Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Судебного департамента
при Верховном Суде
Российской Федерации
от 2 апреля 2021 г. N 67
Порядок
осуществления внутреннего финансового аудита Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, а также подведомственными ему получателями средств федерального бюджета
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок осуществления внутреннего финансового аудита Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, а также подведомственными ему получателями средств федерального бюджета (далее - Порядок) разработан в целях организации и осуществления кассационными судами общей юрисдикции, кассационным военным судом, апелляционными судами общей юрисдикции, апелляционным военным судом, верховными судами республик, краевыми и областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов, окружными (флотскими) военными судами, арбитражными судами округов, арбитражными апелляционными судами, арбитражными судами субъектов Российской Федерации, специализированными арбитражными судами (далее - федеральные суды), Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и управлениями Судебного департамента в субъектах Российской Федерации (далее - управления Судебного департамента) внутреннего финансового аудита.
1.2. Внутренний финансовый аудит осуществляется в соответствии со стандартами внутреннего финансового аудита, утвержденными приказами Минфина России:
Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", утвержденный приказом Минфина России от 21.11.2019 N 195н;
Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденный приказом Минфина России от 21.11.2019 N 196н;
Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита", утвержденный приказом Минфина России от 18.12.2019 N 237н;
Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", утвержденный приказом Минфина России от 22.05.2020 N 91н;
Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утвержденный приказом Минфина России от 05.08.2020 N 160н.
1.3. В настоящем Порядке используются термины, применяемые в федеральных стандартах внутреннего финансового аудита, в значениях, определенных Федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденным приказом Минфина России от 21.11.2019 N 196н.
1.4. Субъектами внутреннего финансового аудита являются:
должностное лицо (работник) федерального суда, наделенное полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита;
Контрольно-ревизионное управление Судебного департамента;
контрольно-ревизионные отделы или должностные лица (работники) управлений Судебного департамента, наделенные полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита.
Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита - руководитель структурного подразделения, наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (начальник Контрольно-ревизионного управления Судебного департамента, начальник отдела в управлении Судебного департамента), а в случае отсутствия такого структурного подразделения - уполномоченное должностное лицо (работник) федерального суда, управления Судебного департамента, наделенное полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - уполномоченное должностное лицо).
1.5. Объектом внутреннего финансового аудита является бюджетная процедура и (или) составляющие эту процедуру операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры.
1.6. Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита и членов аудиторской группы основывается на принципах законности, функциональной независимости, объективности, компетентности, профессионального скептицизма, системности, эффективности, ответственности и стандартизации.
1.7. В целях оценки надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого в федеральном суде, Судебном департаменте или управлении Судебного департамента, а также подготовки предложений по его организации деятельность субъекта внутреннего финансового аудита должна быть направлена на решение, в частности, следующих задач:
а) установление достаточности и актуальности правовых актов и документов федерального суда, Судебного департамента или управления Судебного департамента, устанавливающих требования к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры, в том числе к операции (действию) по выполнению бюджетной процедуры (полноты регламентации процесса их выполнения), и (или) выявление несоответствия положений этих актов правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, на момент совершения операции;
б) выявление избыточных (дублирующих друг друга) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;
в) изучение наличия прав доступа пользователей (субъектов бюджетных процедур) к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств и информационных ресурсов, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий в целях формирования предложений и рекомендаций по предотвращению несанкционированного доступа к таким базам данных, вводу и выводу из них информации;
г) оценка степени соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению бюджетных полномочий, требований к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры, в том числе к операции (действию) по выполнению бюджетной процедуры;
д) формирование предложений и рекомендаций по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры;
е) изучение совершаемых субъектами бюджетных процедур и (или) прикладными программными средствами, информационными ресурсами контрольных действий и их результатов, в том числе анализ причин и условий нарушений и (или) недостатков (в случае их выявления), в целях определения операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, в отношении которых контрольные действия не осуществлялись и (или) осуществлялись не в полной мере;
ж) оценка организации, применения и достаточности совершаемых контрольных действий на предмет их соразмерности выявленным бюджетным рискам, а также способности предупреждать (не допускать) нарушения и (или) недостатки;
з) формирование предложений и рекомендаций по организации и применению контрольных действий в целях:
минимизации бюджетных рисков при выполнении бюджетных процедур, в том числе операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;
обеспечения отсутствия и (или) существенного снижения числа нарушений и (или) недостатков, а также устранения их причин и условий;
достижения значений показателей качества финансового менеджмента, в том числе целевых значений, определенных в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 7 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
1.8. В целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, деятельность субъекта внутреннего финансового аудита должна быть направлена на решение, в частности, следующих задач:
а) изучение порядка формирования (актуализации) актов субъекта учета в соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н, устанавливающих в целях организации и ведения бюджетного учета учетную политику субъекта учета (документы учетной политики) в соответствии с пунктом 9 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2017 N 274н, а также подтверждение соответствия указанных актов субъекта учета требованиям единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности;
б) подтверждение законности и полноты формирования финансовых и первичных учетных документов, а также достоверности данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета, и наделения субъектов бюджетных процедур правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
в) определение данных бюджетного учета и (или) бюджетной отчетности, включая показатели бюджетной отчетности, и используемых в их отношении методов внутреннего финансового аудита в целях подтверждения наличия (отсутствия) искажения бюджетной отчетности;
г) формирование суждения субъекта внутреннего финансового аудита о достоверности бюджетной отчетности, подготовленное с учетом положений пункта 65 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н, и в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной Судебным департаментом, федеральным судом или управлением Судебного департамента (индивидуальной бюджетной отчетности), а также соблюдения Судебным департаментом порядка формирования консолидированной бюджетной отчетности;
д) формирование предложений и рекомендаций субъектам бюджетных процедур по предотвращению нарушений и недостатков при отражении в бюджетном учете и (или) бюджетной отчетности информации, в том числе отклонений, существенных ошибок и искажений, а также по совершенствованию применяемых процедур ведения бюджетного учета.
