Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к письму Министерства образования
и науки Челябинской области
от 15 июня 2020 г. N 1213/6282
Об особенностях преподавания учебных предметов в 2020/2021 учебном году
В 2020/2021 учебном году в общеобразовательных организациях Челябинской области реализуются:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - 1-4 классы;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования - 5-9 классы;
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования - 10 класс;
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования - 11 класс (за исключением школ, реализующих Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пилотном режиме).
В 2020/2021 учебном году во всех общеобразовательных организациях должны быть разработаны основные образовательные программы для всех уровней общего образования. С целью методического сопровождения процесса проектирования и реализации основных образовательных программ в Челябинской области разработаны информационные системы "Модельные региональные основные образовательные программы начального/основного общего образования" и информационно-методический ресурс "Модельная региональная основная образовательная программа среднего общего образования". Данные ресурсы полностью соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам (далее - ФГОС) и отражают все содержательные и технологические особенности учебных предметов в соответствии с принятыми концепциями учебных предметов (предметных областей).
Разработка и (или) модернизация содержания и технологий реализации основных образовательных программ всех уровней общего образования требуют выстраивания в школах соответствующей методической работы.
Кроме того, работа школ в условиях ограничительных мер, связанных с эпидемиологической ситуацией, показала острую необходимость освоения педагогами дистанционных образовательных технологий, технологий электронного обучения, компетенций профессиональной деятельности в цифровой образовательной среде.
В предложенных рекомендациях отражены приведённые выше аспекты для выстраивания управленческой и преподавательской деятельности коллективов школ в 2020/2021 учебном году.
Также при преподавании учебных предметов в 2020/2021 учебном году остаются актуальными методические письма "Об особенностях преподавания учебных предметов в 2019-2020 учебном году", "Об особенностях преподавания учебных предметов в 2018-2019 учебном году".
1. Модельная региональная основная образовательная программа среднего общего образования как инструмент введения ФГОС среднего общего образования
С целью организации методической поддержки образовательным организациям Челябинской области в период введения ФГОС среднего общего образования в 2020 году был разработан информационно-методический ресурс "Модельная региональная основная образовательная программа среднего общего образования" (далее - МРООП СОО).
МРООП СОО включает все структурные компоненты, определенные в требованиях к структуре основной образовательной программы среднего общего образования. Все тексты структурных компонентов, как и в модельных региональных основных образовательных программах начального и основного общего образования, соответствуют нормативным требованиям и обеспечивают учет национальных, региональных и этнокультурных особенностей, а также содержат рекомендации по разработке компонента образовательной организации.
МРООП СОО содержит материалы для формирования следующих разделов:
- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования, достижение которых обеспечивают педагоги школы;
- система оценки результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования, которая определяет оценочные процедуры, используемые для организации текущего контроля успеваемости, формы промежуточной аттестации по учебным предметам, а также оценочные процедуры, обеспечивающие оценку уровня достижения обучающимися личностных и метапредметных результатов;
- программа развития универсальных учебных действий, определяющая перечень образовательных технологий, которые применяют педагоги школы при организации урочной деятельности, обеспечивая обучающимся достижение планируемых результатов, а также формы организации проектной деятельности обучающихся;
- рабочие программы учебных предметов, курсов по выбору и курсов внеурочной деятельности;
- программа воспитания и социализации обучающихся, определяющая основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации, а также содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по каждому из направлений, которые должны учитываться при проектировании плана (программы) деятельности классного руководителя;
- программа коррекционной работы, описывающая механизм взаимодействия учителей и специалистов в области коррекционной и специальной педагогики конкретной школы;
- учебный план, регламентирующий перечень учебных предметов, а также количество часов, отводимых на их реализацию;
- оценочные материалы, обеспечивающие проведение оценочных процедур в рамках текущего контроля успеваемости.
МРООП СОО отражает специфику среднего общего образования, которую должен знать учитель-предметник, работающий с обучающимися и их родителями (законными представителями).
Во-первых, общеобразовательная организация на уровне среднего общего образования обеспечивает реализацию учебных планов одного или нескольких профилей обучения: естественнонаучный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный. Учебные планы для различных профилей обучения должны быть ориентированы на сферу профессиональной деятельности, выбранную обучающимися.
Учебный план профиля обучения должен содержать 11(12) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной ФГОС среднего общего образования, в том числе общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы "Русский язык", "Литература", "Иностранный язык", "Математика", "История" (или "Россия в мире"), "Физическая культура", "Основы безопасности жизнедеятельности", "Астрономия".
Технология разработки учебных планов на уровне среднего общего образования представлена в методических рекомендациях "О подходах к проектированию учебных планов различных профилей обучения на уровне среднего общего образования". Указанные методические рекомендации размещены на сайте ГБУ ДПО ЧИППКРО https://ipk74.ru/study/docs/modelnaya-regionalnaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-obshchego-obrazovaniya-materialy/
Во-вторых, учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее 3(4) учебных предмета на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения и (или) смежной с ней предметной области.
