В целях организации работы по реализации пунктов 1, 5.15(1) Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 703 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 49, ст. 4908; Официальный интернет-портал правовой информации: http://pravo.gov.ru, 29 декабря 2020 г.), в части обеспечения применения в Федеральном казначействе и его территориальных органах единого подхода к анализу рисков в рамках осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере приказываю:
1. Утвердить Временное руководство по применению Федеральным казначейством риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольной деятельности в финансово-бюджетной сфере (далее - Руководство) согласно приложению к настоящему приказу.
2. Структурным подразделениям Федерального казначейства, территориальным органам Федерального казначейства при планировании контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере на 2022 год обеспечить идентификацию принадлежности объектов внутреннего государственного финансового контроля, а также иных организаций, полномочия по контролю в финансово-бюджетной сфере в отношении которых осуществляются Федеральным казначейством в соответствии с законодательством Российской Федерации, и (или) направлений их финансово-хозяйственной деятельности к категориям риска, в соответствии с компетенцией соответствующего структурного подразделения Федерального казначейства, территориального органа Федерального казначейства.
3. Признать утратившим силу приказ Федерального казначейства от 26 декабря 2018 г. N 433 "Об утверждении Методики отбора контрольных мероприятий при формировании планов контрольных мероприятий Федерального казначейства и территориальных органов Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере".
4. Контроль за исполнением Руководства возложить на заместителя руководителя Федерального казначейства Э.А. Исаева.
Руководитель |
Р.Е. Артюхин |
УТВЕРЖДЕНО
приказом
Федерального казначейства
от 1 июня 2021 г. N 173
Временное руководство по применению Федеральным казначейством риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольной деятельности в финансово-бюджетной сфере
I. Общие положения
1.1. Настоящее Временное руководство по применению Федеральным казначейством риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольной деятельности в финансово-бюджетной сфере (далее - Руководство) разработано с учетом положений:
Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ);
статьи 186 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; Официальный интернет-портал правовой информации: http://pravo.gov.ru, 30 апреля 2021 г.);
Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 30, ст. 3799; 2021, N 1, ст. 33);
Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; Официальный интернет-портал правовой информации: http://pravo.gov.ru, 30 апреля 2021 г.);
Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Планирование проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2020 г. N 208 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 9, ст. 1206; Официальный интернет-портал правовой информации: http://pravo.gov.ru, 9 января 2021 г.) (далее - Федеральный стандарт N 208);
Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 г. N 1235 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 34, ст. 5462; Официальный интернет-портал правовой информации: http://pravo.gov.ru, 9 января 2021 г.);
Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю за использованием специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) указанных специализированных некоммерческих организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1092 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 49, ст. 6435; Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru, 19 августа 2020 г.);
Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 703 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 49, ст. 4908; Официальный интернет-портал правовой информации: http://pravo.gov.ru, 29 декабря 2020 г.).
1.2. Целью настоящего Руководства является установление единого подхода, применяемого Федеральным казначейством (далее - ФК), Межрегиональным контрольно-ревизионным управлением Федерального казначейства и управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа) (далее - ТОФК), к организации работы по анализу рисков при составлении проекта плана контрольных мероприятий Федерального казначейства на соответствующий год, проектов планов контрольных мероприятий территориальных органов Федерального казначейства на соответствующий год (далее - План ФК, планы ТОФК соответственно) с применением риск-ориентированного подхода, а также при осуществлении анализа информации о деятельности объектов внутреннего государственного финансового контроля, осуществляемого ФК, ТОФК, и иных организаций, анализ рисков в деятельности которых осуществляется в соответствии с настоящим Руководством (далее - объекты контроля), в ходе подготовки и проведения проверок, ревизий и обследований в соответствии с БК РФ, Правилами N 1092 (далее - предпроверочный анализ).
1.3. Настоящее Руководство определяет:
перечень объектов контроля;
подходы к определению направлений финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля (далее - предмет контроля);
организацию работы по идентификации принадлежности объектов контроля и (или) предметов контроля к категориям риска;
перечень основных источников информации, в том числе информационных систем, операторами или владельцами которых являются ФК, Министерство финансов Российской Федерации, иные государственные и муниципальные органы, для сбора информации об объектах и предметах контроля;
перечень информации об объектах контроля и предметах контроля, которую необходимо получить в процессе сбора информации (с учетом особенностей объектов контроля и предметов контроля, а также применяемого механизма сбора и анализа такой информации);
подходы к присвоению объектам контроля и предметам контроля категорий рисков, предусмотренных Федеральным стандартом N 208;
подходы к определению объектов контроля и предметов контроля для формирования проекта Плана ФК, проектов планов ТОФК с применением риск-ориентированного подхода (далее - отбор объектов контроля и предметов контроля);
подходы к определению вопросов проверки для включения в программу контрольного мероприятия при проведении предпроверочного анализа (далее - отбор вопросов проверки);
принципы формирования карты рисков Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере.
