Приказ Министерства образования и науки Алтайского края от 8 июня 2021 г. N 37-П
"Об утверждении Концепции развития государственно-общественного управления образованием в Алтайском крае"
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", постановлением Правительства Алтайского края от 13.12.2019 N 494 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Развитие образования в Алтайском крае" приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития государственно-общественного управления образованием в Алтайском крае на период до 2030 года.
2. Настоящий приказ подлежит опубликованию на "Официальном интернет портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра образования и науки Алтайского края Исакову Л.В.
Министр |
М.А. Костенко |
Утверждена
приказом Министерства
образования и науки
Алтайского края
от 08.06.2021 N 37-П
Концепция
развития государственно-общественного управления образованием в Алтайском крае
1. Общие положения
1.1. Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер.
На уровне государственного управления в сфере образования данная норма отражена через включение консультативных, совещательных и иных органов, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, в структуру системы образования.
На уровне управления образовательной организацией принцип государственно-общественного управления выражен через принципы единоначалия и коллегиальности в управлении.
В Федеральных государственных образовательных стандартах участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности рассматривается в качестве основного требования к проектированию и развитию основной образовательной программы и условий ее реализации.
Государственной программой Алтайского края "Развитие образования в Алтайском крае", утвержденной постановлением Правительства Алтайского края от 13.12.2019 N 494, нормативно закреплена необходимость развития системы комплексного мониторинга качества образования, внешней независимой системы оценки качества образования с участием общественности.
1.2. Настоящая Концепция развития государственно-общественного управления образованием в Алтайском крае (далее - "Концепция") призвана установить теоретические основы государственно-общественного управления образованием в Алтайском крае, его основные понятия, цель, принципы, формы и механизмы взаимодействия государства и общества в целях обеспечения реализации и удовлетворения образовательных потребностей общества и его подсистем.
Концепция способствует расширению общественного участия в управлении образованием, росту влияния общества на качество образования и его доступность для всех слоев населения, повышению эффективности деятельности органов государственной власти Алтайского края в сфере образования и образовательных учреждений, ее открытости для населения Алтайского края, развитие диалога и равноправного партнерства с общественностью в рамках существующих и формирующихся новых механизмов государственно-общественного управления.
2. Основные понятия государственно-общественного управления Образованием
Государственно-общественное управление образованием - это особый тип взаимодействия государства и общества, предполагающий постоянное и ответственное участие в управлении субъектов, выражающих и представляющих интересы государства в сфере образования, и субъектов, выражающих и представляющих интересы населения, бизнеса, родителей и непосредственно самих обучающихся.
Общественное наблюдение - это участие представителей органов управления образовательных организаций, представителей профессиональной и родительской общественности, представителей общественных объединений и организаций в процедурах аттестации учащихся (деятельности аттестационных, аккредитационных, конфликтных и иных комиссий, действующих на всех уровнях системы образования), процедурах лицензирования образовательных организаций.
Педагогический совет - постоянно действующий орган коллегиального управления образовательной организацией, формируемый из штатных педагогических работников образовательной организации, для рассмотрения основных вопросов образовательной деятельности.
Попечительский совет - это коллегиальный орган управления образовательной организацией, объединяющий на добровольной основе всех, кто заинтересован в развитии образования и конкретной образовательной организации.
Представительный орган работников (профсоюз работников) образовательной организации - общественное объединение, создаваемое в форме общественной, некоммерческой организации по решению учредительного профсоюзного собрания и соответствующей территориальной (городской, районной) организации Профсоюза работников образования и науки Российской Федерации.
Региональные и/или муниципальные общественные советы - консультативные, совещательные и иные органы, созданные органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования. Данные органы являются коллегиальными (состоящими из группы лиц), представительными (представляющими интересы региональных и муниципальных образовательных организаций, региональных органов власти, органов местного самоуправления и населения) органами управления региональной (муниципальной) системой образования, формируемые через процедуры делегирования (выборов), назначения и кооптации.
Совет обучающихся - коллегиальный орган управления образовательной организации, формируемый по инициативе обучающихся с целью учета мнения обучающихся по вопросам управления образовательной организацией и при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы обучающихся.
Совет родителей - коллегиальный орган управления образовательной организации, создаваемый с целью учета мнения родителей (законных представителей) обучающихся по вопросам управления образовательной организацией и при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы обучающихся и их родителей (законных представителей).
Управляющий совет - это представительный коллегиальный орган государственно-общественного управления образовательной организацией, имеющий определенные уставом полномочия по решению вопросов функционирования и развития образовательной организации, формируемый из представителей учредителя, руководства и работников образовательной организации, обучающихся старше 14 лет и родителей (законных представителей) обучающихся, не достигших возраста 18 лет, а также из представителей местного сообщества.
Участники образовательного процесса - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.
3. Проблемы и перспективы развития государственно-общественного управления образованием в Алтайском крае
В Алтайском крае опыт формирования государственно-общественного управления возник с 1992 года и находится в состоянии постоянного развития. В настоящее время на региональном и муниципальном уровнях функционируют общественные советы, клубы, ассоциации, общественные организации, профессиональные союзы работников образования.