В МРООП СОО разработаны рабочие программы по учебных предметам как базового, так и углубленного уровня, которые сопровождаются оценочными материалами для оценки достижения планируемых результатов базового и углубленного уровней. В открытой версии МРООП СОО представлены рабочие программы по следующим учебным предметам: русский язык (базовый, углубленный), литература (базовый, углубленный), английский язык (базовый, углубленный), география (базовый), обществознание (базовый), Россия в мире (базовый), математика (базовый, углубленный), физика (базовый, углубленный), астрономия (базовый), химия (базовый, углубленный), биология (базовый, углубленный), физическая культура (базовый), ОБЖ (базовый), технология (базовый).
В августе 2020 года будет представлена полная версия МРООП СОО, которая наряду с перечисленными будет включать рабочие программы по следующим учебным предметам: немецкий язык (базовый, углубленный), французский язык (базовый, углубленный), история (базовый, углубленный), экономика (базовый, углубленный), право (базовый, углубленный), информатика (базовый, углубленный), естествознание (базовый), экология (базовый).
В-третьих, учебный план профиля должен включать курсы по выбору - элективные и факультативные. В МРООП СОО представлены рабочие программы таких курсов по выбору, как "Бизнес-лоция", "Экологическая химия", "Прикладная физика", "Математические методы в экономике", "Мехатроника и робототехника", "Мировая художественная культура", "Основы финансовой грамотности", "Введение в практическую социологию", "Философские беседы", "История Урала", "Слово - образ - смысл: филологический анализ литературного произведения", "Современный литературный процесс", "Азбука журналистики", "Современная Британия", "Деловой английский", "Проектные технологии жизненного самоопределения (в форме индивидуального проекта)".
В учебном плане МРООП СОО указано, в каких профилях данные курсы по выбору целесообразно предложить в качестве элективных, а в каких в качестве факультативных.
Репозиторий МРООП СОО также включает методические рекомендации, раскрывающие особенности разработки курсов по выбору на уровне среднего общего образования "О подходах к разработке и реализации курсов по выбору на уровне среднего общего образования" (https://ipk74.ru/study/docs/o-podkhodakh-k-razrabotke-i-realizatsii-kursov-po-vyboru-na-urovne-srednego-obshchego-obrazovaniya/).
Четвертой особенностью среднего общего образования является следующее требование ФГОС СОО: "В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов)". В МРООП СОО представлен элективный курс "Проектные технологии жизненного самоопределения (в форме индивидуального проекта)", содержащий технологию организации и сопровождения выполнения индивидуального проекта. Курс синхронизирован с оценочным материалом для оценки метапредметных результатов "Индивидуальный проект", представленным в репозиторий оценочных материалов.
Таким образом, информационно-методический ресурс содержит все необходимые материалы для проектирования и реализации основной образовательной программы среднего общего образования. Данный ресурс предназначен как для руководителей общеобразовательных организаций, так и для педагогических работников.
2. Новые аспекты в реализации концепций преподавания учебных предметов (предметных областей) в 2020/2021 учебном году
С 2019 по 2024 годы в Российской Федерации реализуется национальный проект "Образование" - инициатива, направленная на решение двух ключевых задач:
1) обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
2) воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Национальный проект "Образование" предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление содержания и технологий общего образования, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой. Национальный проект "Образование" включает 10 федеральных проектов, более подробно ознакомиться с данными проектами можно на сайте Министерства просвещения Российской Федерации https ://edu.gov.ru/national-project/
Для достижения целей национального проекта в части обновления содержания и технологий общего образования разрабатываются Концепции модернизации содержания и технологий преподавания учебных предметов.
До 2019 года появились 8 концепций преподавания учебных предметов (предметных областей), ознакомиться с их содержанием можно на сайте ГБУ ДПО "Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования" https://ipk74.ru/modern-teh/docs/kontseptsii-prepodavaniya-uchebnykh-predmetov/, рекомендации по реализации принятых концепций были опубликованы в письме Министерства образования и науки Челябинской области от 04 июня 2019 года N 1213/5886 "О преподавании учебных предметов образовательных программ начального, основного и среднего общего образования 2019/2020 учебном году" https://ipk74.ru/priority/pismo-ministerstva-obrazovaniya-i-nauki-chelyabinskoy-oblasti-ot-04-iyunya-2019-goda-1213-5886-ob-pr/
В 2019 году были приняты 3 концепции преподавания учебных предметов:
- Концепция преподавания учебного предмета "Физика" в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации (протокол от 03.12.2019 г. N ПК-4вн);
- Концепция преподавания учебного предмета "Химия" в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации (протокол от 03.12.2019 г. N ПК-4вн);
- Концепция преподавания учебного предмета "Астрономия" в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации (протокол от 03.12.2019 г. N ПК-4вн).
Тексты концепций размещены на сайте Министерства просвещения Российской Федерации https://edu.gov.ru/activity/main_activities/general_edu/, а также на сайте ГБУ ДПО "Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования" https://ipk74.ru/modern-teh/docs/kontseptsii-prepodavaniya-uchebnykh-predmetov/.
2.1. Концепция преподавания учебного предмета "Физика" в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы
Основной целью создания Концепции преподавания учебного предмета "Физика" является повышение качества преподавания и изучения физики в образовательных организациях с учетом перспективных направлений научно-технического развития Российской Федерации.
Указанная цель достигается посредством решения следующих задач:
- обновление документов, регламентирующих содержание физического образования;
- обновление содержания образовательных программ для уровней начального, основного и среднего общего образования с учетом преемственности и учета концептуальных подходов к изучению вопросов физики;
- обновление учебно-методических комплектов, технологий и методик обучения;
- совершенствование материально-технической базы школьных кабинетов физики;
- совершенствование системы оценки учебных достижений обучающихся.
Основным направлением реализации концепции преподавания учебного предмета "Физика" является обновление содержания образования, относящегося к области физики.
В начальной школе элементы физики должны входить в содержание предмета "Окружающий мир", программа которого должна включать в себя знакомство с наиболее яркими физическими явлениям, агрегатными состояниями вещества, различными видами энергии и их взаимными превращениями. Акцент в обучении должен делаться на усилении наглядности при знакомстве школьников с физическими явлениями, а также на формировании таких действий, как наблюдение, описание явлений, предположение об их причинах, простейшие опыты и измерения.
На уровне основного общего образования в 5-6 классах элементы физики могут изучаться в рамках интегрированных естественно-научных курсов за счет учебных часов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Знакомство с основными физическими явлениями целесообразно перенести на новый качественный уровень, предполагающий проведение простейших исследований, измерений и даже обработку данных с помощью компьютера. Именно на этом этапе обучающиеся способны переходить к научным объяснениям некоторых явлений и пониманию взаимосвязи разных наук о природе, осмысленно использовать такие понятия, как факт, гипотеза, модель, проверочный эксперимент. Сформированные на этом этапе обучения первоначальные научные представления и экспериментальные умения подготавливают возможность для последующего изучения систематического курса физики и других естественнонаучных предметов на основе активной познавательной деятельности, включая элементы самостоятельного исследования.
В 7-9 классах учебный предмет "Физика" должен преподаваться в виде обязательного для всех учащихся систематического курса. Ключевым здесь должно являться экспериментальное исследование физических явлений, изучение эмпирических законов, применение физических знаний в реальных жизненных ситуациях, понимание связи физики с окружающими нас устройствами и технологиями. Должно быть расширено использование исследовательского подхода в ученическом эксперименте, а в требованиях к результатам обучения акцент перенесен с решения расчетных задач на объяснение физических явлений на основе имеющихся теоретических знаний (качественные задачи).
Система практических работ должна базироваться на оптимальном сочетании кратковременных опытов и лабораторных работ и создавать возможность для наблюдения изучаемых явлений, знакомства с техническими устройствами и освоение обучающимися методов проведения прямых и косвенных измерений, исследования зависимости одной физической величины от другой. При этом обеспечивается знакомство обучающихся с физическими приборами и процедурой прямых измерений с использованием стрелочных и цифровых приборов, а также датчиков, подключаемых к компьютеру.
На уровне среднего общего образования физика может изучаться либо в рамках интегрированного предмета "Естествознание", либо как самостоятельный предмет. Основной целью изучения предмета на базовом уровне должно стать формирование естественнонаучной грамотности, что требует существенного усиления методологической составляющей учебного предмета более широкого использования заданий практико-ориентированного характера и обсуждение вопросов современной науки с опорой на источники научной и научно-популярной информации.
На углубленном уровне физика изучается как научная дисциплина, имеющая непосредственное отношение к будущей научной или инженерной профессиональной сфере деятельности, выбранной учащимся. Обновление содержания здесь - это введение вопросов, связанных с современной физикой. Содержание профильного курса физики в средней школе нуждается в изменениях в части наполнения раздела "Атомная и ядерная физика" фактами и закономерностями, связанными с достижениями современной физики.
Модернизация подходов к преподаванию учебного предмета "Физика" должна обеспечиваться внедрением современных технологий обучения, таких как технология использования компьютерного моделирования в процессе исследовательского обучения, технология, основанная на использовании планшетных компьютеров и мобильных телефонов, технология сотрудничества в обучении (работа в малых группах сотрудничества), технология "перевернутого" обучения (самостоятельное изучение нового материала до проведения урока), технология дополненной реальности (виртуальные объекты и информация дополняют сведения о физических объектах и окружающей среде при проведении учебных исследований); технология формирования экспериментальных умений учащихся. Одним из приоритетных методов обучения является проектно-исследовательская деятельность обучающихся, которая должна носить интегративный характер и осуществляется на основе новой образовательной среды, делает учащихся активными участниками образовательного процесса, дает возможность широкого выбора в области будущего профессионального развития на основе фундаментальной естественнонаучной и математической подготовки.
