Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 988750-7 "О внесении изменений в статью 103 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части расширения перечня граждан, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений или помещений в общежитии),
внесенный депутатами Государственной Думы В.И. Кашиным, Ю.В. Афониным, Н.В. Коломейцевым, Н.В. Арефьевым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 988750-7 "О внесении изменений в статью 103 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части расширения перечня граждан, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений или помещений в общежитии), внесенный депутатами Государственной Думы В.И. Кашиным, Ю.В. Афониным, Н.В. Коломейцевым, Н.В. Арефьевым (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается дополнить статью 103 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой, устанавливающей запрет на выселение из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений работников, которым было предоставлено служебное жилое помещение или помещение в общежитии, если данное жилое помещение для них является единственным.
Согласно пояснительной записке к законопроекту его целью является решение жилищного вопроса работников социальной сферы, которые проживали и проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, переданных в частную собственность в результате изменения формы собственности предприятия (учреждения). Между тем, в соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья. Более того, согласно статье 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях относятся к специализированным жилым помещениям, в качестве которых, в свою очередь, используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
Часть 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации указывает на то, что перечисленные в ней граждане не могут быть выселены из жилых помещений при определённых условиях, а именно, они не должны являться нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем указание в законопроекте на единственное жилое помещение, излишне.
В соответствии с частью 2 статьи 99 и частью 1 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения, к которым относятся служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях, предоставляются по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте. Иными словами, специализированный жилищный фонд, о котором в законопроекте идет речь, направлен на удовлетворение временных жилищных потребностей граждан в связи с их характером трудовых отношений на определенной территории и не имеет целью решение их жилищного вопроса на постоянной основе.
Распространение социальных гарантий, установленных частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, на всех работников, которым было предоставлено служебное жилое помещение или помещение в общежитии, приведет к невозможности реализации прав других граждан на вселение в специализированные жилые помещения в связи с трудовыми отношениями, а также к существенному расширению категорий граждан, которые в соответствии с указанной нормой не смогут быть выселены из указанного жилищного фонда, что потребует дополнительных расходов из бюджетов всех уровней власти на создание нового специализированного жилищного фонда.
В соответствии с положениями статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации федеральный закон, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, должен содержать положения, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству не поддерживает проект федерального закона N 988750-7 "О внесении изменений в статью 103 Жилищного кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.