1.4. Настоящее Руководство предназначено для использования сотрудниками структурных подразделений ФК, ТОФК при планировании проверок, ревизий и обследований (далее - контрольные мероприятия), осуществляемых в соответствии с полномочиями, предусмотренными пунктом 1 статьи 269.2 БК РФ, а также в рамках проведения предпроверочного анализа при подготовке к проведению соответствующих контрольных мероприятий.
1.5. Положения настоящего Руководства также подлежат применению в целях риск-ориентированного планирования контрольных мероприятий, осуществляемых в соответствии со статьей 186 Жилищного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", а также в рамках проведения предпроверочного анализа при подготовке к проведению соответствующих контрольных мероприятий.
1.6. Положения настоящего Руководства не применяются при планировании контрольных мероприятий в отношении объектов контроля, указанных в пункте 16 Федерального стандарта N 208 и подлежащих безусловному и первоочередному включению в проект Плана ФК, проекты планов ТОФК, за исключением идентификации принадлежности к категориям рисков в целях определения тем контрольных мероприятий (при проведении предпроверочного анализа при подготовке к проведению контрольного мероприятия - вопросов контрольного мероприятия).
II. Термины и сокращения, применяемые в Руководстве
2.1. Термины, используемые в настоящем Руководстве, имеют то же значение, что и в БК РФ, федеральных стандартах внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, утвержденных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 БК РФ, иных правовых актах, регулирующих бюджетные правоотношения, а также в статье 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2.2. В настоящем Руководстве применяются следующие сокращения:
2.2.1. Контрольно-ревизионные подразделения ФК - структурные подразделения ФК, за которыми закреплены функции по осуществлению контроля в финансово-бюджетной сфере в соответствии с положениями о соответствующих управлениях ФК, утвержденными приказами ФК.
2.2.2. Контрольно-ревизионные подразделения ТОФК - отделы ТОФК, за которыми закреплены функции по осуществлению контроля в финансово-бюджетной сфере в соответствии с положениями о соответствующих структурных подразделениях ТОФК, утвержденными приказами ТОФК.
2.2.3. Идентифицированный риск - выявленный и сформулированный риск в финансово-бюджетной сфере, подлежащий оценке.
2.2.4. Оценка риска - установление характеристик идентифицированного риска в целях определения уровня риска.
2.2.5. Вероятность реализации риска - применяемая в целях составления карты рисков Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере оценка степени возможности наступления события, негативно влияющего на деятельность объектов контроля в финансово-бюджетной сфере и ее результаты, а также на законность, эффективность и целевой характер использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета).
2.2.6. Степень влияния риска - применяемая в целях составления карты рисков Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере оценка негативного воздействия вероятного события на предмет контроля, определяемая по величине отклонения от целевых значений показателей, устанавливаемых законодательными, нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также правилами и условиями предоставления бюджетных средств.
2.2.7. Уровень риска - применяемая в целях составления карты рисков Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере мера риска, рассчитываемая как произведение значения вероятности реализации соответствующего риска и степени влияния последствий его реализации.
2.2.8. Карта рисков Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере - систематизированный перечень наиболее значимых рисков в финансово-бюджетной сфере, на управление которыми направлена деятельность ФК в соответствующем периоде.
III. Задачи Руководства
3.1. Задачами Руководства являются обеспечение применения ФК, ТОФК риск-ориентированного подхода:
в части отбора объектов контроля;
в части отбора предметов контроля в целях определения темы контрольного мероприятия;
в части отбора вопросов контрольного мероприятия для включения в программу контрольного мероприятия при проведении предпроверочного анализа.
3.2. В рамках настоящего Руководства при подготовке предложений в проект Плана ФК (проекты планов ТОФК) и их формировании определяются следующие элементы позиций проекта Плана ФК (проектов планов ТОФК):
объект (группа объектов) контроля;
предмет контроля в целях определения темы контрольного мероприятия и проверяемого периода.
3.3. В рамках настоящего Руководства под применением риск-ориентированного подхода при проведении предпроверочного анализа следует понимать отбор вопросов контрольного мероприятия в целях формирования программы контрольного мероприятия.
IV. Объекты контроля и предметы контроля, подлежащие идентификации принадлежности к категориям рисков
4.1. Перечень объектов контроля, подлежащих идентификации принадлежности к категориям рисков
4.1.1. Объектами контроля, в отношении которых в целях настоящего Руководства осуществляется идентификация принадлежности к категориям рисков, предусмотренных разделом VIII. "Подходы к присвоению категорий рисков" настоящего Руководства, являются объекты, подлежащие контролю в финансово-бюджетной сфере, осуществляемому ФК, определенные статьей 266.1 БК РФ, а также следующие объекты:
финансовые органы субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставлены средства финансовой поддержки из бюджета Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд), финансовые органы муниципальных образований - получатели средств бюджета субъекта Российской Федерации, источником образования которых являются средства Фонда;
специализированные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
4.1.2. Идентификация принадлежности объектов контроля к категориям рисков проводится в отношении объектов контроля, осуществляющих направления финансово-хозяйственной деятельности, устанавливаемые в соответствии с пунктом 4.2 настоящего Руководства.
4.1.3. Распределение объектов контроля в целях применения положений настоящего Руководства между контрольно-ревизионными подразделениями ФК утверждается курирующим и контролирующим их деятельность заместителем руководителя ФК, не позднее 1 июня года, предшествующего планируемому (при необходимости).
Распределение объектов контроля между контрольно-ревизионными подразделениями ТОФК в целях применения положений настоящего Руководства утверждается руководителем ТОФК (курирующим и контролирующим их деятельность заместителем руководителя ТОФК) не позднее 1 июня года, предшествующего планируемому (при необходимости).
4.2. Перечень предметов контроля, подлежащих идентификации принадлежности к категориям рисков, в разрезе объектов контроля (группировок объектов контроля)
4.2.1. Перечень предметов контроля определяется в соответствии с полномочиями Федерального казначейства по контролю в финансово-бюджетной сфере с учетом классификатора нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, утвержденного руководителем Федерального казначейства (далее - Классификатор).
4.2.2. Предметом контроля в целях настоящего Руководства является направление финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля, при осуществлении которой могут быть выявлены нарушения (риски), отраженные в Классификаторе в графе "Описание нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере" по уровню детализации "группа" кода нарушения (риска).
V. Сбор и анализ информации об объектах контроля и предметах контроля
5.1. Сбор информации об объектах контроля осуществляется в соответствии с положениями пункта 7 Федерального стандарта N 208.
В случае если для сбора и анализа информации об объектах контроля используются средства информационных систем, автоматизирующих функции по анализу рисков, указанная информация собирается и анализируется в отношении объектов контроля в финансово-бюджетной сфере в соответствии с компетенцией соответствующего контрольно-ревизионного подразделения Федерального казначейства, ТОФК с применением соответствующей информационной системы.
В случае если сбор и анализ информации об объектах контроля осуществляется ручным способом без применения информационной системы (за исключением осуществления анализа и оценки рисков и признаков нарушений в соответствии с абзацем вторым пункта 7.7 настоящего Руководства), то соответствующие действия осуществляются:
контрольно-ревизионными управлениями Федерального казначейства - в отношении главных распорядителей средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в соответствии с распределением, утвержденным заместителем руководителя ФК, курирующим и контролирующим деятельность Контрольно-аналитического управления в финансово-бюджетной сфере ФК, в соответствии с абзацем первым пункта 4.1.3 настоящего Руководства;
ТОФК - в отношении подведомственных главным распорядителям средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации получателей бюджетных средств и иных потенциальных объектов контроля в соответствии с компетенцией ТОФК.
При этом Межрегиональным контрольно-ревизионным управлением Федерального казначейства в порядке, установленном правовым актом Федерального казначейства, регламентирующим внутреннюю организацию деятельности Федерального казначейства, территориальных органов Федерального казначейства, Федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" по планированию контрольной деятельности (далее - Регламент внутренней организации деятельности Федерального казначейства, территориальных органов Федерального казначейства по планированию контрольной деятельности), также осуществляется сбор, анализ и обработка предложений по включению объектов контроля в проекты планов ТОФК, сформированные управлениями Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа), на основании идентификации потенциальных объектов контроля к категориям риска, с последующим представлением результатов такой обработки и представлением информации по возможной корректировке предложений в адрес Федерального казначейства.
В целях подготовки к ручному сбору и анализу информации об объектах контроля Контрольно-аналитическим управлением в финансово-бюджетной сфере Федерального казначейства до начала реализации мероприятий, указанных в абзаце третьем настоящего пункта, в адрес контрольно-ревизионных управлений Федерального казначейства, ТОФК доводятся:
перечень приоритетных направлений контроля в финансово-бюджетной сфере на планируемый период, сформированный с учетом поступающих от органов прокуратуры, государственной безопасности, правопорядка, иных государственных органов предложений, а также Единого плана достижения национальных целей развития Российской Федерации, инфраструктурных проектов, а также иных документов, определяющих приоритетные направления контроля в финансово-бюджетной сфере;
расчетные таблицы, сформированные по единому алгоритму (расчетным формулам) для идентификации принадлежности потенциальных объектов контроля и (или) направлений их деятельности к категории риска и определения критериев "существенность последствий нарушения" и "вероятность допущения нарушения", для анализа информации о потенциальных объектах контроля с учетом выбранных приоритетных направлений контроля в финансово-бюджетной сфере, а также инструкции по их заполнению.
5.2. Основными источниками информации об объектах контроля и предметах контроля являются информационные системы (Интернет-порталы), операторами или владельцами которых являются Министерство финансов Российской Федерации, ФК, иные государственные и муниципальные органы (далее - информационные системы), а также иные источники информации об объектах контроля и предметах контроля, в том числе:
Единый портал бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (budget.gov.ru);
официальный сайт Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе раздел "Сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств" (https://egrul.nalog.ru);
аналитическая информационная система обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, размещенная в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (портал государственных программ Российской Федерации) (https://programs.gov.ru);
Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (www.fedresurs.ru), в том числе Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (www.bankrot.fedresurs.ru);
официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://bus.gov.ru);
информационная система ФК "Автоматизированная система Федерального казначейства" (далее - АСФК);
государственная информационная система "Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации об осуществлении государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) в сфере бюджетных правоотношений" (portal.audit.gov.ru);
единая информационная система в сфере закупок (zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС);
государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами "Электронный бюджет";
информационная система ФК "Прикладной программный продукт "Автоматизированная система планирования контрольной и надзорной деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в исполняемых модулях";
информационная система "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru);
иные информационные системы, владельцем или оператором которых является ФК, информационные системы других органов власти, доступ к которым получает ФК (ТОФК) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
информация из реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса;
информация из единого государственного реестра юридических лиц, единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
обращения граждан и организаций, поступившие в ФК (ТОФК) в установленном порядке;
сведения из средств массовой информации, а также из иных информационных источников, свидетельствующие о возможных нарушениях в финансово-бюджетной сфере (неформализованная информация)*.
Использование информационных систем при сборе и анализе информации об объектах контроля и предметах контроля проводится с учетом актуальности и версионности соответствующих сведений, документов (применительно к соответствующему анализируемому периоду).
5.3. Сбор контрольно-ревизионными подразделениями ФК, ТОФК информации об объектах контроля и предметах контроля, необходимой для определения значений критериев "существенность последствий нарушения" (далее - критерий "существенность") и "вероятность допущения нарушения" (далее - критерий "вероятность"), изучение которой предусмотрено пунктами 9, 10 Федерального стандарта N 208, включает получение следующей информации (в зависимости от предмета контроля):
5.3.1. Предложения об осуществлении контрольных мероприятий, поступившие от Министерства финансов Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ФСБ России, МВД России и иных государственных органов.
5.3.2. Информация из Перечня государственных программ Российской Федерации, а также информация о финансировании в рамках государственных программ Российской Федерации, федеральных проектов, национальных проектов, федеральной адресной инвестиционной программы.
5.3.3. Информация о результатах проведения ФК (ТОФК) контроля в финансово-бюджетной сфере, в том числе информация о результатах контроля в финансово-бюджетной сфере, структурированная по кодам нарушений (рисков), содержащимся в Классификаторе, информация о выявленных видах и суммах нарушений в финансово-бюджетной сфере, информация об исполнении предписаний, представлений, выданных по результатам контрольных мероприятий, проведенных в предыдущие годы, результаты анализа информации, полученной в ходе и по результатам контроля их исполнения, сведения о применении бюджетных мер принуждения.
