Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению главы
городского округу Зарайск
Московской области
от 14.03.2018 г. N 415/3
Порядок
проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов городского округа Зарайск Московской области, оценки фактического воздействия и экспертизы нормативных правовых актов городского округа Зарайск Московской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок устанавливает правила и процедуру проведения оценки регулирующего воздействия (далее - ОРВ) проектов муниципальных нормативных правовых актов городского округа Зарайск Московской области (далее - проекты актов), оценки фактического воздействия (далее - ОФВ) и экспертизы нормативных правовых актов городского округа Зарайск Московской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории городского округа Зарайск Московской области, определяет участников оценки регулирующего воздействия в городском округе Зарайск Московской области, а также устанавливает порядок отчетности о результатах процедуры оценки регулирующего воздействия в городском округе Зарайск Московской области.
2. Процедура проведения ОРВ, ОФВ и экспертизы нормативных правовых актов осуществляется в целях обоснованного выбора способа предлагаемого правового регулирования общественных отношений на основе анализа альтернативных вариантов и возможных положительных и (или) отрицательных последствий введения такого регулирования, а также обеспечения возможности учета мнения лиц, интересы которых затрагиваются предлагаемым правовым регулированием.
3. Целью ОРВ, ОФВ и экспертизы нормативных правовых актов является повышение качества правового регулирования в предпринимательской и инвестиционной сфере деятельности, выявление в проектах актов положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, обеспечение учета мнений лиц, интересы которых затрагиваются предлагаемым правовым регулированием (далее - заинтересованные лица), анализа последствий и эффекта от введения правового регулирования и определения наилучшего варианта регулирования на основе сопоставления выгод и издержек хозяйствующих субъектов, граждан городского округа Зарайск Московской области в целом.
4. Для целей настоящего Порядка используются следующие основные понятия:
- уполномоченный орган - структурное подразделение администрации городского округа Зарайск Московской области, ответственное за внедрение процедуры ОРВ, ОФВ и экспертизы, выполнение функции нормативно-правового, информационного и методического обеспечения процедуры ОРВ, ОФВ и экспертизы, подготовку заключений о процедуре ОРВ, ОФВ и экспертизе, оценку качества проведения предварительной процедуры ОРВ регулирующими органами;
- регулирующий орган - структурное подразделение администрации городского округа Зарайск Московской области, ответственное за участие в реализации государственной политики и нормативное правовое регулирование в установленной сфере, а также проведение предварительной процедуры ОРВ;
- публичные консультации - открытое обсуждение с заинтересованными лицами проекта муниципального акта и сводного отчета, организуемое регулирующим органом в ходе проведения процедуры ОРВ посредством размещения проекта муниципального акта в специализированном разделе на официальном сайте администрации городского округа Зарайск в сети Интернет;
- сводный отчет о результатах проведения процедуры ОРВ - документ, содержащий выводы по итогам проведения регулирующим органом исследования о возможных вариантах решения выявленной в соответствующей сфере общественных отношений проблемы, а также результаты расчетов издержек и выгод применения указанных вариантов решения;
- заключение о процедуре ОРВ - завершающий процедуру ОРВ документ, подготавливаемый уполномоченным органом и содержащий выводы о соблюдении регулирующим органом установленного порядка проведения процедуры ОРВ, а также об обоснованности полученных регулирующим органом результатов процедуры ОРВ;
- заключение об ОФВ - документ, подготавливаемый уполномоченным органом и содержащий выводы о достижении заявленных целей регулирования и оценку положительных и отрицательных последствий действия муниципального акта, а также предложения об отмене, изменении муниципального акта или его отдельных положений;
- заключение об экспертизе - завершающий экспертизу документ, подготавливаемый уполномоченным органом и содержащий выводы о положениях муниципального акта, в отношении которого проводится экспертиза, создающих необоснованные затруднения для осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, или об отсутствии таких положений, а также обоснование сделанных выводов.
5. Участниками процедуры ОРВ, ОФВ и экспертизы являются регулирующие органы, уполномоченный орган, заинтересованные лица, принимающие участие в публичных консультациях в ходе проведения процедуры ОРВ, ОФВ и экспертизы.
