Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 6
Утверждена
постановлением администрации
Копейского городского округа
от 1 июня 2021 г. N 1097-п
Примерная дополнительная профессиональная программа
повышения квалификации руководителей и работников гражданской обороны, органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и отдельных категорий лиц, осуществляющих подготовку по программам обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций
I. Общие положения
1. Примерная дополнительная профессиональная программа повышения квалификации руководителей и работников гражданской обороны (далее - ГО), органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) и отдельных категорий лиц, осуществляющих подготовку по программам обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее - Примерная программа), разработана на основании Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 2004 года N 868, в рамках осуществления функции МЧС России по методическому руководству при решении вопросов по обучению населения в области ГО и защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - ЗНТЧС).
2. Примерная программа предназначена для руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность в области ГО и защиты от ЧС, и может быть применена в качестве методической основы при разработке программ повышения квалификации в области ГО и защиты от ЧС для соответствующей категории обучаемых.
3. Примерная программа является одним из составляющих элементов единой системы подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС.
В целях повышения эффективности обучения руководителей и работников ГО, органов управления единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и отдельных категорий лиц, осуществляющих подготовку по программам обучения в области ГО и защиты от ЧС, при реализации программ повышения квалификации в Примерную программу заложен принцип модульно-компетентностного подхода. Предлагаемые модули разработаны с учетом базовой подготовки соответствующих категорий обучаемых и необходимости получения ими
уровня знаний, умений и навыков, требующихся для выполнения
должностных обязанностей (трудовых функций). Темы первого модуля
рекомендуется изучать во время самостоятельной подготовки и путем получения консультаций у преподавателей.
4. Для лиц, исполняющих должностные обязанности менее одного года, целесообразно организовать изучение всех тем первого модуля, а для остальных обучаемых - в зависимости от уровня исходной подготовки в области ГО и защиты от ЧС.
5. Обучение по программам повышения квалификации может осуществляться по очной и очно-заочной формам с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, а также с применением сетевой формы. Форму обучения определяет руководитель образовательной организации в зависимости от категории обучаемых, подготовленности преподавателей и имеющейся учебной материальной базы.
6. Для повышения эффективности обучения возможно проведение входного тестирования обучаемых. Входное тестирование проводится в целях определения исходного уровня подготовки обучаемых в области ГО и защиты от ЧС. На основании результатов тестирования вырабатываются индивидуальные рекомендации обучаемым по изучению тем первого модуля, а также может уточняться расписание занятий.
7. Учебные группы комплектуются преимущественно из лиц одной или схожих по своим функциональным обязанностям (трудовым функциям) категории обучаемых с учетом уровня их подготовки. Рекомендуемое количество обучаемых в группе - 25 человек. Для проведения занятий по специальным темам и практических занятий допускается учебную группу делить на подгруппы численностью 12-13 человек.
8. Обучение по программам повышения квалификации предусматривает следующие виды учебных занятий: лекции, семинары, практические занятия.
Виды учебных занятий определяются для каждой программы повышения квалификации с учетом ее содержания и целей, а также категории обучаемых.
9. Рекомендуемая продолжительность ежедневных учебных занятий с преподавателем не менее 6 академических часов продолжительностью по 45 минут. Рекомендуется предусматривать в дни учебных занятий до 3 часов на самостоятельную подготовку (далее - самоподготовка) обучаемых. Часы самоподготовки используются для изучения тем занятий, работы с приборами, консультаций, а также просмотра учебных видеоматериалов.
10. Оценка качества освоения программы осуществляется проведением текущего контроля с использованием метода фронтального опроса или индивидуального тестирования, а также итоговой аттестации в форме тестирования или принятия зачета.
11. Форма проведения зачета и его содержание разрабатываются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и
утверждаются ее руководителем. Прием зачетов проводится комиссией,
назначаемой руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность. В состав комиссии рекомендуется включать преподавателя, закрепленного за учебной группой.
12. В целях сокращения материальных затрат и времени на проезд обучающихся организацию, осуществляющую образовательную деятельность по программам повышения квалификации в области ГО и защиты от ЧС, возможно проводить обучение методом выездных занятий.
Руководитель занятия несет персональную ответственность за соблюдение мер безопасности во время занятий.
II. Цель и основные задачи обучения
13. Целью обучения по программам повышения квалификации, разработанным на основе Примерной программы, является совершенствование компетенций и повышение профессионального уровня, необходимых для организации выполнения мероприятий ГО и защиты от ЧС, в том числе по подготовке различных групп населения по вопросам защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС.
14. Основными задачами обучения соответствующих категорий обучаемых по программам повышения квалификации являются:
изучение требований нормативных правовых актов применительно к исполняемым должностным обязанностям (трудовым функциям);
формирование у обучающихся знаний и навыков по организации защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС;
выработка навыков формирования среды обучения в области ГО и защиты от ЧС, использования профессиональных знаний и умений в реализации задач подготовки различных групп населения;
осознание обучающимися важности своей деятельности и необходимости поддержания уровня личной подготовки, обеспечивающего эффективное выполнение должностных обязанностей;
формирование личной и профессиональной культуры безопасности.
III. Планируемые результаты обучения
15. В целях эффективной организации образовательного процесса лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области ГО и защиты от ЧС, категории обучаемых сведены в группы обучаемых.
16. Рекомендуемые результаты обучения сформулированы для групп обучаемых с учетом требований нормативных правовых актов в области ГО и защиты от ЧС, предъявляемых к соответствующим должностным лицам, объема знаний и умений, необходимых для организации выполнения мероприятий ГО и защиты от ЧС.
17. Руководителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность, при разработке программы повышения квалификации соответствующей категории обучаемых рекомендуется учитывать конкретные обязанности в области ГО и защиты от ЧС, возложенные на них.
18. Группы обучаемых в области ГО и защиты от ЧС:
1- я группа "Руководители" включает: руководителей органов местного самоуправления и организаций (далее - руководители);
2- я группа "Координационные органы РСЧС" включает:
председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) муниципальных образований и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по ЗНТЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах (далее - председатели КЧС и ОПБ);
членов КЧС и ОПБ муниципальных образований и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по ЗНТЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах (далее - члены КЧС и ОПБ);
3- я группа "Органы повседневного управления РСЧС" включает руководителей и работников, в функциональные обязанности которых входит деятельность в области ЗНТЧС:
на муниципальном уровне:
единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования (далее - ЕДДС) подведомственных органы местного самоуправления (далее - ОМСУ), ДДС экстренных оперативных служб в области ЗНТЧС, управление силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации ЧС, осуществления обмена информацией и оповещения населения о ЧС;
на объектовом уровне:
органов повседневного управления РСЧС организаций, обеспечивающих их деятельность в области ЗНТЧС, управление силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации ЧС, осуществления обмена информацией и оповещения населения о ЧС;
4-я группа "Постоянно действующие органы управления РСЧС" включает руководителей и работников, в функциональные обязанности которых входит деятельность в области ЗНТЧС:
органов, специально уполномоченных на решение задач ЗНТЧС,
создаваемых при ОМСУ;
структурных подразделений организаций, специально уполномоченных
на решение задач в области ЗНТЧС;
5-я группа "Работники гражданской обороны" включает работников ОМСУ и организаций, включенных в состав:
структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области ГО (далее - уполномоченные по ГО);
эвакоорганов;
комиссий по вопросам повышение устойчивости функционирования
(далее - ПУФ);
6-я группа "Должностные лица, уполномоченные по ЗНТЧС" включает руководителей (работников) подразделений, образованных органами власти и организациями, не включенными в состав РСЧС, для решения задач в области ЗНТЧС (далее - уполномоченные по ЧС);
7-я группа "Руководители формирований и служб" включает работников ОМСУ и организаций, назначенных руководителями (их заместителями) нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (далее - НФГО), нештатные аварийно-спасательные формирования (далее - НАСФ) и спасательных служб;
8-я группа "Должностные лица, осуществляющие обучение в области ГО и защиты от ЧС" включает:
руководителей учебно-методического центра (далее - УМЦ) ГО и ЧС и курсов ГО, а также организации, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО и защиты от ЧС (далее - ОО ДПО) ГО и ЧС;
педагогических работников и инструкторов ГО УМЦ ГОЧС и курсов ГО, а также ОО ДПО ГО и ЧС;
преподавателей предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" (далее - ОБЖ) и дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" (далее - БЖД) организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования.