5.3.4. Данные из АСФК, ЕИС, иных информационных систем, владельцем или оператором которых является ФК, информационных систем других органов власти, органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, доступ к которым имеет ФК (ТОФК), в том числе:
сведения о средствах федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов), предоставленных в рамках соответствующего направления деятельности объекта контроля;
сведения о бюджетной (бухгалтерской) отчетности, представленной главными администраторами (администраторами) бюджетных средств, финансовыми органами субъектов Российской Федерации, иными юридическими лицами;
сведения о принятых бюджетных обязательствах;
информация о произведенных расходах бюджетных средств;
отчеты об использовании целевых межбюджетных трансфертов;
информация о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также закупок для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета;
сведения о результатах контрольных, экспертно-аналитических мероприятий, проведенных иными органами государственного (муниципального) финансового контроля в отношении объектов контроля (при наличии).
5.3.5. Материалы, направленные в ФК главными администраторами средств федерального бюджета по результатам внутреннего финансового аудита в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.
5.3.6. Информация о результатах проведения ФК анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита, рейтинг главных администраторов средств федерального бюджета по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита.
5.3.7. Длительность периода, прошедшего с момента проведения идентичного контрольного мероприятия органом государственного финансового контроля.
5.3.8. Информация о наличии рисков нарушений в финансово-бюджетной сфере, в том числе поступившая в ФК от государственных органов, включая Министерство финансов Российской Федерации, главных администраторов средств федерального бюджета, в ТОФК - от органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, органов прокуратуры, государственной безопасности и правоохранительных органов, а также выявленная по результатам анализа данных государственных и муниципальных информационных систем, информационных систем, владельцем или оператором которых является ФК.
5.3.9. Депутатские запросы, обращения граждан и организаций, содержащие информацию о нарушениях либо признаках нарушений в финансово-бюджетной сфере.
5.3.10. Информация о наиболее значимых рисках в финансово-бюджетной сфере, содержащаяся в картах рисков Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере, сформированных ФК в соответствии с разделом VI. "Формирование карты рисков Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере" настоящего Руководства, на периоды, предшествующие периоду планирования контрольных мероприятий, на анализируемый период (при наличии), а также в иных документах, формируемых Федеральным казначейством и характеризующих риски при предоставлении и использовании бюджетных средств.
5.3.11. Информация о результатах исполнения бюджетных и иных полномочий ФК (бюджетного мониторинга, казначейского сопровождения, иных полномочий, в ходе исполнения которых могут быть выявлены риски в финансово-бюджетной сфере).
5.3.12. Иные сведения, в том числе поступившие из Министерства финансов Российской Федерации, Межрегионального операционного управления ФК и иных ТОФК (при формировании проекта Плана ФК), а также из ФК (при формировании проектов планов ТОФК).
5.4. Информация об объектах контроля и предметах контроля, в том числе информация из информационных систем, собираемая в целях анализа рисков в финансово-бюджетной сфере, должна соответствовать критериям, установленным пунктом 8 Федерального стандарта N 208.
VI. Формирование карты рисков Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере
6.1. В целях применения в ФК и его территориальных органах риск-ориентированного подхода при планировании деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере, в том числе выявления наиболее значимых рисков в финансово-бюджетной сфере, на управление которыми направлена деятельность ФК в соответствующем периоде, структурным подразделением ФК, определенным в соответствии с положением о структурном подразделении ФК, ответственным за анализ и оценку рисков в финансово-бюджетной сфере (далее - Структурное подразделение), обеспечивается составление карты рисков Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере (далее - Карта рисков).
Карта рисков составляется по мере необходимости, но не реже 1 раза в 2 года, по форме согласно приложению к настоящему Руководству.
6.2. Карта рисков содержит следующую информацию:
перечень наиболее значимых идентифицированных рисков в финансово-бюджетной сфере;
оценки указанных наиболее значимых идентифицированных рисков по степени влияния, вероятности, а также уровню указанных рисков;
сведения о мерах реагирования на каждый идентифицированный риск, включаемый в Карту рисков;
указание на структурное подразделение Федерального казначейства, ответственное за реализацию мер реагирования.
Карта рисков содержит ограниченное предельное количество (не более 20) идентифицированных рисков в финансово-бюджетной сфере, определяемое Структурным подразделением по результатам анализа рисков в финансово-бюджетной сфере.
6.3. Формирование Карты рисков обеспечивается Структурным подразделением с привлечением иных структурных подразделений ФК, ТОФК путем систематизации и анализа информации о предметах контроля, получаемой из следующих источников информации:
6.3.1. Документы стратегического планирования Российской Федерации, послания Президента Российской Федерации, иные документы, определяющие приоритетные направления деятельности системы государственного управления.
6.3.2. Поручения Администрации Президента Российской Федерации, полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, касающиеся вопросов финансово-бюджетной сферы.
