Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением
администрации
Сунского муниципального района
Кировской области
от 25.05.2021 N 90
Муниципальная программа
Сунского муниципального района Кировской области "Развитие строительства и архитектуры в Сунском районе" на 2021 - 2029 годы
Паспорт
муниципальной программы Сунского района
Наименование Программы |
Муниципальная программа Сунского муниципального района Кировской области "Развитие строительства и архитектуры в Сунском районе" на 2021 - 2029 годы (далее - Программа) |
Основание для принятия Программы |
Устав муниципального образования Сунский муниципальный район Кировской области, постановление администрации Сунского муниципального района Кировской области от 24.07.2013 N 264 "О разработке, реализации и оценке эффективности реализации муниципальных программ Сунского района" |
Заказчик Программы |
Администрация Сунского муниципального района Кировской области |
Исполнители основных мероприятий Программы |
Администрация Сунского муниципального района Кировской области |
Цели Программы |
Создание условий для развития жилищного строительства, формирование рынка доступного и комфортного жилья, увеличение объемов жилищного строительства |
Задачи Программы |
Обеспечение градостроительной документацией поселений района в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; увеличение объемов жилищного строительства; вовлечение в оборот новых земельных участков в целях строительства жилья эконом класса; реализация программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда |
Целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы |
общий объем ввода жилья, в том числе эконом класса; объем ввода малоэтажного индивидуального жилья; количество молодых семей, получивших социальные выплаты при приобретении жилья; доля аварийного жилья в районе в жилищном фонде Сунского района; расселенная площадь; количество расселенных помещений; количество расселенных жителей. |
Этапы и сроки реализации |
2021 - 2029 годы. Разбивка программных мероприятий на этапы не предусматривается |
Объем ассигнований на реализацию муниципальной программы |
Общий объем средств, предусмотренных на реализацию муниципальной программы - 13975,0 тыс., из них: средства федерального бюджета - 0 тыс. рублей; средства областного бюджета - 12620,0 тыс. рублей; средства местного бюджета - 1355,0 тыс. рублей; внебюджетные средства - 0 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
К концу 2029 года ожидается: увеличение общего объема ввода жилья, в том числе эконом класса до 0,15 тыс. кв. метров; увеличение объема ввода малоэтажного индивидуального жилья до 1,57 тыс. кв. метров; увеличение количества молодых семей, получивших социальные выплаты при приобретении жилья - до 6 человек; уменьшение доли аварийного жилья в жилищном фонде Сунского района - до 0,12%; увеличение расселенной площади - до 200 кв. метров; увеличение количества расселенных помещений - до 7 единиц; увеличение количества расселенных жителей - до 19 человек. |
1. Общая характеристика сферы реализации Программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Необходимость обеспечения населения доступным (с точки зрения стоимости и срока возможного приобретения) и комфортным жильем является одной из важнейших проблем социально-экономического развития для Сунского района. В настоящее время в очереди на улучшение жилищных условий стоит 14 семей, из них по поселку Суна 7 семей, для обеспечения очередников по районному центру необходимо более 200 кв. метров жилья.
Количественные показатели приведены в таблице 1.
Таблица 1
Наименование показателя |
Годы |
||||||||
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
|
Общий объем ввода жилья (кв. метров) |
200 |
250 |
250 |
250 |
200 |
300 |
250 |
250 |
300 |
Введено в действие индивидуальными застройщиками (кв. метров) |
100 |
200 |
220 |
240 |
200 |
300 |
250 |
250 |
300 |
Удельный вес от общего ввода жилья индивидуальными застройщиками |
50% |
80% |
88% |
96% |
100% |
100% |
100% |
100% |
100% |
Формирование рынка доступного и комфортного жилья требует реализации комплексной государственной политики, направленной на повышение платежеспособного спроса населения на жилье через развитие различных форм жилищного кредитования, увеличение объемов предложения жилья через развитие жилищного строительства, а также повышение качества жилищных и коммунальных услуг.
С целью увеличения объемов жилищного строительства необходимо продолжить подготовку документов территориального планирования (генеральные планы, схема территориального планирования района), документации по планировке территории (проекты планировки с проектами межевания) в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Основной целью данной документации является установление юридических процедур градостроительной подготовки земельных участков, а также установление градостроительных регламентов (включая виды разрешенного использования) на территории населенных пунктов поселения. Необходимо спланировать и последовательно осуществлять разработку этой обязательной документации и нормативно-правовых актов, используя возможности областного и муниципальных бюджетов.
