Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Губернатора
Тюменской области
от 10 июня 2021 г. N 157
Положение
об организации и ведении гражданской обороны в Тюменской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" и определяет организационные основы гражданской обороны, содержание основных мероприятий гражданской обороны, состав сил и средств гражданской обороны, порядок организации и ведения гражданской обороны в Тюменской области.
1.2. Гражданская оборона в Тюменской области организуется и ведется в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Тюменской области, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, распорядительными документами руководителя гражданской обороны в Тюменской области, а также настоящим Положением.
1.3. Исполнительные органы государственной власти Тюменской области, органы местного самоуправления и организации независимо от их организационно-правовых форм (далее - организации) в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
1.4. Губернатор Тюменской области, должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации, руководители организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
2. Полномочия исполнительных органов государственной власти Тюменской области в сфере гражданской обороны
2.1. Губернатор Тюменской области в пределах своей компетенции:
осуществляет руководство гражданской обороной в Тюменской области;
обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие исполнительных органов государственной власти Тюменской области при решении задач и выполнении мероприятий гражданской обороны;
утверждает состав комиссий и коллегиальных органов, создаваемых в целях организации выполнения мероприятий по гражданской обороне, и порядок их деятельности;
утверждает перечень органов, ответственных за решение задач и выполнение мероприятий гражданской обороны в Тюменской области;
контролирует применение мер по обеспечению решения задач и выполнению мероприятий гражданской обороны в Тюменской области;
вносит в Тюменскую областную Думу в порядке законодательной инициативы законопроекты, регламентирующие сферу гражданской обороны в Тюменской области;
издает в пределах предоставленной компетенции нормативные правовые акты, регламентирующие сферу гражданской обороны в Тюменской области;
осуществляет иные полномочия в сфере руководства гражданской обороной Тюменской области в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.2. Исполнительные органы государственной власти Тюменской области в пределах своей компетенции:
разрабатывают нормативные правовые акты в сфере организации и ведения гражданской обороны;
разрабатывают государственные программы Тюменской области в области гражданской обороны во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Тюменской области;
во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Тюменской области организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают План гражданской обороны и защиты населения Тюменской области;
утверждают перечень полномочий по решению задач и выполнению мероприятий гражданской обороны для подведомственных им организаций;
привлекают на договорной основе организации различных форм собственности для выполнения работ (поставок товаров или предоставления услуг) в целях обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны в Тюменской области;
утверждают перечень организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования;
заключают с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Тюменской области соглашения о взаимодействии в части своих полномочий в организации мероприятий по гражданской обороне в Тюменской области;
определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне;
осуществляют иные полномочия в регулируемой сфере, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Тюменской области.
2.3. Исполнительные органы государственной власти Тюменской области, а также руководители организаций Тюменской области в рамках предоставленных полномочий по согласованию с Правительством Тюменской области вправе внедрять положительный опыт и научные достижения в целях совершенствования мероприятий по гражданской обороне.
2.4. Обеспечение выполнения мероприятий по гражданской обороне в исполнительных органах государственной власти Тюменской области, органах местного самоуправления осуществляется их соответствующими органами управления, силами и средствами гражданской обороны и территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3. Мероприятия по гражданской обороне
Исполнительные органы государственной власти Тюменской области, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны, в соответствии с установленными федеральным законодательством полномочиями планируют и осуществляют следующие мероприятия по гражданской обороне:
3.1. Связанные с подготовкой населения в области гражданской обороны:
нормативное, правовое и методическое обеспечение функционирования единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
планирование и осуществление подготовки населения Тюменской области в области гражданской обороны;
создание, оснащение, организация деятельности и всестороннего обеспечения учебно-методических центров по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций в Тюменской области, других организаций дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) должностных лиц и работников (специалистов) гражданской обороны, а также курсов гражданской обороны муниципальных образований и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне;
создание, поддержание в рабочем состоянии учебно-материальной базы для подготовки работников организаций в области гражданской обороны;
организация и осуществление пропаганды знаний в области гражданской обороны.
3.2. Связанные с оповещением населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы оповещения населения Тюменской области, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения;
создание и поддержание в состоянии готовности локальных систем оповещения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий;
установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;
комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации;
сбор и обмен информацией в области гражданской обороны.
3.3. Связанные с эвакуацией населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы:
организация планирования, подготовки и проведения эвакуации;
подготовка безопасных районов для размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.
3.4. Связанные с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты:
строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем;
приспособление в мирное время и при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;
подготовка в мирное время и строительство при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа;
обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны, в заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства;
накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения;
обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки.
3.5. Связанные со световой и другими видами маскировки:
определение перечня объектов, подлежащих маскировке;
разработка планов осуществления комплексной маскировки территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне, а также организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;
создание и поддержание организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне.
3.6. Связанные с проведением аварийно-спасательных работ и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств гражданской обороны и территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также планирование их действий;
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
разработка современных технологий и технических средств для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
организация взаимодействия сил гражданской обороны с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, а также специальными формированиями, создаваемыми в военное время;
учет и ведение реестров нештатных аварийно-спасательных формирований, привлекаемых для решения задач в области гражданской обороны, и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
3.7. Связанные с первоочередным жизнеобеспечением населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
планирование и организация основных видов жизнеобеспечения населения;
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к
использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
нормированное снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами;
предоставление населению коммунально-бытовых услуг;
проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
осуществление эвакуации пострадавших в лечебные учреждения;
определение численности населения, оставшегося без жилья;
инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определение возможности его использования для размещения пострадавшего населения, размещение людей, оставшихся без жилья, в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных учреждениях, временных жилищах (сборных домах, палатках, землянках и т.п.), а также осуществление подселения населения на площадь сохранившегося жилого фонда;
предоставление населению информационно-психологической поддержки.
3.8. Связанные с борьбой с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов:
создание необходимых противопожарных сил, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны;
организация тушения пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время;
организация тушения пожаров в военное время на объектах, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.
3.9. Связанные с обнаружением и обозначением районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению (загрязнению):
создание и обеспечение готовности сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения - действующих специализированных учреждений, подразделений и служб территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Тюменской области, исполнительных органов государственной власти Тюменской области и организаций, осуществляющих функции наблюдения и контроля за радиационной, химической, биологической обстановкой в Тюменской области;
введение режимов радиационной защиты на территориях, подвергшихся радиоактивному заражению (загрязнению);
совершенствование методов и технических средств мониторинга состояния радиационной, химической, биологической обстановки, в том числе оценка степени зараженности и загрязнения продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами.
3.10. Связанные с санитарной обработкой населения, обеззараживанием зданий и сооружений, специальной обработкой техники и территорий:
заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ и растворов;
создание сил гражданской обороны для проведения санитарной обработки населения и обеззараживания техники, зданий и территорий, а также их оснащение и подготовка в области гражданской обороны;
организация проведения мероприятий по обеззараживанию техники, зданий и территорий, санитарной обработке населения.
3.11. Связанные с восстановлением и поддержанием порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие действий этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
создание сил охраны общественного порядка, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны;
восстановление и охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения в городах и других населенных пунктах, на маршрутах выдвижения сил гражданской обороны и эвакуации населения;
охрана объектов, подлежащих обязательной охране, и имущества юридических и физических лиц (в соответствии с договором) войсками национальной гвардии, а также принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра органами внутренних дел.
3.12. Связанные со срочным восстановлением функционирования необходимых коммунальных служб в военное время:
обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени и планирование их действий;
создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения;
создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды;
создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств;
создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, другого необходимого оборудования и технических средств.
3.13. Связанные со срочным захоронением трупов в военное время:
заблаговременное определение мест возможных захоронений;
создание, подготовка и поддержание в готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по срочному захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций;
организация и проведение мероприятий по осуществлению опознания, учету и захоронения с соблюдением установленных законодательством правил;
организация санитарно-эпидемиологического надзора.
3.14. Связанные с обеспечением устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики;
рациональное размещение населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры, а также средств производства в соответствии с требованиями строительных норм и правил осуществления инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
разработка и проведение мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования систем и источников газо-, энерго- и водоснабжения;
разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;
заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для сохранения и (или) восстановления производственного процесса;
создание страхового фонда документации;
повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.
3.15. Связанные с обеспечением постоянной готовности сил и средств гражданской обороны:
создание и оснащение современными техническими средствами сил гражданской обороны;
подготовка сил гражданской обороны, проведение учений и тренировок по гражданской обороне;
планирование действий сил гражданской обороны;
разработка высокоэффективных технологий для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств гражданской обороны, а также всестороннее обеспечение их действий.
4. Руководство и организационная структура гражданской обороны в Тюменской области, состав сил и средств гражданской обороны
4.1. Гражданская оборона в Тюменской области строится по территориально-производственному принципу.
4.2. Руководство гражданской обороной в Тюменской области осуществляет Губернатор Тюменской области.
4.3. Руководство гражданской обороной в муниципальных образованиях осуществляют должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации.
4.4. Руководство гражданской обороной в организациях осуществляют их руководители.