II. Размещение уведомления о подготовке проекта муниципального акта
6. Регулирующий орган проводит анализ проблемы, выявленной в сфере общественных отношений, связанных с осуществлением предпринимательской и инвестиционной деятельности, выбирает способ предполагаемого правового регулирования в отношении данной проблемы.
7. В целях уточнения содержания данной проблемы, определения возможных вариантов ее решения, уточнения состава потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и возможности возникновения у данных лиц необоснованных издержек в связи с введением правового регулирования, а также в целях получения предложений от заинтересованных лиц о других возможных вариантах решения указанной проблемы регулирующий орган проводит публичные консультации посредством размещения проекта муниципального акта в специализированном разделе на официальном сайте администрации городского округа Зарайск Московской области в сети Интернет.
Регулирующий орган размещает на официальном сайте:
- уведомление о подготовке проекта муниципального акта (приложение N 1 к Порядку). Рекомендации по заполнению формы уведомления о подготовке проекта муниципального акта представлены в приложении N 2 к Порядку;
- опросный лист для участников публичных обсуждений (приложение N 3 к Порядку);
- иные материалы, служащие обоснованием выбора варианта предлагаемого правового регулирования.
8. При размещении уведомления регулирующий орган указывает срок, в течение которого осуществляется прием предложений от всех заинтересованных лиц (не менее 10 календарных дней со дня размещения уведомления на официальном сайте), указывает наиболее удобный способ их представления. Срок проведения публичных консультаций устанавливается регулирующим органом в зависимости от определяемой регулирующим органом степени регулирующего воздействия положений, содержащихся в проекте муниципального акта.
9. Одновременно с размещением на официальном сайте уведомления регулирующий орган извещает о начале публичных консультаций заинтересованные лица.
10. Предложения и замечания заинтересованных лиц могут быть получены регулирующим органом также посредством проведения совещаний, заседаний экспертных групп, общественных советов и других совещательных органов, действующих на территории городского округа Зарайск Московской области, проведения опросов представителей групп заинтересованных лиц, а также с использованием иных форм и источников получения информации. Поступившие в ходе указанных мероприятий предложения собираются регулирующим органом и включаются в общий свод предложений.
11. Обработка свода предложений осуществляется регулирующим органом, который рассматривает все предложения, поступившие в установленный в уведомлении срок. В своде предложений указываются автор и содержание предложения, результат его рассмотрения (предполагается ли использовать данное предложение при разработке проекта муниципального акта либо при обосновании решения об отказе от его разработки; в случае отказа от использования предложения указываются причины такого решения).
В своде предложений необходимо указать перечень организаций, которым были направлены извещения о проведении публичных консультаций.
12. По результатам рассмотрения предложений участников публичных консультаций, поступивших в связи с размещением уведомления, регулирующий орган в течение 5 рабочих дней принимает решение о подготовке проекта муниципального акта в целях решения выявленной проблемы либо об отказе от введения предлагаемого правового регулирования. При отказе от подготовки проекта муниципального акта соответствующее решение в течение 5 рабочих дней размещается на официальном сайте администрации городского округа Зарайск и доводится до заинтересованных лиц.
III. Формирование сводного отчета, публичные консультации проекта муниципального акта
13. В случае принятия решения о необходимости введения предлагаемого правового регулирования для решения выявленной проблемы регулирующий орган выбирает наилучший из имеющихся вариантов предлагаемого правового регулирования, на его основе в течение 5 рабочих дней разрабатывает соответствующий проект муниципального акта и направляет его в юридический отдел администрации городского округа Зарайск Московской области для проведения предварительной правовой экспертизы. При наличии правовых оснований для принятия проекта муниципального акта в отношении него проводится процедура ОРВ.
Регулирующий орган в течение 5 рабочих дней формирует сводный отчет о проведении процедуры ОРВ указанного проекта муниципального акта (приложение N 4 к Порядку). Сводный отчет формируется одновременно с разработкой проекта муниципального акта.
Сформированный сводный отчет с приложением проекта муниципального акта регулирующий орган направляет в уполномоченный орган для проведения углубленной процедуры ОРВ.