Развитие района также сдерживают проблемы недостаточной обеспеченности района инженерной инфраструктурой и уличной дорожной сетью.
Неудовлетворительное положение в районе сложилось с разработкой градостроительной документации, что приводит к закрытости решений, несоблюдению сроков и порядка исходно-разрешительной системы землепользования, неэффективности форм предоставления прав на землю в виде покупки, аренды, пользования. Развитие городских и сельских поселений не увязано с демографическими и миграционными процессами и планами развития градообразующих факторов.
Отсутствие проектов комплексной малоэтажной застройки эконом класса обусловливается значительной долей затрат в себестоимости квадратного метра на развитие коммунальной и дорожной инфраструктуры во вновь строящихся малоэтажных поселках, затрат по приобретению земельного участка под строительство, в результате чего проект выходит из категории эконом класса.
На данном этапе стоит задача завершить подготовку градостроительной документации, в срок, установленный законодательством с целью строительства на сформированных земельных участках жилых домов для переселения из ветхого аварийного жилья, обеспечения заявок граждан земельными участками под индивидуальное жилищное строительство, комплексного освоения территории.
На сегодняшний день основной проблемой, сдерживающей увеличение предложения жилья на первичном рынке, является отсутствие подготовленных для жилой застройки земельных участков, имеющих полное инфраструктурное обеспечение.
Кроме того, на развитие жилищного строительства в районе влияет покупательская и инвестиционная активность в строительстве, доступность кредитных ресурсов как для строительных организаций, так и для граждан, вопросы, связанные с прозрачностью тарифов на подключение к инженерным сетям.
Все эти проблемы следует решать в комплексе.
В настоящее время в районе в числе первоочередных задач социально-экономического развития стоит задача развития рынка доступного жилья через создание условий для сбалансированного увеличения платежеспособного спроса населения на жилье, в том числе с помощью развития ипотечного жилищного кредитования и увеличения объемов жилищного строительства.
На 01.01.2021 стоимость одного квадратного метра жилья в Сунском районе по данным статистики, в среднем составляла 20150 рублей. В итоге стоимость стандартной квартиры (54 кв. метра) составляла 1088,1 тыс. рублей. Среднедушевые денежные доходы населения района в месяц на 01.01.2021, по данным статистики, составили 14,5 тыс. рублей. Соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из 3 человек, составляет 3,1 года.
На сегодня общая площадь жилых помещений, приходящихся в среднем на одного жителя составляет 24,9 кв. метра. Для увеличения доли малоэтажного жилья в общем объеме вводимого жилья акцент необходимо сделать на развитии комплексной малоэтажной жилой застройки эконом класса.
Несмотря на то, что стоимость жилья в районе и Кировской области по сравнению с другими регионами Приволжского федерального округа одна из самых низких, молодые семьи, как правило, не могут приобрести жилье за счет текущих доходов или накоплений.
Учитывая вышеизложенное, решить проблему доступности жилья возможно путем повышения уровня доходов населения либо создания механизмов, позволяющих приобретать жилье при существующих доходах.
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда является одной из самых острых социальных проблем на территории района. Проживающие в аварийных домах граждане в основном не в состоянии самостоятельно приобрести жилище удовлетворительного качества.
Муниципальное образование, учитывая высокую степень дотационности своего бюджета, самостоятельно решить проблему переселения граждан из аварийного жилищного фонда не может.
Решение данных проблем в Кировской области осуществляется в рамках Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и областных адресных программ, принимаемых в соответствии с требованиями закона.
В целом решение проблемы переселения граждан из аварийных домов в рамках Программы будет способствовать снижению социальной напряженности в районе, улучшению демографической ситуации и развитию строительной отрасли.
Можно выделить несколько основных проблем, сдерживающих жилищное строительство на территории Сунского района:
снижение покупательской и инвестиционной активности в строительстве;
низкая доступность кредитных ресурсов для граждан;
отсутствие прозрачных тарифов за подключение к инженерным сетям;
отсутствие подготовленных для комплексной жилой застройки земельных участков, имеющих инфраструктурное обеспечение.