6.3.3. Информация о результатах проведения органами ФК контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере, в том числе о выявляемых системных нарушениях в финансово-бюджетной сфере.
6.3.4. Информация о результатах осуществления контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты Российской Федерации, а также информация, отраженная в заключении Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за соответствующий финансовый год и в заключении Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
6.3.5. Информация о результатах проверок, проводимых органами прокуратуры Российской Федерации, в том числе Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
6.3.6. Сведения, полученные от органов государственной безопасности и правоохранительных органов, Министерства финансов Российской Федерации, иных государственных и муниципальных органов и других организаций о наличии рисков в финансово-бюджетной сфере.
6.3.7. Информация о результатах исполнения бюджетных и иных полномочий ФК (результаты анализа осуществления внутреннего финансового аудита, бюджетного мониторинга, казначейского сопровождения, иных полномочий, в ходе исполнения которых могут быть выявлены риски в финансово-бюджетной сфере).
6.3.8. Иная информация и документы, характеризующие состояние финансово-бюджетной сферы.
6.4. Анализ рисков в финансово-бюджетной сфере осуществляется в целях выявления наиболее значимых (в суммовом выражении либо социально значимых) и вероятных нарушений в финансово-бюджетной сфере путем отбора наиболее часто выявляемых (в том числе содержащихся в большем количестве источников информации из числа приведенных в пункте 6.3 настоящего Руководства), а также наиболее значимых из них.
Для оценки рисков в финансово-бюджетной сфере производится оценка степени влияния и вероятности реализации, а также определение уровня указанных рисков.
Исходя из целей составления Карты рисков всем идентифицированным рискам в финансово-бюджетной сфере, планируемым к включению в Карту рисков, значение критерия "степень влияния" присваивается "1".
Оценка значения критерия "вероятность реализации" осуществляется по сумме значений коэффициентов по каждому источнику информации, отраженному в пункте 6.3 настоящего Руководства.
Каждому источнику информации присваивается значение коэффициента равное 0,1. При наличии информации о приоритетности идентифицированного риска, с учетом документов стратегического планирования, поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, поручений (указаний) руководства ФК этим источникам информации присваивается повышающий коэффициент, равный 0,3.
При этом в карту рисков включаются риски, для которых уровень риска оценен выше, чем 0,5.
6.5. Карта рисков утверждается руководителем Федерального казначейства.
6.6. В целях применения в ФК (ТОФК) риск-ориентированного подхода при планировании деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере риски, включенные в Карты рисков за периоды, предшествующие планируемому, и за текущий период (при наличии), а также соответствующие им направления финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля в финансово-бюджетной сфере изучаются и анализируются в целях отбора объектов контроля и предметов контроля при подготовке предложений в проект Плана ФК (проекты планов ТОФК).
При этом если при определении категории риска информация о наличии риска (признака нарушения) в деятельности объекта контроля учтена по итогам анализа иных источников информации, указанный риск из Карты рисков повторно для определения категории риска не учитывается.
VII. Подходы к оценке значений критериев "существенность" и "вероятность" в разрезе объектов контроля (групп объектов контроля) и предметов контроля
7.1. Анализ информации об объектах контроля и предметах контроля с целью определения значений критериев "существенность" и "вероятность" для каждого объекта контроля и предмета контроля осуществляется на основании данных, содержащихся в источниках информации, перечень которых приведен в пункте 5.2 настоящего Руководства.
7.2. Для проведения анализа информации об объектах контроля и предметах контроля преимущественно должны использоваться государственные и муниципальные информационные системы, содержащие информацию о деятельности объектов контроля, в том числе поименованные в пункте 5.2 настоящего Руководства.
7.3. По результатам анализа для каждого объекта контроля и предмета контроля (при проведении предпроверочного анализа - для каждого предмета контроля (вопроса контрольного мероприятия) определяются значения критериев "вероятность" и "существенность" в соответствии с подходами, определенными настоящим пунктом.