1.9. В целях повышения качества финансового менеджмента деятельность субъекта внутреннего финансового аудита должна быть направлена на решение, в частности, следующих задач:
а) определение влияния прикладных программных средств, информационных ресурсов на результат выполнения бюджетной процедуры, на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, и формирование предложений и рекомендаций по совершенствованию этих средств и повышению эффективности их применения;
б) оценка исполнения бюджетных полномочий во взаимосвязи с результатами проведения мониторинга качества финансового менеджмента и необходимостью достижения значений показателей качества финансового менеджмента, в том числе целевых значений, в целях формирования и предоставления предложений о повышении качества финансового менеджмента;
в) оценка результатов исполнения направленных на повышение качества финансового менеджмента решений субъектов бюджетных процедур;
г) формирование предложений и рекомендаций по предотвращению недостатков и нарушений, совершенствованию информационного взаимодействия между субъектами бюджетных процедур при организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетных процедур, в том числе операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, а также по повышению квалификации субъектов бюджетных процедур, проведению их профессиональной подготовки;
д) оценка результативности и экономности использования бюджетных средств Судебным департаментом, федеральным судом или управлением Судебного департамента, в том числе путем формирования субъектом внутреннего финансового аудита суждения о:
полноте обоснования расходов на достижение заданных результатов, включая объективность и достоверность показателей непосредственных и конечных результатов, в случае их наличия;
своевременности доведения и полноте распределения бюджетных ассигнований, а также о полноте обоснования причин возникновения неиспользованных остатков бюджетных средств и (или) лимитов бюджетных обязательств в случае их наличия;
качестве обоснований изменений в сводную бюджетную роспись, бюджетную роспись;
соответствии объемов осуществленных кассовых расходов прогнозным показателям кассового планирования;
уровне достижения значений показателей результата выполнения мероприятий (при наличии);
обоснованности объектов закупок, в том числе обоснованности объема финансового обеспечения для осуществления закупки, сроков (периодичности) осуществления планируемых закупок, а также начальных (максимальных) цен контрактов;
обоснованности выбора способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с целью достижения экономии бюджетных средств;
равномерности принятия и исполнения обязательств по государственным контрактам с учетом особенностей выполняемых функций и полномочий в течение финансового года;
обоснованности показателей государственного задания на оказание (выполнение) государственных услуг (работ), исходя из объема государственных услуг (работ) в соответствии с социальными гарантиями и обязательствами государства;
наличии, объеме и структуре дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе просроченной.
II. Основания и порядок организации внутреннего финансового аудита
2.1. Основанием организации внутреннего финансового аудита с учетом положений пункта 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации является одно из следующих решений об организации внутреннего финансового аудита, которое должен принять председатель федерального суда, Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации или начальник управления Судебного департамента:
а) решение об образовании субъекта внутреннего финансового аудита;
б) решение о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита лицам, указанным в пункте 3.1 настоящего Порядка.
2.1.1. Решение об образовании субъекта внутреннего финансового аудита принимается в пределах установленной штатной численности и фонда оплаты труда федерального суда, Судебного департамента и управления Судебного департамента с учетом соблюдения следующих требований:
а) подчинение руководителя субъекта внутреннего финансового аудита при осуществлении внутреннего финансового аудита исключительно и непосредственно председателю федерального суда, Генеральному директору Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации или начальнику управления Судебного департамента;
б) организация деятельности субъектом внутреннего финансового аудита в соответствии с установленными принципами внутреннего финансового аудита, в том числе принципом функциональной независимости.
В целях обеспечения осуществления внутреннего финансового аудита на основе принципа функциональной независимости аудиторские мероприятия организуют и осуществляют должностные лица (работники) субъекта внутреннего финансового аудита, которые:
имеют возможность беспрепятственного осуществления внутреннего финансового аудита (невмешательства в осуществление внутреннего финансового аудита третьих лиц), в том числе подготовить заключение, отразив в нем результаты проведения аудиторского мероприятия;
в течение текущего и отчетного финансового года не принимали участие в организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетных процедур и (или) составляющих эти процедуры операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, которые являются объектами внутреннего финансового аудита;
не имеют родства или свойства с субъектами бюджетных процедур;
не имеют конфликта интересов.
2.1.2. Решение о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита может быть принято в следующих случаях:
а) отсутствие возможности образования субъекта внутреннего финансового аудита;
б) при наличии решения председателя федерального суда, Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации или начальника управления Судебного департамента о необходимости передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита в связи с выявленными нарушениями при исполнении бюджетных полномочий, в том числе полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита.
2.2. Принятое решение об организации внутреннего финансового аудита оформляется:
а) в случае принятия решения об образовании субъекта внутреннего финансового аудита - приказом или распоряжением об образовании (создании, преобразовании, наделении полномочиями) субъекта внутреннего финансового аудита;
б) в случае принятия решения о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита - соглашением о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита.
2.3. В целях реализации решения об образовании субъекта внутреннего финансового аудита федеральные суды и управления Судебного департамента с учетом положений абзаца третьего пункта 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации издают внутренний акт, который может содержать положения, определяющие особенности применения федеральных стандартов внутреннего финансового аудита при:
а) составлении и утверждении плана проведения аудиторских мероприятий, внесении в него изменений, а также при подготовке и принятии решений о проведении внеплановых аудиторских мероприятий;
б) формировании и утверждении программы аудиторского мероприятия, внесении в нее изменений;
в) формировании аудиторских групп, назначении руководителя аудиторской группы, а также при привлечении к проведению аудиторского мероприятия федеральных государственных служащих федерального суда, управления Судебного департамента и (или) экспертов;
г) проведении аудиторских мероприятий, в том числе при формировании, хранении и контроле полноты рабочей документации аудиторского мероприятия, обеспечении доступа должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита и привлеченных к проведению аудиторского мероприятия федеральных государственных служащих федерального суда, управления Судебного департамента и (или) экспертов к рабочей документации аудиторского мероприятия, а также при определении оснований и сроков приостановления и (или) продления аудиторских мероприятий;
д) составлении и представлении заключений, представлении и рассмотрении письменных возражений и предложений по результатам проведенного аудиторского мероприятия, а также при представлении годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита;
е) информировании субъектов бюджетных процедур в отношении программ аудиторских мероприятий, проектов заключений и (или) заключений;
ж) оценке бюджетных рисков, формировании и ведении (актуализации) реестра бюджетных рисков, в том числе в части участия субъектов бюджетных процедур в формировании и ведении реестра бюджетных рисков;
з) проведении мониторинга реализации субъектами бюджетных процедур мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, по организации и осуществлению внутреннего финансового контроля, по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков, а также по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры.
Внутренние акты федерального суда и управления Судебного департамента могут содержать иные положения, необходимые для обеспечения осуществления внутреннего финансового аудита с соблюдением федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.
2.4. При принятии решения о передаче полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита издание внутреннего акта, указанного в пункте 2.3 настоящего Порядка, не требуется.
III. Порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита
3.1. Администратор бюджетных средств (федеральный суд или управление Судебного департамента) вправе передать полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита главному администратору бюджетных средств (Судебному департаменту) или другому администратору бюджетных средств, находящемуся в ведении Судебного департамента.
В случае принятия решения о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита руководитель администратора бюджетных средств, передающего полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - администратор бюджетных средств, передавший полномочия), согласовывает передачу указанных полномочий с руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств, которому передаются полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита.
3.2. Субъектом внутреннего финансового аудита администратора бюджетных средств, передавшего полномочия, является субъект внутреннего финансового аудита главного администратора (администратора) бюджетных средств, принявшего полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - субъект внутреннего финансового аудита, принявший полномочия).
3.3. Решение о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита оформляется путем подписания соглашения о передаче полномочий администратора бюджетных средств по осуществлению внутреннего финансового аудита, которое должно содержать положения, касающиеся принятия и исполнения переданных полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита, дату и срок передачи этих полномочий, а также порядок отмены (изменения) решения о передаче полномочий.
3.4. Плановые аудиторские мероприятия осуществляются на основании плана, составляемого субъектом внутреннего финансового аудита, принявшим полномочия.
Руководитель администратора бюджетных средств, передавшего полномочия, вправе направить субъекту внутреннего финансового аудита, принявшему полномочия, предложения по формированию проекта плана проведения аудиторских мероприятий на соответствующий очередной финансовый год. Указанные предложения направляются в срок до 1 декабря текущего года.
В случае необходимости внесения изменений в утвержденный план проведения аудиторских мероприятий руководитель администратора бюджетных средств, передавшего полномочия, направляет субъекту внутреннего финансового аудита, принявшему полномочия, соответствующие предложения.
Субъект внутреннего финансового аудита, принявший полномочия, не позднее 3 рабочих дней со дня утверждения плана проведения аудиторских мероприятий на соответствующий год (изменений к нему) направляет его копию (копию изменений к нему) субъектам бюджетных процедур, включенным в план на соответствующий год.
3.5. Внеплановые аудиторские мероприятия осуществляются на основании решения Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации или руководителя администратора бюджетных средств (федерального суда или управления Судебного департамента), осуществляющего переданное полномочие, по представлению руководителя администратора бюджетных средств, передавшего полномочия.
3.6. Субъект внутреннего финансового аудита, принявший полномочия, знакомит руководителя администратора бюджетных средств, передавшего полномочия, или уполномоченное им должностное лицо с программой аудиторского мероприятия.
3.7. По результатам проведенного аудиторского мероприятия субъект внутреннего финансового аудита, принявший полномочия, готовит документы, предусмотренные разделом VI настоящего Порядка, в том числе заключение по результатам аудиторского мероприятия (далее - заключение).
Заключение субъект внутреннего финансового аудита, принявший полномочия, направляет на рассмотрение руководителю администратора бюджетных средств, передавшего полномочия.
Субъект внутреннего финансового аудита, принявший полномочия, вправе направлять заключение на ознакомление Генеральному директору Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации или руководителю администратора бюджетных средств (федерального суда или управления Судебного департамента), осуществляющего переданное полномочие.
3.8. Администратор бюджетных средств, передавший полномочия, в установленные сроки направляет субъекту внутреннего финансового аудита, принявшему полномочия, информацию о решениях, принятых по результатам проведенных аудиторских мероприятий, в том числе о мерах по минимизации (устранению) бюджетных рисков, по организации и осуществлению внутреннего финансового контроля, по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры.
3.9. Субъект внутреннего финансового аудита, принявший полномочия, в срок до 1 апреля соответствующего года направляет руководителям администраторов бюджетных средств, передавших полномочия, информацию о типовых нарушениях и недостатках, условиях, причинах и предлагаемых мерах по их предотвращению, а также о значимых бюджетных рисках и мерах по их минимизации (при необходимости).
3.10. Субъект внутреннего финансового аудита, принявший полномочия, несет ответственность за:
составление и ведение плана проведения аудиторских мероприятий;
проведение аудиторских мероприятий;
формирование и направление заключений;
составление годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита.
3.11. Руководитель администратора бюджетных средств, передавшего полномочия, несет ответственность за:
принятие решений по результатам рассмотрения заключения;
разработку плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков в соответствии с предложениями и рекомендациями субъекта внутреннего финансового аудита, принявшего полномочия, а также за осуществление контроля выполнения указанного плана;
проведение мероприятий, направленных на принятие мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, совершенствование организации внутреннего финансового контроля;
организацию работы по повышению качества осуществления бюджетных процедур.
IV. Планирование внутреннего финансового аудита
Порядок планирования и проведения аудиторских мероприятий установлен Федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утвержденным приказом Минфина России от 05.08.2020 N 160н.
Годовое планирование аудиторских мероприятий в целях составления плана проведения аудиторских мероприятий
4.1. Планирование аудиторских мероприятий в целях составления годового плана проведения аудиторских мероприятий включает следующие этапы:
а) формирование данных для составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий с учетом положений пункта 4 Федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Минфина России от 05.08.2020 N 160н;
б) составление проекта плана проведения аудиторских мероприятий;
в) утверждение плана проведения аудиторских мероприятий.
4.2. Должностными лицами (работниками) субъекта внутреннего финансового аудита проводится анализ данных для составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий, по результатам которого определяются приоритетные в очередном финансовом году темы аудиторских мероприятий, возможные сроки окончания этих мероприятий и составляется проект плана проведения аудиторских мероприятий.
По решению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита проект плана проведения аудиторских мероприятий может быть направлен субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений федерального суда, Судебного департамента или управления Судебного департамента, в целях представления ими предложений о проведении плановых аудиторских мероприятий, в том числе предложений об уточнении тем и сроков окончания аудиторских мероприятий.
4.3. Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита:
а) планирует деятельность субъекта внутреннего финансового аудита, в том числе рассматривает проект плана проведения аудиторских мероприятий и поступившие предложения субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений федерального суда, Судебного департамента, управления Судебного департамента (при наличии);
б) подписывает план проведения аудиторских мероприятий;
в) представляет план проведения аудиторских мероприятий на утверждение: в федеральном суде - председателю этого федерального суда, в Судебном департаменте - Генеральному директору Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, а в управлении Судебного департамента - начальнику этого управления Судебного департамента.
4.4. План проведения аудиторских мероприятий должен содержать перечень планируемых к проведению в очередном финансовом году аудиторских мероприятий, одно из которых проводится в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности федерального суда, Судебного департамента или управления Судебного департамента и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - подтверждение достоверности бюджетной отчетности), в том числе содержать тему и дату (месяц) окончания аудиторского мероприятия.
4.5. В федеральных судах план утверждается председателями этих федеральных судов (по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку), в Судебном департаменте - Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку), а в управлениях Судебного департамента - начальниками управлений Судебного департамента (по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку).
План проведения аудиторских мероприятий утверждается до начала очередного финансового года.
По решению председателя федерального суда, Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, начальника управления Судебного департамента или руководителя субъекта внутреннего финансового аудита план проведения аудиторских мероприятий может быть направлен субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений федерального суда, Судебного департамента или управления Судебного департамента, в целях их информирования о запланированных аудиторских мероприятиях.
4.6. В утвержденный план проведения аудиторских мероприятий могут вноситься изменения в случае:
а) принятия председателем федерального суда, Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации или начальником управления Судебного департамента решения о необходимости внесения изменений в план проведения аудиторских мероприятий;
б) направления руководителем субъекта внутреннего финансового аудита в адрес председателя федерального суда, Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации или начальника управления Судебного департамента предложений о внесении изменений в план проведения аудиторских мероприятий, в том числе по причине невозможности проведения плановых аудиторских мероприятий в связи с:
наступлением обстоятельств непреодолимой силы;
недостаточностью временных и (или) трудовых ресурсов при необходимости проведения внеплановых аудиторских мероприятий;
внесением изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, в том числе регулирующие осуществление операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
выявлением в ходе подготовки аудиторского мероприятия существенных обстоятельств (необходимость изменения темы и (или) даты (месяца) окончания аудиторского мероприятия);
реорганизацией, ликвидацией федерального суда, Судебного департамента или управления Судебного департамента и (или) субъекта внутреннего финансового аудита.
Изменения в план проведения аудиторских мероприятий утверждаются председателем федерального суда, Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, начальником управления Судебного департамента.
4.7. Внеплановое аудиторское мероприятие проводится на основании решения председателя федерального суда, Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, начальника управления Судебного департамента, которое должно содержать тему и сроки проведения внепланового аудиторского мероприятия.
Планирование аудиторского мероприятия и формирование программы аудиторского мероприятия
4.8. В целях планирования аудиторского мероприятия руководителем аудиторской группы или уполномоченным должностным лицом формируется программа аудиторского мероприятия (в федеральном суде по форме согласно приложению N 5 к настоящему Порядку, в Судебном департаменте по форме согласно приложению N 6 к настоящему Порядку, в управлении Судебного департамента по форме согласно приложению N 7 к настоящему Порядку), которая содержит следующую информацию:
а) основание проведения (пункт плана проведения аудиторских мероприятий, реквизиты предписания или решение о проведении внепланового аудиторского мероприятия) и тему аудиторского мероприятия;
б) сроки проведения аудиторского мероприятия (даты начала аудиторского мероприятия и дата окончания аудиторского мероприятия, которой является дата подписания заключения);
в) цель (цели) аудиторского мероприятия, при определении которой учитываются цели осуществления внутреннего финансового аудита, установленные пунктом 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
г) задачи аудиторского мероприятия, при определении которых учитываются задачи внутреннего финансового аудита, определенные Федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита";
д) методы внутреннего финансового аудита, которые будут применены при проведении аудиторского мероприятия (аналитические процедуры, инспектирование, пересчет, запрос, подтверждение, наблюдение, мониторинг процедур внутреннего финансового контроля);
е) наименование (перечень) объекта(ов) внутреннего финансового аудита;
ж) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия;
з) сведения об уполномоченном должностном лице или о руководителе и членах аудиторской группы.
4.9. Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита исходя из вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия, и компетентности должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита имеет право привлекать к проведению аудиторского мероприятия государственных гражданских служащих федерального суда, Судебного департамента, управления Судебного департамента и (или) экспертов, а также включать привлеченных лиц в состав аудиторской группы.
Привлечение должностных лиц (работников) и (или) экспертов к проведению аудиторских мероприятий осуществляется в соответствии с Приложением N 2 к Федеральному стандарту внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утвержденному приказом Минфина России от 05.08.2020 N 160н.
4.10. Руководитель аудиторской группы подписывает сформированную программу аудиторского мероприятия и представляет ее на утверждение руководителю субъекта внутреннего финансового аудита.
Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита утверждает программу аудиторского мероприятия в срок не позднее 5 рабочих дней до даты начала его проведения.
При необходимости в программу аудиторского мероприятия могут быть внесены изменения, которые утверждаются руководителем субъекта внутреннего финансового аудита в срок не позднее 5 рабочих дней с даты представления руководителем аудиторской группы предложений по изменению программы аудиторского мероприятия.
В случае если руководителем субъекта внутреннего финансового аудита является уполномоченное должностное лицо, то программа аудиторского мероприятия, а также изменения в нее утверждаются уполномоченным должностным лицом.
V. Проведение внутреннего финансового аудита.
Сроки проведения аудиторских мероприятий, основания для их приостановления и продления
5.1. Аудиторские мероприятия подразделяются на:
а) камеральные, которые проводятся по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;
б) выездные, которые проводятся по месту нахождения субъектов бюджетных процедур;
в) комбинированные, которые проводятся как по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита, так и по месту нахождения субъектов бюджетных процедур.