Рекомендуемые результаты обучения группы "Руководители"
(1-я группа)
19. В результате повышения квалификации руководители должны:
1) знать:
требования нормативных правовых актов по организации и проведению мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
приоритетные направления государственной политики в области ГО и ЗНТЧС, основные мероприятия по их реализации;
основы организации ГО и ЗНТЧС;
возможный состав, задачи и порядок применения органов управления, сил ГО и РСЧС соответствующего уровня, а также мероприятия по обеспечению их постоянной готовности;
структуру, порядок разработки и корректировки планирующих и
отчетных документов по ГО и защите от ЧС;
принципы построения и функционирования систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ЧС и военных конфликтах;
объемы и порядок создания в целях выполнения мероприятий ГО и для ликвидации ЧС запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских и финансовых средств, а также их пополнения;
порядок действий при выполнении мероприятий по приведению в готовность ГО, ведению ГО, а также режимах функционирования РСЧС;
организацию проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
алгоритм своих действий при введении в действие Плана приведения в готовность ГО, Плана ГО (Плана ГО и защиты населения) и Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС;
принципы построения, состав, основные задачи, функции органов управления ГО и РСЧС, а также режимы функционирования органов управления РСЧС;
порядок эвакуации населения, культурных и материальных ценностей;
организацию подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС; организацию, формы и методы пропаганды знаний в области ГО и защиты от ЧС;
2) уметь:
анализировать, оценивать обстановку, принимать решения и ставить задачи в области ГО и ЗНТЧС подчинённым;
организовывать проведение аварийно-спасательные и другие неотложные работы (далее - АСДНР), осуществлять управление подчиненными силами и средствами при выполнении мероприятий в области ГО и ЗНТЧС;
организовывать разработку Плана приведения в готовность ГО, Плана ГО (Плана ГО и защиты населения), а также Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС;
3) быть ознакомлены с:
организацией финансирования и обеспечения мероприятий ГО и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
организацией взаимодействия с частями и подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, привлекаемых для решения задач ГО и ЗНТЧС;
целями и задачами государственных целевых программ, направленных на решение задач ГО и ЗНТЧС.
Рекомендуемые результаты обучения группы
"Координационные органы РСЧС" (2-я группа)
20. В результате повышения квалификации председатели и члены КЧС и ОПБ должны:
1) знать:
требования нормативных правовых актов по организации и проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, обеспечению пожарной
безопасности;
виды ЧС, характерные для соответствующей территории, их причины и последствия;
режимы и алгоритмы работы, организацию управления и взаимодействия органов управления и сил РСЧС;
содержание планирующих и отчетных документов по защите от ЧС, а также содержание плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС;
состав, задачи, возможности и порядок применения сил и средств
соответствующей подсистемы (звена) РСЧС, а также мероприятия по обеспечению их постоянной готовности;
порядок эвакуации населения, культурных и материальных ценностей; алгоритм работы КЧС и ОПБ при угрозе и возникновении ЧС; порядок оповещения и информирования о ЧС; порядок использования резервов материальных средств;
порядок организации предоставления материальной помощи пострадавшим, в том числе жилых помещений;
2) уметь:
организовывать и руководить деятельностью КЧС и ОПБ в повседневной деятельности, при угрозе, возникновении и ликвидации ЧС;
анализировать и оценивать обстановку при функционировании органов управления РСЧС в режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации;
координировать деятельность органов управления и сил соответствующей подсистемы (звена) РСЧС в интересах решения задач по ЗНТЧС;
организовывать проведение АСДНР, управлять подчиненными силами и средствами при ликвидации последствий ЧС;
организовывать жизнеобеспечение пострадавшего населения; 3) быть ознакомлены с:
организацией финансирования и обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
порядком действий при выполнении мероприятий по приведению в готовность ГО, ведению ГО;
организацией взаимодействия с частями и подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, привлекаемых для решения задач ГО и ЗНТЧС;
целями и задачами государственных целевых программ, направленных
на решение задач ГО и ЗНТЧС.
Рекомендуемые результаты обучения группы
"Органы повседневного управления РСЧС"
(3-я группа)
21. В результате повышения квалификации должностные лица органов повседневного управления РСЧС, в чьи функциональные обязанности входит деятельность в области ЗНТЧС, должны:
1) знать:
основные требования законодательных и нормативных актов в области ГО, ЗНТЧС и обеспечения пожарной безопасности;
задачи, структуру и режимы функционирования функциональных (территориальных) подсистем (звеньев) РСЧС;
состав, задачи сил и средств функциональных (территориальных) подсистем (звеньев) РСЧС, привлекаемых к ликвидации ЧС, и основы их применения;
основные задачи, структуру и организацию работы органов повседневного управления, порядок взаимодействия с вышестоящим органом повседневного управления;
перечень и содержание основных организационных, планирующих и отчетных документов ДДС;
алгоритм работы руководителя и специалиста ДДС в различных ЧС; системы связи, оповещения, автоматизации и программно-техническое обеспечение функциональных (территориальных) подсистем (звеньев) РСЧС;
классификацию, критерии ЧС, формы и порядок донесений о них: порядок сбора, обработки, документирования и обмена информацией о ЧС;
порядок оповещения органов управления функциональных (территориальных) подсистем (звеньев) РСЧС при угрозе и возникновении опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС;
порядок действий при выполнении мероприятий по приведению в готовность ГО, ведению ГО, а также режимах функционирования РСЧС;
особенности эвакуации населения, культурных и материальных ценностей;
2) уметь:
организовывать и осуществлять сбор и обработку информации о фактах или угрозе возникновения ЧС и в ходе проведения АСДНР;
оперативно реагировать на информацию о ЧС и своевременно доводить информацию до должностных лиц органов управления;
организовывать информационное взаимодействие ОМСУ и организаций при решении задач в области ЗНТЧС и ГО, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области ЗНТЧС;
осуществлять оповещение соответствующих органов управления, а
также населения об угрозе (возникновении) ЧС, складывающейся обстановке и динамике ее развития, принятых и рекомендуемых мерах защиты и действий;
координировать деятельность органов повседневного управления РСЧС (в том числе управления силами и средствами);
анализировать, оценивать обстановку и готовить предложения в области защиты от ЧС;
3) быть ознакомлены с:
организацией взаимодействия с частями и подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских
формирований, привлекаемых для решения задач ГО и ЗНТЧС;
современными информационными системами, применяемыми в деятельности органов управления РСЧС, их возможностями и перспективами развития;
порядком организации работы по профилактике и предупреждению ЧС; основными направлениями морально-психологического обеспечения работников дежурных смен органов повседневного управления.
