Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 1 июня 2021 г. N 3.5-04/973
на проект федерального закона N 1061078-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 19 мая 2021 года, комитет по вопросам своего ведения отмечает следующее.
Законопроект внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы А.В. Гордеевым, В.И. Кашиным, В.Н. Плотниковым и другими, а также сенаторами Российской Федерации А.П. Майоровым, С.Г. Митиным и Б.Б. Хамчиевым.
Федеральный закон направлен на интегрирование механизма сельскохозяйственного страхования в систему государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера и на повышение доступности сельскохозяйственного страхования для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Федеральным законом в перечень сельскохозяйственных рисков, при страховании которых осуществляется оказание государственной поддержки, включается риск утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры в результате чрезвычайной ситуации природного характера. При этом чрезвычайная ситуация природного характера определяется как обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате события природного происхождения, которое привело к утрате (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры и (или) утрате (гибели) посадок многолетних насаждений и повлекло введение режима чрезвычайной ситуации федерального, межрегионального или регионального характера.
К страховщикам Федеральным законом отнесены страховые организации, осуществляющие сельскохозяйственное страхование при наступлении чрезвычайных ситуаций природного характера, являющиеся членом объединения страховщиков и соответствующие установленным Правительством Российской Федерации требованиям, включая требования к финансовой устойчивости, платежеспособности и наличию опыта осуществления сельскохозяйственного страхования.
В соответствии с Федеральным законом, утрата (гибель) урожая сельскохозяйственной культуры в результате чрезвычайной ситуации природного характера устанавливается комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при участии руководителя сельскохозяйственной организации, представителей органов местного самоуправления и подтверждаются актом, составленным страхователем и страховщиком, либо страховщиком на основании результатов мониторинга, проведенного с использованием авиационных и космических средств.
Федеральным законом уточняются функции объединения страховщиков за счет отнесения к ним в том числе функций по формированию фонда компенсационных выплат при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера и осуществлению компенсационных выплат, а также устанавливаются особенности осуществления компенсационных выплат при чрезвычайных ситуациях природного характера.
Также определяется порядок и особенности расчета размера субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по объектам сельскохозяйственного страхования, застрахованным от риска утраты (гибели) в результате наступления чрезвычайных ситуаций природного характера. Устанавливаются размеры указанных субсидий с их постепенным снижением по годам с 80% до 50% от страховой премии в случае, если страховой тариф меньше предельного размера ставки для расчета размера субсидии по соответствующим объекту сельскохозяйственного страхования и событию, или от суммы, рассчитанной как произведение страховой суммы и предельного размера ставки для расчета размера субсидии в случае, если страховой тариф превышает предельный размер ставки для расчета размера субсидии по таким объекту сельскохозяйственного страхования и событию.
При этом устанавливается, что размер субсидии по договору сельскохозяйственного страхования равен сумме соответствующих величин, определенных в отношении всех объектов сельскохозяйственного страхования. Методика расчета предельных размеров ставок для расчета размера субсидий утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Уточняются требования к договору сельскохозяйственного страхования рисков утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры, посадок многолетних насаждений, при соблюдении которых сельскохозяйственным товаропроизводителям оказывается государственная поддержка.
Федеральным законом также предусмотрены положения, регулирующие разработку, утверждение и реализацию программы сельскохозяйственного страхования (далее - программа). Под программой понимается комплекс мероприятий в сфере сельскохозяйственного страхования, осуществляемых в целях оказания государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям с учетом особенностей отдельных отраслей сельского хозяйства. Программа разрабатывается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, при участии объединения страховщиков на основании предложений уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, и утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию с Министерском финансов Российской Федерации и Банком России. При этом установлено, что программа должна содержать, в частности, порядок оказания государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования, перечень объектов сельскохозяйственного страхования, сельскохозяйственные риски, при страховании которых осуществляется оказание государственной поддержки, требования к договору сельскохозяйственного страхования, условия предоставления субсидий.
В целях реализации программы объединение страховщиков по согласованию с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Банком России разрабатывает правила сельскохозяйственного страхования и вносит в них изменения.
Кроме того, Федеральным законом переносится предельный срок утверждения Министерством сельского хозяйства Российской Федерации плана сельскохозяйственного страхования с 31 июля на 31 августа года, предшествующего плановому году, а срок размещения утвержденного плана в сети "Интернет" - с 31 августа на 30 сентября года, предшествующего плановому году.
Комитет обращает внимание, что согласно финансово-экономическому обоснованию, реализация Федерального закона не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета и не потребует увеличения предельных размеров ставок для расчета размера субсидий по договорам сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой.
Учитывая, что реализация Федерального закона будет способствовать развитию системы сельскохозяйственного страхования, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.