Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Стратегическая диагностика
2.1. Оценка социально-экономического положения Гавриловского района
2.1.1. Демографическая ситуация и миграционные процессы
Демографическая ситуация в районе является типичной, так же как и для большинства районов Тамбовской области, и характеризуется снижением численности населения, основными причинами которого являются низкая рождаемость и высокий уровень смертности.
Удельный вес населения Гавриловского района в общей численности населения Тамбовской области - 1,2%. Средний размер сельского населенного пункта - 230 человек.
Гавриловский район относится к малонаселенным районам Тамбовской области, плотность населения составляет 9,9 человек на 1 кв. км, В райцентре проживает 2,6 тыс. человек или 23% населения района. По этнической структуре: 95,5% населения составляют русские, 2,6% - армяне и 1,5% - прочие.
Численность населения по состоянию на 01.01.2020 составляет 9,8 тыс. человек. Среднегодовая численность постоянного населения района за 2019 год составила 9,9 тыс. человек, снизилась по сравнению с прошлым годом на 200 человек. За 2019 год в районе родился 71 ребенок, что на 13 детей меньше по сравнению с 2018 годом. Число зарегистрированных умерших 179 человек, что меньше на 6 человек по сравнению с прошлым годом. Естественная убыль населения составила 108 человек.
Существенное влияние на демографическую ситуацию в районе оказывает миграция населения. Миграционное сальдо по району имеет отрицательную динамику. Прибыло на территорию района 455 человек, выбыло 524 человек. За счет миграции население района сократилось на 69 человек.
С целью улучшения демографической ситуации администрация района участвует в Государственной Программе по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом. За время реализации программы Гавриловский район принял, и разместил 142 участника Программы с членами семей, в том числе за 2019 год - 6 участников и членов их семей.
Стабилизация демографической ситуации в районе может быть достигнута в результате улучшения социально-экономического положения населения. Демографическая проблема - следствие накопившихся в стране политических, экономических, социальных проблем, и только их комплексное решение может позволить улучшить ситуацию.
Основные проблемы демографического развития:
1. Неблагоприятная демографическая ситуация, выражающаяся в постоянном снижении численности населения. Депопуляция носит устойчивый характер.
2. Низкий уровень рождаемости как следствие старой возрастной структуры населения; ухудшение репродуктивного здоровья женщин; более позднее вступление в брак; низкие денежные доходы семей, недостаточные для принятия решения о рождении ребенка.
3. Чрезмерно высокая преждевременная смертность мужчин в трудоспособном возрасте. Высокая доля смертей от внешних причин.
4. Несмотря на снижение миграционного оттока, район продолжает терять экономически активную часть населения, в силу недостаточного предложения высокооплачиваемых рабочих мест на рынке труда.
В целях улучшения сложившейся ситуации необходимо:
- повысить привлекательность района и создать условия для притока трудовых ресурсов из других регионов и стран ближнего зарубежья из числа соотечественников;
- обеспечить активное развитие и рост конкуренции среди отраслей экономики;
- повысить качество и уровень жизни населения.
Демография и миграция населения
N п/п |
Показатели |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
1 |
Численность постоянного населения на конец отчетного периода, чел. |
10739 |
10578 |
10271 |
9944 |
9766 |
|
- в том числе в трудоспособном возрасте |
5560 |
5651 |
5639 |
5623 |
5607 |
2 |
Количество родившихся, чел. |
102 |
97 |
72 |
74 |
71 |
3 |
Количество умерших, чел. |
203 |
184 |
167 |
171 |
179 |
4 |
Естественный прирост (+), убыль (-) |
-101 |
-87 |
-95 |
-97 |
-108 |
5 |
Число прибывших, чел. |
548 |
562 |
470 |
408 |
455 |
6 |
Число выбывших, чел. |
644 |
634 |
680 |
646 |
524 |
7 |
Миграционный прирост (+) (-) |
-96 |
-72 |
-210 |
-238 |
-69 |
2.1.2. Уровень и качество жизни населения
Устойчивое развитие реального сектора экономики и социальной сферы оказало положительное влияние на повышение уровня жизни населения.
Среднемесячные номинальные денежные доходы в расчете на душу населения составили 21711,2 руб. (107,3%).