Рекомендуемые результаты обучения групп "Постоянно действующие
органы управления РСЧС", "Работники гражданской обороны", "Должностные лица, уполномоченные по ЗНТЧС", "Руководители формирований и служб"
(4-я - 7-я группы)
22) В результате повышения квалификации: должностные лица постоянно действующих органов управления РСЧС, уполномоченные по ГО, уполномоченные по ЧС, а также руководители (их заместители) НФГО, НАСФ и спасательных служб (далее - руководители формирований и служб) должны:
1) знать:
требования нормативных правовых актов по организации и выполнению мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
структуру, задачи ГО и подсистемы РСЧС соответствующего уровня, а также возможности имеющихся сил и средств ГО и РСЧС;
порядок действий при выполнении мероприятий по приведению в готовность ГО, ведению ГО, а также режимах функционирования РСЧС;
структуру и содержание Плана приведения в готовность ГО, Плана ГО (Плана ГО и защиты населения), а также Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС;
возможности и порядок функционирования систем связи и оповещения, обеспечивающих доведение сигналов оповещения и информирование органов управления, сил ГО и РСЧС, а также населения;
номенклатуру, объемы и порядок создания запасов (резервов) финансовых, материально-технических, продовольственных, медицинских и
иных средств, а также их наличие и состояние;
порядок создания и поддержания в состоянии готовности НФГО, НАСФ и спасательных служб;
порядок эвакуации населения, культурных и материальных ценностей; основные методы и способы повышения устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения;
2) уметь:
разрабатывать проекты планирующих и отчетных документов по ГО и защите от ЧС;
анализировать и оценивать обстановку в интересах защиты населения от опасностей военных конфликтов и ЧС, готовить предложения для руководителя;
организовывать выполнение мероприятий в области ГО и ЗНТЧС;
организовывать поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию имеющихся систем оповещения и информирования;
организовывать проведение АСДНР и выполнение задач имеющимися силами ГО и РСЧС;
организовывать проведение занятий по подготовке работников в области ГО и защиты от ЧС;
3) быть ознакомлены с:
принципами построения и функционирования систем управления, связи и оповещения, работой ДДС;
организацией взаимодействия с частями и подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, а также эвакоорганами других территорий, привлекаемых для решения задач ГО и ЗНТЧС;
передовыми технологиями в области производства, способствующими повышению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения.
23. В результате повышения квалификации члены эвакоорганов должны: 1) знать:
требования нормативных правовых актов по организации и проведению мероприятий ГО и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
опасности мирного и военного времени и их основные поражающие факторы;
порядок действий при выполнении мероприятий по приведению в готовность ГО, ведению ГО, а также режимах функционирования РСЧС;
порядок, организацию и особенности проведения эвакуации;
порядок применения, организацию хранения и поддержания в готовности к выдаче населению средств индивидуальной защиты органов дыхания и медицинских средств индивидуальной защиты;
порядок организации создания, использования и пополнения запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств в интересах ГО (предупреждения и ликвидации
ЧС);
порядок поддержания в готовности защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО);
порядок обеспечения выполнения эвакуационных мероприятий, в том числе привлечения сил и средств при ЧС, чрезвычайном и военном положениях;
2) уметь:
анализировать, оценивать обстановку, готовить предложения и принимать решения в объеме занимаемой должности по вопросам эвакуации;
разрабатывать планирующие и сопровождающие документы в области организации и проведения эвакуации;
разрабатывать и осуществлять мероприятия по повышению эффективности проведения эвакуационных мероприятий;
использовать средства индивидуальной защиты; вести учет имущества,
находящегося в распоряжении ЗС ГО;
3) быть ознакомлены с:
принципами построения и функционирования систем управления, связи и оповещения, работой ДДС;
организацией взаимодействия с частями и подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, а также эвакоорганами других территорий, привлекаемых для решения задач ГО и ЗНТЧС.
24. В результате повышения квалификации члены комиссий ПУФ должны:
1) знать:
требования нормативных правовых актов по организации и проведению мероприятий ГО и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, в том числе на радиоактивно загрязненных территориях;
опасности мирного и военного времени и их основные поражающие факторы;
порядок действий при выполнении мероприятий по приведению в готовность ГО, ведению ГО и режимам функционирования РСЧС;
основные принципы и способы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ЧС мирного и военного времени;
методы и способы повышения устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения, в том числе на радиоактивно загрязненных территориях;
порядок проведения мероприятий по световой и другим видам маскировки;
методики оценки устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при угрозах и опасностях различного характера;
2) уметь:
анализировать, оценивать обстановку, готовить предложения и принимать решения по вопросам повышения устойчивости работы экономики и жизнеобеспечения;
разрабатывать планирующие документы в области повышения устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения;
обеспечивать выполнение мероприятий по устойчивому функционированию организаций, необходимых для выживания населения в военное время и при ЧС;
осуществлять прогнозирование по вопросам устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения;
3) быть ознакомлены с:
порядком эвакуации населения, культурных и материальных ценностей;
принципами построения и функционирования систем управления, связи и оповещения, работой ДДС;
передовыми технологиями в области производства, способствующими
повышению устойчивости функционирования организаций, необходимых для
выживания населения.
Рекомендуемые результаты обучения в группе "Должностные лица, осуществляющие обучение в области ГО и защиты от ЧС"
(8-я группа)
25. В результате повышения квалификации руководители УМЦ ГО и ЧС, курсов ГО и ОО ДПО ГО и ЧС должны:
1) знать:
требования нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих создание и деятельность организаций, имеющих право осуществлять образовательную деятельность по программам дополнительного профессионального образования и курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС;
требования нормативных правовых актов по организации подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС, а также выполнению мероприятий ГО и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
структуру и задачи ГО, подсистемы РСЧС соответствующего уровня, содержание документов планирования мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
порядок организации учебно-методической работы;
актуальные проблемы и тенденции развития ГО и РСЧС, а также способы и средства защиты от опасностей, возникающих при ЧС и военных конфликтах;
основы финансово-хозяйственной деятельности курсов ГО;
основы трудового законодательства, правил охраны труда и пожарной безопасности;
требования и содержание соответствующих программ курсового обучения и программ повышения квалификации в области ГО и защиты от ЧС;
порядок действий при выполнении мероприятий по приведению в готовность ГО, ведению ГО и режимам функционирования РСЧС;
организацию подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС;
организацию, формы и методы пропаганды знаний в области безопасности жизнедеятельности;
2) уметь:
планировать деятельность УМЦ ГОЧС, курсов ГО и осуществлять контроль за выполнением планов;
использовать формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся;
определять задачи и содержание тренировок в области ГО и защиты от ЧС в муниципальных образованиях и организациях, а также оказывать методическую помощь в разработке документов на их проведение;
3) быть ознакомлены с:
реализацией государственных и территориальных целевых программ, направленных на предотвращение ЧС, снижение ущерба от них и защиту населения от опасностей, возникающих при ЧС и военных конфликтах;
организацией проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также обобщения и распространения передового опыта по подготовке населения в области ГО и защиты от ЧС.
26. В результате повышения квалификации педагогические работники, инструкторы ГО УМЦ ГОЧС, курсов ГО и ОО ДПО ГОЧС, а также преподаватели ОБЖ и БЖД должны:
1) знать:
требования нормативных правовых документов по организации дополнительного профессионального образования;
требования примерной программы повышения квалификации в области ГО и защиты от ЧС и примерной программы курсового обучения должностных лиц и работников ГО и РСЧС;
современные методики и образовательные технологии обучения по программам повышения квалификации и курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС;
требования нормативных правовых документов по организации и проведению мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
структуру ГО и РСЧС;
порядок планирования мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
организацию подготовки и проведения учений и тренировок по ГО и защите от ЧС;
правила эксплуатации технических средств обучения;
виды ЧС, причины их возникновения, основные характеристики, возможные последствия;
способы защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС;
локальные нормативные акты, регламентирующие организацию и осуществление обучения в области ГО и защиты от ЧС;
организацию, формы и методы пропаганды знаний в области безопасности жизнедеятельности среди населения;
2) уметь:
применять положения нормативных правовых актов в сфере подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС;
использовать знание современных проблем дополнительного профессионального образования при решении задач подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС;
организовывать и проводить занятия по программам повышения квалификации и курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС;
анализировать программы повышения квалификации и курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС, оценивать и выбирать учебнометодические пособия, электронные образовательные ресурсы и иные материалы;
анализировать проведение учебных занятий, готовить предложения по внесению изменений в программы курсового обучения и программы повышения квалификации;
вести учебную, планирующую документацию и документацию учебного помещения;
осуществлять поиск необходимой информации, в том числе с помощью компьютерных средств, и уметь работать с этими средствами;
применять технические средства обучения при проведении занятий по соответствующим формам подготовки в области ГО и защиты от ЧС;
3) быть ознакомлены с:
основами организации ГО и ЗНТЧС;
принципами построения и функционирования систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ЧС и военных конфликтах;
способами защиты населения от опасностей, возникающих при ЧС и военных конфликтах и порядком их применения;
порядком действий при выполнении мероприятий по приведению в готовность ГО, ведению ГО, а также режимах функционирования РСЧС;
особенностями эвакуации населения, культурных и материальных ценностей;
организацией и порядком обучения школьников и студентов в области безопасности жизнедеятельности.
IV. Учебно-тематический план и содержание тем занятий
27. Учебно-тематический план содержит темы занятий модулей обучения, рекомендуемое минимальное время на отработку тем каждого модуля и представлен в приложении к Примерной программе. Содержание тем занятий элективного модуля "Основы обеспечения ЗНТЧС и ведения ГО"
28. Тема: Требования нормативных правовых актов в области ГО, ЗНТЧС.
Учебные вопросы:
1) Основные нормативные правовые акты в области ГО и защиты от ЧС, их основное содержание;
2) Задачи и мероприятия в области ГО и ЗНТЧС, содержащиеся в федеральных законах от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" 1 и от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в постановлениях Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и от 10 июля 1999 года N 782 "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны".
29. Тема: Опасности, возникающие при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС.
Учебные вопросы:
1) Опасности военного характера и присущие им особенности;
2) ЧС природного характера, характерные для данной территории, их возможные последствия и основные поражающие факторы;
3) ЧС техногенного характера, вероятные для данной территории, их возможные последствия и основные поражающие факторы.
30. Тема: Основные принципы организации и способы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ЧС, а
также при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
Учебные вопросы:
1) Принципы организации приведения в готовность, ведения ГО и ЗНТЧС;
2) Способы защиты, их содержание и организация выполнения:
инженерная защита;
эвакуация;
использование средств индивидуальной защиты;
проведение АСДНР.
31. Тема: Организационные основы ГО и ЗНТЧС.
Учебные вопросы:
1) Роль и место ГО в современных условиях. Структура ГО. Органы управления и силы ГО;
2) Основы защиты населения и территорий от ЧС. Классификация ЧС и основные опасности. Принципы построения РСЧС, состав органов управления и сил РСЧС.
32. Тема: Полномочия ОГВ, ОМСУ, обязанности организаций и граждан в области ГО и ЗНТЧС.
Учебные вопросы:
1) Полномочия, функции и обязанности ОГВ, ОМСУ, организаций и граждан в области ГО и ЗНТЧС;
2) Ответственность за невыполнение требований нормативных правовых актов в области ГО и ЗНТЧС.
33. Тема: Режимы функционирования органов управления и сил РСЧС и их введение. Выполняемые мероприятия.
Учебные вопросы:
1) Режимы функционирования органов управления и сил РСЧС. Порядок их введения;
2) Мероприятия, проводимые при различных режимах функционирования РСЧС, их сущность и организация выполнения.
34. Тема: Действия должностных лиц и органов управления ГО и РСЧС при введении различных режимов функционирования органов управления и сил, а также при получении сигналов о начале выполнения мероприятий по ГО.
Учебные вопросы:
1) Организации и порядок действия должностных лиц и органов управления, а также основные мероприятия, проводимые ими в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или ЧС;
2) Обязанности и действия должностных лиц и органов управления по приведению в готовность и ведению ГО;
3) Основные мероприятия и действия должностных лиц и органов управления по приведению в готовность и ведению ГО;
Содержание тем занятий модуля "Планирование мероприятий по ГО и ЗНТЧС"
35. Тема: Требования нормативных правовых актов по вопросам ГО и
ЗНТЧС. Организация и выполнение мероприятий по ГО и защиты от ЧС.
Учебный вопрос:
Федеральные и региональные законы и подзаконные акты по вопросам ГО и защиты от ЧС. Их сущность и направления деятельности, обучаемых по их реализации.
36. Тема: Организация работы органа управления ГО и РСЧС. Порядок разработки планирующих и отчетных документов повседневной деятельности органов управления ГО и РСЧС.
Учебные вопросы:
1) Нормативные правовые документы, определяющие порядок работы органов управления ГО и РСЧС. Задачи и основные функции органов управления ГО и РСЧС;
2) Планирующие и отчетные документы, разрабатываемые органами управления ГО и РСЧС, их содержание и предъявляемые к ним требования;
3) Практическое рассмотрение и обсуждение вариантов Плана основных мероприятий органа управления соответствующего уровня на год.
37. Тема: Планирование мероприятий ГО. Содержание и разработка Плана приведения в готовность ГО, Плана ГО (Плана ГО и защиты населения).
Учебные вопросы:
1) Требования, предъявляемые к разработке Плана приведения в готовность ГО, Плана ГО (Плана ГО и защиты населения), исходные данные для планирования мероприятий по ГО, этапы разработки указанных планов, порядок их утверждения;
2) Перечень документов, прилагаемых к Плану приведения в готовность ГО, Плану ГО (Плану ГО и защиты населения), их корректировка, хранение и порядок работы с ними;
3) Практическое рассмотрение вариантов Плана приведения в готовность ГО, Плана ГО (Плану ГО и защиты населения) с разработкой отдельных элементов.
38. Тема: Планирование мероприятий ЗНТЧС. Содержание и разработка Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС.
Учебные вопросы:
1) План действий по предупреждению и ликвидации ЧС, его структура и содержание;
2) Порядок разработки, согласования и утверждения плана;
3) Практическое рассмотрение вариантов Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС с разработкой отдельных элементов.
39. Тема: Деятельность органов управления ГО и РСЧС по организации создания, использования и пополнения запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств в интересах ГО (предупреждения и ликвидации ЧС).