5.2. Аудиторское мероприятие проводится в соответствии с утвержденной программой аудиторского мероприятия путем выполнения уполномоченным должностным лицом или членами аудиторской группы профессиональных действий (применения совокупности профессиональных знаний, навыков и других компетенций, позволяющих проводить аудиторское мероприятие), в том числе действий по сбору аудиторских доказательств, формированию выводов, предложений и рекомендаций.
Уполномоченным должностным лицом или членами аудиторской группы в соответствии с принципами внутреннего финансового аудита, в том числе в соответствии с принципом профессионального скептицизма, при проведении аудиторского мероприятия должны быть собраны обоснованные, надежные и достаточные аудиторские доказательства.
5.3. Аудиторские доказательства представляют собой полученные с использованием методов внутреннего финансового аудита документы и фактические данные, информацию в отношении вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия, включая расчеты (результаты расчетов), числовые показатели и информацию, полученную при оценке бюджетных рисков и проведении мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, а также иные сведения, используемые для формирования выводов, предложений и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита по результатам проведения аудиторского мероприятия.
5.3.1. При сборе аудиторских доказательств, в том числе при оценке обоснованности, надежности и достаточности аудиторских доказательств для формирования выводов, предложений и рекомендаций по результатам аудиторского мероприятия, учитывается следующее:
а) аудиторские доказательства являются обоснованными, если они имеют логическую связь с вопросами, подлежащими изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия, и важны для изучения этих вопросов, а также для достижения целей и решения задач аудиторского мероприятия;
б) аудиторские доказательства являются надежными, если при повторном применении методов внутреннего финансового аудита в отношении вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия, будут получены те же результаты, что и при первичном применении методов внутреннего финансового аудита в отношении этих же вопросов, при этом:
надежность аудиторских доказательств зависит от их характера и источника;
документированные аудиторские доказательства (письменные свидетельства) надежнее, чем устные разъяснения, но надежность документированных аудиторских доказательств может быть разной в зависимости от источника и цели документа;
аудиторские доказательства, полученные из нескольких источников, надежнее, чем полученные из одного источника;
аудиторские доказательства, полученные от незаинтересованных сторон (эксперты и (или) лица, располагающие документами и фактическими данными, информацией, необходимыми для проведения аудиторского мероприятия), надежнее, чем полученные от субъектов бюджетных процедур;
аудиторские доказательства, собранные непосредственно уполномоченным должностным лицом или членами аудиторской группы (например, путем наблюдения, пересчета, инспектирования), надежнее, чем полученные косвенным путем (например, путем запроса);
аудиторские доказательства в виде оригиналов документов надежнее, чем их копии;
в) аудиторские доказательства являются достаточными, если они позволяют с учетом целей и задач аудиторского мероприятия сформировать и обосновать выводы, предложения и рекомендации по результатам аудиторского мероприятия, при этом большой объем (количество) аудиторских доказательств не компенсирует обоснованность и надежность аудиторских доказательств.
5.3.2. Сбор аудиторских доказательств осуществляется путем изучения объектов внутреннего финансового аудита, которое может осуществляться сплошным или выборочным способом в зависимости от цели (целей) и задач аудиторского мероприятия, характеристик исследуемых документов и информации, в том числе о бюджетных процедурах и операциях (действиях) по выполнению бюджетной процедуры, а также в зависимости от использования информационных систем для изучения объектов внутреннего финансового аудита.
Сплошной способ изучения целесообразно применять в случаях, когда изучаемая совокупность объектов (вопросов) состоит из небольшого количества операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, документов и информации, а также когда выборочный способ изучения объектов внутреннего финансового аудита не обеспечит получения аудиторских доказательств.
Сплошной способ применяется также в случаях, когда выборочный способ менее эффективен с точки зрения трудозатрат уполномоченного должностного лица или членов аудиторской группы (например, при использовании прикладных программных средств, информационных ресурсов для изучения внутреннего финансового аудита).
Выборочный способ изучения целесообразно применять в случаях, когда отбор конкретных операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, документов и информации для изучения производится на основе понимания уполномоченным должностным лицом или членами аудиторской группы изучаемых объектов внутреннего финансового аудита, целей и задач аудиторского мероприятия, результатов оценки бюджетных рисков.
Отбор конкретных операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, документов и информации производится в случаях, когда изучения этих элементов достаточно для достижения целей и решения задач аудиторского мероприятия.
Выводы уполномоченного должностного лица или членов аудиторской группы, сделанные на основе изучения конкретных операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, документов и информации, относятся только к этим элементам и не могут быть распространены на всю совокупность изучаемых операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, документов и информации.
5.4. Аудиторская выборка предназначена для того, чтобы на основании изучения менее чем 100% элементов общего набора операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, документов и информации (далее - генеральная совокупность), из которых производится выборка, сделать выводы относительно всей генеральной совокупности.
При проведении аудиторского мероприятия может использоваться статистическая или нестатистическая аудиторская выборка.
Статистическая аудиторская выборка - это способ формирования аудиторской выборки, при котором:
а) элементы для изучения выбираются из генеральной совокупности случайным способом;
б) для оценки результатов выборки могут использоваться статистические инструменты анализа.
Аудиторская выборка, не соответствующая характеристикам статистической аудиторской выборки, является нестатистической аудиторской выборкой.
Применяемый для изучения объектов внутреннего финансового аудита способ формирования аудиторской выборки должен обеспечить получение обоснованных, надежных и достаточных аудиторских доказательств.
5.5. В случаях, когда аудиторские доказательства, полученные из одного источника, не соответствуют аудиторским доказательствам, полученным из другого источника, или надежность информации, полученной в качестве аудиторских доказательств, не подтверждена, то уполномоченным должностным лицом или членами аудиторской группы должны быть проведены дополнительные профессиональные действия для сбора аудиторских доказательств, а также могут быть подготовлены предложения по внесению изменений в программу аудиторского мероприятия (при необходимости), предложения в части приостановления и (или) продления сроков аудиторского мероприятия.