2.2. Концепция преподавания учебного предмета "Химия" в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы
Концепция преподавания учебного предмета "Химия" в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы, представляет собой систему взглядов на базовые принципы, приоритеты, цели, задачи и основные направления развития химического образования как части естественнонаучного образования в Российской Федерации, а также определяет механизмы, ресурсное обеспечение и ожидаемые результаты от ее реализации. Целью Концепции является повышение качества изучения и преподавания учебного предмета "Химия" в системе общего образования, что предусматривает совершенствование его структуры и содержания с учетом Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.
Концепция выделяет три этапа в процессе изучения химии в системе общего образования, подчиненные принципу преемственности. На первом (пропедевтическом) этапе (1-7 классы) получение элементов химических знаний осуществляется на уровне начального общего образования в рамках изучения предметной области "Обществознание и естествознание" (учебный предмет "Окружающий мир"), а также на уровне основного общего образования в процессе изучения смежных учебных предметов и пропедевтического курса химии. Основной задачей пропедевтического этапа является формирование интереса к познанию мира веществ и химических превращений.
На втором (предпрофильном) этапе (8-9 классы) изучается учебный предмет "Химия", целью которого является формирование базы знаний о веществах и химических явлениях, необходимых для безопасной жизнедеятельности, а также продолжения химического образования на уровне среднего общего образования.
В рамках третьего (профильного) этапа (10-11 классы) получение химического образования должно осуществляться в зависимости от выбора обучающимися одного из учебных предметов: "Химия" (базовый уровень), "Химия" (углубленный уровень). Целью осуществления данного этапа является развитие системы химических знаний и умений, необходимых для продолжения химического образования в образовательных организациях высшего образования, а также повышения уровня химической грамотности обучающихся, изучающих химию на базовом уровне.
Система общего образования направлена на овладение обучающимися химическими знаниями в объеме, необходимом для повседневной жизни и деятельности во всех областях промышленности, сельского хозяйства, медицины, образования, науки и т.д. Химическое образование необходимо для создания у обучающихся представлений о роли химии в решении современных, сырьевых, экологических, продовольственных и медицинских проблем.
Кроме того, Концепция акцентирует внимание на том, что химическое образование является важным условием экологически грамотного, безопасного поведения человека. Для обеспечения рационального поведения человека, предотвращения ущерба природе необходима система химических знаний и умений, которая обеспечивается отбором содержания учебного предмета "Химия" на всех уровнях общего образования, в сочетании с формированием убеждений, основанных на общечеловеческих ценностях.
При формировании и реализации основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования необходимо учитывать некоторые направления реализации концепции преподавания учебного предмета "Химия":
1. Исходя из потребностей участников образовательных отношений и возможностей образовательной организации, включение в содержание учебного предмета "Химия"
- на уровне основного общего образования разделов "Основные понятия химии", "Основы неорганической химии";
- на базовом уровне среднего общего образования разделов "Органическая химия", "Теоретические основы химии", "Химия и жизнь";
- на углубленном уровне среднего общего образования разделов "Органическая химия", "Неорганическая химия", "Теоретические основы химии", "Химия и жизнь".
2. Исходя из потребностей участников образовательных отношений и возможностей образовательной организации, включение пропедевтического (вводного) курса химии для обучающихся 7 класса.
3. Методическое сопровождение образовательной деятельности в отборе химического эксперимента и распределении его между демонстрационным и ученическим.
4. Разработка системы оценки качества работы учителей химии в рамках внутренней системы оценки качества образования.
2.3. Концепция преподавания учебного предмета "Астрономия" в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы
Основной целью создания концепции преподавания учебного предмета "Астрономия" является вывод российского астрономического образования на лидирующее положение в мире. Современная астрономическая картина мира в базовом объеме в сочетании с демифологизацией общественного сознания в области естественных наук должна стать обязательным элементом культуры россиян.
Задачи развития астрономического образования в Российской Федерации:
- модернизация содержания учебного предмета "Астрономия", создание новых учебно-методических комплексов, а также современных технологий и методик преподавания астрономии;
- создание в общеобразовательных организациях астрономических кабинетов, оснащение их современным оборудованием, включая: приборы, макеты, карты, атласы, глобусы, телескопы, спектроскопы, библиотечки, плакаты, наглядные пособия и т.д.;
- обеспечение наличия доступных информационных ресурсов высокого качества, обеспечивающих систему школьного образования содержательными и иллюстративными материалами современной астрономии;
- создание системы доступного дополнительного астрономического образования в кружках, астрономических клубах, любительских объединениях и т.д.;
- формирование образовательной среды астрономического просвещения, использующей сеть планетариев с современным оборудованием и контентом, лектории, музеи, астрономические фестивали и слеты;
- обеспечение наличия системы углубленного изучения астрономии через системы дополнительных занятий, факультативов и элективных курсов, системы астрономических олимпиад, турниров, брейн-рингов и т.д.;
Основные направления реализации концепции преподавания учебного предмета "Астрономия":
1. Общее образование. В содержании учебного предмета "Астрономия" необходимо обеспечить повторение на новом уровне материала, данного ранее в рамках учебных предметов "География" "Окружающий мир", "Физика" с новым акцентом в контексте учебного предмета "Астрономия".