Учебные вопросы:
1) Виды, номенклатура, объем запасов (резервов) средств. Порядок их создания и использования. Задачи органов управления ГО и РСЧС по организации создания и осуществлению контроля за созданием, хранением, использованием и восполнением запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств;
2) Сроки освежения, проведения лабораторных испытаний запасов (резервов) средств;
3) Силы ГО и РСЧС, предназначенные для материального обеспечения выполнения мероприятий ГО и защиты населения, их состав и задачи.
40. Тема: Действия должностных лиц ГО и РСЧС при приведении в готовность органов управления и сил ГО и РСЧС.
Учебные вопросы:
1) Понятие о готовности органов управления и сил ГО и РСЧС, порядок приведения их в готовность;
2) Порядок и сроки оповещения, сбора личного состава, получения табельного имущества, средств индивидуальной защиты, выдвижения в район выполнения задач;
3) Обязанности руководителей и работников органа управления ГО и РСЧС при приведении органов управления, сил ГО и РСЧС в готовность;
4) Мероприятия, проводимые в целях повышения готовности органов управления и сил ГО и РСЧС.
Содержание тем занятий модуля "Организация предупреждения ЧС
и повышения устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения"
41. Тема: Потенциально опасные объекты, расположенные на территории Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, муниципального образования, организации) и возможные опасности при нарушении их функционирования. Организация лицензирования, декларирования и страхования потенциально опасных объектов.
Учебные вопросы:
1) Виды потенциально опасных объектов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования), и характер их опасных производств. Возможные причины и последствия возникновения аварий и катастроф;
2) Основные мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС техногенного характера;
3) Нормативное правовое регулирование промышленной безопасности опасных объектов;
4) Типовой паспорт безопасности территории муниципального образования.
42. Тема: Требования пожарной безопасности и задачи должностных лиц и работников ГО и РСЧС по их выполнению.
Учебные вопросы:
1) Законодательство Российской Федерации в области пожарной безопасности. Основные нормы и требования;
2) Разработка и реализация мер пожарной безопасности. Противопожарный режим и его установление. Система оповещения о пожаре. План (схема) эвакуации в случае пожара. Порядок учета пожаров и их последствий;
3) Особенности пожарной безопасности детских дошкольных и образовательных организаций, культурно-просветительских и зрелищных учреждений, а также при организации и проведении мероприятий с массовым пребыванием людей;
4) Задачи и обязанности должностных лиц и работников ГО и РСЧС по исполнению требований пожарной безопасности;
5) Ответственность за нарушения в области пожарной безопасности.
43. Тема: Общие понятия об устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения. Факторы, влияющие на устойчивость функционирования организаций при ЧС и в военное время.
Мероприятия и способы повышения устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения.
Учебные вопросы:
1) Понятие устойчивости функционирования организаций в военное время, а также при ЧС природного и техногенного характера, основные пути ее повышения. Факторы, влияющие на устойчивость организаций в условиях военного времени, а также при ЧС;
2) Основные направления деятельности органов власти и администрации организаций по разработке и осуществлению мероприятий по повышению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения;
3) Комплекс заблаговременных организационных, инженерно-технических, технологических и специальных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организаций, необходимых для выживания населения, порядок их выполнения;
4) Подготовка организации к восстановлению нарушенного производства и переводу на режим работы военного времени или на аварийный режим работы.
44. Тема: Прогнозирование и оценка устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения.
Учебные вопросы:
1) Исходные положения для прогнозирования и оценки устойчивости функционирования организации;
2) Методики оценки устойчивости организации к воздействию поражающих факторов при военных конфликтах;
3) Оценка химической обстановки при аварии (разрушении) на химически опасных объектах и транспорте;
4) Методика оценки устойчивости объекта при ЧС.
45. Тема: Порядок финансирования мероприятий ГО и ЗНТЧС. Организация отчетности за использование финансовых средств, выделяемых на эти цели.
Учебные вопросы:
1) Планирование бюджетных финансовых средств на выполнение мероприятий ГО, ЗНТЧС и ликвидации их последствий;
2) Порядок выделения финансовых средств на выполнение мероприятий ГО и защиты от ЧС;
3) Перечень, порядок разработки и представления необходимых документов, подтверждающих факт ЧС и размер затрат на ликвидацию ее последствий;
4) Ведение учета, отчетности и финансового контроля за расходованием средств на мероприятия по ГО, предупреждению и ликвидации ЧС.
Содержание тем занятий модуля "Способы и методы защиты населения, материальных, культурных ценностей и организация их
выполнения"
46. Тема: Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территорий от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов, вследствие этих конфликтов, а также при ЧС.
Учебные вопросы:
1) Сущность, порядок и методика прогнозирования и оценки обстановки. Исходные данные для прогнозирования и оценки обстановки в интересах защиты населения, материальных и культурных ценностей и территорий;
2) Силы и средства для ведения разведки в очагах поражения и районах ЧС. Их задачи и действия органов управления ГО и РСЧС по организации выполнения;
3) Оценка радиационной, химической, инженерной и медицинской обстановки в очагах поражения и районах ЧС;
4) Действия должностных лиц органов управления ГО и РСЧС при оценке обстановки при аварии на химически (радиационно) опасном объекте.
47. Тема: Порядок организации реагирования при получении прогноза возникновения ЧС.
Учебные вопросы:
1) Порядок приема информации о прогнозе возникновения ЧС;
2) Порядок доведения информации о получении прогноза возникновения ЧС до взаимодействующих и вышестоящих органов управления РСЧС;
3) Порядок организации выполнения превентивных мероприятий.
48. Тема: Организация радиационной, химической и медико-биологической защиты населения и работников организаций.
Учебные вопросы:
1) Особенности воздействия на население ионизирующего излучения. Основные мероприятия по защите населения от радиационного воздействия при угрозе и (или) возникновении радиационной аварии;
2) Виды аварийно химически опасное вещество (далее - АХОВ). Их воздействие на организм человека. Основные мероприятия химической защиты, осуществляемые в случае угрозы и (или) возникновения химической аварии. Оказание первой помощи при поражении АХОВ;
3) Сущность, задачи и основные мероприятия медико-биологической защиты в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС биологического характера. Карантин и обсервация;
4) Средства индивидуальной защиты, классификация, назначение, порядок использования, хранение и поддержание их в готовности;
5) Классификация приборов радиационной разведки (далее - РР) и дозиметрического контроля (далее - ДК). Принцип действия и основные характеристики приборов радиационной разведки РР и ДК, состоящих на оснащении сил ГО и РСЧС, подготовка их к работе, проверка работоспособности. Практическая работа с приборами РР и ДК;
6) Приборы химической разведки (далее - ХР), их принцип действия и основные характеристики. Подготовка приборов ХР к работе, определение в атмосфере отравляющих веществ и АХОВ. Практическая работа с приборами ХР.
49. Тема: Организация инженерной защиты населения и работников организаций.
Учебные вопросы:
1) Нормативная правовая база в области инженерной защиты. Требования норм проектирования инженерно-технических мероприятий ГО и предупреждения ЧС;
2) Классификация защитных сооружений (далее - ЗС) ГО, их устройство и внутреннее оборудование. Убежища. Противорадиационные укрытия. Укрытия. Порядок приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых;
3) Порядок укрытия населения и работников организации в ЗС ГО. Содержание и использование ЗС ГО в мирное время.
