Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 24 августа 2004 г. N КА-А40/7372-04
(извлечение)
Предприниматель без образования юридического лица Гулин Анатолий Григорьевич (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Инспекции МНС РФ N 35 по Зеленоградскому административному округу г. Москвы (далее - Инспекция) о признании недействительным ее решения N 121 от 10.12.03 о привлечении к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 17.12.04, оставленным без изменения постановлением от 26.05.04 апелляционной инстанции, заявленное предпринимателем требование удовлетворено. При этом суд исходил из того, что на индивидуальных предпринимателей - субъектов малого предпринимательства, распространяется гарантия, закрепленная абзацем вторым части первой статьи 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", согласно которому в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действующими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
В кассационной жалобе Инспекция просит решение и постановление суда отменить, ссылаясь на то, что в ходе проведения выездной налоговой проверки предпринимателя установлены налоговые правонарушения по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость.
Представлен письменный отзыв на жалобу, который приобщен к материалам дела.
Дело рассмотрено в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ в отсутствие представителя предпринимателя Гулина А.Г., извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Выслушав представителя Инспекции, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Судом установлено, видно из материалов дела и Инспекцией не оспаривается, что Гулин А.Г. зарегистрирован в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, 03.10.2000 г., относится к субъектам малого предпринимательства и на момент регистрации не являлся плательщиком налога на добавленную стоимость.
Позиция Инспекции по существу сводится к тому, что согласно ст. 143 Налогового кодекса Российской Федерации, с 01.01.2001 г. индивидуальные предприниматели признаются плательщиками НДС.
Однако налоговым органом не учтено, что в соответствии со ст. 9 Закона РФ от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Согласно п. 4.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 11-П от 19.06.03, введение статьей 143 НК РФ налога на добавленную стоимость для индивидуальных предпринимателей с 01.01.01 не означает, что одновременно на них перестает распространяться действовавший на момент их государственной регистрации порядок налогообложения, которым им предоставлялись льготные условия на первые четыре года деятельности.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации по жалобе гражданина Кривихина С.В. на нарушение его конституционных прав положениями абзаца третьего статьи 143 и пункта 2 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что введение статьей 143 НК РФ НДС для индивидуальных предпринимателей с 1 января 2001 года не означает, что одновременно на них перестает распространяться действовавший на момент их го сударственной регистрации порядок налогообложения, которым индивидуальным предпринимателям предоставлялись льготные условия на первые четыре года деятельности.
Как правильно указал суд, введение до истечения четырех лет после регистрации предпринимателя НДС изменило условия налогообложения индивидуальных предпринимателей, создало менее благоприятные для предпринимательства условия по сравнению с действовавшими на момент его регистрации, что проявилось в установлении обязанности вести раздельный учет выручки, полученной от реализации товаров, облагаемых НДС по различным ставкам, вести журналы выставленных и полученных счетов-фактур.
Выводы суда, основанные на вышеназванном Законе и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, Инспекцией не оспариваются, а доводы жалобы, повторяющие позицию налогового органа по делу, не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о нарушении судом норм материального права.
Учитывая изложенное, суд правомерно пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения Инспекции.
При таких обстоятельствах оснований к отмене и изменению судебных актов не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 17.03.2004 и постановление от 26.05.2004 апелляционной инстанции Арбитражного суда по г.Москве по делу N А40-2197/04-118-27 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции МНС РФ N 35 по Зеленоградскому административному округу г. Москвы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 августа 2004 г. N КА-А40/7372-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании