Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 1 июня 2021 г. N 3.5-03/976
по проекту федерального закона N 1098730-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственный Думой Федерального Собрания Российской Федерации 19 мая 2021 года, комитет отмечает следующее.
Законопроект был внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, И.Б. Дивинским, М.Л. Шаккумом и другими, а также сенаторами Российской Федерации Н.А. Журавлевым, А.Д. Артамоновым, А.А. Салпагаровым и М.М. Ульбашевым.
Федеральный закон направлен на установление общих требований к финансовым организациям в части обеспечения раскрытия ими достоверной информации о финансовом договоре и связанных с ним рисках и об обеспечении предоставления данной информации потенциальному потребителю финансовых услуг в целях защиты прав инвесторов - физических лиц.
Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах", Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах", Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", Федеральный закон "О кредитной кооперации", Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации".
Данными изменениями вводится обязанность финансовой организации (кредитной организации, страховой организации, негосударственного пенсионного фонда, микрофинансовой организации, кредитного кооператива, сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, профессионального участника рынка ценных бумаг), в том числе при осуществлении деятельности с привлечением третьих лиц, обеспечить предоставление физическому лицу, имеющему намерение заключить с ней договор об оказании соответствующих финансовых услуг, достоверной информации касательно данного договора, в том числе о его условиях и связанных с ним рисках.
При этом минимальные (стандартные) требования к объему и содержанию предоставляемой информации устанавливаются базовым стандартом защиты прав и интересов получателей соответствующих финансовых услуг, разработанным, согласованным и утвержденным в соответствии с Федеральным законом "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка", и (или) нормативным актом Банка России. Указанная информация должна предоставляться в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме. Право установить форму, способы и порядок предоставления указанной информации предоставляется Банку России.
Кроме того, Федеральным законом определяется, что которому отношения между кредитными организациями, а также между кредитными организациями и их клиентами могут регулироваться дополнительно стандартами деятельности кредитных организаций. К ним относятся стандарты защиты прав и законных интересов получателей банковских услуг, включающие правила раскрытия информации об услуге и предоставляющем ее лице и уведомления о рисках; стандарты совершения операций на финансовом рынке и стандарт корпоративного управления.
Также Банку России предоставлено право определять, какую дополнительную информацию брокер обязан предоставить клиенту, не являющемуся квалифицированным инвестором, до принятия поручений на совершение сделок с ценными бумагами и с производными финансовыми инструментами. Уточняются положения об исполнении поручений клиента - физического лица, в частности, устанавливается, что при исполнении поручений на заключение договоров репо не потребуется проведения тестирования клиента при соблюдении установленных условий. Также проведения тестирования не потребуется при проведении сделок по приобретению не включенных в котировальные списки биржи иностранных ценных бумаг, относящихся к ценным бумагам схем коллективного инвестирования, допущенных к организованным торгам при наличии договора организатора торговли с лицом, обязанным по ним, при условии, что доходность таких ценных бумаг определяется индексом, входящим в установленный Советом директоров Банка России перечень.
В соответствии с Федеральным законом, биржа вправе регистрировать выпуски облигаций, предназначенные для квалифицированных инвесторов, если они допускаются биржей к организованным торгам, за исключением субординированных облигаций кредитных организаций, структурных облигаций и бессрочных облигаций. При этом облигации без срока погашения могут приобретаться не только квалифицированными инвесторами - юридическими лицами (как установлено действующей редакций), но квалифицированными инвесторами - физическими лицами. Номинальная стоимость такой облигации не может быть меньше пяти миллионов рублей, если меньший размер не установлен Банком России.
Изменения касаются уточнения особенностей размещения и обращения в Российской Федерации ценных бумаг иностранных эмитентов. Так, Федеральным законом установлен запрет на заключение финансовыми организациями с клиентом - физическим лицом, не являющимся квалифицированным инвестором, сделок по приобретению бессрочных облигаций иностранных эмитентов, субординированных облигаций иностранных эмитентов, а также облигаций иностранных эмитентов, предусматривающих право их владельцев на получение выплат по ним, не являющихся доходом, в зависимости от наступления или ненаступления одного или нескольких обстоятельств.
В Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" вносятся изменения, согласно которым Банк России наделяется правом на ограничение заключения финансовыми организациями договоров или сделок с физическими лицами или физическими лицами, не являющимися квалифицированными инвесторами, если неоднократно в течение календарного года:
- при заключении таких договоров или сделок физическим лицам предоставлялась неполная или недостоверная информация о договоре, сделке и возникающих при их исполнении рисках;
- с физическими лицами - неквалифицированными инвесторами заключались договоры, сделки, предназначенные только для квалифицированных инвесторов.
Согласно положениям Федерального закона, если неоднократное предоставление физическим лицам, не являющимся квалифицированными инвесторами, неполной или недостоверной информации о договорах, сделках и рисках по ним создает существенную угрозу их правам и законным интересам, Банк России вправе обязать финансовую организацию осуществить обратный выкуп соответствующего финансового продукта.
Порядок применения указанных мер будет устанавливаться нормативным актом Банка России.
Кроме того, Федеральным законом к функциям Совета директоров Банка России отнесено установление перечней цен, индексов и иных показателей, которые используются в целях расчета стоимости финансового инструмента и (или) доходности по нему, либо в целях допуска финансовых инструментов к публичному обращению, либо в иных целях, предусмотренных федеральными законами.
Также комитет считает важным отметить, что в целях защиты прав инвесторов - физических лиц Федеральным законом переносится на более раннюю дату (с 1 апреля 2022 года на 1 октября 2021 года) срок вступления в силу положений о проведении тестирования физических лиц на предмет их квалификации, содержащихся в Федеральном законе от 31 июля 2020 года N 306-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В Федеральный закон "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вносятся изменения, уточняющие перечень лиц, относимых к инсайдерам.
Федеральный закон вступает в силу со дня его опубликования, за исключением отдельных положений. Так, положения, касающиеся раскрытия финансовыми организациями информации о финансовом договоре и связанных с ним рисках, вступают в силу по истечении 90 дней после опубликования Федерального закона.
При этом предусмотрено, что до 1 октября 2021 года с физическими лицами, не являющимися квалифицированными инвесторами, может быть заключен только ограниченный перечень видов договоров и сделок. Кроме того, предусмотрен запрет до 1 апреля 2022 года на заключение не на организованных торгах с такими лицами в определенных Федеральным законом случаях договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, а также сделок по приобретению ценных бумаг, по которым размер выплат зависит от наступления или ненаступления одного или нескольких обстоятельств.
Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Учитывая, что реализация Федерального закона будет способствовать усилению защиты прав потребителей финансовых услуг и сокращению количества споров между финансовыми организациями и их клиентами, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.