4.5. Органами, осуществляющими управление гражданской обороной в Тюменской области, являются:
Главное управление МЧС России по Тюменской области - орган, уполномоченный на решение задач гражданской обороны, задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Тюменской области;
- структурные подразделения органов местного самоуправления, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны;
- структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
4.6. Обеспечение координации деятельности органов управления гражданской обороной, управления силами и средствами гражданской обороны, организации информационного взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Тюменской области, исполнительных органов государственной власти Тюменской области, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области гражданской обороны в Тюменской области осуществляет Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Тюменской области в порядке, установленном Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
4.7. Для решения задач в области гражданской обороны, реализуемых в Тюменской области, создаются силы гражданской обороны. В состав сил гражданской обороны области входят аварийно-спасательные формирования и спасательные службы.
Аварийно-спасательные формирования - самостоятельные или входящие в состав аварийно-спасательных служб - это структуры, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ, основу которых составляют подразделения, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
Организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, в порядке, установленном законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тюменской области, создаются и поддерживаются в состоянии постоянной готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.
В целях проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ регионального масштаба из числа территориальных нештатных аварийно-спасательных формирований создается резерв Губернатора Тюменской области.
В Тюменской области создаются спасательные службы области, муниципальных образований и организаций.
Спасательная служба - это совокупность органов управления, сил и средств гражданской обороны, предназначенных для проведения мероприятий по гражданской обороне, всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных формирований и выполнения других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Вид и количество спасательных служб определяются в зависимости от характера и объема предстоящих задач в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения.
Решение о создании спасательных служб области принимает Правительство Тюменской области, в муниципальных образованиях - руководители органов местного самоуправления, в организациях - руководители организаций.
Задачи, организация и функции спасательных служб определяются соответствующими положениями о спасательных службах, утверждаемыми соответствующими руководителями исполнительных органов государственной власти Тюменской области, органов местного самоуправления, организаций.
Методическое руководство созданием спасательных служб осуществляет Главное управление МЧС России по Тюменской области.
4.8. Положение о спасательной службе Тюменской области разрабатывается и подписывается руководителем соответствующей спасательной службы и утверждается соответствующим руководителем исполнительного органа государственной власти Тюменской области после согласования с Главным управлением МЧС России по Тюменской области.
4.9. Положение о спасательной службе муниципального образования разрабатывается и подписывается руководителем соответствующей спасательной службы муниципального образования, согласовывается с органом, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций муниципального образования, и утверждается руководителем гражданской обороны учреждения (организации) муниципального образования, на базе которого создана спасательная служба.
4.10. Положение о спасательной службе организации согласовывается с соответствующим структурным подразделением органа местного самоуправления, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, и утверждается руководителем гражданской обороны организации.
4.11. Для выполнения мероприятий гражданской обороны, проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в Тюменской области в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения создается группировка сил гражданской обороны в составе аварийно-спасательных формирований и спасательных служб.
4.12. Для выполнения задач в области гражданской обороны в Тюменской области в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации, могут привлекаться воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации и других воинских формирований.
4.13. Силы гражданской обороны в мирное время могут привлекаться для участия в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Решение о привлечении в мирное время сил и средств гражданской обороны для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в области принимают руководители гражданской обороны в отношении созданных ими сил гражданской обороны.
4.14. Для осуществления управления гражданской обороной исполнительные органы государственной власти Тюменской области, органы местного самоуправления и организации в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны создают и поддерживают в постоянной готовности технические системы управления гражданской обороной и системы оповещения населения.
4.15. Создание технических систем управления гражданской обороной предусматривает проектирование и строительство новых, поддержание в готовности существующих пунктов управления и систем связи гражданской обороны, а также их организационно-техническое сопряжение с пунктами управления систем государственного и военного управления.
4.16. В целях обеспечения организованного и планомерного осуществления мероприятий по гражданской обороне, своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших опасностях в военное время в Тюменской области организуется сбор и обмен информацией в области гражданской обороны (далее - информация).
Сбор и обмен информацией осуществляется территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Тюменской области, исполнительными органами государственной власти Тюменской области, органами местного самоуправления и организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, а также организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне в соответствии с регламентом сбора и обмена информацией в области гражданской обороны, утверждаемым Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
4.17. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в Тюменской области, осуществляющие в Тюменской области наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, доводят информацию о прогнозируемых и возникших опасностях в военное время до исполнительных органов государственной власти Тюменской области и органов местного самоуправления.
5. Подготовка к ведению и ведение гражданской обороны в Тюменской области
5.1. Подготовка к ведению гражданской обороны в Тюменской области основывается на заблаговременном, согласованном и скоординированном по целям и задачам выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и осуществляется на основании годового и перспективного плана основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
5.2. Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей в Тюменской области от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществляется на основании Плана гражданской обороны и защиты населения Тюменской области, планов гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований и планов гражданской обороны и защиты персонала организаций.
5.3. Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
6. Заключительные положения
Финансирование мероприятий по гражданской обороне осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Тюменской области.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Губернатора Тюменской области от 10 июня 2021 г. N 157 "О внесении изменений в постановление от 03.12.2008... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.