Величина прожиточного минимума для трудоспособного населения составила 9805 руб. Среднедушевые доходы превысили величину прожиточного минимума в 2,2 раза. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума остается на уровне прошлого года и составляет 6%.
Одним из наиболее обобщающих показателей экономического развития района, роста благосостояния населения является заработная плата.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по крупным, средним и некоммерческим предприятиям в районе за 2019 г. составила 25913,6 руб. (темп роста - 106,2%). Среднемесячная заработная плата в основной отрасли экономики "Сельское хозяйство" составила 32541,6 руб. (темп роста - 106,1%).
Просроченной задолженности по заработной плате нет.
В бюджетной сфере района обеспечено выполнение указов Президента РФ в части повышения заработной платы отдельным категориям работников муниципальных бюджетных учреждений.
По итогам 2019 года заработная плата:
- муниципальных дошкольных образовательных учреждений составила 18256,5 руб. (рост - 104,3%), в т.ч. педагогических работников - 23105 руб. (104,1%);
- муниципальных общеобразовательных учреждений - 21134,0 руб. (105,6%), в т.ч. педагогических работников - 25217 руб. (105,0%), учителей - 26153,3 руб. (106,3%);
- муниципальных учреждений культуры - 23150 руб. (104,3%).
Контрольные показатели заработной платы, доведенные органами исполнительной власти области, выполнены.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2190-р "Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы" администрацией района продолжена работа по осуществлению комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня заработной платы работников бюджетной сферы района.
Утверждены план мероприятий по реализации программы поэтапного повышения заработной платы, критерии эффективности деятельности муниципальных бюджетных учреждений и их руководителей. Организован ежемесячный мониторинг начисленной заработной платы по полному кругу предприятий и учреждений района.
Постановлением администрации района от 30.01.2015 N 34 в районе создана межведомственная рабочая группа по снижению неформальной занятости, легализации "серой" заработной платы и повышению собираемости страховых взносов во внебюджетные фонды. По результатам работы рабочей группы в 2019 г. было легализовано 176 человека из плановых 99 чел. (177,8% годового планового значения).
Сокращение дифференциации населения по уровню доходов на фоне общего роста уровня жизни будет способствовать снижению социальной напряженности в обществе, созданию благоприятного климата для комфортного проживания. Комфортные условия проживания на территории района являются как самостоятельной безусловной ценностью, так и важным фактором развития и привлечения качественного человеческого капитала.
Создание условий положительной социально-экономической мобильности населения, возможностей перехода все большей части населения из менее обеспеченных групп в более благополучные является важной задачей, решение которой возможно через создание экономических условий, позволяющих трудоспособному населению за счет собственных доходов обеспечить более высокий уровень социального потребления, включая приобретение и содержание комфортного жилья, пользование улучшенными услугами в сфере образования и здравоохранения, а также достойный уровень жизни в пожилом возрасте.
Не менее важной задачей является повышение стимулирующей роли заработной платы. По многим категориям работающих официальная заработная плата пока не выполняет функции основного регулятора рынка труда, ее низкий уровень не соответствует реальной стоимости рабочей силы.
N |
Показатели |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
1 |
Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц рублей) |
18368,7 |
19334 |
19484,0 |
20120 |
21040,0 |
2 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике (рублей) |
19008,3 |
21358 |
22070,4 |
25069 |
26108,0 |
3 |
Доля населения с доходами ниже прожиточного уровня (%) |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
4 |
Обеспеченность населения жильем (кв. м приходящиеся в среднем на 1 жителя) |
33,8 |
34,5 |
35,7 |
37,1 |
37,5 |
2.1.3. Рынок труда и занятость населения
Сокращение численности населения негативно отражается как на численности трудовых ресурсов, так и на их структуре. За счет реализации новых проектов, в прогнозируемом периоде следует рассматривать вариант увеличения численности трудовых ресурсов.
Ситуация на рынке труда района за последние 5 лет характеризуется как стабильная. Уровень официально регистрируемой безработицы в последние годы находится на уровне 0,3 - 0,5% за счет участия в мероприятиях по снижению напряженности на рынке труда.
Численность трудовых ресурсов на 01.01.2020 составляет 5836 чел., экономически активное население - 5725 чел., что составляет 98,1%, из них занятых в экономике - 4443 чел. (76,1%), не занятых - 109 чел. (1,9%), прочих - 1284 чел. (22,0%). За пределами района работают около 1000 человек.
