Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II
Государственный надзор в области гражданской обороны
2.1. Доклад по правоприменительной практике
Правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Предметом государственного надзора является проверка выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), а также должностными лицами установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Государственному надзору в области гражданской обороны подлежат 171328 объектов надзора. Надзорными органами МЧС России в 2019 году в области гражданской обороны запланировано 3846 проверок (2018 г. - 2405, увеличение на 59,9%). Всего за 2019 г. проведена 5361 проверка (2018 г. - 3897, увеличение на 37,5%), из них:
3794 - плановых (АППГ - 2356, увеличение на 61%);
1567 - внеплановых (АППГ - 1541, увеличение на 1,6%).
Внеплановые проверки проводились в соответствии со следующими основаниями:
по проверке исполнения ранее выданных предписаний - 1562 проверки;
по заявлениям и обращениям граждан, организаций и органов власти, информации из СМИ - 5 проверок.
В ходе проведенных проверок выявлено 27543 нарушения обязательных требований (АППГ - 20219, увеличение на 36,2%). По результатам надзорных мероприятий вручено 2550 предписаний по устранению выявленных нарушений обязательных требований (АППГ - 1981, увеличение на 28,7%). Средний показатель по Российской Федерации в части устранения нарушений требований и мероприятий в области гражданской обороны составил 66,8% (АППГ - 71,2%, уменьшение на 4,4%).
Типовыми и массовыми нарушениями обязательных требований и мероприятий в области гражданской обороны, выявляемыми в 2019 году должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного надзора в области гражданской обороны, стали:
1. Вопросы создания, содержания и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств:
сотрудники организаций не в полной мере обеспечены средствами индивидуальной защиты, медицинскими аптечками, коллективными аптечками;
не в полной мере создаются в целях гражданской обороны запасы средств;
отсутствие условий и мест для хранения запасов.
2. Вопросы укрытия наибольшей работающей смены предприятий и населения в защитных сооружениях гражданской обороны (далее - ЗСГО):
отсутствие ЗСГО при наличии его потребности;
укрытие работников наибольшей работающей смены организаций и населения в ЗСГО, не имеющих статус ЗСГО (по факту - заглубленные помещения, на которые отсутствует паспорт ЗСГО);
отсутствие договоров с подрядчиками на строительство быстровозводимых ЗСГО либо самих ЗСГО;
укрытие работников наибольшей работающей смены организаций, населения в ЗСГО, не готовых к приему укрываемых.
3. Вопросы содержания ЗСГО:
нарушение эксплуатации ЗСГО в мирное время;
нарушение сохранности и технической готовности конструкций и оборудования ЗСГО;
отсутствие комплексной оценки технического состояния защитных сооружений гражданской обороны,
4. Вопросы подготовки руководителей, сотрудников органов власти и организаций, населения в области гражданской обороны:
нарушение сроков обучения в области гражданской обороны должностных лиц и работников гражданской обороны, впервые назначенных на должность (в течение первого года работы);
нарушение сроков повышения квалификации;
не создана и не поддерживается в рабочем состоянии учебно-материальная база для подготовки сотрудников в области гражданской обороны.
По результатам надзорных мероприятий в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) составлено 3080 протоколов об административных правонарушениях (АППГ - 2321, увеличение на 32,7%), из них на должностных лиц 1756 (АППГ - 1265, увеличение на 38,8%) и на юридических лиц 1324 (АППГ - 1056, увеличение на 25,3%), в том числе по ст. 20.7 КоАП РФ (невыполнение требований и мероприятий в области ГО) - 2004 протокола (АППГ - 1305, увеличение на 53,5%).
К административной ответственности в виде наложения штрафа в соответствии с КоАП РФ привлечено 1902 лица (АППГ - 1428, увеличение на 33,2%), из них должностных - 1140 лиц (АППГ - 859, увеличение на 32,7%) и юридических - 762 лица (АППГ - 569, увеличение на 33,9%), в том числе по ст. 20.7 КоАП РФ - 1225 лиц (АППГ - 805, увеличение на 52,17%).
Сумма наложенных административных штрафов за несоблюдение обязательных требований составила 28292,72 тыс. руб. (АППГ - 18975,9 тыс. руб., увеличение на 49,1%).
В 2019 г. в надзорные органы, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны, поступило 89 представлений прокуратуры об устранении нарушений требований действующего законодательства.
2.2. Ответы на актуальные вопросы правоприменения законодательства в области гражданской обороны
Таблица 2
N |
Содержание вопроса |
Содержание ответа |
1. |
Необходимо ли отнесение опасных производственных объектов I и II классов опасности, не имеющих существенного оборонного и экономического значения, к категории по ГО и, как следствие создание для них нештатных аварийно-спасательных формирований |
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" все организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии обязаны создавать собственные нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников. Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" конкретизируются нормы по созданию нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - НАСФ) в целях осуществления дифференцированного подхода. Вместе с тем исключение нормы по созданию НАСФ приведет к правовому пробелу в части планирования и осуществления мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте. |
2. |
В соответствии с какими критериями проводятся плановые проверки организаций |
В соответствии с Положением о государственном надзоре в области гражданской обороны, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 305, проведение плановых проверок с установленной периодичностью в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется если соблюдается хотя бы один из следующих критериев: наличие у юридического лица или индивидуального предпринимателя категории по гражданской обороне; эксплуатация юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем потенциально опасного объекта; эксплуатация юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем критически важного объекта; наличие на балансе юридического лица или индивидуального предпринимателя защитного сооружения гражданской обороны; принадлежность юридического лица или индивидуального предпринимателя к оборонно-промышленному комплексу. |
3. |
На каких основаниях и кем производится отнесение организаций к категориям риска по гражданской обороне |
В соответствии с Положением о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1418, и Положением о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 305, главным управлениям МЧС России по субъектам Российской Федерации предоставлены полномочия самостоятельно относить деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категориям риска. Данная работа проводится на основании соответствующих решений руководителя (заместителя руководителя) соответствующего территориального органа МЧС России или руководителя (заместителя руководителя) территориального отдела (отделения, инспекции) структурного подразделения территориального органа МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления надзорной деятельности, по месту нахождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. По итогам присвоения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей категорий риска территориальными органами МЧС России формируются перечни юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводятся плановые проверки в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. |
4. |
Выполнение каких требований и мероприятий в области гражданской обороны, отображенных в вопросах проверочного листа (списка контрольных вопросов), являются для организации обязательными в зависимости от статуса организации (отнесена/не отнесена к категории, продолжает или не продолжает работу в военное время и др.) |
Предусмотренные приказом МЧС России от 27.02.2018 N 78 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением установленных требований в области гражданской обороны" вопросы, отражающие содержание установленных требований, уточняют отдельные категории требований, которые являются обязательными для организаций в зависимости от их статуса. Если вопросами не предусмотрена конкретизация организаций в зависимости от их статуса, то требования распространяются на все организации. |
5. |
Организации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне и в области защиты работников организаций и подведомственных объектов от ЧС. Возможна ли разработка единого планирующего документа, объединяющего План гражданской обороны, План действий по предупреждению и ликвидации ЧС и План по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов |
Вопросы разработки планов гражданской обороны, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов регулируются отдельными законодательными актами и иными нормативными правовыми актами, относящимися к различной области применения. Такими законодательными и иными нормативными правовыми актами являются: Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне"; Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации"; Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"; постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. N 1189 "Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"; постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов"; приказ МЧС России от 21.12.2004 N 621 "Об утверждении правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации". ГАРАНТ:По-видимому, здесь и далее по тексту допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "28.12.2004 г." Учитывая, что правовое регулирование требований к разработке вышеуказанных планирующих документов имеет различный характер, считаем разработку единого планирующего документа по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций нецелесообразным. |
6. |
