Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Росавиации
от 04 июня 2021 г. N 383-П
Обстоятельства авиационного происшествия с вертолетом Ми-8АМТ RA-22720
25 декабря 2019 г. экипажем вертолета Ми-8АМТ RA-22720 выполнялась воздушная перевозка пассажиров и багажа по маршруту: посадочная площадка Байкит (Эвенкийский район, Красноярский край) - посадочная площадка ЦПС - посадочная площадка К-219 - посадочная площадка Байкит - посадочная площадка К-257 - посадочная площадка К-219 - посадочная площадка Байкит. На борту вертолета находились 3 члена экипажа, 21 пассажир и 472 кг багажа.
Комиссией Межгосударственного авиационного комитета по расследованию авиационного происшествия (далее - комиссия по расследованию) установлено, что экипаж вертолета получил диспетчерское разрешение на выполнение контрольного висения над местом стоянки вертолета с последующим перемещением, на высоте 5-7 м, на взлетно-посадочную полосу (далее - ВПП) для выполнения взлета с курсом 244°. После пролета осевой линии ВПП командир воздушного судна (далее - КВС) приступил к развороту вертолета на взлетный курс. Вертолет, находясь в правом развороте, пересек левый край ВПП и продолжил уклонение влево, допустив смещение на 40 м левее оси ВПП на участок со слабозакреплённым снежным покровом глубиной более 0,5 м. Не выполнив устойчивого зависания вертолета, КВС доложил диспетчеру о выполнении контрольного висения и готовности к взлету (высота 13 м, курс около 200°, угол тангажа на пикирование 2,5°), отклонил ручку циклического шага (далее - РЦШ) от себя для увеличения скорости полета вертолета. Взлет по-вертолетному с использованием влияния "воздушной подушки" привел к образованию сильного снежного вихря, что, в свою очередь, привело к потере экипажем вертолета пространственной ориентировки, а несоразмерное отклонение КВС РЦШ в направлении "от себя" привело к увеличению угла тангажа на пикирование до 18° и переходу вертолета на снижение с увеличением поступательной и вертикальной скоростей. Столкновение вертолета со снежным бруствером произошло на скорости около 70 км/ч с последующим переворотом вертолета вокруг своей оси и остановом на стойки шасси. В результате авиационного происшествия 18 пассажиров и КВС получили травмы различной степени тяжести, вертолет получил значительные повреждения.
Комиссией по расследованию установлено:
- экипаж вертолета не выполнил положения Руководства по летной эксплуатации вертолета Ми-8АМТ (далее - РЛЭ) по порядку выполнения взлета на пыльных, песчаных и заснеженных аэродромах и площадках;
- при попадании в условия сильного снежного вихря действия экипажа не соответствовали требованиям РЛЭ;
- размеры очищенной части летной полосы не соответствовали размерам, указанным в Технологии содержания летного поля аэродрома в зимний период;
- сценарии тренировок, проведенных с КВС при подготовке к полетам в осенне-зимний период, не предусматривали отработку перехода на полет по приборам при попадании в сильный снежный вихрь
По заключению комиссии по расследованию:
"Авиационное происшествие с вертолетом Ми-8АМТ RA-22720 произошло из-за потери экипажем пространственной ориентировки в процессе разгона скорости на взлете при попадании в условия сильного снежного вихря, что привело к несоразмерному отклонению РЦШ в направлении "от себя", увеличению угла тангажа на пикирование, переходу вертолета на снижение и столкновению с земной поверхностью.
Наиболее вероятно, авиационному происшествию способствовали следующие факторы:
- несоответствие маркировки участков сопряжения РД и ВПП Плану дневной маркировки искусственных покрытий аэропорта "Байкит";
- спешка, вызванная стремлением КВС завершить выполнение полетного задания до наступления темного времени суток;
- необоснованный выбор экипажем вида взлета (по-вертолетному с использованием влияния воздушной подушки);
- перемещение вертолета с места стоянки методом подлета на ВПП (при отсутствии в РПП авиакомпании анализа рисков и путей их снижения при выполнении полетов со стоянки N 5 п.п. Байкит) в условиях умеренного снежного вихря, значительно затрудняющего определение местоположения вертолета относительно визуальных ориентиров, что, в свою очередь, привело к выходу вертолета за рабочую поверхность ВПП и выполнению взлета над участком со слабозакрепленным снежным покровом глубиной более 0,5 м в условиях сильного снежного вихря;
- недостаточное взаимодействие членов экипажа и невыполнение положений РЛЭ и инструкции по взаимодействию и технологии работы экипажа по переходу на полет по приборам при попадании в условия сильного снежного вихря.
Содержание п.п. Байкит в зимний период (в том числе недостаточная степень очистки летной полосы и наличие снежного бруствера на расстоянии около 15 м от боковой границы ВПП, за которым находился слабозакрепленный снежный покров) не соответствовало положениям имевшихся документов. В то же время обстоятельства аварийного полета (выполнение взлета на расстоянии около 26 м от боковой границы ВПП) не дают Комиссии по расследованию возможности однозначно оценить влияние данного фактора на исход полета.".
Подробная информация о результатах расследования авиационного происшествия с вертолетом Ми-8АМТ RA-22720 приведена в Окончательном отчете, размещенном на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 4 июня 2021 г. N 383-П "О реализации мероприятий по результатам... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.