Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 31 августа 2004 г. N КА-А40/7619-04
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Нефтяная компания "Лукойл" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд г. Москвы к Центральной энергетической таможне, Государственному таможенному комитету РФ с заявлением о признании незаконным и отмене решения ЦЭТ от 05.09.2003 г. N 01-21/4142, решения ГТК РФ от 23.01.2004 г. N 27-05/2418, обязании возвратить необоснованно уплаченную сумму штрафа.
Решением от 07 июня 2004 г. арбитражного суда г. Москвы в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, общество в кассационной жалобе просит о его отмене, как принятого с нарушением ст. 122 ФЗ от 24.12.2002 г. N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год", Постановления Правительства РФ от 09.07.2002 г. N 666, ст. 7 ФЗ от 31.07.1998 г. N 147-ФЗ "О введение в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", ст. 57 Конституции РФ, ст. 125 ТК РФ от 1993 г. N 5221-1 (в ред. от 06.06.2003 г.), п. 1 Порядка возврата излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей от 25.08.1995 г. N 01-20/12098.
По мнению общества, выводы суда не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, суд не применил закон, подлежащий применению.
Представитель общества в заседании кассационной инстанции доводы кассационной жалобы поддержал, просил судебный акт отменить, как неправомерный, полагая, что суд не вправе был отказывать в возврате неосновательно уплаченной суммы штрафа.
Представители Центральной энергетической таможни, Минфина РФ, каждый в отдельности, в судебном заседании кассационной инстанции возражали против доводов кассационной жалобы, как неосновательных. В дело представлен письменный отзыв Центральной оперативной таможни.
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права арбитражным судом г. Москвы в порядке ст. 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как усматривается из обстоятельств дела, ОАО "Лукойл" оспорило в судебном порядке отказы Центральной энергетической таможни и таможенного комитета о возврате штрафа в размере 7800 рублей, уплаченных заявителем 5 июня 2002 г. по таможенному поручению N 7052 во исполнение постановления Центральной энергетической таможни от 17 мая 2002 года, которым ОАО "Лукойл" было привлечено к административной ответственности за нарушение таможенных правил. Впоследствии названное постановление решением арбитражного суда г. Москвы от 19 мая 2003 г. по делу N А40-27516/02-94-173 отменено и признано незаконным.
ОАО "Лукойл" потребовало возвратить ему уплаченный штраф для чего обратилось в указанные выше таможенные органы. Получив отказ обжаловало его в суд, полагая, что штраф должен быть возвращен в соответствии со ст. 78 НК РФ. Отказывая обществу в удовлетворении его требований, суд пришел к правильному выводу, что административные штрафы, в том числе и по делам, связанным с нарушением таможенных правил, не являются таможенными платежами, в связи с чем, положения ст. 21 и 78 Налогового кодекса РФ не применимы.
Выводы суда обоснованы.
Как следует из платежного поручения, уплаченный штраф перечислен в бюджет.
Возврат излишне уплаченного штрафа осуществляется в соответствии со ст. 218 БК РФ, такой же порядок возврата штрафов установлен приказами Министерства финансов РФ от 14.12.1999 г. N 91н и от 16.08.2000 г. N 804, где указано, что возврат плательщикам излишне уплаченных сумм штрафов осуществляют органы федерального казначейства.
При таких обстоятельствах доводы, изложенные в жалобе, во внимание не принимаются.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение арбитражного суда города Москвы от 07 июня 2003 г. по делу N А40-9060/04-125-70 оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Лукойл" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решением арбитражного суда было отменено и признано незаконным решение таможенного органа о взыскании с общества штрафа за нарушение таможенных правил. В связи с этим общество обратилось в таможенный орган с требованием о возврате уплаченного ранее штрафа в порядке ст.78 НК РФ. Получив на это отказ, общество обратилось в суд.
Рассматривая возникший спор, суд исходил из того, что согласно подп.5 п.1 ст.21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Порядок возврата излишне уплаченных налогов регламентируется ст.78 НК РФ.
В то же время в комментируемом постановлении обращается внимание на то, что по своей правовой природе административный штраф за нарушение таможенных правил не относится к таможенным платежам.
Исходя из этого суд пришел к выводу о том, что к отношениям по возврату штрафа за нарушение таможенных правил не могут быть применены норма налогового законодательства, в частности, подп.5 п.1 ст.21 и ст.78 НК РФ.
Следовательно, указанные отношения не являются налогово-правовыми, а регулируются бюджетным законодательством. Иначе говоря, к отношениям по возврату административного штрафа, уплаченного на основании незаконного правового акта, должны применяться нормы БК РФ.
Таким образом, заявленные обществом требования не могут быть признаны обоснованными.
Руководствуясь вышеизложенным, федеральный арбитражный суд отклонил кассационную жалобу общества и оставил без изменения решение суда первой инстанции.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 31 августа 2004 г. N КА-А40/7619-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании