Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Законодательного
Собрания города Севастополя
от 8 июня 2021 года N 504
Обращение
Законодательного Собрания города Севастополя к Министру здравоохранения Российской Федерации М.А. Мурашко по вопросу внесения изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 ноября 2013 года N 822н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях"
Уважаемый Михаил Альбертович!
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. В условиях современной жизни нашего общества особую актуальность приобретает проблема сохранения здоровья школьников, которая уверенно лидирует среди других насущных проблем в образовании.
Школа является местом активной деятельности ребенка на протяжении 9-11 лет. Самые важные периоды интенсивного развития детского организма совпадают с важнейшим социальным этапом детства - получением среднего образования. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в четыре раза, к этой удручающей цифре добавляется детский травматизм.
Федеральная служба государственной статистики опубликовала на своем сайте статистические данные по детскому травматизму, согласно которым 15% всех случаев детского и юношеского травматизма происходит в стенах школы. Причем 80% из них случается во время перемен, 18% - на уроках физкультуры, тогда как всего лишь 2% - во время других учебных занятий.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 ноября 2013 года N 822н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях" утверждены Рекомендуемые штатные нормативы медицинских работников отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях (далее - Рекомендуемые штатные нормативы) и Стандарт оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях (далее - Стандарт оснащения медицинского блока).
В соответствии с Рекомендуемыми штатными нормативами количество штатных единиц медицинского персонала устанавливается в зависимости от количества детей, обучающихся в образовательных организациях. К примеру, одна ставка медицинской сестры (фельдшера) предусмотрена на 100 воспитанников дошкольных образовательных организациях либо на 100-500 обучающихся в общеобразовательных организациях или профессиональных образовательных организациях. В действительности - практически во всех субъектах Российской Федерации указанный норматив не выдерживается.
В среднем врачей и медсестер хватает только на 65-70% школ, и это при условии, что врачи и медсестры работают на полторы ставки и в двух-трех школах. Город федерального значения Севастополь не является исключением по нехватке медицинских специалистов в образовательных учреждениях.
Так, в 2019 году количество штатных единиц медицинских работников отделения медицинской помощи обучающимся государственных образовательных учреждений, предусмотренных нормативами, составляло 217.25 единицы, из которых фактически занятых работников - 147 единиц, в том числе 23 врача-педиатра. В 2020 году количество штатных единиц медицинских работников отделения медицинской помощи обучающимся государственных образовательных учреждений, предусмотренных нормативами, составило 241,5 единицы, из которых фактически занятых - 159,5 единицы (из них 56 единиц - внешние совместители), в том числе 29.25 врача-педиатра. Таким образом, дефицит медицинских кадров в образовательных организациях города Севастополя составил в 2019 году - 70.25 работника, в 2020 году - 82 работника. Следует отметить, что в 2020 году в 11 дошкольных образовательных учреждениях и в трех общеобразовательных учреждениях медицинские работники отсутствовали.
В итоге медкабинеты большую часть времени закрыты, профилактическая работа с обучающимися не проводится, контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм воспитательно-образовательного процесса, в том числе за состоянием пищеблоков и учебных помещений, не осуществляется. В таких условиях, в случае чрезвычайного происшествия, детям и педагогам приходится рассчитывать только на скорую помощь.
Учитывая необходимость присутствия медицинского работника в образовательном учреждении в течение всего учебно-воспитательного процесса, с целью обеспечения возможности своевременного оказания помощи квалифицированным сотрудником просим в качестве примечания к Рекомендуемым штатным нормативам добавить пункт 3, в соответствии с которым в каждой образовательной организации, а также ее обособленном подразделении должна быть сформирована одна ставка медицинской сестры (фельдшера) вне зависимости от количества обучающихся.
Кроме того, необходимо обратить внимание на требование Рекомендуемых штатных нормативов о наличии в образовательных учреждениях врачей-педиатров. Как таковое наличие именно врачей-педиатров не требуется, ведь в образовательных организациях они выполняют функции, возложенные на медицинских сестер (фельдшеров). В связи с этим целесообразно рассмотреть вопрос об увеличении количества ставок медицинских сестер (фельдшеров) при одновременном исключении ставки врача-педиатра в образовательных учреждениях.
Также на фоне возросшего количества заболеваний сердечно-сосудистой системы среди молодежи актуальным становится вопрос о внесении изменений в Стандарт оснащения медицинского блока.
По данным Центра синкопальных состояний и сердечных аритмий у детей и подростков ФГБУ "Федеральный научно-клинический центр детей и подростков Федерального медико-биологического агентства", внезапная смерть детей от остановки сердца в школах России в 70% случаев происходит на уроках физкультуры, а частота подобных случаев составляет 1,4 смерти на 100 тысяч учеников в год.
В критических ситуациях, когда ребенка можно было бы спасти, школьные медсестры и врачи не способны оказать ему помощь, поскольку в школах отсутствуют современные медицинские приборы.
Учитывая вышеизложенное, изменение Стандарта оснащения медицинского блока требуется осуществлять в соответствии с требованиями современности и с учетом социального контекста возникающей проблематики. Таким образом, предлагаем в обязательном порядке комплектовать медицинские блоки образовательных организаций автоматическим наружным дефибриллятором.
Еще одной актуальной проблемой является отсутствие требований к комплектации медицинскими изделиями аптечки для оказания первой помощи в образовательных организациях, а ведь наличие аптечки в образовательном учреждении - обязательный фактор обеспечения полноценных условий безопасности детей во время осуществления обучения и воспитания обучающихся.
Конкретный состав лекарственных средств и перечень медицинских препаратов, которые должны содержаться в аптечках для школ, детских садов, организаций среднего профессионального образования, не указан.
Учитывая, что учебным планом образовательных организаций предусмотрены такие предметы, как физическая культура, химия, биология, физика, технология, в ходе которых может возникать детский травматизм разного вида воздействия, можно предположить наличие в аптечках соответствующих медикаментозных средств для оказания первичной медицинской помощи при разном травмировании детей. Также содержание аптечек в образовательных организациях должно быть скорректировано с учетом противопоказаний к применению отдельных препаратов детьми.
Следует отметить, что соответствующие требования утверждены для аптечек, предназначенных для оказания первой помощи: пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; для труднодоступных гидрометеорологических станций Росгидромета, не имеющих в своем составе медицинского работника; для оказания первой помощи работникам. Однако применение в образовательных организациях аптечек для "оказания первой помощи работникам" не в полной мере отвечает фактическим потребностям, характерам травм и новинкам современной фармацевтики.
Учитывая вышеизложенное, просим разработать требования к комплектации медицинскими изделиями аптечки для оказания первой помощи в образовательных организациях.
Председатель Законодательного |
В.В. Немцев |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Законодательного Собрания г. Севастополя от 8 июня 2021 г. N 504 "О направлении Министру здравоохранения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.