На уровне образовательных организаций действуют советы образовательных организаций, попечительские советы, родительские комитеты, педагогические советы.
Анализ практики деятельности действующих органов государственно-общественного управления образованием свидетельствует, что существует потребность в повышении мотивации всех субъектов образовательных отношений к эффективному взаимодействию.
К основным причинам и факторам, затрудняющим развитие государственно-общественного управления образованием, относятся:
недостаточность соответствующей нормативной правовой базы, регулирующей участие общественности в управлении образованием, отсутствие ее актуализации в соответствии с возникающими изменениями;
недостаточная заинтересованность представителей общественности в управлении и развитии образовательных организаций;
авторитарность части руководителей образовательных организаций;
недостаточная информационная открытость организации образовательных отношений.
Целью настоящей Концепции является создание условий для эффективного взаимодействия субъектов государственных, образовательных и общественных структур, обеспечивающих соблюдение интересов человека, общества и государства в сфере образования.
Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:
совершенствование имеющихся моделей общественного участия в управлении образованием в Алтайском крае;
развитие общественной экспертизы и общественного наблюдения в сфере образования;
разработка рекомендаций, необходимых для создания и функционирования органов государственно-общественного управления образованием;
вовлечение общественности в формирование и реализацию образовательной политики Алтайского края, стратегических программ и проектов региона, муниципальных образований, образовательных организаций;
организация обучения, обеспечивающего достижение уровня правовых, экономических, управленческих знаний у представителей педагогического сообщества и общественных структур;
повышение информационной открытости образовательных организаций потребителям образовательных услуг;
развитие государственно-частного партнерства в сфере образования.
4. Сущность, признаки, цель, задачи и принципы государственно-общественного управления образованием в Алтайском крае
4.1. Сущность государственно-общественного управления образованием состоит в формировании и развитии новых, более демократических отношений, согласованных взаимодействий между всеми заинтересованными в качественном образовании субъектами в решении различных вопросов функционирования и развития отрасли, предоставлении общественным деятелям возможности ответственно и результативно влиять на образовательную политику, участвовать в принятии управленческих решений, выполнении ресурсообеспечивающих функций, создании здоровой социальной среды для обучающихся.
4.2. К основным признакам государственно-общественного управления образованием относятся:
совместная деятельность государственных и общественных структур по управлению образовательными организациями;
процедура принятия решений, которая включает обязательное согласование проектов решений с представителями общественности;
делегирование части властных полномочий органов управления образованием структурам, представляющим интересы определенных групп общественности.
4.3. Целью государственно-общественного управления образованием является оптимальное сочетание государственных и общественных начал в управлении образованием в интересах человека, общества и государства.
Задачи государственно-общественного управления образованием для достижения цели:
вовлечение общественности в формирование и реализацию образовательной политики в Алтайском крае;
повышение эффективности государственной политики в сфере образования;
удовлетворение образовательных потребностей и интересов всех категорий участников образовательных отношений.
4.4. Государственно-общественное управление образованием на территории Алтайского края развивается на основе принципов:
законности, защиты прав и реализации законных интересов участников образовательной деятельности;
приоритетности качества образования и качества жизни обучающихся;
добровольности участия и самодеятельности общественности в государственно-общественном управлении;
сохранения разумного баланса государственной и общественной составляющих в системе государственно-общественного управления, их обязанностей, прав, полномочий и ответственности.
5. Формы и механизмы реализации государственно-общественного управления образованием
5.1. Органы государственно-общественного управления образованием создаются при Министерстве образования и науки Алтайского края, администрациях муниципальных образований и образовательных организациях.
В своей деятельности органы государственно-общественного управления образованием руководствуются общей целью, принципами и задачами государственно-общественного управления образованием, изложенными в разделе 4 настоящей Концепции, при реализации которых учитываются масштаб и специфика уровня управления.
5.2. Одной из форм государственно-общественного управления образованием на региональном уровне является Общественный совет при Министерстве образования и науки Алтайского края (далее "Общественный совет) - коллегиальный совещательный орган, созданный в соответствии с приказом Министерства образования и науки Алтайского края.
В Общественный Совет могут входить участники образовательного процесса и (или) их представители, а также представители общественности.
Целью деятельности Общественного совета является проведение общественной экспертизы нормативных правовых актов, общественного контроля за деятельностью Министерства образования и науки Алтайского края, некоммерческими организациями, представителями институтов гражданского общества при реализации полномочий, отнесенных к ведению Министерства образования и науки Алтайского края, содействие в учете прав и законных интересов общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций при общественной оценке деятельности органов исполнительной власти Алтайского края.