В 2019 году количество зарегистрированных безработных граждан, состоящих на учете, составило 34 человека.
Рынок труда и занятость населения
Показатели |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
1. Численность трудовых ресурсов - всего, чел. |
5878 |
5857 |
5836 |
5815 |
5836 |
Занято в экономике, чел. |
4489 |
4587 |
4443 |
4525 |
4489 |
Численность работающих на крупных и средних предприятиях и в организациях, чел. |
1427 |
1370 |
1274 |
1274 |
1301 |
Среднемесячная начисленная заработная плата работающих в крупных и средних предприятиях, руб. |
19008,3 |
21358,0 |
22070,4 |
25278,0 |
26108,0 |
Численность незанятых трудовой деятельностью граждан, обратившихся в поиске работы, чел. |
45 |
31 |
34 |
34 |
34 |
Численность официально зарегистрированных безработных, чел. |
45 |
31 |
34 |
34 |
34 |
Численность безработных граждан, зарегистрированных в Центре занятости населения, остается стабильным и на 01.01.2020 составляла 34 человека, из них 30 человек получают пособие. Заявленная потребность в работниках - 58 чел. Коэффициент напряженности на рынке труда района на 01.01.2020 составляет 0,59 человека на одну заявленную вакансию.
Районный Центр занятости населения принимает меры по снижению уровня безработицы:
- осуществляет постоянную работу по сбору вакансий;
- организует ярмарки общественных работ;
- проводит профессиональное обучение безработных граждан по востребованным специальностям;
- организует трудоустройство несовершеннолетних граждан;
- заключает договора на организацию самозанятости безработных граждан.
Ежегодно при участии органов местного самоуправления организуются общественные работы.
В перспективе уровень официально зарегистрированных безработных останется на прежнем уровне, так как за счет реализации новых инвестиционных проектов будут создаваться новые рабочие места.
Наибольшее количество трудоспособного населения занято в сельском хозяйстве (2420 чел.), в потребительском рынке - 305 чел. Значимыми отраслями являются образование (256 чел.), здравоохранение и предоставление социальных услуг (257 чел).
Отраслевая структура занятости населения
Виды деятельности |
Среднесписочная численность работников (чел.) |
||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
2344 |
2332 |
2340 |
2380 |
2420 |
Потребительский рынок |
253 |
286 |
289 |
296 |
305 |
Образование |
222 |
282 |
266 |
262 |
256 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
390 |
320 |
321 |
321 |
257 |
Прочие |
1149 |
1367 |
1214 |
1266 |
1294 |
Всего |
4489 |
4587 |
4443 |
4525 |
4532 |
2.1.4. Образование
За последние годы немало сделано для развития инфраструктуры образования, поднятия качества образовательного и воспитательного процессов.
Деятельность муниципальной системы образования в 2019 году осуществлялась в соответствии с основными направлениями и приоритетами образовательной политики в Российской Федерации.
Сеть дошкольных образовательных организаций района представлена муниципальным дошкольным образовательным учреждением детским садом "Солнышко" и пятью дошкольными группами в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении 2-Гавриловской школе.
Процент охвата детей дошкольным образованием в возрасте 1 - 6 лет в 2019 году составил 75,1% (2018 г. - 66,9%), а доступность дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет составляет 100%.
В системе общего образования на территории района функционирует 1 базовая школа и 11 филиалов.
Организация образовательного процесса во всех общеобразовательных организациях осуществляется на основании образовательных программ, разработанных учреждениями самостоятельно, учебных планов, составленных в соответствии с региональным базисным учебным планом, с соблюдением нормы предельно допустимой учебной нагрузки.
Надо отметить, что школы пополнились новой ученической мебелью, компьютерным оборудованием, технологическим оборудованием, мебелью.
Это работа будет продолжена и дальше. Такая системная работа заключается не только в ремонтах школ и приобретение оборудования.
Главное в этой работе - изменение концепции работы школ. И в связи с этим перед образованием района стоит задача:
- обновление содержания обучения;
- внедрение современных образовательных технологий;
- достижение высокого качества и доступности образования.
В целях обеспечения доступности современного качественного образования осуществлялся подвоз 154 обучающихся по 12 школьным маршрутам, использовались 10 единиц школьного транспорта. Расходы муниципального бюджета на содержание автобусов по итогам отчетного периода составляют 3,5 млн. рублей.
Педагог - ключевая фигура модернизации образования. В общеобразовательных организациях района работают 130 педагогических работников, из них: руководящих работников - 16 чел., учителей - 105.
Из общей численности педагогических работников общеобразовательных учреждений стаж педагогической работы до 5 лет имеют 14 человек (10,8%).
Количество пенсионеров 46 человек - 33,1%, количество педагогических работников в возрасте до 35 лет - 19 (13,7%), высшую категорию имеют - 3 чел. (2,3%), первую категорию - 90 чел. (69,2%).
С целью решения проблем кадрового обеспечения заключены целевые договора с выпускниками общеобразовательных организаций, по целевому договору обучаются 2 человека.
Результатом работы школ стала успешная процедура сдачи единого государственного экзамена, в 2019 году все выпускники (33 выпускника) получили аттестаты и поступили в средние специальные и высшие учебные заведения, семь выпускников получили медали "За особые успехи в учении".
Аттестат об основном общем образовании получили все 93 выпускника 9 класса, из них 13 с отличием.
Важным направлением в сфере образования является работа по сохранению и укреплению здоровья школьников.
На оздоровление и отдых детей в летний период 2019 года из местного бюджета выделено 610 тысяч рублей. 747 детей отдохнули в лагерях дневного пребывания, 29 человек в загородных лагерях, трудоустроено несовершеннолетних в летний период 39 человек.
Горячим питанием охвачено 100% учащихся. На базе общеобразовательных учреждений работают три спортивных клуба, охват детей программами спортивной направленности составляет 57%.
С каждым годом улучшается внешний и внутренний облик образовательных учреждений. Ежегодно на подготовку образовательных учреждений к новому учебному году выделяются финансовые средства.
2.1.5. Здравоохранение
Сеть медицинских учреждений района представлена ЦРБ с поликлиникой на 200 посещений, двумя врачебными участками и 15 ФАП.
Много ожиданий у жителей района связано с реализацией нацпроекта "Здравоохранение".
В списке его ключевых целей - снижение смертности населения, создание такой системы медпомощи, чтобы из любого населенного пункта, даже самого отдаленного, человек мог получить в шаговой доступности первичную медико-санитарную помощь, упрощение процедуры записи на прием к врачу.
В 2019 году прошла реорганизация Гавриловской ЦРБ путем присоединения к Кирсановской ЦРБ. Это позволило повысить качество предоставляемых медицинских услуг, улучшилось доступность высокотехнологической медицинской помощи.
Эффективность функционирования системы здравоохранения района, доступность и качество медицинской помощи, оказываемой населению, напрямую зависит от кадрового потенциала отрасли.
Остро стоит проблема с врачебными кадрами. Обеспеченность врачами на 10 тыс. населения составляет 15,6%, а средним медицинским персоналом - 71,0%.
В медицинских ВУЗах по целевому направлению проходят обучение 7 чел. Мы надеемся, что ситуация улучшиться и наши учреждения здравоохранения пополнятся новыми кадрами.
Кроме того, в рамках условий федеральной программы "Земский фельдшер" в ЦРБ трудоустроены 3 фельдшера: двое - в отделение скорой медицинской помощи, один - на Булгаковский ФАП.
2.1.6. Культура
Поддержка сферы культуры на систематической основе относится к числу приоритетных задач муниципальной политики Гавриловского района.
За последнее десятилетие в сфере культуры решался целый комплекс задач:
создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры;
повышение социального статуса и заработной платы работников культуры;
укрепление материально-технической базы учреждений культуры;
сохранение и популяризация районного культурного наследия;
развитие культурной и туристической привлекательности района.
В дело реализации этих задач внесло свой вклад каждое учреждение отрасли.
Сфера культуры Гавриловского района представлена развитой сетью - это:
муниципальное бюджетное учреждение культуры "Гавриловский культурно-досуговый центр" (далее по тексту - МБУК "Гавриловский КДЦ") и 14 сельских Домов культуры;
муниципальное бюджетное учреждение культуры "Гавриловская районная библиотека" и 13 сельских библиотек;
муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Школа искусств".
Учреждения культуры - это центры массовых праздников, культурно-досуговых мероприятий и центры организации отдыха. Яркими, зрелищными, интересными, познавательно-развлекательными стали многие культурно-досуговые мероприятия, на которых наши многочисленные зрители получают удовольствие.
В районе сложилась и действует система проведения фестивалей, конкурсов, праздников и обрядов таких как, фестиваль чая, фестиваль солдатской песни, конкурс юных вокалистов "Гавриловские звездочки", "Голос. Дети", конкурсы на лучшее библиотечное обслуживание, лучшее клубное учреждение.
В учреждениях культуры занято 44 специалиста.
2019 год стал знаковым для сферы культуры района, в декабре введено в эксплуатацию здание Дома культуры в с. Гавриловка 2-я. Новое здание, современный внутренний дизайн, современное музыкальное оборудование позволило этому учреждению сразу же стать центром культуры Гавриловского района.
Определяющим фактором развития библиотек была инновационная деятельность, направленная на развитие информационно-образовательных, социально-культурных услуг и обеспечение свободного доступа к информационным ресурсам.
Доля библиотек, подключенных к сети Интернет, составляет 100% от общего количества библиотек в районе.
Положительной динамикой отмечены показатели, достигнутые в сфере художественного образования. Общий контингент обучающихся в "Школе искусств" составляет 122 человека, что на 1,6% больше чем в 2018 году.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и возможностей детей открыты выездные хоровые классы, что способствует увеличению охвата детей дополнительным образованием.
В последние годы особое внимание в "Школе искусств" уделяется проведению и творческих конкурсных мероприятий, направленных на выявление талантливых детей и молодежи. Наши дети являются победителями и призерами музыкальных фестивалей региональных и российских уровней.
На сегодняшний день в учреждениях культуры остается еще немало проблем, многие требуют ремонта, не отвечают современным требованиям технические средства и музыкальное оборудование. Поэтому работа по укреплению материально-технической базы учреждений культуры будет продолжена.
2.1.7. Физическая культура и спорт
Развитию физической культуры и массового спорта способствует имеющаяся спортивная инфраструктура. На территории района имеется 11 спортивных залов, спорткомплекс, 43 спортивных площадки, 12 объектов рекреационной инфраструктуры, в том числе 7 спортивных площадок с тренажерами и 1 сезонный каток.
В районе работают 16 штатных специалистов, основное количество которых являются сотрудниками образовательных учреждений, осуществляющих работу по физической культуре и спорту.
В течение года спортсмены района приняли активное участие, как в районных, так и областных соревнованиях по различным видам спорта (волейбол, лыжные гонки, настольный теннис, рыболовный спорт, легкая атлетика, футбол, шахматы и др.).
Команда волейболистов добилась хороших результатов на областном уровне, впервые за всю историю выступлений стала победителем на XVI - областных летних сельских спортивных играх и бронзовым призером первенства области среди сборных команд муниципальных районов в зачет областной Спартакиады 2019 года.
В районе созданы все условия для занятия спортом: к услугам населения предоставлены спортивные залы и спортивные сооружения общеобразовательных организаций.
В 2021 году на территории с. Гавриловка 2-я планируется строительство физкультурно-оздоровительного комплекса. В настоящее время подготовлена вся проектно-сметная документация.
В с. Гавриловка 2-я в рамках федерального проекта "Спорт - норма жизни" ведется строительство открытой спортивной площадки по подготовке и выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне.
2.1.8. Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем
Одной из основных задач, решаемых в районе, остается улучшение жилищных условий населения за счет увеличения объемов ввода жилья, повышения доступности его приобретения для граждан с различным уровнем доходов, представления субсидий на улучшение жилищных условий, строительство объектов инженерной инфраструктуры.
За 2019 год на территории района введено жилья общей площадью 5019 кв. м построено и введено 34 жилых дома.
Активно продолжается индивидуальное жилищное строительство на комплексной компактной застройке жилья в с. Гавриловка 2-я. Общая стоимость строительства и приобретения жилого фонда в 2019 году за счет всех источников финансирования составила около 140 млн. рублей.
В районе проводится работа по предоставлению гражданам субсидий и жилищных сертификатов по ранее утвержденным программам.