7.4. При оценке значений критерия "существенность" используется в том числе следующая информация:
информация, указанная в пункте 10 Федерального стандарта N 208;
информация, указанная в ведомственном нормативном правовом акте Федерального казначейства, устанавливающем перечни иной информации в соответствии с подпунктом "д" пункта 10 Федерального стандарта N 208, в том числе информация о рисках нарушений законодательства Российской Федерации и иных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
7.5. При оценке значений критерия "вероятность" используется в том числе следующая информация:
информация, указанная в пункте 9 Федерального стандарта N 208;
информация, указанная в ведомственном нормативном правовом акте Федерального казначейства, устанавливающем перечни иной информации в соответствии с подпунктом "ж" пункта 9 Федерального стандарта N 208, в том числе:
группы сведений о признаках нарушений законодательства Российской Федерации и иных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:
признаки нарушений правил планирования в сфере закупок;
признаки нарушений правил нормирования в сфере закупок;
признаки нарушений при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги;
признаки нарушений требований о проведении обязательного общественного обсуждения закупок;
признаки нарушений требований к исполнению контракта, а также условий исполнения контракта;
признаки нарушений при изменении условий контракта.
7.6. Указанный в пунктах 7.4-7.5 настоящего Руководства перечень сведений для анализа и оценки рисков применяется с учетом конкретных особенностей объекта контроля и предмета контроля.
7.7. Анализ и оценка рисков, в том числе определение значения критерия "вероятность" и значения критерия "существенность", может осуществляться автоматически с применением информационных систем, автоматизирующих функции по анализу рисков и признаков нарушений, либо, при необходимости, ручным способом.
Анализ и оценка рисков и признаков нарушений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляется в том числе посредством автоматизированной обработки информации с использованием ЕИС в зависимости от потенциальных негативных последствий и (или) вероятности их наступления, а также (при необходимости) дополнительно ручным способом.
VIII. Подходы к присвоению категорий рисков
8.1. В целях обеспечения формирования предложений в проект Плана ФК (проекты планов ТОФК) и проведения предпроверочного анализа присваиваются категории рисков, установленные пунктом 11 Федерального стандарта N 208, а именно:
чрезвычайно высокий риск - I категория;
высокий риск - II категория;
значительный риск - III категория;
средний риск - IV категория;
умеренный риск - V категория;
низкий риск - VI категория.
8.2. Дополнительные категории риска, присваиваемые объекту контроля и предмету контроля при формировании предложений в проект Плана ФК (проекты планов ТОФК) и при проведении предпроверочного анализа с применением риск-ориентированного подхода, не применяются.
8.3. В соответствии с пунктом 11 Федерального стандарта N 208 при определении значения критерия "вероятность" и значения критерия "существенность" используется шкала оценок - "низкая оценка", "средняя оценка" или "высокая оценка".
8.4. В целях настоящего Руководства в ходе анализа рисков определяются значения критерия "вероятность" и критерия "существенность" по шкале оценок, каждому предмету контроля (вопросу контрольного мероприятия) и объекту контроля присваивается одна из предусмотренных пунктом 11 Федерального стандарта N 208 категорий риска с учетом подходов, установленных указанным пунктом.
8.5. Оценка значений критерия "вероятность" и критерия "существенность" осуществляется с учетом принципов, указанных в разделе VII. "Подходы к оценке значений критериев "существенность" и "вероятность" в разрезе объектов контроля (групп объектов контроля) и предметов контроля".
8.6. Для определения значения критерия "вероятность" и значения критерия "существенность" в целях анализа рисков при осуществлении контроля в сфере закупок, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, используются оценки - "низкая оценка", "средняя оценка" или "высокая оценка", соответствующие следующим числовым значениям по шкале от 1 до 10:
от 1 до 3 - "низкая оценка";
от 4 до 7 - "средняя оценка";
от 8 до 10 - "высокая оценка".
Указанные оценки присваиваются каждому пункту сведений, включаемых в группы сведений об осуществлении объектом контроля закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, используемых при определении критериев "существенность" и "вероятность", в зависимости от потенциальных негативных последствий нарушений и (или) вероятности их наступления.
Для определения значений критерия "вероятность" и значений критерия "существенность" могут также применяться коэффициенты в зависимости от цены контракта, а также от иных характеристик деятельности объекта контроля.
8.7. В случае если по итогам оценки сведений об осуществлении объектом контроля закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, используемых при определении критериев "существенность" и "вероятность":
количество значений "высокая оценка" более 15% от общего количества оценок, то такому объекту контроля по соответствующему критерию присваивается значение "высокая оценка";
количество значений "высокая оценка" менее 15% и "низкое значение" менее 70% от общего количества оценок, то такому объекту контроля по соответствующему критерию присваивается значение "средняя оценка";
количество значений "низкая оценка" более 70% и "высокая оценка" менее 15% от общего количества оценок, то такому объекту контроля по соответствующему критерию присваивается значение "низкая оценка".