Кто осуществляет отнесение организаций к субъектам надзора в области гражданской обороны. |
В соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьями 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления возложены полномочия по организации и осуществлению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В связи с этим, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления определяют степень участия организаций в области гражданской обороны, на территории соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. |
7. |
Кто устанавливает полномочия организаций по выполнению обязанностей в области гражданской обороны. |
Полномочия и обязанности организаций в области гражданской обороны, установлены статьей 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации. |
8. |
Какие организации обязаны создавать и организовывать работу комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования организаций |
В соответствии с пунктом 16.13 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687, мероприятием по обеспечению устойчивого функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, является создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования организаций в военное время. В связи с тем, что повышение устойчивости функционирования организаций необходимо на период военного времени, в пунктах 8 и 9 формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением установленных требований в области гражданской обороны, утвержденной приказом МЧС России от 27.02.2018 N 78, указана категория организаций, для которых выполнение указанного требования является обязательным - это организации, продолжающие работу в военное время. |
9. |
Кто и в каком порядке обязан создавать спасательные службы |
Спасательные службы, необходимость создания которых предусмотрена пунктом 8 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687, предназначены для проведения мероприятий по гражданской обороне, всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных формирований и выполнения других неотложных работ при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и порядок деятельности спасательных служб устанавливаются создающими их организациями в соответствующих положениях о спасательных службах. Вид и количество спасательных служб, создаваемых организациями, определяются на основании расчета объема и характера выполняемых в соответствии с планами гражданской обороны задач и не зависят от наличия в организации нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне. |
10. |
Какие формирования являются противопожарными и какие организации обязаны их создавать |
Противопожарные формирования в соответствии с Порядком создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденным приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999, являются нештатными аварийно-спасательными формированиями, которые в зависимости от численности личного состава формирования подразделяются на пожарно-спасательные команды, пожарно-спасательные группы и пожарно-спасательные звенья. Согласно статьям 1 и 12 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" указанные формирования должны оснащаться специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, а также быть аттестованными на определенный вид аварийно-спасательных работ. Создавать указанные формирования обязаны организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне. |
2.3. Дополнительные рекомендации подконтрольным субъектам по соблюдению требований в области гражданской обороны
1. Обеспечить выполнение нормативных требований по приведению в готовность защитных сооружений гражданской обороны;
2. Обратить особое внимание на принимаемые нормативные правовые акты, актуализирующие обязательные требования и мероприятия в области гражданской обороны;
3. Руководствоваться требованиями Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804.
2.4. Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2017 N 245) и Положению о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 305, государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется с применением риск-ориентированного подхода.
Указанным Положением предусмотрены критерии отнесения к категориям риска поднадзорных объектов, критерии по изменению (повышению/понижению) присвоенных ранее объектам надзора категорий риска, а также обязательность применения проверочных листов при осуществлении указанных надзорных функций.
Так, плановые проверки в области гражданской обороны осуществляются исключительно в отношении следующих категорий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:
организаций, эксплуатирующих критически важные объекты;
организаций, эксплуатирующих потенциально опасных объекты;
организаций оборонно-промышленного комплекса;
организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне;
организаций, имеющих на балансе защитные сооружения гражданской обороны.
Приказом МЧС России от 27.02.2018 N 78 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением установленных требований в области гражданской обороны" установлена форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемая при осуществлении всех плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Совместно с Минэкономразвития России, Общественно-деловым советом по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольно-надзорной деятельности", Экспертным советом приоритетной программы по основному направлению стратегического развития "Реформа контрольной и надзорной деятельности", Аналитическим центром "ФОРУМ" в соответствии с Паспортом приоритетного проекта "Совершенствование функции государственного надзора МЧС России в рамках реализации приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности" подготовлены показатели результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, в том числе государственного надзора в области гражданской обороны.