2. Астрономическое просвещение и популяризация астрономии, дополнительное образование. Развертывание сети школьных планетариев, создание контента для планетариев и систем визуальной реальности, создание фильмов по астрономии и космонавтике, отражающих (помимо прочего) отечественный вклад в мировую науку, фестивали науки, летние лагеря, астрокружки и астроклубы при школах, планетариях и Домах культуры, телескопостроение, астрофотография, любительские наблюдения метеоров, массовые лектории.
В результате должна быть создана общественная атмосфера позитивного отношения к достижениям астрономии и космонавтики и работам в этой области, понимания важности астрономического образования для будущего страны, гордости за достижения российских ученых (в частности, отечественной космонавтики). Россия должна стать страной высокой демифологизированной естественнонаучной культуры. Изменение общественного сознания, в котором наука, высокие технологии, квалифицированные знания будут представлять собой приоритетные ценности, обеспечит России социальный запрос на ускоренное научно-техническое развитие и опережающий рост науки и качественного образования.
2.4. Особенности реализации Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (историко-культурного стандарта)
В 2020/2021 учебном году в 10 классах общеобразовательных организаций Челябинской области осуществляется переход на линейную структуру исторического образования в соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории 1. Содержание предметной области "История России. Всеобщая история" охватывает исторический период с 1914 г. по настоящее время, а также может включать повторительно-обобщающий блок уроков либо курс истории России до 1914 г., направленный на подготовку к итоговой аттестации и вступительным испытаниям в вузы. Распределение часов между курсами "Всеобщая история" и "История России" нормативно не регламентировано и определяется, исходя из сложившейся практики обучения истории. Курс всеобщей истории целесообразно изучать так же, как и в основной школе, с начала учебного года, предваряя изучение истории России или синхронно-параллельно. В модельной региональной основной образовательной программе среднего общего образования представлены рабочие программы для изучения предмета на базовом и углублённом уровне. Примерная структура изучения учебного предмета "Всеобщая история. История России" (10-11 классы) с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области представлена в таблице.
Примерная структура
изучения учебного предмета "Всеобщая история. История России" (10-11 классы) с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области
Класс |
Изучаемый исторический период |
Курсы, модули |
Количество часов |
|
Базовый уровень (140 часов) |
Углублённый уровень (280 часов) |
|||
10 |
1914-1945 гг. |
Всеобщая история |
24 |
35 |
История России, в т.ч. |
48 |
105 |
||
История Урала |
(4) |
(12) |
||
11 |
С 1945 г. по настоящее время |
Всеобщая история |
24 |
35 |
История России, в т.ч. |
48 |
105 |
||
История Урала |
(4) |
(8) |
||
С древности до 1914 г. |
Повторение и обобщение |
(6) |
(35) |
2.5. Особенности реализации Концепции преподавания учебного предмета "Технология"
Одной из задач Федерального проекта "Современная школа", входящего в национальный проект "Образование", является обновление содержания и совершенствование методов обучения предмету "Технология".
В целях решения данной задачи в 2020 году были внесены изменения в Примерную основную образовательную программу основного общего образования (протокол N 1/20 от 04.02.2020) (далее - ПООП ООО) https://fgosreestr.ru/.
В соответствии с новыми положениями ПООП ООО программа учебного предмета "Технология" может реализовываться из расчета 2 часа в неделю в 5-8 классах, 1 час - в 9 классе. При введении учебного предмета "Технология" в 9 классе необходимо сделать корректировку рабочей программы, уточнить перечень предметных результатов, которые необходимо достичь при изучении предмета в 8-9 классах. При корректировке рабочих программ, направленной на увеличение количества часов на изучение разделов программы, необходимо осуществить отбор содержания в соответствии с предметными результатами с учетом запросов и потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).
В Примерной основной образовательной программе основного общего образования делается акцент на необходимость перестроения рабочей программы в контексте модульной структуры. Применение модульной структуры обеспечивает возможность вариативного освоения образовательных модулей и их разбиение на части с целью освоения модуля в рамках различных классов для формирования рабочей программы, учитывающей потребности обучающихся, компетенции преподавателя, специфику материально-технического обеспечения и специфику научно-технологического развития в регионе.