По программе "Устойчивое развитие сельских территорий" в 2019 году 6 семей улучшили свои жилищные условия, из них 2 семьи путем нового строительства жилья и 4 семьи получили социальные выплаты на покупку жилья на общую сумму 4,6 млн. рублей.
По программе "Жилище" из категории вынужденных переселенцев получили жилищные сертификаты и улучшили свои жилищные условия 2 семьи.
В текущем году две семьи в рамках программы "Комплексное развитие сельских территорий" получили социальные выплаты на строительство жилья.
2.1.9. Жилищно-коммунальное хозяйство
Самой большой проблемой остается сфера ЖКХ. Объекты жилищно-коммунального комплекса и социальной сферы были своевременно подготовлены к работе в зимних условиях 2018 - 2019 годов. В целом отопительный сезон прошел стабильно на всей территории района. За отчетный период не было допущено аварийных ситуаций на объектах жизнеобеспечения.
В сфере услуг холодного водоснабжения на территории района работает в настоящее время единственный сетевой оператор по предоставлению услуги холодного водоснабжения Гавриловский ООО "Строймастер". С 01.09.2016 Гавриловское ООО "Строймастер" заключило концессионные соглашения в сфере водоснабжения с 6 сельсоветами на территории района.
Согласно приказа Управления по регулированию тарифов области были установлены единые тарифы на услугу холодного водоснабжения для всех поселений на территории района, на текущий момент тариф на услугу по холодному водоснабжению составляет 24 рубля 08 коп. за куб. метр.
Организацию мероприятий по сбору и утилизации твердых бытовых отходов на территории района в 2018 году осуществлял МКП "Гавриловское ЖКХ". С 2019 года в соответствии с требованием Федерального закона N 458 "Об отходах производства и потребления" на территории области по итогам конкурсного отбора выбран единый региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами АО "Тамбовская Сетевая Компания" (далее по тексту - АО "ТСК"). В 2018 году в основном были проведены все организационные мероприятия, определены населенные пункты, в которых будет осуществляться сбор ТКО, определены места сбора ТКО, заключены договора с юридическими лицами на сбор, вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов по всем сельсоветам района с АО "ТСК". В полном объеме АО "ТСК" начал свою деятельность по сбору ТКО на территории района с 13 января 2019 года.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Вместо слов "Федерального закона N 458 "Об отходах производства и потребления" следует читать "Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
Ежегодно в районе особое внимание уделяется мероприятиям по благоустройству, озеленению и освещению населенных пунктов.
Благоустройство населенных пунктов на территории района представляет собой комплекс работ по созданию комфортных условия для проживания людей. В отличие от благоустройства придомовых территорий, работы по облагораживанию населенных пунктов ведутся по специально разработанному плану сельскими поселениями.
В комплекс работ по благоустройству населенного пункта входят не только работы по уборке территории от мусора и содержанию в надлежащем виде имеющегося хозяйства, но и мероприятия по озеленению территории, создание зон отдыха, целый комплекс задач связанных с ремонтом дорог, созданием парков и скверов где могут отдыхать люди, обустройство детских игровых площадок, уличное освещение и другие мероприятия, которые позволят обеспечить комфортное и безопасное проживание для всех категорий граждан.
Проект "Народная инициатива" - один из самых успешных на Тамбовщине. За шесть лет реализации проекта удалось снять с повестки массу вопросов, за это время было немало сделано по решению первоочередных проблем поселений.
В 2019 году в рамках реализации проекта "Народная инициатива" было использовано из регионального бюджета около 2 млн. и средств бюджетов сельсовета около 200 тыс. рублей.
В 2020 году на реализацию проекта "Народная инициатива" из регионального бюджета выделено 2,7 млн. рублей денежные средства направлены на благоустройство и ремонт дорог, освещение улиц.
2.1.10. Транспортная система и дорожное хозяйство
Важнейшей составной частью производственной инфраструктуры района является транспорт.
Пассажирские перевозки занимают особое место в работе транспорта. Это обусловлено их высоким социально-экономическим значением в жизни общества и выполнением одной из важнейших гарантий государства - свободы передвижения.
Потребность населения в перевозках связана как с производственной деятельностью (поездки к месту работы и в командировки), так и с культурно-бытовой необходимостью (поездки за покупками на отдых, туризм и экскурсии).