50. Тема: Общие понятия об эвакуации населения. Факторы, влияющие на способы эвакуации при ЧС и в военное время. Мероприятия и способы повышения эффективности проведения эвакуации населения.
Учебные вопросы:
1) Понятие эвакуации. Общий порядок и особенности проведения эвакуации населения в военное время, при ЧС природного и техногенного характера;
2) Основные направления деятельности органов власти и организаций по разработке и осуществлению мероприятий по повышению эффективности проведения эвакуации.
51. Тема: Организация защиты населения, материальных и культурных ценностей путем эвакуации.
Учебные вопросы:
1) Организация эвакуации населения. Способы эвакуации и порядок ее проведения. Планирование эвакомероприятий. Эвакуационные органы, порядок их создания, задачи, состав;
2) Обеспечение эвакомероприятий: транспортное, медицинское и другие. Обеспечение охраны общественного порядка, связи и оповещения. Организация питания и обогрева;
3) Организация взаимодействия органов власти при планировании и проведении эвакомероприятий. Особенности организации и проведения эвакомероприятий при ЧС;
4) Способы подготовки и упаковки материальных ценностей для
эвакуации. Необходимые сопровождающие документы. Способы и особенности погрузки, укладки, крепления, перевозки и выгрузки культурных ценностей. Порядок осуществления охраны перевозки. Особенности перевозки материальных и культурных ценностей в условиях зараженной местности. Определение мест эвакуации и временного хранения материальных и культурных ценностей, а также важнейших фондов культурных ценностей.
52. Тема: Организация профилактики радиационных поражений и оказания первой помощи пострадавшим при радиационной аварии.
Учебные вопросы:
1) Профилактика радиационных поражений. Радиопротекторы;
2) Оценка радиационной опасности и принятие мер по обеспечению личной безопасности. Мероприятия по оказанию первой помощи пострадавшим при радиационной аварии. Транспортировка пострадавших. Проведение санитарной обработки по окончании оказания помощи.
53. Тема: Деятельность должностных лиц ГО и РСЧС по организации и осуществлению надзора и контроля в области ГО и защиты от ЧС.
Учебные вопросы:
1) Полномочия и обязанности должностных лиц ГО и РСЧС в сфере осуществления надзора и контроля в области ГО и защиты от ЧС;
2) Мероприятия по организации и осуществлению надзора и контроля в области ГО и защиты от ЧС.
54. Тема: Особенности организации дезинфекционных мероприятий в период осложнения эпидемиологической ситуации.
Учебные вопросы:
1) Особенности организации дезинфекционных мероприятий на территориях субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) в период осложнения эпидемиологической ситуации;
2) Правила поведения граждан в условиях эпидемии (пандемии);
3) Средства индивидуальной (медицинской) защиты при эпидемии (пандемии).
Содержание тем занятий модуля "Организация выполнения
мероприятий по ликвидации ЧС"
55. Тема: Организация работы КЧС и ОПБ.
Учебные вопросы:
1) Назначение, задачи и состав КЧС и ОПБ. Правовые основы деятельности КЧС и ОПБ. Примерное Положение о КЧС и ОПБ;
2) Планирование работы КЧС и ОПБ (перспективное и текущее). Перечень разрабатываемых документов и их содержание. Алгоритм работы КЧС и ПБ и ее председателя при угрозе и возникновении ЧС.
56. Тема: Действия должностных лиц ГО и РСЧС при приведении органов управления и сил ГО и РСЧС в готовность.
Учебные вопросы:
1) Понятие о готовности органов управления, сил ГО и РСЧС, порядок приведения их в готовность;
2) Порядок и сроки оповещения, сбора личного состава, получения табельного имущества, средств индивидуальной защиты, выдвижения в район расположения;
3) Обязанности председателя КЧС и ОПБ, руководителя органа управления ГО и РСЧС, руководителей спасательных служб и НАСФ при приведении сил ГО и РСЧС в готовность;
4) Мероприятия, проводимые в целях повышения готовности органов управления, сил ГО и РСЧС;
5) Практические действия должностных лиц ГО и РСЧС при приведении органов управления, сил ГО и РСЧС в готовность.
57. Тема: Состав, порядок создания спасательных служб и нештатных формирований, поддержание их в постоянной готовности, их применение при проведении АСДНР.
Учебные вопросы:
1) Нормативное правовое регулирование создания и применения НАСФ, НФГО и спасательных служб;
2) Предназначение, порядок создания, виды и организационная структура спасательных служб, НФГО и НАСФ. Комплектование личным составом, обеспечение техникой и имуществом спасательных служб, НФГО и НАСФ;
3) Организация подготовки к выполнению задач.
58. Тема: Организация всестороннего обеспечения сил ГО и РСЧС и взаимодействия между ними в ходе выполнения АСДНР.
Учебные вопросы:
1) Основные составляющие всестороннего обеспечения действий сил ГО и РСЧС в ходе АСДНР и их краткая характеристика;
2) Особенности организации материально-технического обеспечения при проведении АСДНР;
3) Определение основ взаимодействия при проведении АСДНР, оформление решения о порядке взаимодействия на картах и в других документах. Доведение намеченного порядка взаимодействия до личного состава.
59. Тема: Действия руководителей НАСФ, НФГО и руководителей спасательных служб по организации и проведению АСДНР и выполнению задач по предназначению.
Учебные вопросы:
1) Получение и уяснение задач, оценка обстановки, принятие решения, распределение основных сил и средств;
2) Порядок разработки и содержание приказа (распоряжения) на выполнение задач. Доведение задач до исполнителей. Выбор маршрута выдвижения, порядок построения колонны, организация движения, управление на марше;
3) Организация выдвижения спасательных служб и НАСФ, НФГО в район выполнения задачи;
4) Организация взаимодействия с аварийно-спасательными и иными подразделениями других ведомств;
5) Смена в очаге поражения и вывод из него подразделений НАСФ. Организация и проведение специальной обработки. Восстановление готовности спасательных служб и НАСФ, НФГО к дальнейшим действиям;
6) Организация защиты личного состава сил ГО и РСЧС при выполнении
задач.
Содержание тем занятий модуля "Организация деятельности органов повседневного управления"
60. Тема: Организация управления, связи и оповещения в системах ГО и РСЧС.
Учебные вопросы:
1) Организация связи, использование государственных, ведомственных и коммерческих сетей связи в интересах управления в системах ГО и РСЧС;
2) Принципы построения и использования системы централизованного оповещения. Средства и порядок оповещения. Локальные системы оповещения;
3) Порядок работы должностных лиц органов управления ГО и РСЧС по организации управления, связи и оповещения в системах ГО и РСЧС;
4) Предназначение, оборудование, размещение и организация работы пунктов управления. Порядок работы дежурных смен, их обязанности. Меры, повышающие устойчивость управления при выполнении мероприятий ГО и защиты от ЧС.
61. Тема: Информационные системы, используемые в деятельности органов повседневного управления РСЧС, их возможности и перспективы развития.
Учебные вопросы:
1) Автоматизированная информационно-управляющая система (далее - АИУС) РСЧС. Назначение, функциональные возможности, перспективы развития;
2) Аппаратно-программный комплекс (далее - АПК) "Безопасный город. Назначение, состав, функциональные возможности, перспективы развития;
3) Другие информационные системы, используемые органами управления РСЧС на территории субъекта Российской Федерации;
4) Перспективы развития информационных систем, используемых в деятельности органов повседневного управления РСЧС;
5) Порядок организации круглосуточного мониторинга обстановки и организации реагирования на угрозы возникновения и возникновение ЧС с использованием возможностей АИУС РСЧС, АПК "Безопасный город" и других информационных систем, используемых органами управления РСЧС на территории субъекта Российской Федерации.