8.8. На основании совокупности значений оценок "высокая оценка", "средняя оценка" и "низкая оценка" в соответствии с пунктом 8.1 настоящего Руководства объекту контроля присваивается категория риска.
8.9. При анализе рисков для обеспечения соответствия категорирования рисков настоящему Руководству применяются сочетания критериев "существенность" и "вероятность", приведенные в таблице 1 настоящего Руководства.
Таблица 1
Категория риска |
Значение критерия "существенность" |
Значение критерия "вероятность" |
VI (низкий риск) |
низкая оценка |
низкая оценка |
V (умеренный риск) |
низкая оценка |
средняя оценка |
средняя оценка |
низкая оценка |
|
IV (средний риск) |
низкая оценка |
высокая оценка |
средняя оценка |
средняя оценка |
|
III (значительный риск) |
средняя оценка |
высокая оценка |
высокая оценка |
низкая оценка |
|
II (высокий риск) |
высокая оценка |
средняя оценка |
I (чрезвычайно высокий риск) |
высокая оценка |
высокая оценка |
8.10. В целях планирования контрольной деятельности отнесению к соответствующим категориям рисков подлежат в соответствии с предметом контроля объекты контроля, виды которых указаны в пункте 4.1.1 настоящего Руководства, за исключением случая, указанного в пункте 1.6 настоящего Руководства.
8.11. В целях предпроверочного анализа отнесению к соответствующим категориям рисков подлежат все вопросы контрольного мероприятия в соответствии с темой контрольного мероприятия, за исключением вопросов в отношении объектов контроля, указанных в пункте 16 Федерального стандарта N 208 и подлежащих безусловному и первоочередному включению.
IX. Подходы к отбору объектов контроля и предметов контроля для формирования проекта Плана ФК (планов ТОФК), вопросов проверки в рамках предпроверочного анализа с применением риск-ориентированного подхода
9.1. Отбор объектов контроля и предметов контроля для формирования проекта Плана ФК (проектов планов ТОФК) осуществляется в порядке, установленном Регламентом внутренней организации деятельности Федерального казначейства, территориальных органов Федерального казначейства по планированию контрольной деятельности, утвержденным приказом Федерального казначейства, с применением подходов, предусмотренных настоящим Руководством.
9.2. Отбор вопросов контрольного мероприятия для включения в программу контрольного мероприятия осуществляется с учетом следующих подходов.
В исходный перечень потенциальных вопросов контрольного мероприятия (далее - исходный перечень) включается перечень всех возможных вопросов контрольного мероприятия по всем направлениям деятельности объекта контроля в соответствии с темой контрольного мероприятия.
Вопросы контрольного мероприятия из исходного перечня, соотнесенные с категориями риска в соответствии с разделом VIII. "Подходы к присвоению категорий рисков" настоящего Руководства, для целей включения в программу контрольного мероприятия отбираются с учетом нагрузки на проверочную (ревизионную) группу последовательно, начиная с I категории риска.
Переход к вопросам, отнесенным к следующей категории, осуществляется по мере исчерпания вопросов, отнесенных к более высокой категории риска.
______________________________
* Сведения из источника могут быть использованы в качестве вспомогательной информации, не имеющей юридической значимости
Приложение
к Временному руководству по применению
Федеральным казначейством риск-
ориентированного подхода при осуществлении
контрольной деятельности
в финансово-бюджетной сфере
форма
|
УТВЕРЖДАЮ |
|
Руководитель Федерального казначейства |
|
___________________/__________________/ |
|
"___" _______________ 20__ г. |
Карта рисков в финансово-бюджетной сфере на ______ год
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено временное руководство по применению ФК риск-ориентированного подхода при осуществлении контроля в финансово-бюджетной сфере. Оно определяет:
- перечень объектов контроля;
- предмет контроля;
- порядок работы по идентификации принадлежности объектов и предметов контроля к категориям риска;
- перечень источников информации для сбора сведений об объектах и предметах контроля;
- подходы к присвоению объектам и предметам контроля категорий рисков.
Руководство применяется сотрудниками ФК, ТОФК при планировании проверок, ревизий и обследований, а также в рамках проведения предварительного анализа при подготовке к проведению соответствующих контрольных мероприятий.
Методика отбора контрольных мероприятий при формировании планов таких мероприятий ФК в финансово-бюджетной сфере признана утратившей силу.
Приказ Федерального казначейства от 1 июня 2021 г. N 173 "Об утверждении Временного руководства по применению Федеральным казначейством риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольной деятельности в финансово-бюджетной сфере"
Текст приказа опубликован не был