5.6. Аудиторское мероприятие может быть неоднократно приостановлено:
а) при наличии нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе по хранению первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности, которое делает невозможным дальнейшее проведение аудиторского мероприятия, - на период восстановления документов, необходимых для проведения аудиторского мероприятия, а также приведения документов учета и отчетности в состояние, позволяющее проводить их изучение в ходе проведения аудиторского мероприятия;
б) на период непредставления (неполного представления) документов и информации или воспрепятствования проведению аудиторского мероприятия;
в) на период организации и проведения экспертиз, а также исполнения запросов;
г) при наличии обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение аудиторского мероприятия по причинам, не зависящим от уполномоченного должностного лица или членов аудиторской группы, включая наступление обстоятельств непреодолимой силы.
Общий срок приостановлений аудиторского мероприятия не может составлять более одного года. На время приостановления аудиторского мероприятия течение его срока прерывается.
5.7. Основаниями продления срока проведения аудиторского мероприятия являются:
а) получение в ходе проведения аудиторского мероприятия информации, свидетельствующей о наличии нарушений законодательства Российской Федерации и требующей дополнительного изучения, в том числе информации от правоохранительных органов, иных органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо из иных источников;
б) наличие обстоятельств, которые делают невозможным дальнейшее проведение аудиторского мероприятия по причинам, не зависящим от уполномоченного должностного лица или членов аудиторской группы, включая наступление обстоятельств непреодолимой силы;
в) значительный объем анализируемых документов, который не представлялось возможным установить при подготовке к проведению аудиторского мероприятия.
5.8. Решение о приостановлении аудиторского мероприятия и (или) о продлении срока проведения аудиторского мероприятия принимается:
в федеральном суде - председателем суда;
в Судебном департаменте - Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;
в управлении Судебного департамента - начальником управления Судебного департамента.
При этом изменения в план проведения аудиторских мероприятий не вносятся.
5.9. В целях проведения аудиторского мероприятия уполномоченное должностное лицо или члены аудиторской группы формируют рабочую документацию аудиторского мероприятия, уполномоченное должностное лицо или руководитель аудиторской группы обеспечивает выполнение программы аудиторского мероприятия в соответствии с принципами внутреннего финансового аудита, осуществляя контроль полноты рабочей документации аудиторского мероприятия и достаточности аудиторских доказательств.
5.10. По решению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита информация о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий, о надежности внутреннего финансового контроля, о достоверности бюджетной отчетности, а также предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента могут быть отражены в ходе проведения аудиторского мероприятия (промежуточные и предварительные результаты аудиторского мероприятия), в том числе в форме аналитических записок, направляемых субъектам бюджетных процедур.
По окончании проведения аудиторского мероприятия руководитель субъекта внутреннего финансового аудита подписывает заключение, осуществляя контроль полноты отражения результатов проведения аудиторского мероприятия, и представляет заключение председателю федерального суда, Генеральному директору Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации или начальнику управления Судебного департамента.
VI. Документирование аудиторских мероприятий
6.1. При проведении аудиторского мероприятия формируется рабочая документация аудиторского мероприятия, которая должна быть достаточной для обеспечения понимания результатов проведения аудиторского мероприятия.
Рабочие документы аудиторского мероприятия могут вестись и храниться в электронном виде и (или) на бумажных носителях, а также должны быть сформированы до окончания аудиторского мероприятия.
6.2. Рабочей документацией аудиторского мероприятия является совокупность документов и фактических данных, информации (материалов), подготавливаемых либо получаемых в связи с проведением аудиторского мероприятия, в том числе:
а) документы, отражающие подготовку к проведению аудиторского мероприятия, включая формирование его программы;
б) документы и фактические данные, информация, связанные с выполнением бюджетных процедур;
в) объяснения, полученные в ходе проведения аудиторского мероприятия, в том числе от субъектов бюджетных процедур;
г) информация о контрольных действиях, совершаемых при выполнении бюджетной процедуры, являющейся объектом внутреннего финансового аудита;
д) аналитические материалы, подготовленные в рамках проведения аудиторского мероприятия;
е) копии обращений к экспертам и (или) к лицам, располагающим документами и фактическими данными, информацией, необходимыми для проведения аудиторского мероприятия, направленных в ходе проведения аудиторского мероприятия, и полученные от них сведения;
ж) справка по результатам проведенного аудиторского мероприятия, подготовленная по форме согласно приложению N 8 к настоящему Порядку (составляется при необходимости, например, при проведении выездных аудиторских мероприятий).
6.3. Рабочие документы аудиторского мероприятия должны подтверждать, что:
а) объекты внутреннего финансового аудита исследованы в соответствии с программой этого аудиторского мероприятия;
б) при проведении аудиторского мероприятия собраны аудиторские доказательства, которые позволяют сформировать и обосновать выводы, предложения и рекомендации по результатам аудиторского мероприятия.
6.4. Рабочие документы аудиторского мероприятия должны быть проверены руководителем аудиторской группы.
При проверке рабочих документов руководитель аудиторской группы должен убедиться в том, что программа (соответствующий пункт программы) аудиторского мероприятия выполнена и получены обоснованные, надежные и достаточные аудиторские доказательства для достижения целей аудиторского мероприятия.
В случае если аудиторское мероприятие проводилось уполномоченным должностным лицом единолично (без формирования аудиторской группы), то рабочие документы аудиторского мероприятия должны быть проверены уполномоченным должностным лицом.
6.5. При хранении рабочих документов аудиторских мероприятий должна исключаться возможность их изменения, а также изъятия или добавления отдельных рабочих документов или их части.
Оформление документов, содержащих сведения, составляющие государственную, служебную, иную охраняемую законом тайну, осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области защиты государственной и иной охраняемой законом тайны.
VII. Реализация результатов внутреннего финансового аудита
Порядок реализации результатов внутреннего финансового аудита установлен Федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", утвержденным приказом Минфина России от 22.05.2020 N 91н.
Составление и представление заключения
7.1. Информация о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий федерального суда, Судебного департамента или управления Судебного департамента о надежности внутреннего финансового контроля, о достоверности бюджетной отчетности, а также предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента отражаются по окончании проведения аудиторского мероприятия в заключении, а также по решению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита могут быть отражены в ходе проведения аудиторского мероприятия (промежуточные и предварительные результаты аудиторского мероприятия), в том числе в форме аналитических записок, направляемых субъектам бюджетных процедур.