В результате реализации Программы будут созданы условия для устойчивого развития строительного комплекса. Реализация запланированных мероприятий Программы позволит увеличить объем жилищного строительства, доступность жилья и улучшить условия проживания граждан в Сунском районе.
2. Приоритеты органов местного самоуправления в соответствующей сфере социально-экономического развития, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации Программы, описание ожидаемых конечных результатов, сроков и этапов реализации Программы
В соответствии с приоритетным национальным проектом "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Постановлением Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" основной задачей в жилищной сфере является наращивание объемов строительства жилья и увеличение его доступности для граждан.
Учитывая это, основной целью Программы является создание условий для развития жилищного строительства в районе, формирование рынка доступного и комфортного жилья эконом класса, увеличение объемов жилищного строительства.
Для достижения этой цели должны быть решены следующие задачи:
обеспечение градостроительной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации поселений муниципального района;
стимулирование развития жилищного строительства, в том числе малоэтажного;
вовлечение в оборот новых земельных участков в целях строительства жилья эконом класса;
содействие реализации инвестиционных проектов по комплексному освоению и развитию территорий в целях жилищного строительства;
стимулирование спроса на рынке жилищного строительства;
реализация программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Срок реализации Программы: 2021 - 2029 годы. Разделение реализации Программы на этапы не предусматривается.
Целевыми показателями оценки хода реализации Программы являются:
общий объем ввода жилья, в том числе эконом класса;
объем ввода малоэтажного индивидуального жилья;
количество молодых семей, получивших социальные выплаты при приобретении жилья;
доля аварийного жилья в жилищном фонде Сунского района;
расселенная площадь;
количество расселенных помещений;
количество расселенных жителей.
В рамках реализации Программы к концу 2029 года планируется достичь следующих конечных результатов:
увеличение общего объема ввода жилья, в том числе эконом класса до 0,15 тыс. кв. метров;
увеличение объема ввода малоэтажного индивидуального жилья до 1,57 тыс. кв. метров;
увеличение количества молодых семей, получивших социальные выплаты при приобретении жилья - до 6 человек;
уменьшение доли аварийного жилья в жилищном фонде Сунского района - до 0,12%;
увеличение расселенной площади - до 200 кв. метров;
увеличение количества расселенных помещений - до 7 единиц;
увеличение количества расселенных жителей - до 19 человек.
3. Общая характеристика мероприятий муниципальной программы
Муниципальная программа осуществляется посредством реализации мероприятий, направленных на увеличение объемов жилищного строительства, развитие малоэтажного индивидуального жилищного строительства и обеспечение доступности жилья для жителей Сунского района. В этих целях реализуются мероприятия по подготовке документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства, создание автоматизированной системы обеспечения градостроительной деятельности Сунского района. В рамках Программы решаются задачи по переселению граждан, проживающих в аварийных многоквартирных домах, в благоустроенные жилые помещения и сносу аварийных многоквартирных домов.
Экономическая эффективность реализации мероприятий заключается в развитии территорий муниципальных поселений путем ликвидации аварийного жилищного фонда.
Социальная эффективность реализации мероприятий Программы заключается в улучшении жилищных условий граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде.
4. Основные меры правового регулирования в сфере реализации муниципальной Программы
Разработка и утверждение дополнительных нормативных правовых актов администрации Сунского района будет осуществлена в случае принятия на федеральном и региональном уровнях нормативных правовых актов, затрагивающих сферу реализации муниципальной Программы и (или) внесения изменений.
