Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 1 июня 2021 г. N 3.8-04/2770
по проекту федерального закона N 1001576-7 "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и статью 7 Федерального закона "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел в части вопросов своего ведения Федеральный закон "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и статью 7 Федерального закона "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 26 мая 2021 года.
Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 5 августа 2020 года с наименованием "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части организации врачебно-летной экспертизы в гражданской авиации" и был принят 11 ноября 2020 года в первом чтении, 18 мая 2021 года - во втором чтении и 26 мая 2021 года - в третьем чтении. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению сенаторами Российской Федерации в Государственную Думу поправки не направлялись.
Федеральный закон направлен на урегулирование правовых коллизий норм Воздушного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 13 июля 2015 года N 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" и Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), регулирующих организацию медицинского обеспечения полетов гражданских воздушных судов и медицинского освидетельствования членов экипажей гражданских воздушных судов и диспетчеров управления воздушным движением, а также специалистов авиационного персонала государственной авиации (членов экипажа государственного воздушного судна, лиц, осуществляющих управление полетами, парашютистов, лиц, участвующих в выполнении задания на полет).
Вносимые Федеральным законом изменения предусматривают использование единой терминологии и механизмов осуществления медицинской деятельности по определению порядка медицинского обследования и медицинского освидетельствования специалистов авиационного персонала, подлежащих медицинскому освидетельствованию во врачебно-летных комиссиях.
Для закрепления специфики медицинского обеспечения полетов гражданских воздушных судов Федеральным законом предоставляется право федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, устанавливать порядок обязательного медицинского освидетельствования членов летного экипажа гражданского воздушного судна и диспетчеров управления воздушным движением, порядок проведения предполетного (послеполетного) медицинского осмотра членов экипажа гражданского воздушного судна и предсменного (послесменного) медицинского осмотра диспетчеров управления воздушного движения.
Также Федеральным законом предусматривается обязательное медицинское освидетельствование лиц, поступающих на обучение в образовательные организации по подготовке членов летных экипажей гражданских воздушных судов и диспетчеров управления воздушным движением, а также студентов (курсантов), обучающихся по указанным выше специальностям.
Федеральным законом для членов летного экипажа гражданского воздушного судна и диспетчеров управления воздушным движением вводится запрет без назначения врача принимать лекарственные препараты из перечня лекарственных препаратов, влияющих на безопасное выполнение их функций.
Федеральным законом устанавливаются дополнительные основания расторжения трудового договора с лицом из числа специалистов авиационного персонала, в случае когда указанное лицо считается подвергнутым наказанию за совершение административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, а также в случае, если указанное лицо не прошло обязательный периодический медицинский осмотр, а в отношении членов летного экипажа гражданского воздушного судна и диспетчеров управления воздушным движением также в случае, если они не прошли обязательное медицинское освидетельствование, освидетельствование на состояние алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Кроме того, Федеральным законом предусмотрено создание системы мониторинга состояния здоровья членов летного экипажа гражданского воздушного судна и диспетчеров управления воздушным движением, которая является составной частью единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности, предусмотренной статьей 11 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
При этом, порядок формирования и ведения такой автоматизированной базы персональных данных, а также предоставление содержащихся в ней данных устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.
Федеральный закон создает законодательную и правовую основы для урегулирования вопросов, связанных с организацией врачебно-летной экспертизы и повышает уровень безопасности полетов гражданских воздушных судов.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и статью 7 Федерального закона "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
И.Ю. Святенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.