2.6. Мероприятия по реализации концепций учебных предметов и предметных областей в 2020 году
Наряду с концепциями учебных предметов в 2019 году были утверждены планы мероприятий по реализации концепций учебных предметов и предметных областей:
- Приказ N 637 от 25 ноября 2019 г. "Об утверждении плана мероприятия по реализации Концепции преподавания учебного предмета "Обществознание" в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы на 2020 - 2024 годы, утвержденной на заседании Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации 24 декабря 2018 года";
- Приказ Минпросвещения России от 15 января 2020 г. N6 "Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции преподавания учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2020 - 2024 годы, утвержденной на заседании Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации 24 декабря 2018 года";
- Приказ N 636 от 25 ноября 2019 г. "Об утверждении плана мероприятия по реализации Концепции преподавания учебного предмета "Физическая культура" в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы на 2020 - 2024 годы, утвержденной на заседании Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации 24 декабря 2018 года";
- Приказ N 635 от 25 ноября 2019 г. "Об утверждении плана мероприятия по реализации Концепции преподавания учебного предмета "Искусство" в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы на 2020 - 2024 годы, утвержденной на заседании Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации 24 декабря 2018 года";
- Приказ Минпросвещения России от 18 февраля 2020 г. N 52 "Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции преподавания учебного предмета "Технология" в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2020- 2024 годы, утвержденной на заседании Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации 24 декабря 2018 года".
Ознакомиться с планами мероприятий можно на сайте ГБУ ДПО "Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования" в разделе "Модернизация технологий и содержания образования" https://ipk74.ru/modern-teh/docs/prikazy-plany-realizatsii-kontseptsiy/
3. Организация преподавания учебных предметов с использованием дистанционных технологий
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять при реализации образовательных программ электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. 2
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ применяют электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" 3.
В соответствии с п. 3 указанного Порядка образовательная организация вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, а также при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся.
Важно отметить, что использование дистанционных образовательных технологий не исключает возможности проведения учебных, лабораторных и практических занятий, практик, текущего контроля, промежуточной аттестаций путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся.
В законодательстве отсутствуют ограничения на соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и практических занятий с использованием дистанционных образовательных технологий или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся. Следовательно, образовательная организация самостоятельно, через локальные нормативные акты, определяет объем всех занятий с применением дистанционных образовательных технологий, исходя из имеющихся у нее возможностей и потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).
Подробные пошаговые инструкции по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий представлены в Письме Министерства просвещения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. N ГД-39/04 "О направлении методических рекомендаций" 4.
При реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий необходимо руководствоваться требованиями Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189), в котором пунктом 10.18 определена продолжительность непрерывного использования в образовательной деятельности технических средств обучения на уроках, а также пунктом 10.30 определен объем домашних заданий: "Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3 классах - 1,5 ч., в 4-5 классах - 2 ч., в 6-8 классах - 2,5 ч., в 9-11 классах - до 3,5 ч" 5.
Наряду с этим необходимо руководствоваться требованиями к организации и оборудованию рабочих мест с персональными электронно-вычислительными машинами (далее - ПЭВМ) для обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и высшего профессионального образования, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 июня 2003 г. N 118 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03" 6.
В данном документе установлены как общие требования к ПЭВМ и условиям труда, так и требования к организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ для обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и высшего профессионального образования (раздел IX). Кроме того, в приложении 7 пункта 4 даны рекомендации по организации занятий с ПЭВМ детей школьного возраста и занятий с игровыми комплексами на базе ПЭВМ детей дошкольного возраста, комплексы упражнений для глаз и комплексы упражнений для проведения физкультурных минуток.
Для организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, реализуемых с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников, предполагающих общение с учениками в диалоговом режиме посредством текста, голоса и видео, а также трансляции экрана целесообразно использовать сервисы для проведения видеоконференций и онлайн-встреч. В качестве таких сервисов можно рассматривать Zoom, Skype, Mind и им подобные.
Zoom - сервис для проведения видеоконференций и онлайн-встреч. Бесплатная учетная запись позволяет проводить видеоконференцию длительностью 40 минут. Данный сервис применим для индивидуальных и групповых занятий (урока), участники могут заходить как с компьютера, так и с планшета и смартфона. К видеоконференции может подключиться любой, имеющий ссылку или идентификатор конференции. Мероприятие можно запланировать заранее, а также сделать повторяющуюся ссылку, то есть для постоянного урока в определенное время можно сделать одну и ту же ссылку для входа. Возможна демонстрация для участников видеофрагментов, презентаций, интерактивных приложений.
Skype - бесплатный, многофункциональный интернет-мессенджер, предоставляющий пользователям множество альтернативных способов взаимной коммуникации. Позволяет приглашать в видеоконференцию до 50 человек.
Mind - российский сервис видеоконференцсвязи, предназначенный для проведения вебинаров, видеоконференций и массовых трансляций посредством сети Интернет или СКС, разработанный компанией Mind. Подключаться к мероприятиям сервиса одновременно могут до 200 участников с включённым видео или до 1000 участников с включенным микрофоном (с помощью любого браузера с поддержкой технологии WebRTC или Adobe Flash, а также с помощью приложения Mind Meeting для смартфонов и планшетных компьютеров). Доступные режимы связи: видеоконференция, вебинар, режим селекторного совещания, режим лекции, виртуальная переговорная комната. Начать пользоваться Mind очень просто, большую часть процессов можно настроить под себя, а ещё часть - автоматизировать. Безопасность использования осуществляется за счёт широких возможностей администрирования: премодерации сообщений чата, уникальных ссылок-билетов.