5.3. При поддержке Министерства образования и науки Алтайского края созданы региональные общественные объединения по различным направлениям деятельности системы образования:
координационные советы по профориентации среди детей и молодежи, по патриотическому воспитанию, по развитию дополнительного образования, по развитию детского туризма, по науке и высшему образованию;
советы, экспертные советы по выработке информационной политики в сфере профилактики терроризма, по делам иностранной студенческой молодежи, по качеству образования Алтайского края, по независимой оценке качества организации образовательной деятельности;
краевые межведомственные комиссии, рабочие группы и организационные комитеты по актуальным проблемам развития региональной системы образования;
объединения работников образовательных организаций: ассоциации, клубы, советы руководителей образовательных организаций, краевые учебно-методические объединения, профсоюзные организации;
Алтайский краевой совет родительской общественности.
5.4. На уровне муниципального образования, образовательной организации могут создаваться:
экспертные группы, советы по социальным проблемам образования;
экспертные группы, советы по вопросам управления образовательными системами;
объединения родителей и попечителей: попечительские советы, управляющие советы, наблюдательные советы, родительские комитеты, советы отцов, советы матерей и др.;
объединения работников образовательных организаций: ассоциации, профессиональные советы, педагогические советы, советы образовательных организаций, общие собрания работников трудового коллектива, советы руководителей образовательных организаций и др.;
детские общественные объединения: ученические советы, советы старшеклассников, ассоциации выпускников и др.
Целью деятельности государственно-общественного органа управления образованием образовательной организации является консолидация усилий всех заинтересованных лиц для поддержки развития образовательной организации, для формирования стратегических направлений развития образовательной организации, реализация и защита прав и законных интересов участников образовательного процесса, обеспечение открытости и доступности информации о деятельности образовательной организации.
5.5. Форматы взаимодействия участников государственно-общественного управления образованием - собрания, заседания, конференции участников образовательных отношений или их представителей, собрания родителей (законных представителей) обучающихся, собрания работников образовательной организации, профсоюзные собрания, собрания обучающихся, собрания попечителей образовательной организации, совместные собрания представителей различных категорий участников образовательного процесса и иные форматы, проводимые как раздельно (по категориям участников образовательного процесса), так и совместно на уровне региона, муниципальных образований, образовательной организации, а также собрания, конференции граждан, представителей их объединений и организаций, действующих в сфере образования.
Конференции, собрания, заседания проводятся в целях:
информирования общественности о решениях и деятельности органов управления в сфере образования;
организации выборов органов государственно-общественного управления образованием, заслушивания и утверждения отчета об их деятельности;
согласования основных управленческих решений, принимаемых в сфере образования.
6. Комплексные мероприятия по реализации Концепции
К комплексным мероприятиям по реализации Концепции относятся организационно-управленческие процессы совершенствования правовых условий развития государственно-общественного управления образованием и информационное обеспечение и популяризация среди жителей Алтайского края государственно-общественного управления образованием.
6.1. Совершенствование организационно-правовых условий развития государственно-общественного управления образованием осуществляется путем:
совершенствования действующих и разработки новых нормативных правовых актов Алтайского края, регулирующих взаимодействие в сфере управления образованием;
проведения мероприятий, направленных на внедрение передового опыта и повышение правовой культуры участников образовательного процесса, а также граждан, представителей их объединений, действующих в сфере образования;
совершенствования работы государственно-общественных органов управления образованием, действующих при Министерстве образования и науки Алтайского края, с участием представителей общественных объединений, иных негосударственных некоммерческих организаций, родительской общественности;
организации и обеспечения проведения мониторинга развития государственно-общественного управления образованием;
развития механизмов общественной оценки качества образовательных услуг;
иными способами в соответствии с действующим законодательством.
6.2. Информационное обеспечение и популяризация среди жителей Алтайского края государственно-общественного управления образованием осуществляется за счет:
анализа состояния и динамики развития государственно-общественного управления образованием в Алтайском крае;
информирования населения Алтайского края о функционировании органов государственно-общественного управления образованием;
издания и распространения информационных буклетов и иных источников информации о развитии государственно-общественного управления образованием;
повышения информационной открытости образовательных организаций потребителям образовательных услуг, обеспечение функционирования официальных сайтов образовательных организаций и их официальных страниц в социальных сетях;
иными способами в соответствии с действующим законодательством.
7. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Реализация Концепции позволит:
повысить эффективность взаимодействия исполнительных органов государственной власти Алтайского края и общества в сфере образования;
обеспечить развитие форм государственно-общественного управления образованием;
совершенствовать механизмы общественной экспертизы;
расширить масштабы общественного наблюдения;
построить новую образовательную среду с высокой интенсивностью различных форм социального и образовательного партнерства, - что позитивно отразится на качестве образовательных услуг, предоставляемых жителям региона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Алтайского края от 8 июня 2021 г. N 37-П "Об утверждении Концепции развития государственно-общественного управления образованием в Алтайском крае"
Вступает в силу с 9 июня 2021 г.
Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 9 июня 2021 г. N 2201202106090004
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства образования и науки Алтайского края от 19 сентября 2024 г. N 48-П
Изменения вступают в силу с 20 сентября 2024 г.
Приказ Министерства образования и науки Алтайского края от 20 февраля 2024 г. N 11-П
Изменения вступают в силу с 20 февраля 2024 г.