Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу УГСЗН
Ростовской области
от 24.05.2021 N 49
Обзор
правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности управления государственной службы занятости населения Ростовской области за 2020 год
1. Правоприменительная практика организации и проведения государственного контроля (надзора), обобщение вопросов применения законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора)
1.1. Направление ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей
В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон) и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Правила) при разработке ежегодного плана управления государственной службы занятости населения Ростовской области (далее - УГСЗН Ростовской области) предусматривается:
1) включение плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей в проект ежегодного плана по основаниям и на условиях, которые установлены частями 8, 9 статьи 9, статьей 26.2 Федерального закона;
2) определение юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей, плановые проверки которых включаются в проект ежегодного плана, с учетом оценки результатов проводимых за последние 3 года внеплановых проверок указанных лиц, анализа состояния соблюдения ими обязательных требований законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также оценки потенциального риска причинения вреда, связанного с осуществляемой юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности;
3) согласование с другими заинтересованными органами, указанными в пункте 2 Правил, проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей в случае, если осуществление плановых проверок намечается совместно с указанными органами;
4) составление проекта ежегодного плана по форме, предусмотренной приложением к Правилам;
5) направление проекта ежегодного плана до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, для рассмотрения в орган прокуратуры;
6) доработка проекта ежегодного плана с учетом предложений органа прокуратуры, поступивших по результатам рассмотрения указанного проекта в соответствии с частью 6.1 статьи 9 Федерального закона, и его утверждение руководителем соответствующего органа.
Утвержденный ежегодный план на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) направляется до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, в соответствующий орган прокуратуры заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.
Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети Интернет в срок до 31 декабря текущего календарного года.
Ежегодный план размещается на официальном сайте органом контроля в сети Интернет в срок до 31 декабря текущего календарного года.
УГСЗН Ростовской области 30.10.2019 был утвержден план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год (далее - План), который был согласован с прокуратурой Ростовской области и размещен на сайтах Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры Ростовской области и УГСЗН Ростовской области (old-zan.donland.ru). В указанный план вошло 80 юридических лиц, подлежащих проверке УГСЗН Ростовской области в 2020 году.
1.2. Использование оснований для проведения внеплановых проверок
Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) мотивированное представление должностного лица УГСЗН Ростовской области по результатам анализа результатов мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие УГСЗН Ростовской области с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Предписания об устранении выявленных нарушений и недопущение их вновь, выполнялись в установленные сроки, о чем подконтрольные субъекты уведомляли УГСЗН Ростовской области. В адрес УГСЗН Ростовской области не поступали поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и требования прокурора о проведении внеплановой проверки.
Должностными лицами УГСЗН Ростовской области уполномоченными на осуществление контрольно-надзорных мероприятий (далее - должностные лица), в 2020 году не проводились внеплановые проверки.
1.3. Разработка и издание распоряжений о проведении проверок, их содержание
В целях реализации Федерального закона Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" утверждена типовая форма распоряжения или приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Распоряжения УГСЗН Ростовской области издаются в соответствии с вышеуказанным приказом.
Проверяемый период 3, предшествующие проверке, месяца.
Перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки:
копия Устава;
копия приказа о назначении на должность руководителя;
копии документов, подтверждающих исполнение требований пункта 3 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", в части предоставления информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах;
копии документов, подтверждающих исполнение требований пункта 8 Порядка квотирования рабочих мест для инвалидов в Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 01.06.2012 N 476, в части предоставления сведений о наличии вакантных рабочих мест (должностей) в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов, информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, информации об изменениях, связанных с выделением, созданием, перепрофилированием или ликвидацией квотируемых рабочих мест для инвалидов, а также об увольнении работников с квотируемых рабочих мест по инициативе работодателя;
копии штатных расписаний, штатных расстановок (при наличии) за проверяемый период;
копии сведений о численности, заработной плате и движении работников (форма N П-4);
копия отчета о проведении специальной оценки условий труда (при наличии);
копии приказов о приеме на работу инвалидов, копии их справок МСЭ;
копии приказов об увольнении с работы инвалидов в течение проверяемого периода;
сведения о юридическом лице - банковские реквизиты.
1.4. Исчисление и соблюдение сроков проведения проверок
В соответствии с Федеральным законом срок проведения каждой из проверок не может превышать двадцать рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.
В случае необходимости при проведении проверки, указанной в части 2 статьи 13 Федерального закона, получение документов и (или) информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия проведение проверки может быть приостановлено руководителем (заместителем руководителя) органа государственного контроля (надзора) на срок, необходимый для осуществления межведомственного информационного взаимодействия, но не более чем на десять рабочих дней. Повторное приостановление проведения проверки не допускается.