Общая подготовка сценария учебного занятия с применением дистанционных образовательных технологий предполагает следующий алгоритм деятельности педагога:
- определение платформы для размещения материалов;
- отбор содержательного контента (запись видеолекции, презентационные материалы, ссылки на внешние ресурсы с содержанием по теме);
- определение формата самостоятельной работы обучающихся с саморефлексией;
- отбор онлайн-сервисов и инструментов для организации фиксации результативности учебной деятельности (текущий контроль, аттестация по теме и др.);
- организация обратной связи.
Освоение обучающимися содержания образовательных программ может осуществляться в формате электронного обучения, предполагающем самостоятельное изучение материала через назначенный курс или видеоурок, выполнение задания через тестирующую систему.
Учителям-предметникам предлагается большое количество ресурсов и сервисов образовательного назначения, которые могут быть использованы при электронном обучении. Аннотированный список информационных ресурсов для организации электронного обучения представлен в приложении. Список представлен ресурсами,
1) предоставляющими информацию для различных уровней образования и учебных предметов;
2) предназначенными для определенной категории учителей-предметников.
При организации обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в условиях недостаточной скорости сети Интернет может осуществляться загрузка/отправка материалов и заданий обучающимся посредством облачного хранилища, социальной сети, государственной информационной системы ГИС "Образование в Челябинской области" (модуль "Сетевой город. Образование").
Наряду с использованием контента ресурсов образовательного назначения, учителем могут быть подготовлены собственные видеозаписи уроков. Для создания видеозаписи целесообразно использовать программы, позволяющие осуществлять запись экрана (или его фрагмента) одновременно с записью аудио и видео с веб-камеры. Одна из подобных программ, позволяющая выполнять запись экрана со звуком и изображением учителя через веб-камеру, - это Icecream Screen Recorder.
Осуществление обратной связи с обучающимися можно организовать с помощью веб-сервисов для создания виртуальных стен (досок). Такие веб-сервисы позволяют размещать заранее подготовленные файлы, презентации, кейсы, ссылки на мастер-классы, веб-квесты, тесты, видеоуроки и т.д. (например, Padlet https://ru.padlet.com). Обучающийся, получивший доступ к созданной учителем виртуальной стене, может размещать на ней вопросы по теме, выполненные задания, фото изготовленного изделия, выполненные проекты и т.д. При этом обучающиеся могут просматривать работы друг друга и оставлять комментарии. Ссылка на созданную виртуальную стену и краткие инструкции по её использованию могут быть отправлены через АИС "Сетевой город. Образование".
При организации образовательного процесса в дистанционном режиме эффективным будет использование ресурсов электронной библиотеки ЛитРес. Для общеобразовательных организаций разработан проект "ЛитРес: Школа", каталог которого содержит более 6000 книг различной тематики: произведения школьной программы, актуальные методические пособия, русская и зарубежная современная литература, научно-популярные книги, словари и множество других жанров.
Каталог проекта "ЛитРес: Школа" одобрен ведущими экспертами по детскому чтению и соответствует письму Министерства образования и науки Российской Федерации N 08-709 от 14.04.2016 г. "О списках рекомендуемых произведений" (далее - Письмо). Каталог включает:
- программные произведения для обучающихся 1-4 кл. (Приложение 1 Письма);
- программные произведения для обучающихся 5-9 кл. (Приложение 2 Письма);
- программные произведения для обучающихся 10-11 кл. (Приложение 3 Письма);
- списки для внеклассного чтения (Перечень "100 книг" по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению);
- списки произведений гражданско-патриотической направленности (Приложение 5 Письма).
В каталог включены издания, отобранные по рекомендациям Министерства образования и науки Российской Федерации, Российской государственной детской библиотеки, а также Российской государственной библиотеки для молодежи и Ассоциацией школьных библиотекарей русского мира РШБА.
Использование ресурсов "ЛитРес" возможно на уроках литературного чтения на уровне начального общего образования, литературы на уровнях основного/среднего общего образования и/или при организации внеклассного чтения. Подключение через школьную библиотеку даёт возможность выдачи программной литературы сразу на класс, что особенно важно при дистанционном обучении. Ресурсы электронной библиотеки помогут в организации проектной и исследовательской деятельности по всем учебным предметам. В каталоге также представлены книги по актуальным отраслям знаний: программированию, робототехнике, биотехнологии, медицине, искусственному интеллекту. Кроме того, контент данного ресурса включает издания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Среди изданий данной направленности имеются не только сборники заданий по предметам, тематические тренировочные задания, но и различные справочники и словари по русскому языку.
