Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 25 мая 2021 г. N 305-ЭС20-23482 по делу N А40-54697/2020
Резолютивная часть определения объявлена 19 мая 2021 г.
Полный текст определения изготовлен 25 мая 2021 г.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего судьи Иваненко Ю.Г., судей Першутова А.Г., Тютина Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на решение Арбитражного суда города Москвы от 02.06.2020 по делу N А40-54697/2020, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2020 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 07.12.2020 по указанному делу,
по заявлению индивидуального предпринимателя Смирнова Алексея Николаевича к Центральному межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 10.03.2020 N 0088.
В судебном заседании принял участие представитель:
от Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - Амирова Л.И.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Тютина Д.В., выслушав объяснения представителя участвующего в деле лица, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
индивидуальный предприниматель Смирнов Алексей Николаевич (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Центральному межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 10.03.2020 N 0088, которым предприниматель привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначен административный штраф в размере 300 000 рублей.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02.06.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2020 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 07.12.2020, оспариваемое постановление от 10.03.2020 N 0088 изменено, размер административного штрафа снижен до 30 000 рублей.
В кассационной жалобе административный орган просит отменить принятые по делу судебные акты, считая их незаконными и необоснованными.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Тютина Д.В. от 26.03.2021 кассационная жалоба вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее также - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив в соответствии с положениями статьи 291.14 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, Судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из судебных актов и материалов дела, под видом перевозок пассажиров по заказу предприниматель фактически осуществлял регулярные перевозки пассажиров по маршруту "Тверь - Вышний Волочек" в отсутствие свидетельства об осуществлении перевозок и карты маршрутов регулярных перевозок. На основании полученных данных административный орган составил протокол об административном правонарушении от 19.02.2020 N 0056 и вынес оспариваемое постановление от 10.03.2020 N 0088.
Суды, согласившись с наличием в деянии предпринимателя признаков состава административного правонарушения и снижая размер штрафа, учитывали, в том числе, положения Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", КоАП РФ, и, на основании оценки обстоятельств дела, пришли к выводу, что на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ штраф должен быть снижен до 30 000 рублей.
Между тем судами не учтено следующее.
Часть 4 статьи 11.33 КоАП РФ предусматривает, что использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным, - влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
В соответствии с примечанием к данной статье КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Таким образом, предприниматель привлечен к административной ответственности оспариваемым постановлением от 10.03.2020 N 0088 в соответствии с примечанием к статье 11.33 КоАП РФ, как юридическое лицо.
На основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ (в редакции, действовавшей в периоде совершения правонарушения) при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ устанавливает, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Следовательно, штраф мог быть снижен судами, установившими соответствующие основания, как максимум, до 150 000 рублей.
В связи с этим снижение штрафа до 30 000 рублей является незаконным.
Принимая во внимание изложенное, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации считает, что на основании части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалуемые судебные акты подлежит отмене в связи с допущенными существенными нарушениями при применении норм материального права, с принятием нового решения и снижением штрафа до 150 000 рублей.
Руководствуясь статьями 176, 291.11 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Арбитражного суда города Москвы от 02.06.2020 по делу N А40-54697/2020, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2020 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 07.12.2020 по указанному делу изменить.
Признать незаконным и отменить постановление Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по делу об административном правонарушении от 10.03.2020 N 0088 в части штрафа, превышающего 150 000 рублей.
Председательствующий судья |
Ю.Г. Иваненко |
Судья |
А.Г. Першутов |
Судья |
Д.В. Тютин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
За регулярные пассажирские перевозки автобусами, трамваями или троллейбусами без соответствующей карты маршрута могут оштрафовать. Причем размер штрафа по КоАП РФ различается. Он зависит от статуса нарушителя - водитель, должностное или юридическое лицо.
СК по экономическим спорам ВС РФ напомнила, что тот, кто ведет предпринимательскую деятельность без образования юрлица, должен отвечать как организация. Это должно учитываться при снижении штрафа.
Так, при наличии определенных исключительных обстоятельств штраф могут назначить в размере ниже минимальной величины, если таковая для юрлиц составляет не менее 100 тыс.руб. Поэтому в случае, когда к упомянутой ответственности привлекают ИП, размер штрафа ему могут уменьшить, но не ниже чем, до величины 150 тыс.руб.
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 25 мая 2021 г. N 305-ЭС20-23482 по делу N А40-54697/2020
Текст определения опубликован не был