Решение Санкт-Петербургского городского суда от 18 февраля 2021 г. по делу N 3а-50/2021
Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 1 июня 2021 г. N 66а-578/2021 настоящее решение рассмотрено и оставлено без изменения
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Витушкиной Е.А.,
при секретаре Яцкевич Т.В.
с участием прокурора Спассковой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "УИК "Л" о признании недействующим пункта 3782 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2019 N 166-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год",
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Л" обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 3782 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2019 года N 166-П "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год" (далее - Перечень).
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что здание, расположенное по адресу: "адрес", имеющее кадастровый номер N... (далее - Объект, Здание), принадлежащее административному истцу на праве собственности, включено в названный пункт Перечня, однако не обладает признаками объекта налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N 684-96 "О налоге на имущество организаций", поскольку представляет собой нежилое здание общей площадью 8 221, 3 кв. м, из которых в целях делового, административного, коммерческого назначения и бытового обслуживания используется 1103 кв. м, что составляет менее 20 процентов от общей площади Объекта.
Представитель административного истца в суд явилась, поддержала заявленные требования.
Представитель административного ответчика Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в судебное заседание явился, представил возражения на административное исковое заявление (т.2 л.д. 40-43), указывая на то, что в ходе обследования Объекта было установлено использование более 20 процентов его площади для размещении офисов коммерческих организаций, что послужило основанием для включения Объекта в проект перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, который был опубликован в установленном порядке 10.10.2019 года, однако административный истец не выразил несогласия с результатами определения Комитетом вида фактического использования Объекта, в связи с чем Здание было включено в Перечень.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить административный иск, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N 684-96 "О налоге на имущество организаций" на территории Санкт-Петербурга введен налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества. Согласно пункту 2 статьи 1-1 названного Закона Санкт-Петербурга налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2019 году и последующие налоговые периоды определяется в отношении, в том числе административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), при условии, что площадь указанных объектов составляет свыше 1000 кв. м.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Осуществление указанных полномочий возложено на Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 3.7 Положения о Комитете по контролю за имуществом, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 года N 207.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год утвержден оспариваемым приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2019 года N 166-п, размещен на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-коммуникационной сети "Интернет" 24 декабря 2019 года, т.е. до начала соответствующего налогового периода.
Включенный в пункт 3782 Перечня Объект - отдельно стоящее здание, расположенное по адресу: "адрес", имеющее кадастровый номер N.., принадлежащее административному истцу на праве собственности, состоит из 5 этажей, в том числе подземных 1), имеет площадь N... кв. м. (т.1 л.д. 18-21).
Условия, при наличии одного из которых, отдельно стоящее нежилое здание (строении, сооружение), помещения в которых принадлежат одному или нескольким собственника, признаются административно-деловыми или торговыми центрами, определены в пунктах 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ, согласно этим условиям к таких объектам может относиться здание если оно:
- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- предназначено для использования в целях размещения перечисленных объектов, то есть если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), или торговых объектов, объектов общественного питания, объектов бытового обслуживания, или фактически используется не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в перечисленных целях.
Как следует из материалов дела видом разрешенного использования земельного участка, на котором размещено Здание, является использование для размещения складских помещений, наименованием Здания согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, является -"научно-производственное" (т.1 л.д. 18-21), документы технического учета наименований помещений Здания не содержат.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, как это установлено пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ, определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 названной нормы высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установлен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 августа 2014 года N 737, в соответствии с которым вид фактического использования объектов определяется в соответствии с установленными в пунктах 3, 4, 4-1 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций" условиями признания нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 2); определение вида фактического использования объектов осуществляется Комитетом ежегодно до 20 декабря года, предшествующего очередному налоговому периоду, в соответствии со списком объектов, предполагаемых к включению в определяемый на очередной налоговый период Перечень на основании результатов определения вида фактического использования в соответствии с Порядком (пункт 4), вид фактического использования объектов, указанных в списке, определяется Комитетом на основании результатов их обследований, проводимых сотрудниками Комитета в соответствии с утвержденным им порядком (пункт 6), информация о результатах определения вида фактического использования объекта, полученных по итогам обследования, проведенного в соответствии с пунктом 6 Порядка, размещается на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 10 октября года, предшествующего очередному налоговому периоду (пункт 7).
Распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 2 апреля 2018 года N 7-р установлен Порядок определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно пунктам 3.1 и 3.2 которого формирование списка объектов для включения в перечень по виду фактического использования объектов недвижимости осуществляется на основании результатов мероприятий по определению вида фактического использования объектов; мероприятия по определению вида фактического использования объектов осуществляются путем проведения обследований в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения согласно приложению к настоящему Порядку.
Согласно пункту 1.2 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного указанным распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 02.04.2018 N 7-р, вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется Комитетом на основании результатов их обследований, проводимых сотрудниками Комитета с отражением результатов такого обследования в акте (пункты 3.4 и 3.5 данного Порядка).
Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга проведено обследование Здания в целях определения его фактического использования, о чем составлен акт обследования от "дата" года N N... (далее - Акт), согласно которому в ходе обследования установлено фактическое использование более 20 процентов площади Здания для размещения офисов, делового и административного назначения (т.2 л.д. 44-58).
Указанные обстоятельства послужили основанием для включения Здания в проект перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, который в соответствии с пунктом 7 Порядка был опубликован 10 октября 2018 года на веб-странице Комитета официального сайта Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а затем в Перечень.
В то же время, из Акта следует, что в нем, вопреки требованиям к форме и содержанию акта обследования, установленным Порядком проведения обследований в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденным распоряжением указанного Комитета от 02.04.2018 N 7-р, не отражена информация о выявленных в ходе обследования признаках, свидетельствующих об использовании более 20 процентов площади в Здании под офисы и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), не отражены доказательства, свидетельствующие о целевом использовании такого количества площади Здания под рассматриваемые цели.
Так, из двадцати шести приложенных к Акту фотографий на двух отображен общий вид Здания (N 1 и N 26), на шести фотографиях (N N 2-7) - складские и производственные помещения, на четырнадцати фотографиях - места общего пользования, коридоры, подсобные помещения, вывески с наименованием юридических лиц (N 8, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 23, 24, 25), на одной фотографии отражено помещение, занятое спортивно-развивающим оборудованием (N 12), одна фотография отражает помещение, занимаемое непосредственно истцом, но не отображает каких-либо признаков офиса, не содержит информацию о площади этого помещения (N 9), т.е. из указанных фотографий не представляется возможным сделать вывод о занятии более 20 процентов площади Объекта офисными помещениями.
Как следует из одной фотографии (N 22) в Здании расположено кафе, что может свидетельствовать о размещении в Здании объекта общественного питания, который учитывается при включении объектов недвижимости в соответствующий перечень в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации как помещение, расположенное в торговом центре (комплексе), однако сведений о площади этого помещения в Акте не содержится.
Помещение, отображенное на фотографии N 19, можно отнести к категории помещений, предназначенных для продажи товаров, и также учитывать как помещение, отвечающее установленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации критериям, однако сведений о его площади в Акте также не имеется, как и перечня и общего расчета площади помещений, послуживших основанием для включения Объекта в Перечень.
Таким образом, из содержания Акта и приложенных к нему фотографий не представляется возможным установить тот факт, что более 20 процентов помещений в Здании используется для рассматриваемых целей, иных допустимых доказательств административный ответчик не представил.
При этом суд учитывает, что зафиксированное на фотографиях указание административным истцом на расположенном в Здании информационном стенде того, что Здание используется как бизнес-центр, само по себе не свидетельствует об использовании более 20 процентов площади Объекта под цели, установленные статьей 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 468-96.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 г. следует читать как "N 684-96"
В то же время, из представленных административным истцом договоров аренды и расчета следует, что в целях делового, административного, коммерческого назначения, бытового обслуживания и общественного питания в рассматриваемый период использовалось 1103 кв. м, т.е. 13, 41% от общей площади Здания, для размещения производственно-складских помещений - 22, 03%, ведения образовательной деятельности, деятельности в области исполнительских искусств, научной деятельности - 22, 94%, используемая для собственных нужд площадь (производство) - 14, 68%, фактически не используемая площадь - 1, 31%, места общего пользования - 25, 63% (т.1 л.д.7-17, 37-243).
Иных достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих обоснованность отнесения Здания к объектам недвижимости, отвечающим одному из условий, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административный ответчик, на котором в силу положений части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лежит бремя доказывания законности оспариваемого акта, не представил.
При таких обстоятельствах, суд не может согласиться с доводами административного ответчика о правомерности включения Объекта в пункт 3782 приложения к приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга 23.12.2019 года N 166-П "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год".
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нормативный правовой акт может быть признан недействующим, в том числе со дня его принятия. Поскольку признание отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня принятия.
В связи с удовлетворением требований административного истца, суд на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым при распределении понесенных сторонами судебных расходов, взыскать с административного ответчика в пользу административного истца понесенные им расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "УИК "Л" об оспаривании нормативного правового акта в части удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 3782 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2019 N 166-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год".
Взыскать с Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в пользу Общества с ограниченной ответственностью "УИК "Л" расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 (четырех тысяч пятисот) рублей.
Обязать Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга опубликовать на сайте Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья |
Е.А. Витушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 18 февраля 2021 г. по делу N 3а-50/2021
Текст решения опубликован не был