Сформированный сводный отчет должен содержать следующие сведения:
- описание проблемы (вопроса), на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования;
- цели предлагаемого правового регулирования;
- индикативные показатели правового регулирования (не более трех) в количественном или качественном выражении;
- сравнение предлагаемого способа регулирования с иными способами решения проблемы (если иные способы отсутствуют, указать);
- сведения об основных группах субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, иных заинтересованных лицах, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием;
- предполагаемые издержки и выгоды потенциальных адресатов правового регулирования, в том числе количественные оценки;
- период проведения предварительной оценки регулирующего воздействия;
- иные сведения, которые, по мнению разработчика, позволяют оценить обоснованность предлагаемого регулирования;
- выводы и предложения, степень регулирующего воздействия проекта акта (высокая, средняя, низкая).
14. Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней рассматривает сводный отчет, проект муниципального акта, и принимает решение о проведении углубленной процедуры ОРВ с учетом степени регулирующего воздействия и размещает на официальном сайте администрации городского округа Зарайск полный текст проекта муниципального акта, сводный отчет, а также иную информацию, необходимую для проведения публичных обсуждений.
15. Перед началом публичных консультаций уполномоченный орган устанавливает срок, в течение которого будет осуществляться прием предложений и замечаний заинтересованных лиц. Срок проведения публичных консультаций проекта муниципального акта не может составлять менее 15 календарных дней. Срок проведения публичных консультаций может быть продлен по решению уполномоченного органа на срок не более 5 календарных дней. Информация об основаниях и сроке такого продления размещается уполномоченным органом дополнительным информационным сообщением к размещенному на официальном сайте администрации городского округа Зарайск проекту муниципального акта.
Процедура ОРВ проводится с учетом степени регулирующего воздействия положений, содержащихся в проекте муниципального акта:
1) высокая степень регулирующего воздействия - проект муниципального акта содержит положения, устанавливающие ранее не предусмотренные муниципальными актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, ответственность за нарушение муниципальных актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также положения, приводящие к возникновению ранее не предусмотренных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
2) средняя степень регулирующего воздействия - проект муниципального акта содержит положения, изменяющие ранее предусмотренные муниципальными актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, изменяющие или отменяющие ранее установленную ответственность за нарушение муниципальных актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также положения, приводящие к увеличению ранее предусмотренных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
3) низкая степень регулирующего воздействия - проект муниципального акта содержит положения, отменяющие ранее установленную ответственность за нарушение муниципальных актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
16. Публичные консультации проводятся в отношении проектов муниципального актов, имеющих среднюю и высокую степень регулирующего воздействия.
17. В отношении проектов муниципального актов, имеющих низкую степень регулирующего воздействия, уполномоченный орган готовит соответствующее заключение в течение 5 рабочих дней.
18. Для размещения на официальном сайте к тексту проекта муниципального акта и сводному отчету могут прилагаться опросный лист (приложение N 3 к Порядку) для участников публичных консультаций, иные материалы и информация по усмотрению регулирующего органа, служащие обоснованием выбора предлагаемого варианта правового регулирования.
IV. Подготовка заключения о процедуре ОРВ
19. Заключение о процедуре ОРВ подготавливается уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней и содержит выводы о соблюдении регулирующим органом установленного порядка проведения процедуры ОРВ, наличии либо отсутствии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности или возникновению дополнительных существенных расходов бюджета городского округа Зарайск Московской области, о наличии либо отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования, об обоснованности полученных регулирующим органом результатов процедуры ОРВ.
20. В случае выявления несоблюдения установленных требований в заключении о процедуре ОРВ могут быть сделаны выводы о необходимости повторного проведения процедуры ОРВ начиная с соответствующей невыполненной или выполненной ненадлежащим образом процедуры с последующей доработкой и повторным направлением в уполномоченный орган сводного отчета и проекта муниципального акта для подготовки заключения о процедуре ОРВ.
21. Анализ, проводимый уполномоченным органом, основывается на результатах исследования выявленной проблемы, указанной в сводном отчете. При этом учитываются также мнения потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования, отраженные в сводах предложений, поступивших по результатам размещения уведомления и проведения публичных консультаций проекта муниципального акта.
Отсутствие таких предложений может свидетельствовать о недостаточно эффективной организации публичных обсуждений.
22. В ходе анализа обоснованности выбора предлагаемого правового регулирования уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней формирует мнение относительно полноты рассмотрения предлагаемого варианта правового регулирования выявленной проблемы, а также эффективности данного способа решения проблемы в сравнении с действующим на момент проведения процедуры ОРВ правовым регулированием рассматриваемой сферы общественных отношений.