7.2. Заключение оформляется по форме согласно приложению N 9 к настоящему Порядку и должно содержать следующую информацию:
а) тему аудиторского мероприятия;
б) описание выявленных нарушений и (или) недостатков (в случае их выявления), а также их причин и условий;
в) описание выявленных бюджетных рисков, в том числе не включенных ранее в реестр бюджетных рисков, причин и возможных последствий реализации этих бюджетных рисков, а также рисков, остающихся после реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля (далее - значимые остаточные бюджетные риски);
г) выводы о достижении цели (целей) осуществления внутреннего финансового аудита, установленной(ых) пунктом 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и (или) программой аудиторского мероприятия, включая один или несколько из следующих выводов:
о степени надежности внутреннего финансового контроля;
о достоверности бюджетной отчетности, в том числе о наличии фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и соответствие порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности;
о качестве исполнения бюджетных полномочий, в том числе о достижении значений, включая целевые значения, показателей качества финансового менеджмента, определенных в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 7 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
д) предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента, в том числе предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля;
е) дату подписания заключения;
ж) должность, фамилию и инициалы, подпись руководителя аудиторской группы (при наличии);
з) должность, фамилию и инициалы, подпись руководителя субъекта внутреннего финансового аудита.
7.3. Выводы, а также предложения и рекомендации, предусмотренные подпунктами "г" и "д" пункта 7.2 настоящего Порядка, формируются руководителем субъекта внутреннего финансового аудита в целях решения задач внутреннего финансового аудита.
При формировании указанных выводов следует учитывать, что в рамках одного аудиторского мероприятия может достигаться как одна, так и одновременно несколько целей осуществления внутреннего финансового аудита, установленных пунктом 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
7.4. В целях обеспечения полноты и достоверности заключения отражаемая в нем информация должна соответствовать следующим требованиям:
а) указанные в заключении выводы, включая выводы о выявленных нарушениях и (или) недостатках, а также предложения и рекомендации должны быть сформированы с учетом принципа профессионального скептицизма и на основании достаточных аудиторских доказательств;
б) указанная в заключении информация должна быть:
точной, что означает отсутствие ошибок, искажений и фактическое описание проведения аудиторского мероприятия;
полной, что означает отражение в заключении всех существенных выводов по результатам проведения аудиторского мероприятия, на основании которых могут быть приняты решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента;
объективной, что выражается в беспристрастности при подготовке указанной информации;
ясной, что означает логичность и легкость восприятия информации, обеспечение получателей заключения всей существенной и относящейся к делу информацией;
краткой, что выражается в указании необходимой информации (по рассматриваемому вопросу) и отсутствии ненужных отступлений, избыточной детализации и многословности;
конструктивной, то есть направленной на оказание помощи субъектам бюджетных процедур (в случае необходимости) в части разъяснения предлагаемых мер по повышению качества финансового менеджмента, в том числе по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля;
своевременной, что выражается в направлении информации в сроки, позволяющие субъектам бюджетных процедур принять меры по минимизации (устранению) бюджетных рисков, в том числе направленные на предотвращение и (или) устранение нарушений и (или) недостатков;
в) в заключении, рабочей документации аудиторского мероприятия не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями руководителя субъекта внутреннего финансового аудита, должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита и (или) лиц, подписывающих указанные документы;
г) в случае необходимости (при наличии возможности) приводится стоимостная оценка выявленных нарушений и (или) недостатков, а также возможных последствий реализации выявленных бюджетных рисков.
7.5. Руководитель аудиторской группы обеспечивает подготовку заключения и представляет проект заключения руководителю субъекта внутреннего финансового аудита.
Заключение составляется в двух экземплярах, один из которых вручается (направляется) для ознакомления представителю субъекта бюджетных процедур, уполномоченному на его получение.
Субъект бюджетных процедур вправе представить письменные возражения и предложения по заключению в течение 5 рабочих дней после его получения.
Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита либо другое уполномоченное должностное лицо субъекта внутреннего финансового аудита в течение 15 рабочих дней после получения письменных возражений по заключению рассматривает обоснованность этих возражений. По результатам рассмотрения информация направляется субъекту бюджетных процедур, копия приобщается к материалам аудиторского мероприятия.
Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита имеет право направить проект заключения субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений федерального суда, Судебного департамента, управления Судебного департамента, в целях информирования о предварительных результатах аудиторского мероприятия.
7.6. Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита рассматривает проект заключения, письменные возражения и предложения субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений федерального суда, Судебного департамента, управления Судебного департамента, к проекту заключения (при наличии), осуществляет контроль полноты отражения результатов проведения аудиторского мероприятия, и при необходимости вносит корректировки в проект заключения.
7.7. По окончании проведения каждого аудиторского мероприятия руководитель субъекта внутреннего финансового аудита подписывает заключение.
Дата подписания заключения является датой окончания аудиторского мероприятия.
7.8. Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита представляет заключение председателю федерального суда, Генеральному директору Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации или начальнику управления Судебного департамента.
7.9. По решению председателя федерального суда, Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, начальника управления Судебного департамента и (или) руководителя субъекта внутреннего финансового аудита к заключению могут быть приложены документы, необходимые для разъяснения действий субъекта внутреннего финансового аудита при проведении аудиторского мероприятия и (или) результатов аудиторского мероприятия, в том числе программа аудиторского мероприятия, аудиторские доказательства, аналитические записки, поступившие письменные возражения и предложения субъектов бюджетных процедур по результатам проведения аудиторского мероприятия и иные документы, необходимые для подтверждения полноты и достоверности заключения.
7.10. Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита направляет заключение тем субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений федерального суда, Судебного департамента, управления Судебного департамента, в отношении деятельности которых (в части организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур) получена информация о выявленных (реализованных) бюджетных рисках, о нарушениях и (или) недостатках, а также разработаны предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента и (или) исходя из цели и задач аудиторского мероприятия.
7.11. По решению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита предусмотренные пунктом 7.9 настоящего Порядка документы, необходимые для разъяснения результатов аудиторского мероприятия, могут быть направлены субъектам бюджетных процедур, указанным в пункте 7.10 настоящего Порядка.
Способ направления и объем этих документов определяются исходя из необходимости разъяснения субъектам бюджетных процедур предлагаемых мер по повышению качества финансового менеджмента.