На период действия срока приостановления проведения проверки приостанавливаются связанные с указанной проверкой действия органа государственного контроля (надзора) на территории, в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, на иных объектах субъекта малого предпринимательства.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий не более чем на пятьдесят часов, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.
В соответствии с Планом был утвержден срок проведения документарных проверок - двадцать рабочих дней.
Все сроки должностными лицами соблюдены, приостановление и продление проверок не осуществлялось.
1.5. Соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении проверок
Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:
1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
2) получать от органа государственного контроля (надзора), их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;
3) знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органами государственного контроля (надзора) в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;
4) представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в орган государственного контроля (надзора) по собственной инициативе;
5) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора);
6) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.
Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий должностными лицами соблюдены. Обращений по фактам нарушения в ходе проведения проверок антикоррупционного законодательства должностными лицами, не поступало.
1.6. Оформление результатов проверки и принятие мер по ее результатам
В целях реализации Федерального закона Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" утверждена типовая форма акта проверки органом государственного контроля (надзора), юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Должностные лица УГСЗН Ростовской области оформляют результаты проверок актами по форме, утвержденной вышеуказанным приказом.
В случае установления нарушений требований, установленных нормативными правовыми актами, должностное лицо отражает данные нарушения в акте проверки, выдают предписания об устранении нарушений и недопущении их вновь, а также возбуждает дело об административном правонарушении в отношении подконтрольного субъекта.
В соответствии с планом проверок на 2020 год проведено 7 плановых документарных проверок юридических лиц.
Также в соответствии с приказами УГСНЗ Ростовской области от 06.04.2020 N 48, 29.04.2020 года N 52, 26.06.2020 N 66 "О внесении изменения в приказ УГСЗН Ростовской области от 30.10.2019 N 139" исключено проведение 73 плановых документарных проверок юридических лиц из ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 года N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", распоряжением Губернатора Ростовской области от 31.03.2020 N 64 "О мерах по исполнению поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 18.03.2020 N ММ-П36-1945".
1.7. Организация и проведение иных мероприятий по контролю (надзору), в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
Федеральным законом с 01.01.2017 предусмотрена организация и проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Во исполнение статьи 8.2 Федерального закона УГСЗН Ростовской области разработан и утвержден приказ от 10.01.2017 N 4 "О некоторых вопросах, связанных с организацией проведения мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие управления государственной службы занятости населения Ростовской области с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями".
УГСЗН Ростовской области помимо плановых проверок работодателей с 2017 года проводятся мероприятия по контролю без взаимодействия. В случае выявления при проведении таких мероприятий нарушений обязательных требований работодателям направляются предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение). При наличии состава административного правонарушения должностными лицами УГСЗН Ростовской области составляются протоколы, которые направляются для рассмотрения мировым судьям. Кроме того, УГСЗН Ростовской области по результатам проведения мероприятий по контролю без взаимодействия информирует прокуратуры городов и районов Ростовской области с целью проведения ими проверок.
В 2020 году проведено 180 мероприятий по контролю без взаимодействия.
В связи с выявленными в ходе мероприятий по контролю без взаимодействия нарушениями обязательных требований 2 работодателям объявлены 2 предостережения.
1.8. Привлечение юридических лиц, их должностных лиц, индивидуальных предпринимателей к административной ответственности за административные правонарушения, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора)
Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Областным законом от 07.03.2006 N 461-ЗС "О квотировании рабочих мест для инвалидов в Ростовской области" и постановлением Правительства Ростовской области от 01.06.2012 N 476 "О Порядке квотирования рабочих мест для инвалидов в Ростовской области" предусмотрена обязанность работодателя создавать (выделять) рабочие места в счет установленной квоты для трудоустройства инвалидов. В соответствии с указанными нормативными правовыми актами работодатели обязаны представлять государственным казенным учреждениям Ростовской области центрам занятости населения сведения о наличии вакантных рабочих мест (должностей) в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов ежемесячно, до 5 числа; информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов и о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, ежемесячно, до 5 числа. Если 5 число текущего месяца приходится на выходной день, то последним днем представления сведений и информации считается 1 рабочий день, следующий за выходными днями. Работодатели представляют сведения и информацию с учетом всех обособленных подразделений юридического лица.
За нарушение установленных требований предусмотрена административная ответственность по статье 19.7, части 1 статьи 5.42 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 19.7 КоАП РФ составом административного правонарушения является непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде.
В соответствии с частью 1 статьи 5.42 КоАП РФ составом административного правонарушения является неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты.