23. При оценке эффективности предложенных вариантов правового регулирования уполномоченный орган обращает внимание на следующие основные сведения, содержащиеся в соответствующих разделах сводного отчета:
точность формулировки выявленной проблемы; обоснованность качественного и количественного определения потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и динамики их численности; правильность определения целей предлагаемого правового регулирования; практическая реализуемость заявленных целей предлагаемого правового регулирования; реалистичность показателей достижения целей предлагаемого правового регулирования, мониторинг достижения данных показателей; корректность оценки регулирующим органом дополнительных расходов и доходов потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и бюджета городского округа Зарайск Московской области, связанных с введением предлагаемого правового регулирования; степень выявления регулирующим органом всех возможных рисков введения предлагаемого правового регулирования.
24. Выявленные в проекте муниципального акта положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующие их введению, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов указанных субъектов и бюджета городского округа Зарайск Московской области, перечисляются в заключении о процедуре ОРВ.
25. Если регулирующий орган не согласен с замечаниями уполномоченного органа, он не позднее 10 рабочих дней проводит согласительное совещание с представителями уполномоченного органа, участниками публичных консультаций с целью урегулирования разногласий по проекту муниципального акта.
Если взаимоприемлемое решение на согласительном совещании не найдено, регулирующий орган в течение 3 рабочих дней оформляет протокол и лист разногласий по форме согласно приложению N 5 к Порядку.
26. Положения настоящего Порядка не применяются к отношениям, связанным с процедурой ОРВ проектов муниципального актов:
- устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих региональные, местные налоги, а также налоговые ставки по федеральным налогам;
- регулирующих бюджетные правоотношения;
- содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне;
- о координационных, совещательных органах;
- по вопросам заключения соглашения с органами государственной власти Московской области о предоставлении целевых субсидий;
- по вопросам заключения соглашения о намерениях между администрацией городского округа Зарайск Московской области и юридическим лицом;
- по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий;
- по вопросам организации и осуществления на территории городского округа Зарайск Московской области мероприятий по предупреждению терроризма и экстремизма, минимизации их последствий.
V. Организация и проведение оценки фактического воздействия (ОФВ)
27. ОФВ проводится уполномоченным органом в отношении муниципальных актов, при подготовке которых проводилась процедура ОРВ, на основании Плана проведения ОФВ на очередной год (далее - План), сформированного с учетом предложений о ее проведении, поступивших в уполномоченный орган от:
1) структурных подразделений администрации городского округа Зарайск Московской области;
2) научно-исследовательских, общественных и иных организаций;
3) субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, их ассоциаций и союзов;
4) совещательных, коллегиальных органов администрации городского округа Зарайск Московской области.
28. План утверждается уполномоченным органом не позднее 15 декабря текущего года и размещается на официальном сайте администрации городского округа Зарайск Московской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
29. Для проведения ОФВ уполномоченным органом рассчитываются фактические значения показателей (индикаторов) достижения целей регулирующего воздействия муниципального акта, а также оцениваются фактические положительные и отрицательные последствия установленного регулирования.
Уполномоченный орган вправе запрашивать дополнительную информацию, необходимую для проведения оценки фактического воздействия муниципального акта.
30. В отношении муниципального акта, подлежащего ОФВ, подготавливается отчет, включающий следующие сведения и материалы:
1) реквизиты муниципального акта;
2) сведения о проведении процедуры ОРВ и ее результатах;
3) сравнительный анализ прогнозных индикаторов достижения целей и их фактических значений. Приводятся также методики расчета индикаторов и источники использованных данных. Для оценки фактических значений показателей используются официальные статистические данные, экспертные оценки, данные социологических опросов и другие источники информации. Источники данных для расчета фактических значений установленных показателей должны соответствовать тем, которые использовались при расчете целевых индикаторов в рамках процедуры ОРВ;
4) анализ фактических положительных и отрицательных последствий установленного правового регулирования в сравнении с прогнозными положительными и отрицательными последствиями, содержащимися в заключении об оценке регулирующего воздействия проекта акта;
5) результаты предыдущих процедур оценки фактического воздействия данного акта (при наличии);
6) иные сведения, которые позволяют оценить фактическое воздействие.
31. Отчет об ОФВ размещается на официальном сайте администрации городского округа Зарайск Московской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Вместе с материалами отчета размещается перечень вопросов для участников публичных консультаций.