7.12. Письменные возражения и предложения субъектов бюджетных процедур, поступившие по результатам проведенного аудиторского мероприятия и после представления заключения председателю федерального суда, Генеральному директору Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации или начальнику управления Судебного департамента, рассматриваются руководителем субъекта внутреннего финансового аудита и при необходимости учитываются должностными лицами (работниками) субъекта внутреннего финансового аудита, в том числе в целях ведения реестра бюджетных рисков.
7.13. В случае если в подписанном руководителем субъекта внутреннего финансового аудита заключении содержится существенная ошибка или искажение, а также если после подписания заключения руководитель субъекта внутреннего финансового аудита получил информацию, которая не была доступна на дату окончания аудиторского мероприятия и существенно влияет на выводы, предложения и рекомендации по его результатам, то руководитель субъекта внутреннего финансового аудита должен довести исправленную информацию до сведения всех сторон, получивших первоначальный вариант заключения.
Решения, принимаемые руководителями федерального суда, Судебного департамента, управления Судебного департамента и (или) субъектами бюджетных процедур
7.14. Председатель федерального суда, Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации или начальник управления Судебного департамента рассматривает заключение и принимает одно или несколько решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента, с указанием сроков их выполнения.
Указанные решения утверждаются письменным поручением (в том числе в форме резолюций), поручением, оформляемым протоколом совещания, и могут содержать в частности следующие решения:
а) о реализации субъектами бюджетных процедур, в том числе являющимися руководителями структурных подразделений федерального суда, Судебного департамента или управления Судебного департамента, выводов, предложений и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита (полностью или частично);
б) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций (полностью или частично);
в) об обеспечении надежного внутреннего финансового контроля, включая организацию внутреннего финансового контроля и применение контрольных действий, позволяющих минимизировать бюджетные риски и предупреждать (не допускать) нарушения и (или) недостатки;
г) об изменении (актуализации) правовых актов федерального суда, Судебного департамента или управления Судебного департамента, в том числе в целях совершенствования организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур, а также способов и сроков совершения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
д) об установлении требований к доведению до должностных лиц (работников) федерального суда, Судебного департамента или управления Судебного департамента информации, необходимой для правомерного совершения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
е) о необходимости уточнения прав доступа пользователей (субъектов бюджетных процедур) к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств и информационных ресурсов, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий (осуществление операций (действий) по выполнению бюджетных процедур), а также уточнения регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
ж) о необходимости уточнения прав субъектов бюджетных процедур по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к регистрам бюджетного учета;
з) о совершенствовании информационного и управленческого взаимодействия между субъектами бюджетных процедур, а также структурными подразделениями федерального суда, Судебного департамента или управления Судебного департамента при организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;
и) об установлении (уточнении) в положениях о структурных подразделениях, в должностных регламентах должностных лиц (работников) федерального суда, Судебного департамента или управления Судебного департамента обязанностей и полномочий по организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;
к) о необходимости устранения конфликта интересов у субъектов бюджетных процедур;
л) о необходимости проведения субъектами бюджетных процедур мониторинга изменений положений законодательства Российской Федерации, регулирующего осуществление операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
м) о необходимости ведения эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений федерального суда, Судебного департамента или управления Судебного департамента, включая повышение квалификации субъектов бюджетных процедур;
н) о разработке перечня (плана) мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры с установлением срока их выполнения, а также о выполнении указанных мероприятий;
о) о проведении служебных проверок и принятии решений по их результатам, включая применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам (работникам);
п) о направлении информации и (или) документов в соответствующий орган государственного финансового контроля и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков коррупционного проявления, нарушений, в отношении которых отсутствует возможность их устранения и (или) применяется административная (уголовная) ответственность;
р) иные решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента и принятые по результатам рассмотрения выводов, предложений и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита.
7.15. Председатель федерального суда, Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации или начальник управления Судебного департамента вправе принимать решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента, на основании информации, как содержащейся в заключениях субъекта внутреннего финансового аудита, так и полученной вне рамок проведения аудиторских мероприятий, в том числе на основании информации руководителя субъекта внутреннего финансового аудита о выявленных признаках коррупционных и иных правонарушений, о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков.
7.16. Субъекты бюджетных процедур, являющиеся руководителями структурных подразделений федерального суда, Судебного департамента или управления Судебного департамента, в целях выполнения решений председателя федерального суда, Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации или начальника управления Судебного департамента, а также на основании информации о проведении и результатах аудиторского мероприятия, в том числе указанной в аналитических записках субъекта внутреннего финансового аудита, проекте заключения и заключении, вправе самостоятельно принимать решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента, включая разработку и выполнение перечня (плана) мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры.
7.17. Информация о решениях, принятых в соответствии с пунктами 7.14 - 7.16 настоящего Порядка, а также о принятых (необходимых к принятию) мерах по повышению качества финансового менеджмента обобщается должностными лицами (работниками) субъекта внутреннего финансового аудита в целях ведения реестра бюджетных рисков и проведения мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков.
Оценка бюджетных рисков
7.18. В соответствии с пунктом 3 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Минфина России от 21.11.2019 N 196н, под бюджетным риском понимается возможное событие, негативно влияющее на результат выполнения бюджетной процедуры, в том числе на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, а также на качество финансового менеджмента главного администратора (администратора) бюджетных средств.
Оценкой бюджетного риска является осуществляемое субъектом внутреннего финансового аудита и субъектами бюджетных процедур выявление (обнаружение) бюджетного риска, а также определение значимости (уровня) бюджетного риска с применением критериев вероятности и степени влияния в целях формирования и ведения реестра бюджетных рисков.
7.19. Субъекты бюджетных процедур в целях формирования предложений по ведению реестра бюджетных рисков обязаны оценивать бюджетные риски и анализировать способы их минимизации, а также анализировать выявленные нарушения и (или) недостатки, а должностные лица (работники) субъекта внутреннего финансового аудита обязаны обеспечивать ведение реестра бюджетных рисков, в том числе обеспечивать сбор и анализ информации о бюджетных рисках, оценивать бюджетные риски и спо
<< Назад |
Приложение >> N 1. Реестр бюджетных рисков |
|
Содержание Приказ Судебного Департамента при Верховном Суде РФ от 2 апреля 2021 г. N 67 "Об организации и осуществлении внутреннего финансового... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.