этого, суть планирования уборки территории муниципального образования сводится к тому, что бы каждая часть территории муниципального образования с определением ее границ, была закреплена за определенным лицом, ответственным за уборку этой территории.
Перечень лиц, на которых возложена обязанность принимать участие, в том числе, финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования, поименован в статье 45.1 Федерального закона N 131-ФЗ и части 9 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Между тем, субъектный состав, поименованный в Правилах благоустройства, не обеспечивает единообразного понимания при определении круга лиц, ответственных за обеспечение чистоты и порядка на территории городского округа Первоуральск, поскольку субъекты правоотношений выделены в отдельные группы: управляющие организации, организации, отвечающие за содержание жилищного фонда, юридические лица в зависимости от вида, осуществляемой деятельности, физические лица.
Оснований для прекращения в части производства по административному делу, на том основании, что административный истец в силу организационно-правовой формы не относится к физическому лицу, и, соответственно, не обладает правом на обжалование нормативного акта в отношении обязанностей физических лиц по благоустройству территории Первоуральского городского округа, суд не усматривает, поскольку правомочия управляющей компании производны от прав собственника, который может быть как физическим, так и юридическим лицом.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что отступление от требований федерального закона, предписывающего Первоуральской городской Думе предусмотреть в муниципальном нормативном правовом акте лишь порядок и формы участия в содержании прилегающих территорий, административный ответчик самостоятельно ввел иные понятия территорий, кроме "прилегающая территория", не предусмотренные федеральным законодательством, а также в отсутствие предоставленной законом компетенции определил границы прилегающих территорий и ответственных лиц, за содержание прилегающих территорий.
При этом в оспариваемых административным истцом пунктах нормативного правового акта имеет место правовая неопределенность в понимании границ возложенных обязанностей по уборке и содержанию прилегающих территорий, поскольку карта подведомственной территории отсутствует, равно как и схема прилегающей территории.
Согласно разъяснению пункта 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует принципу правовой определенности, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и тем самым - нарушения принципа равенства, а также принципа верховенства закона, он подлежит признанию недействующим в той мере, в которой указанное нормативное регулирование по субъектному составу и в отсутствии карт подведомственных территорий и не утвержденных границ прилегающих территорий, не предусматривает возможность точно определить в отношении какой территории закрепляется обязанность по обеспечению чистоты и порядка на территории городского округа Первоуральск.
Учитывая, что нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд полагает возможным признать его в оспариваемой части не действующим с момента вступления в законную силу решения суда.
В соответствии с требованиями пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд указывает на обязанность опубликования решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При подаче административного искового заявления административным истцом уплачена государственная пошлина в размере 4500 рублей согласно платежному поручению от 09 октября 2020 года N 1243.
Указанные судебные расходы подлежат взысканию с Первоуральской городской Думы в пользу административного истца.
Руководствуясь статьями 111, 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью УК "Даниловское" удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу пункты 4.3.3, 4.3.4, 4.3.5, 5.13, 6.6, 9.3.2 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Первоуральск, утвержденных решением Первоуральской городской Думы от 31 мая 2018 года N 105 (в редакции от 30 июля 2020 года).
Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании "Вестник Первоуральской городской Думы".
Взыскать с Первоуральской городской Думы в пользу общества с ограниченной ответственностью УК "Даниловское" (ИНН 6625052243) расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 руб.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд.
Судья |
С. Н. Полевщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Свердловского областного суда от 15 января 2021 г. N 3а-46/2021 "О признании недействующим в части Решения Первоуральской городской Думы от 31 мая 2018 года N 105 (в редакции от 30 июля 2020 года) "Об утверждении правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Первоуральск"
Текст решения опубликован на сайте Свердловского областного суда (http://oblsud.svd.sudrf.ru)