Согласно Основным направлениям разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.05.2016 N 934-р, разработаны и утверждены приказом МЧС России от 18.12.2017 N 576 показатели для государственного надзора в области гражданской обороны.
Одновременно в субъектах Российской Федерации с учетом специфики возможных рисков разработаны и размещены на официальных интернет-порталах главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации типовые программы профилактики нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Также с учетом новых подходов к организации профилактической работы, установленных положениями постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами", разработана Программа профилактики нарушений обязательных требований в области гражданской обороны при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны на 2020 год.
В истекшем году внесены изменения в законодательство о гражданской обороне и тем самым конкретизированы обязательные требования в области гражданской обороны.
В целях реализации Основ государственной политики в области гражданской обороны на период до 2030 года принят Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 84-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданской обороне".
В соответствии с указанным законодательным актом:
введены новые понятия - обеспечение выполнения мероприятий по гражданской обороне; организация, обеспечивающая выполнение мероприятий по гражданской обороне; опасности, возникающие при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов; сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения;
уточнены категории должностных лиц субъектов Российской Федерации, ответственных за руководство гражданской обороной на территории субъектов Российской Федерации, с возложением персональной ответственности за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения на высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), руководителей органов местного самоуправления (должностных лиц местного самоуправления) и руководителей организаций;
исключена норма, устанавливающая необходимость создания и поддержания в состоянии готовности локальных систем оповещения организациями, эксплуатирующими опасные производства и объекты, в зоне действия поражающих факторов которых не ведется хозяйственная или иная, деятельность, а также организациями, эксплуатирующими линейные объекты магистрального трубопроводного транспорта и отнесенными к производственным объектам I и II классов опасности;
определены условия, при которых организации, не имеющие мобилизационного задания и не входящие в перечень организаций, осуществляющих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти, и организации, обеспечивающие выполнение мероприятий регионального и местного уровней по гражданской обороне, могут вместо создания нештатных аварийно-спасательных формирований привлекать для проведения аварийно-спасательных работ профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования на договорной основе, а для организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты III класса опасности, - необходимость создания данных формирований.
В целях приведения некоторых актов Правительства Российской Федерации в соответствие Федеральному закону от 1 мая 2019 г. N 84-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданской обороне" принято Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2019 N 1274 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", направленное на совершенствование порядка функционирования системы обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне.
В целях приведения положений законодательства к единым требованиям полномочия в области гражданской обороны закреплены для органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Конкретизированы требования для организаций по подготовке к ведению и ведению гражданской обороны. Порядок подготовки к ведению гражданской обороны и планы гражданской обороны необходимо будет разрабатывать только организациям, отнесенным к категориям по гражданской обороне, так как организации, не отнесенные к категориям по гражданской обороне, собственные планы гражданской обороны не разрабатывают, и мероприятия по защите их работников включаются в планы гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, соответственно отсутствует необходимость в разработке собственных положений и планов.
Также уточняется требование по планированию действий сил гражданской обороны. Так, планирование их действий необходимо учитывать в планах гражданской обороны, а отдельные планы действий сил разрабатывать не требуется. Кроме того введено определение терминов "работающее население" и "неработающее население" в целях их однозначного толкования в интересах привлечения к выполнению мероприятий подготовки в области гражданской обороны лиц, входящих только в эти группы населения.
Утверждены приказ МЧС России от 08.10.2019 N 570 "О внесении изменений в Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденный приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999", установивший обновленный перечень организаций, создающих и поддерживающих в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования, и приказ МЧС России от 24.12.2019 N 776 "О внесении изменений в Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденное приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687", актуализирующий ряд норм Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях.
Принято постановление Правительства Российской Федерации от 30.10.2019 N 1391 "О внесении изменений в Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", которым введено понятие "наибольшая работающая смена" (максимальная по численности работающая в военное время смена организации, имеющей мобилизационное задание (заказ) и уточнены категории организаций, для которых создаются убежища, противорадиационные укрытия и укрытия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.