Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации округа Муром
от 25 мая 2021 г. N 254
Положение
о системе оповещения населения округа Муром
I. Общие положения
1.1. Положение определяет назначение, задачи и требования к системе оповещения населения округа Муром (далее - система оповещения населения), порядок ее задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.
Система оповещения населения округа Муром включает в себя:
муниципальную систему оповещения (далее - МСО);
локальные системы оповещения организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности (далее - ЛСО).
1.2. МСО и ЛСО включаются (интегрируются) в состав РАСЦО и имеют сопряжение с системами мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
Границами зон действия МСО является административная граница округа Муром, ЛСО -территории организаций округа, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий.
II. Назначение и основные задачи системы оповещения населения
2.1. Основной задачей МСО является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
руководящего состава округа;
постоянно действующего органа управления, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - МКУ "Управление по делам ГО и ЧС округа Муром";
руководящего состава комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации округа Муром (далее - КЧС и ОПБ округа);
дежурно-диспетчерских служб предприятий, организаций и учреждений округа;
сил гражданской обороны и Муромского окружного звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Владимирской области (далее - сил ГО и МОЗ ТП РСЧС Владимирской области);
дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий;
людей, находящихся на территории округа Муром.
III. Порядок задействования систем оповещения населения
3.1. Решение на задействование МСО принимается Главой округа, в его отсутствие председателем КЧС и ОПБ округа.
3.2. Непосредственные действия (работы) по доведению сигналов и экстренной информации на местном уровне проводятся:
сигналов о начале выполнения (выполнении) мероприятий по гражданской обороне начальником смены (старшим оперативным дежурным) ЕДДС МКУ "Управление по делам ГО и ЧС округа Муром" до органов повседневного управления Муромского окружного звена ТП РСЧС Владимирской области на муниципальном и объектовых уровнях;
экстренной информации об угрозе возникновения (возникновении) чрезвычайных ситуаций - начальником смены (старшим оперативным дежурным) ЕДДС МКУ "Управление по делам ГО и ЧС округа Муром" до Главы округа Муром, председателя КЧС и ОПБ округа и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации.
3.3. Непосредственные действия (работы) по задействованию МСО проводятся начальником смены (старшим оперативным дежурным) ЕДДС округа, по согласованию с Главой округа Муром, председателем КЧС и ОПБ округа или начальником МКУ "Управление по делам ГО и ЧС округа Муром" или по команде старшего оперативного дежурного ЦУКС ГУ МЧС России по Владимирской области.
3.4. Оповещение осуществляют:
руководящего состава администрации округа - начальник смены (старший оперативный дежурный) ЕДДС МКУ "Управление по делам ГО и ЧС округа Муром" с использованием автоматизированной системы оповещения должностных лиц ("Градиент -128 ОП");
руководящего состава КЧС и ОПБ округа - начальник смены (старший оперативный дежурный) ЕДДС МКУ "Управление по делам ГО и ЧС округа Муром" по согласованию с Главой округа, председателем КЧС и ОПБ округа или начальником МКУ "Управление по делам ГО и ЧС округа Муром"
Списки руководящего состава КЧС и ОПБ округа уточняются МКУ "Управление по делам ГО и ЧС округа Муром" один раз в квартал.
3.5. Основным способом оповещения населения по сигналам гражданской обороны является передача в эфир сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях по первому мультиплексу цифрового наземного телерадиовещания, а также передача речевой информации с использованием радиоузлов проводного вещания, передатчиков "Радио Россия" "Маяк" по FM приемникам.
3.6. Передача сигналов оповещения и экстренной информации, может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования систем оповещения населения.
В автоматическом режиме функционирования системы оповещения населения включаются (запускаются) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, ответственных за включение (запуск) систем оповещения населения.
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) систем оповещения населения осуществляется соответствующими дежурными (дежурно-диспетчерским) службами, уполномоченными на включение (запуск) систем оповещения населения, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
В ручном режиме функционирования:
уполномоченные дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления Муромского окружного звена ТП РСЧС Владимирской области осуществляют включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляют заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
задействуются громкоговорящие средства, установленные на территории округа, на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
Основной режим функционирования МСО - автоматизированный.
Приоритетный режим функционирования определяется планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3.7. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
Допускается трехкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи - повтор передачи сообщения осуществляется не ранее, чем закончится передача предыдущего сообщения).
Типовые аудио- и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно постоянно действующими органами управления ТП РСЧС Владимирской области совместно с МКУ "Управление по делам ГО и ЧС округа Муром"
3.8. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:
сети электрических электронных сирен и мощных акустических систем;
сети проводного радиовещания;
сети уличной радиофикации;
сети кабельного телерадиовещания;
сети эфирного телерадиовещания;
сети подвижной радиотелефонной связи;
сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения;
сети связи операторов связи;
сети систем персонального радиовызова;
информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет";
громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
3.9. Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения населения осуществляется КЧС и ОПБ округа.
3.10. Порядок действий дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления Муромского окружного звена ТП РСЧС Владимирской области, а также операторов связи, подразделений филиала федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" "Владимирский областной радиотелевизионный передающий центр" (далее - филиала ФГУП "РТРС" "Владимирский ОРТПЦ" и редакций средств массовой информации при передаче сигналов оповещения и экстренной информации определяется действующим законодательством Российской Федерации, законодательством Владимирской области и округа Муром.
