Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение В
(справочное)
Культура безопасности
Культура безопасности включает:
a) личную преданность и добросовестность лиц, ответственных за достижение или поддержку функциональной безопасности, а также лиц, выполняющих или поддерживающих действия по обеспечению безопасности в организации;
b) психологию безопасности во всей организации, обеспечивающую критическое отношение, предотвращающее самоуверенность, и стремление к передовому опыту, способствующую возложению на себя ответственности и реализующую корпоративное саморегулирование в вопросах безопасности.
Примечание - См. серию изданий по безопасности N 75-INSAG-4, Международное агентство по атомной энергии, Вена, 1991.
Таблица В.1 - Примеры оценки культуры безопасности
Примеры, свидетельствующие о низкой культуре безопасности |
Примеры, свидетельствующие о высокой культуре безопасности |
Ответственность не прослеживается |
Процесс гарантирует, что ответственность за решения, связанные с функциональной безопасностью, прослеживается |
Стоимость и график работ всегда имеют преимущество перед безопасностью и качеством |
Безопасность является главным приоритетом |
Система вознаграждения отдает предпочтение снижению себестоимости и соблюдению графика работ, а не безопасности и качеству |
Системы вознаграждения поддерживают и мотивируют эффективное достижение функциональной безопасности. Системы вознаграждения наказывают тех, кто игнорирует вопросы, которые ставят под угрозу безопасность или качество |
Персонал, выполняющий оценку безопасности, качества и управление этими процессами, находится под чрезмерным влиянием лица, ответственного за выполнение процессов |
Процесс обеспечивает адекватную систему сдержек и противовесов, например соответствующий уровень независимости во внутренних процессах (безопасности, качества, валидации, верификации и управления конфигурацией) |
Пассивное отношение к безопасности, например: - высокая зависимость от тестирования в конце цикла разработки изделия; - менеджмент реагирует только тогда, когда есть проблема при эксплуатации |
Активное отношение к безопасности, например проблемы безопасности и качества выявляются и исправляются на самой ранней стадии жизненного цикла изделия |
Необходимые ресурсы не планируются или не выделяются своевременно |
Необходимые ресурсы распределяются. Квалификация персонала соответствует порученной деятельности |
"Групповое мышление". "Подтасовывание карт" при формировании групп для оценки. Несогласные подвергаются остракизму или помечаются как "некомандный игрок". Инакомыслие негативно отражается на оценках работы. Лицо из "инакомыслящего меньшинства" отмечается или рассматривается как "нарушитель спокойствия", "некомандный игрок" или "осведомитель". Неравнодушные сотрудники опасаются последствий |
Поощряется разнообразие точек зрения: - интеллектуальное разнообразие ищут, ценят и включают во все процессы; - поведение, мешающее использованию разнообразия, не приветствуется и наказывается. Существуют каналы поддержки коммуникации и принятия решений, и менеджмент поощряет их использование: - рекомендуется свободное общение; - обнародование полученных кем-либо результатов поощряется; - процесс получения результатов и решения проблем продолжается при эксплуатации |
Не систематизированы процессы непрерывного совершенствования, учебные циклы или другие формы "извлечения уроков" |
Непрерывное совершенствование является неотъемлемой частью всех процессов |
Процессы "для данного случая" или неявные |
Определенные, прослеживаемые и управляемые процессы выполняются на всех уровнях, включая процессы: - управления; - технические; - разработки интерфейсов; - верификации; - валидации безопасности; - аудита функциональной безопасности; - оценки функциональной безопасности |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.