Опыт, полученный педагогами при организации обучения с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в период ограничительных мероприятий, будет востребован при возвращении к очному обучению.
Приоритетной задачей федерального проекта "Цифровая образовательная среда" Национального проекта "Образование" и государственной программы "Развитие образования в Челябинской области" является обеспечение персонализированного результативного обучения за счет применения учителями ресурсов федеральной цифровой образовательной среды. Для решения данной задачи актуальным является внедрение в образовательный процесс технологии смешанного обучения.
"Смешанное обучение - это образовательная технология, в которой сочетаются и взаимопроникают очное и электронное обучение с возможностью самостоятельного выбора учеником времени, места, темпа и траектории обучения. Технологию смешанного обучения можно рассматривать как технологию синергетическую, которая позволяет более эффективно использовать преимущества как очного, так и электронного обучения, и нивелировать или взаимно компенсировать недостатки каждого из них" 7.
Описание видов и форм занятий с использованием различных интернет-сервисов, в том числе технологии смешанного обучения, включающие в себя технологии "перевёрнутый класс", "смена рабочих зон" и т.п., должно быть отражено в содержании основных образовательных программ, а именно в программах формирования/развития универсальных учебных действий. Методическим объединениям учителей-предметников целесообразно также обновить содержание рабочих программ с учетом полученного положительного опыта применения электронного обучения.
При возвращении к очному обучению, после длительного периода электронного обучения и применения исключительно дистанционных образовательных технологий, образовательным организациям целесообразно провести стартовую/входную диагностику уровня сформированности предметных планируемых результатов. Стартовая/входная диагностика в новых условиях должна включать учебные задания, позволяющие определить уровень освоения предметных планируемых результатов по темам, изученным обучающимися самостоятельно. Стартовая/входная диагностика должна решать две задачи:
- определение на этой основе содержания, технологий и форм организации отработки предметных планируемых результатов, освоенных в условиях дистанционного обучения;
- включение обучающихся в рефлексивную деятельность, проведение самоанализа и построение индивидуальной траектории для преодоления затруднений.
Стартовую/входную диагностику нецелесообразно включать в текущий контроль успеваемости, ориентировав ее только на получение отметок (обращаем внимание, что ФГОС общего образования не включают данную процедуру в требования к системе оценки). При проведении стартовой/входной диагностики необходимо использовать технологию формирующего (безотметочного) оценивания, которая направлена на ликвидацию пробелов в предметных знаниях, умениях и компетенциях обучающихся и будет способствовать формированию у них регулятивных универсальных учебных действий.
Существенную роль в оценке качества российского образования играют международные сравнительные исследования, результаты которых позволяют выявить особенности подготовки российских школьников по сравнению со школьниками других стран, что в свою очередь дает возможность устанавливать ориентиры для России при выборе приоритетов развития системы образования.
Целевыми показателями достижения первой цели национального проекта "Образование" - обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования - является средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований, средневзвешенное место Российской Федерации к 2024 году не ниже десятого.
При этом необходимо констатировать, что российские школьники, демонстрируя традиционно высокий уровень "классической" академической подготовки, испытывают затруднения с применением знаний в реальных или незнакомых ситуациях при решении практических задач, о чем свидетельствуют их относительно невысокие результаты в международном исследовании PISA. В соответствии с паспортом национального проекта "Образование" организована оценка качества общего образования в субъектах Российской Федерации на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся. Ежегодно процедуры региональных оценок по модели PISA проводятся на выборках в 14-15 субъектах России.
Осенью 2020 г. в таком исследовании примут не менее 100 образовательных организаций общего образования и среднего профессионального образования Челябинской области.
Издательством "Просвещение" подготовлена серия пособий "Функциональная грамотность. Учимся для жизни". Пособия предназначены для формирования и мониторинга всех компонентов функциональной грамотности, изучаемых в международном сравнительном исследовании PISA. Пособия рекомендованы к использованию обучающимися на уроках и во внеурочной деятельности. Также данные пособия могут использоваться администрацией образовательной организации в рамках внутренней системы оценки качества образования для оценки функциональной грамотности учащихся 10-13 лет.
--------------------------------------
1 Вестник образования, 2014, N 13.
2Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "Об образовании в Российской Федерации". - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab79c23f0055ca 4/ (дата обращения - 02.06.2020).
3Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ". - Режим доступа: http://www.consuItant.ru/document/cons_doc_LAW_278297/(дата обращения - 02.06.2020).
4 Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. N ГД-39/04 "О направлении методических рекомендаций". - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_348133/(дата обращения - 02.06.2020).
5 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 24.11.2015) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_111395/(дата обращения - 02.06.2020).
6 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 июня 2003 г. N 118 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03". - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42836/ (дата обращения - 02.06.2020).
7 Долгова, Т.В. Смешанное обучение - инновация XXI века // Интерактивное образование. Информачионно-публицистический образовательный журнал.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.