3.11. Органы местного самоуправления и организации, в ведении которых находятся системы оповещения населения, а также постоянно действующие органы управления Муромского окружного звена ТП РСЧС Владимирской области, операторы связи, филиал ФГУП "РТРС" "Владимирский ОРТПЦ" и редакции средств массовой информации проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
IV. Поддержание в готовности систем оповещения населения
4.1. Поддержание МСО в местах массового пребывания людей округа в готовности организуется и осуществляется МКУ "Управление по делам ГО и ЧС округа Муром"
4.2. Готовность систем оповещения населения достигается:
наличием актуализированных нормативных актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования систем оповещения населения;
наличием дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения населения, и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств оповещения, и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на систему оповещения населения технических средств оповещения;
готовностью сетей связи операторов связи, студий вещания и редакций средств массовой информации к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации;
регулярным проведением проверок готовности систем оповещения населения;
своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
наличием, соответствием законодательству Российской Федерации и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения;
своевременным проведением мероприятий по созданию, в том числе совершенствованию, систем оповещения населения.
4.3. Ответственность за поддержание в готовности к применению путем проведения технического обслуживания и плановых проверок МСО в местах массового пребывания людей округа Муром, находящихся на балансе организаций, возлагается на руководителей соответствующих организаций.
4.4. С целью контроля за поддержанием в готовности систем оповещения населения организуются и проводятся следующие виды проверок:
комплексные проверки готовности систем оповещения населения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения;
технические проверки готовности к задействованию систем оповещения населения без включения оконечных средств оповещения населения.
По решению КЧС и ОПБ соответствующего уровня могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности систем оповещения
населения, при этом перерыв трансляции телеканалов (радиоканалов) возможен только по согласованию с филиалом ФГУП "РТРС" "Владимирский ОРТПЦ"
4.5. При проведении комплексной проверки готовности систем оповещения населения проверке подлежат МСО и все локальные системы оповещения.
Комплексные проверки готовности МСО и локальных систем оповещения проводятся два раза в год, при этом включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляется в дневное время с 10.30 до 11.30 в первую среду марта и октября.
Состав комиссии по проведению комплексной проверки готовности систем оповещения населения округа, план подготовки и проведения комплексной проверки их готовности утверждается постановлением администрации округа.
Замещение сигнала телеканала (радиоканала) вещателя в ходе комплексной проверки системы оповещения населения возможно только проверочным сигналом "Техническая проверка"
По результатам комплексной проверки готовности систем оповещения населения оформляется акт в соответствии с приложением к настоящему Положению, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности систем оповещения населения, а также уточняется паспорт системы оповещения населения.
В случае выявленных недостатков при проверке готовности систем оповещения населения округа акт проверки направляется МКУ "Управление по делам ГО и ЧС округа Муром" в Департамент безопасности Владимирской области, Главное управление МЧС России по Владимирской области и в специализированную организацию округа, предоставляющую услуги по эксплуатационно-техническому обслуживанию системы МСО для принятия мер в порядке, установленном законодательством.
4.6. Технические проверки готовности систем оповещения населения проводятся без включения оконечных средств оповещения и замещения сигналов телеканалов (радиоканалов) вещателей дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами органов повседневного управления Муромского окружного звена ТП РСЧС области, организации путем передачи проверочного сигнала и речевого сообщения "Техническая проверка" с периодичностью не реже одного раза в сутки, при этом передача пользователям услугами связи, а также выпуск в эфир редакциями средств массовой информации проверочного сигнала "Техническая проверка" не производится.
4.7. Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска систем оповещения населения.
Перерыв вещательных программ при выступлении высших должностных лиц страны, передаче сообщений о важных государственных событиях, экстренных сообщениях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ходе проведения проверок систем оповещения населения не допускается.
4.8. Вывод из эксплуатации действующей системы оповещения населения осуществляется по окончанию эксплуатационного ресурса технических средств этой системы оповещения населения, завершения ее модернизации (реконструкции) и ввода в эксплуатацию новой системы оповещения населения.
V. Организация запасов мобильных (перевозимых и переносимых) технических средств оповещения населения округа и порядок поддержания их в готовности к использованию
5.1. Резервы технических средств оповещения создаются для обеспечения устойчивого функционирования как автоматизированных, так и неавтоматизированных систем оповещения населения округа в целях обеспечения гарантированного доведения до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций.
Резерв (запас) технических средств оповещения округа включает в себя резервные мобильные и носимые технические средства оповещения.
Резервные технические средства оповещения округа предназначены для обеспечения устойчивого функционирования систем оповещения населения и обеспечения максимально возможного охвата населения в зонах чрезвычайных ситуаций, а также на территориях, не охваченных автоматизированными системами оповещения.
5.2. Номенклатура резервов технических средств оповещения определяется МКУ "Управление по делам ГО и ЧС округа Муром" и утверждается постановлением администрации округа Муром исходя из:
имеющихся на балансе администрации округа и организаций систем оповещения округа и других исходных данных, принятых для разработки планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (планов гражданской обороны и защиты населения);
необходимости обеспечения различных режимов функционирования систем оповещения населения округа как в мирное, так и военное время;
площади территорий (сельских населенных пунктов), не охваченных автоматизированными системами оповещения населения;
потребности в обеспечении оповещения населения при частичном нарушении функционирования систем оповещения вследствие военных конфликтов или возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
норм минимально необходимой достаточности резервов;
природных, экономических и иных особенностей территории округа Муром.
5.3. Резервные технические средства оповещения, предназначенные для восстановления функционирования систем оповещения населения округа, должны храниться на объектах, предназначенных для хранения имущества резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в заводской упаковке.
Резервные технические средства носимых и мобильных средств оповещения могут храниться в складских помещениях органов повседневного управления с возможностью их задействования в кратчайшие сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.