1.9. Оценка тяжести нарушений обязательных требований и выбора ответственности, к которой привлекается виновное лицо
Статьей 19.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или административного штрафа на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Частью 1 статьи 5.42 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
УГСЗН Ростовской области в 2020 году протоколы об административном правонарушении по статье 19.7 КоАП РФ в отношении юридических и должностных лиц не составлялись и мировым судьям не направлялись.
По результатам мероприятий по контролю без взаимодействия УГСЗН Ростовской области в 2020 году протоколы об административном правонарушении по статье 19.7 КоАП РФ в отношении юридических и должностных лиц не составлялись мировым судьям не направлялись.
1.10. Подготовка предложений по совершенствованию законодательства на основе Обзора правоприменительной практики
Предложений по совершенствованию законодательства не имеем.
2. Правоприменительная практика соблюдения и нарушения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований
2.1. Типичные нарушения обязательных требований и меры, принимаемые УГСЗН Ростовской области
При проведении контрольно-надзорных мероприятий выдано 2 предостережения об устранении выявленных нарушений. В I полугодии 2020 года выдано 2 предостережения об устранении выявленных нарушений 2 работодателям, во II полугодии 2020 года предостережения не выдавались. В 2020 году предписания не выдавались.
Анализ правонарушений совершенных работодателями за 2020 год, показал, что наиболее типичным нарушением является:
1. непредставлении информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов и локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах.
2. непредставление сведений о наличии вакантных рабочих мест (должностей) в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов.
В соответствии с пунктом 3 Порядка квотирования рабочих мест для инвалидов в Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 01.06.2012 N 476, расчет числа рабочих мест в счет установленной Областным законом от 07.03.2006 N 461-ЗС "О квотировании рабочих мест для инвалидов в Ростовской области" квоты в размере 3 процентов от среднесписочной численности работников производится работодателем ежемесячно исходя из среднесписочной численности работников за предыдущий месяц. При этом среднесписочная численность работников исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики. При расчете количества рабочих мест в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов округление производится в сторону уменьшения до целого значения.
В целях повышения эффективности деятельности УГСЗН Ростовской области по применению законодательства об административных правонарушениях должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится изучение и анализ судебной практики, а также лучших практик осуществления контрольно-надзорной деятельности. Результаты обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности утверждаются приказом начальника УГСЗН Ростовской области. В рамках проведения публичных слушаний 12.03.2020, 08.12.2020 состоялись семинары - совещания по вопросам реализации законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов в Ростовской области и обеспечения занятости инвалидов. УГСЗН Ростовской области также оказывает юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям консультационные услуги по телефонным "горячим линиям".
Кроме того, на официальном интернет-портале УГСЗН Ростовской области (http://old-zan.donland.ru), во вкладке контрольно-надзорная деятельность размещена информация о проведенных контрольно-надзорных мероприятиях (краткое описание нарушений).
2.2. Вопросы применения обязательных требований в системной взаимосвязи положений различных нормативных правовых актов, иных нормативных документов, в том числе вопросы недостаточной ясности и взаимной согласованности обязательных требований
Обязательные требования подлежащие проверке, наименования и реквизиты нормативных правовых актов, регламентирующих порядок исполнения указанных функций:
1) выполнение квоты для приема на работу инвалидов в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьей 4 Областного закона от 07.03.2006 N 461-ЗС "О квотировании рабочих мест для инвалидов в Ростовской области";
2) создание или выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов и принятие локальных нормативных актов, содержащих сведения о данных рабочих местах в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьей 5 Областного закона от 07.03.2006 N 461-ЗС "О квотировании рабочих мест для инвалидов в Ростовской области";
3) ежемесячное предоставление в орган службы занятости информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов в соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", пунктом 8 Порядка квотирования рабочих мест для инвалидов в Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 01.06.2012 N 476;
4) ежемесячное предоставление в орган службы занятости сведений о наличии вакантных рабочих мест (должностей) в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", пунктом 8 Порядка квотирования рабочих мест для инвалидов в Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 01.06.2012 N 476;
5) ежемесячное предоставление в орган службы занятости информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", пунктом 8 Порядка квотирования рабочих мест для инвалидов в Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 01.06.2012 N 476.
Во всех нормативных правовых актах, вопросы применения обязательных требований в системной взаимосвязи четко урегулированы. В нормативных правовых актах не содержатся вопросы недостаточной ясности.
2.3. Вопросы подготовки предложений по совершенствованию законодательства на основе Обзора правоприменительной практики
Предложений по совершенствованию законодательства на основе Обзора правоприменительной практики не имеем.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Управления государственной службы занятости населения Ростовской области от 24 мая 2021 г. N 49 "Об утверждении Обзора... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.