62. Тема: Назначение, состав и функциональные возможности АИУС РСЧС.
Учебные вопросы:
1) Назначение, состав, функциональные возможности АИУС РСЧС;
2) Основные правила и требования при организации работы
в АИУС РСЧС;
3) Практическая отработка навыков использования АИУС РСЧС для организации круглосуточного мониторинга, информационного обмена и реагирования на ЧС (происшествия) по вводным, задаваемым преподавателем.
63. Тема: Назначение, состав и функциональные возможности АПК "Безопасный город".
Учебные вопросы:
1) Назначение, состав, функциональные возможности АПК "Безопасный город";
2) Основные правила и требования при организации работы в АПК "Безопасный город";
3) Практическая отработка навыков использования АПК "Безопасный город" для организации круглосуточного мониторинга, информационного обмена и реагирования на ЧС (происшествия) по вводным, задаваемым преподавателем.
64. Тема: Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112". Правила приема и отработки вызова (сообщения о происшествии) операторами ЕДДС.
Учебные вопросы:
1) Назначение, структура системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (далее - система-112) и ее функциональные возможности. ЕДДС как основа для создания системы -112. Основные подсистемы системы - 112;
2) Правила приема и обработки вызова (сообщения о происшествии) ЕДДС, интегрированных с системой-112. Алгоритм действий старшего оперативного дежурного, его помощника и оператора ЕДДС при угрозе и возникновении ЧС, а также получении информации по телефону "112". Порядок ведения учетных форм. Порядок размещения информации о ходе и об окончании мероприятий по экстренному реагированию на принятый вызов;
3) Работа старшего оперативного дежурного, его помощника и оператора ЕДДС за автоматизированным рабочим местом, интегрированным с системой - 112. Порядок заполнения и форма карточки информационного обмена. Особенности приема и обработки SMS, факс-сообщения. Особенности приема и обработка сигнала от датчиков, установленных на стационарных объектах;
4) Отработка алгоритма по организации взаимодействия операторов центров обработки вызовов, диспетчеров ДДС по вводным, задаваемым преподавателем, в том числе при возникновении и ликвидации последствий ЧС на объекте с массовым пребыванием людей;
5) Отработка карточки информационного обмена в роли "оператор ЕДДС". Особенности работы оператора ЕДДС: контроль за реагированием на происшествие, анализ и ввод в базу данных информации, полученной по результатам реагирования;
6) Круглосуточный мониторинг обстановки и организация реагирования на угрозы возникновения и возникновение ЧС с использованием современных информационных систем.
65. Тема: Предназначение, состав, структура, оснащение техническими средствами управления, задачи и организация работы ЕДДС с учетом ввода в
действие системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112".
Учебные вопросы:
1) Предназначение, состав и структура ЕДДС. Оснащение техническими средствами управления;
2) Задачи ЕДДС. Режимы функционирования ЕДДС;
3) Порядок работы, функции и задачи ЕДДС при начале выполнения мероприятий ЕО;
4) Руководящие, планирующие и отчетные документы, определяющие задачи, функции и полномочия ЕДДС с учетом ввода в действие системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112".
66. Тема: Организация и порядок взаимодействия ЕДДС с центр управления в кризисных ситуациях (далее - ЦУКС) ГУ МЧС России, с ДДС экстренных оперативных служб и организаций в рамках функционирования системы-112.
Учебные вопросы:
1) Назначение, цели, задачи, участники осуществления информационного взаимодействия ЕДДС с ЦУКС ГУ МЧС России и ДДС экстренных оперативных служб и организаций в рамках функционирования системы - 112;
2) Состав информации и порядок информационного взаимодействия при обработке входящих вызовов. Особенности информационного взаимодействия в различных режимах функционирования.
3) Особенности информационного взаимодействия экстренных оперативных служб при межмуниципальном и межсубъектовом взаимодействии в рамках функционирования системы -112;
4) Виды, характеристика и состав регламентов и соглашений об информационном взаимодействии. Порядок заполнения и форма карточки информационного обмена. Особенности приема и обработки SMS, факс-сообщения.
Содержание тем занятий модуля "Организация и осуществление
подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС"
67. Тема: Деятельность должностных лиц и работников ГО и РСЧС по организации подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС.
Учебные вопросы:
1) Сущность и задачи подготовки населения Российской Федерации в области ГО и защиты от ЧС;
2) Требования нормативных правовых актов по организации и осуществлению подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС;
3) Структура единой системы подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС;
4) Формы подготовки и перечень групп населения, подлежащих подготовке;
5) Состав и содержание учебно-материальной базы для подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС;
6) Мероприятия по организации подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС;
7) Полномочия и обязанности должностных лиц по организации подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС.
68. Тема: Организация подготовки работников организаций в области ГО и защиты от ЧС, а также подготовки спасательных служб, НАСФ и НФГО.
Учебные вопросы:
1) Планирование и организация подготовки в области ГО и защиты от ЧС руководителей (работников) структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области ГО, и других работников организаций, а также руководителей и личного состава спасательных служб, НАСФ и НФГО организаций;
2) Требования к программам курсового обучения и проведения вводного инструктажа. Их структура и содержание. Документы по планированию и учету мероприятий подготовки, их содержание и порядок ведения.
69. Тема: Организация и проведение учений и тренировок по ГО и защите от ЧС.
Учебные вопросы:
1) Виды учений и тренировок, основы их организации и проведения;
2) Сущность и цели командно-штабных учений. Подготовка учений, разработка учебно-методических документов. Методика проведения учения;
3) Сущность и цели тактико-специальных учений. Подготовка тактико-специальных учений. Руководство учением. Разработка учебно-методических документов. Методика проведения учения;
4) Сущность и цели комплексных учений. Подготовка комплексных учений. Руководство учением. Разработка учебно-методических документов. Методика проведения учения;
5) Сущность и цели объектовых тренировок. Подготовка объектовой тренировки. Руководство тренировкой. Разработка учебно-методических документов. Методика проведения объектовой тренировки;
6) Сущность и цели проведения Дня защиты детей в образовательных организациях, соревнований "Школа безопасности" и полевых лагерей "Юный спасатель". Планирование, подготовка и методика проведения. Разработка учебно-методических документов.
70. Тема: Организация пропаганды и информирования населения в области ГО и защиты от ЧС.
Учебные вопросы:
1) Задачи и содержание пропаганды и информирования населения в области ГО и защиты от ЧС;
2) Организация пропаганды и информирования населения;
3) Порядок взаимодействия со средствами массовой информации в интересах пропаганды и информирования населения в области ГО и защиты от ЧС.
71. Тема: Требования основных нормативных правовых документов, регламентирующих создание и деятельность УМЦ ГОЧС и курсов ГО.
Учебные вопросы:
1) Требования нормативных правовых актов и методических документов по созданию и обеспечению функционирования УМЦ ГОЧС и курсов ГО;
2) Локальные нормативные акты УМЦ ГОЧС и курсов ГО (понятие, признаки, виды и формы). Требования к локальным нормативным актам;
3) Организация процесса обучения. Формы и методы проведения занятий. Организация учебной и методической работы в УМЦ ГОЧС;
4) Учебная материальная база УМЦ ГОЧС и курсов ГО;
5) Требования к организации и осуществлению платной деятельности.
