Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям от 26 мая 2021 г. к N 268 , п. 2.1.
(седьмого созыва)
на проект федерального закона N 1160407-7 "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в части уточнения лицензируемых видов деятельности)
- внесен Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1160407-7 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - законопроект) и считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" на сегодняшний день подлежат лицензированию и требуется получение лицензии на занятие деятельностью по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники. Соответствующие составы работ (услуг), составляющие указанные виды деятельности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 года N 240 "О лицензировании разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники".
Необходимо отметить, что практика создания современных беспилотных летательных аппаратов - и все, что связано с их разработкой, производством, испытанием и ремонтом - существенно отличаются от подходов, принятых в отношении создания традиционных видов авиационной техники, прежде всего, в части применяемых конструктивных решений и систем управления, использования передовых практик, инновационных технологий и новых материалов, которые мало соотносятся с устоявшимися в отрасли правилами и критериями. В этой связи у производителей беспилотных летательных аппаратов возникают определенные сложности, связанные с необходимостью придерживаться в своей работе сложившихся за многие годы унифицированных методов и устоев, применения унифицированной нормативно-технической документации, соблюдения устаревших технических регламентов и требований. Таким образом, для активизации развития отрасли необходимо предоставление свободы творчества и независимости принимаемых решений, что можно обеспечить путем освобождения участников рынка от избыточных административных барьеров и ограничений, в частности лицензирования.
Сложности получения лицензии на обращение беспилотных авиационных систем и (или) их элементов - включая небольшие (с максимальной взлетной массой до 30 кг) беспилотные гражданские воздушные суда (далее - беспилотные авиационные системы) - во многом тормозит серийное производство беспилотных летательных аппаратов, ограничивает области их применения и сдерживает рост перспективных секторов экономики, таких как логистические услуги по экспресс-доставке грузов, товаров и корреспонденции, аэрофотосъемка, наблюдение и т.д.
Перечисленные факторы обусловили необходимость разработки настоящего законопроекта, которым предлагается исключить необходимость лицензирования деятельности по разработке, производству, испытанию и ремонту беспилотных авиационных систем.
Целью законопроекта является стимулирование условий для производства и использования российских беспилотных авиационных систем, повышения спроса на такие системы как на внутреннем и международном рынках.
Комитет считает законопроект актуальным и поддерживает его концепцию.
Комитет полагает, что принятие законопроекта устранит существующую правовую неопределенность статуса разработчиков и изготовителей беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой до 30 кг и снимет двойную административную нагрузку (в виде лицензирования деятельности и сертификации изделий) с остальных участников этого сектора экономики, в результате лицензирование перестанет быть существенным барьером на пути развития рынка услуг беспилотной авиации в нашей стране.
По мнению Комитета, после отмены в 2016 году обязательной государственной регистрации беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой до 30 кг данная законодательная инициатива Правительства Российской Федерации является логичным и последовательным шагом в направлении снятия с бизнеса избыточных административных ограничений по допуску на рынок новых игроков, созданию конкурентной среды, либерализации гражданского оборота беспилотных летательных аппаратов и стимулирования внедрения передовых инновационных разработок в нашей стране.
Исходя из изложенного, Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям поддерживает представленную Правительством РФ концепцию законопроекта N 1160407-7 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" и рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона при его рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.