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы
N |
Вид правового акта |
Основные положения правового акта в разрезе ведомственных программ |
Ответственный исполнитель и соисполнители |
Ожидаемые сроки принятия правового акта |
1 |
Постановление администрации Сунского муниципального района Кировской области |
Внесение изменений в связи с приведением в соответствие с действующим законодательством |
Отдел архитектуры, градостроительства и ЖКХ |
Ежегодно |
2 |
Постановление администрации Сунского муниципального района Кировской области |
Внесение изменений в Программу на основании решения Сунской районной Думы о внесении изменений в бюджет текущего года |
Отдел архитектуры, градостроительства и ЖКХ |
Ежегодно после принятия решения об утверждении бюджета |
3 |
Постановление администрации Сунского муниципального района Кировской области |
Внесение изменений в Программу на основании решения Сунской районной Думы о внесении изменений в бюджет текущего года |
Отдел архитектуры, градостроительства и ЖКХ |
После принятия решения о внесении изменений в бюджет |
4 |
Постановление администрации Сунского муниципального района Кировской области |
Внесение изменений в Программу в связи с изменением и/или дополнением, исключением показателей эффективности реализации Программы |
Отдел архитектуры, градостроительства и ЖКХ |
При необходимости |
5. Ресурсное обеспечение Программы
Планируемый общий объем финансирования Программы на 2021 - 2029 годы составит - 13975,0 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 0,0 тыс. рублей;
средства областного бюджета - 12620,0 тыс. рублей;
средства местных бюджетов - 1355,0 тыс. рублей
внебюджетные средства - 0,0 тыс. рублей (привлекаются по соглашению).
Расходы на реализацию программы (тыс. рублей)
Наименование расходов |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
2029 год |
Федеральный бюджет. |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Средства областного бюджета |
0,0 |
0,0 |
2450,0 |
2000,0 |
450,0 |
3500,0 |
400,0 |
1500,0 |
2320,0 |
Средства районного бюджета |
0,0 |
0,0 |
300,0 |
200,0 |
100,0 |
225,0 |
50,0 |
200,0 |
280,0 |
Внебюджетные средства |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Итого расходов: |
0,000 |
0,000 |
2750,0 |
2200,0 |
550 |
3725,0 |
450 |
1700,0 |
2600,0 |
Средства государственных внебюджетных фондов Российской Федерации привлекаются в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Средства районного бюджета направлены на реализацию Программы и на мероприятия по переселению граждан из аварийного жилья.
Внебюджетными источниками финансирования являются средства застройщиков, частных инвесторов и кредиторов.
Объемы финансирования на выполнение мероприятий Программы по основным направлениям относятся к капитальным вложениям и прочим расходам.
Прогнозная (справочная) оценка ресурсного обеспечения реализации муниципальной программы за счет всех источников финансирования, включающая возможный объем софинансирования муниципальной программы из областного бюджета, из бюджетов муниципальных образований, инвестиционной составляющей организаций коммунального комплекса, средств собственников многоквартирных домов представлена в Приложении N 2.
6. Анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками
На реализацию муниципальной программы могут оказать влияние следующие группы риска:
изменение федерального и областного законодательства в сфере реализации Программы. Риск минимизируется через проведение регулярного мониторинга планируемых изменений в законодательстве и своевременной корректировке нормативно-правовых актов администрации Сунского района;
недостаточное финансирование мероприятий муниципальной программы. Риск минимизируется определением приоритетов первоочередного финансирования и привлечение внебюджетных источников;
несоответствие (в сторону уменьшения) фактически достигнутых показателей эффективности реализации муниципальной программы к запланированным. Риск минимизируется проведением ежегодного мониторинга эффективности реализации Программы с анализом причин отклонения и выработкой мер, направленных на повышение эффективности реализации муниципальной программы.
7. Методика оценки эффективности реализации муниципальной Программы
Общий объем ввода жилья. Значение показателя определяется в соответствии с данными службы государственной статистики, статистической отчетностью по форме N С-1 "Сведения и вводе в эксплуатацию зданий и сооружений"
Объем ввода малоэтажного индивидуального жилья. Значение показателя определяется как совокупность объема ввода индивидуального жилищного строительства (Статистическая отчетность по форме N 1-ИЖС "Сведения о построенных населением жилых домах" и объема ввода малоэтажного жилья юридическими лицами).
Доля поселений муниципального района, принявших правила землепользования и застройки (100%).
Доля аварийного жилья в жилищном фонде.
Значение данного показателя рассчитываются по формуле:
Д аж = А жф/Ж ф, где
Д аж - доля аварийного жилищного фонда (%);
А жф - аварийный жилищный фонд Сунского района (тыс. кв. м.), данные статистической формы отчетности N 3 "Сведения о жилищном фонде";
Ж ф - весь жилищный фонд Сунского района (тыс. кв. м.), данные статистической формы отчетности N 1-жилфонд "Сведения о жилищном фонде".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.