32. Целью публичных консультаций является выработка мнения относительно того, достигаются ли в процессе действия муниципального акта заявленные цели правового регулирования, а также о целесообразности отмены, изменения данного муниципального акта или его отдельных положений.
33. Публичные консультации начинаются одновременно с размещением отчета об ОФВ. Срок проведения публичных консультаций составляет не менее 15 календарных дней со дня размещения на официальном сайте администрации городского округа Зарайск в информационно-телекоммуникационной сети Интернет уведомления о проведении публичных консультаций. Срок проведения публичных консультаций может быть продлен по решению уполномоченного органа, который также размещает информацию об основаниях и продолжительности такого продления.
34. По итогам проведения публичных консультаций уполномоченным органом в течение 10 рабочих дней подготавливается заключение об ОФВ по установленной им типовой форме, которое должно содержать выводы о достижении заявленных целей регулирования и оценку положительных и отрицательных последствий действия муниципального акта, а также могут быть представлены предложения об отмене, изменении муниципального акта или его отдельных положений.
35. Заключение об ОФВ направляется в регулирующий орган и подлежит публикации уполномоченным органом на официальном сайте администрации городского округа Зарайск Московской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
36. Если регулирующий орган не согласен с замечаниями уполномоченного органа, он не позднее 10 рабочих дней проводит согласительное совещание с представителями уполномоченного органа, участниками публичных консультаций с целью урегулирования разногласий по муниципальному акту.
Если взаимоприемлемое решение на согласительном совещании не найдено, регулирующий орган в течение 3 рабочих дней оформляет протокол и лист разногласий по форме согласно приложению N 5 к Порядку.
VI. Организация и проведение экспертизы
37. Экспертиза проводится уполномоченным органом в целях оценки достижения заявленных в ходе их разработки и принятия целей регулирования, эффективности предложенного способа правового регулирования, оценки фактических положительных и отрицательных последствий предложенного способа правового регулирования посредством анализа правоприменительной практики.
38. Экспертиза проводится в отношении муниципальных актов, регулирующих отношения, участниками которых являются или могут являться субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности.
39. Экспертиза проводится на основании ежегодно утверждаемого уполномоченным органом плана. План формируется на основании предложений о проведении экспертизы, поступивших в уполномоченный орган. В план включаются муниципальные акты, в отношении которых имеются сведения, указывающие, что положения муниципального акта могут создавать условия, необоснованно затрудняющие осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.
40. Данные сведения могут быть получены уполномоченным органом:
- от структурных подразделений администрации городского округа Зарайск Московской области;
- от субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, ассоциаций и союзов, представляющих их интересы;
- самостоятельно уполномоченным органом.
41. Утвержденный план размещается на официальном сайте администрации городского округа Зарайск Московской области.
42. Срок проведения экспертизы не должен превышать двух месяцев. При необходимости срок может быть продлен уполномоченным органом не более чем на один месяц.
43. В ходе экспертизы проводятся публичные консультации, исследование акта на предмет наличия положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, и составляется мотивированное заключение об экспертизе.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
45. Срок проведения публичных консультаций составляет не менее 15 рабочих дней со дня, установленного для начала экспертизы.
Уполномоченный орган размещает уведомление и муниципальный акт для их публичного обсуждения на официальном сайте администрации городского округа Зарайск Московской области в информационно-коммуникационной сети Интернет.
46. По результатам исследования уполномоченным органом составляется заключение об экспертизе, которое размещается на официальном сайте администрации городского округа Зарайск Московской области в информационно-коммуникационной сети Интернет.
47. По результатам экспертизы уполномоченный орган в случае выявления в муниципальном акте положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, вносит в регулирующий орган, принявший муниципальный акт, предложение об отмене, изменении муниципального акта или его отдельных положений.
48. Если регулирующий орган не согласен с замечаниями уполномоченного органа, он не позднее 10 рабочих дней проводит согласительное совещание с представителями уполномоченного органа, участниками публичных консультаций с целью урегулирования разногласий по муниципальному акту.
Если взаимоприемлемое решение на согласительном совещании не найдено, регулирующий орган в течение 3 рабочих дней оформляет протокол и лист разногласий по форме согласно приложению N 5 к Порядку.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.