72. Тема: Особенности деятельности должностных лиц ГО и РСЧС по
организации подготовки неработающего населения в области ГО и защиты от ЧС, а также по участию в обучении подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности.
Учебные вопросы:
1) Планирование проведения мероприятий по подготовке неработающего населения и контроль за их проведением;
2) Координация деятельности органов и организаций, участвующих в подготовке неработающего населения;
3) Организация разработки, изготовления и внедрения наглядных пособий, памяток, листовок и другой пропагандистской литературы в интересах подготовки неработающего населения;
4) Взаимодействие должностных лиц ГО и РСЧС с должностными лицами органов управления образованием и образовательными организациями по изучению предмета ОБЖ и дисциплины БЖД, а также проведению мероприятий с подрастающим поколением в области безопасности жизнедеятельности.
Содержание тем занятий модуля "Образовательная деятельность
в области ГО и защиты от ЧС: планирование, управление и результаты"
73. Тема: Профессиональное развитие педагогических работников на основе требований профессионального стандарта.
Учебные вопросы:
1) Правовой статус педагога. Нормативные документы, регламентирующие требования к педагогическим работникам. Профессиональный стандарт как нормативный документ, описывающий требования к профессиональной деятельности педагогических работников по различным квалификационным группам;
2) Цель, структура и содержание профессионального стандарта педагога. Сферы применения профессионального стандарта педагога как основание для его профессионального развития.
74. Тема: Современные требования к содержанию и организации дополнительного профессионального образования и курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС.
Учебные вопросы:
1) Общие правила организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам и программам курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС. Категории обучающихся, которые обязаны проходить повышение квалификации в области ГО и защиты от ЧС и курсовое обучение в области ГО и защиты от ЧС;
2) Периодичность, сроки освоения программы и места обучения. Структура и содержание программ повышения квалификации по ГО и защите от ЧС и курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС. Порядок их разработки и утверждения;
3) Использование сетевых форм обучения. Требования к внутренней оценке качества программ повышения квалификации и курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС, а также результатов их реализации.
75. Тема: Организация безопасной образовательной среды и охрана труда в УМЦ ГОЧС и на курсах ГО.
Учебные вопросы:
1) Основные требования нормативных правовых актов Российской
Федерации, регламентирующих безопасность в образовательных организациях. Система мер и мероприятий по достижению безопасности образовательной организации. Основные формы и методы работы по обеспечению безопасности образовательной среды;
2) Основные требования к обеспечению пожарной безопасности и
соблюдению санитарно-эпидемиологических норм и правил в образовательной организации;
3) Роль и место охраны труда в системе обеспечения безопасности образовательной среды. Основные принципы обеспечения безопасности и охраны труда;
4) Обязанности начальников УМЦ ГОЧС и курсов ГО, ОО ДПО ГОЧС по организации безопасной образовательной среды и охрана труда в УМЦ ГОЧС, на курсах ГО, ОО ДПО ГОЧС и ответственность за их невыполнение.
76. Тема: Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации программ обучения в области ГО и защиты от ЧС.
Занятие 1) (лекция). Теоретические основы организации дистанционных образовательных технологий при обучении в области ГО и защиты от ЧС.
Учебные вопросы:
а) Понятие электронного обучения, дистанционные образовательные технологии (далее - ДОТ). Основные виды ДОТ. Кейс - технология. Интернет-технология. Телекоммуникационная технология. Их характеристики. Способы применения ДОТ при обучении различных групп населения в области ГО и защиты от ЧС;
б) Основные требования к электронной информационно-образовательной среде при реализации программ обучения в области ГО и защиты от ЧС с применением ДОТ. Требования к материально-технической базе при реализации программ обучения в области ГО и защиты от ЧС с применением ДОТ. Особенности подготовки и методического сопровождения педагогических работников, осуществляющих обучение с применением ДОТ. Трудности при использовании ДОТ в обучении.
Занятие 2) (практическое занятие). Разработка и создание на одной из общедоступных платформ заданий к занятию по ГО и защите от ЧС с применением ДОТ.
77. Тема: Проектирование модели урока ОБЖ и внеурочных занятий в интересах формирования культуры безопасности жизнедеятельности.
Учебные вопросы:
1) Основные задачи, содержание, форма организации учебной деятельности по предмету ОБЖ. Формирование субъекта учебной деятельности средствами современного урока. Освоение системы оценивания личностных, метапредметных и предметных результатов обучения по предмету ОБЖ;
2) Формы внеурочных занятий в интересах формирования культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся. Организация и проведение внеурочных занятий в интересах формирования культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся.
78. Тема: Актуальные проблемы преподавания БЖД.
Учебный вопрос:
1) "Круглый стол" по проблемам преподавания БЖД и по обмену опытом преподавания дисциплины в образовательных организациях профессионального образования.
79. Тема: Принципы, методы, процедуры и инструменты оценки результатов освоения программ обучения в области ГО и защиты от ЧС.
Учебные вопросы:
1) Управление качеством обучения с учетом требований примерных программ. Обеспечение системы качества обучения;
2) Инструменты оценки результатов освоения программ повышения квалификации и курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС;
3) Внутренняя система оценки качества обучения: разработка, утверждение, критерии, процедуры, инструментарий оценки результативности обучения.
V. Рекомендуемые организационно педагогические условия реализации программы и учебно-материальная база
80. Рекомендуемые организационно-педагогические условия реализации программ повышения квалификации, разработанные на основе Примерной программы, должны обеспечивать соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения возрастным особенностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.
81. Теоретическое обучение проводится в оборудованных учебных кабинетах, отвечающих материально-техническим и информационно методическим требованиям.
82. Педагогические работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, непосредственно осуществляющие обучение по программам повышения квалификации, разработанным на основе Примерной программы, должны обладать высшим или средним профессиональным образованием в области ГО либо защиты от ЧС, или высшим образованием и дополнительным профессиональным образованием в области ГО либо защиты от ЧС (по программам профессиональной переподготовки), а также стажем преподавания по тематике не менее 1 года и (или) практической работы в областях знаний, предусмотренных модулями Примерной программы, не менее 3 лет.
83. Информационно-методические требования реализации Примерной программы включают:
учебный план;
календарный учебный график;
рабочую дополнительную профессиональную программу повышения квалификации для соответствующей категории обучаемых;
методические материалы и разработки;
расписание занятий.
84. Содержание оценочных и методических материалов определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность самостоятельно, с учетом положений законодательства Российской Федерации об образовании и в области ГО и защиты от ЧС.
85.Учебно-методические пособия должны содержать материалы, необходимые для реализации обучения по темам и учебным вопросам, указанным в Примерной программе. Учебно-методические пособия могут быть представлены в виде печатных изданий, плакатов, электронных учебных материалов, тематических фильмов.
86. Рекомендуемое материально-техническое обеспечение реализации Примерной программы включает в себя наличие:
компьютерного класса;
мультимедийного проектора, экрана или интерактивной доски;
робота-тренажера, манекена для отработки приемов оказания первой помощи;
макетов ЗС ГО, систем связи и оповещения, оборудования для
проведения АСДНР;
плакатов;
презентаций лекций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.