За 2019 год в районе было перевезено 31800 пассажиров. Выполнено 3480 рейсов.
С ноября 2019 года в районе создана новая организация ООО "Экипаж", которая занимается пассажирскими перевозками. Кроме Гавриловского района ООО "Экипаж" в настоящее время обслуживает еще 5 районов области: Кирсановский, Бондарский, Сампурский, Первомайский и Староюрьевский.
Все населенные пункты района имеют регулярное автобусное сообщение с административным центром (с. Гавриловка 2-я) не менее 2 раз в неделю.
На компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по социально значимым маршрутам, Перевозчик в течение прошедшего года получил дотации из районного бюджета 773,0 тыс. рублей и областного бюджета 1223,6 тыс. рублей.
ООО "Экипаж" обновил парк автобусов были приобретены: 1 - ПАЗ на 24 места и 2-Газель на 18 мест.
На 2020 год также предусмотрена компенсация для перевозчика, осуществляющего пассажирские перевозки по внутрирайонным маршрутам, из бюджета области 1744,4 тыс. рублей и районного бюджета 655,0 тыс. рублей.
Важнейшей составной частью производственной инфраструктуры района является состояние дорог.
Муниципальные автодороги общего пользования играют важную роль в социально-экономической деятельности района и особенно в аграрном секторе.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования в районе составляет 301,0 км, в том числе: дороги с твердым покрытием - 120,1 км или 39,9% от общей протяженности автомобильных дорог.
Местные дороги (дороги районного значения) по протяженности занимают наибольшую долю в дорожной сети района - 47%, федеральных автодорог - 4%, областных автодорог - 9%, автодорог сельских поселений - 40%. Основная функция дорог местного значения состоит в соединении между собой сельских населенных пунктов и выводе транспортных потоков на магистральную сеть.
По автомобильным дорогам местного значения осуществляется в основном вывоз продукции сельского хозяйства с предприятий на заготовительные пункты, к железнодорожным станциям, а также завозятся в хозяйства удобрения, горючее, строительные материалы и конструкции, сельскохозяйственные машины и оборудование, торгово-снабженческие грузы.
На период 2019 года на летнее и зимнее содержание автомобильных дорог выделено финансовых лимитов из областного и районного дорожного фонда в размере 13,9 млн. рублей.
В 2019 году были продолжены работы по ремонту автодороги Гавриловка 2-я - п. Садовый, отремонтировано 660 метров на сумму 3800,0 тыс. рублей, а также проведен ремонт автодороги в с. Пересыпкино 1-е подъезд к ул. Заречная, протяженностью 0.228 км. на сумму 1130,0 тыс. рублей.
Гавриловский 2-й сельсовет провел ремонт автодороги по ул. Полевая, ул. Молодежная и ул. Пионерская в с. Гавриловка 2-я, протяженность 1,65 км, на сумму более 8,6 млн. рублей.
На 2020 год на летнее и зимнее содержание автомобильных дорог выделено финансовых лимитов из областного и районного дорожного фонда в размере 16,0 млн. рублей, и 16,0 млн. рублей на ремонт автодорог.
Проведены работы по ремонту автодороги - подъезд к с. Ивановка, протяженностью 0,7 км в асфальтобетоне, автодороги в с. Пересыпкино 2-е, протяженностью 0,8 км, в щебеночном покрытии, автодороги в с. Пересыпкино 1-е протяженностью 0,2 км, в асфальтобетоне и автодороги в с. Гавриловка 2-я ул. Красный Городок протяженностью 1,933 км, в щебеночном покрытии.
Однако следует отметить, что принимаемые меры крайне недостаточны для приведения дорог района в нормативно-техническое состояние. Состояние дорог в большей части катастрофическое. На проходящих встречах главы района с населением жители ставят перед властями всех уровней вопрос о состоянии дорог. За счет участия в государственных программах планируется улучшать качество дорог, но это займет не один год.
Основные проблемы:
1. Отсутствие в местных бюджетах необходимых средств для содержания и обустройства дорог местного значения.
2. Износ основных фондов, инфраструктуры и подвижного состава;
3. Несоответствие выделяемых на содержание, ремонт и строительство (реконструкцию) средств нормативной потребности.
4. Отставание реальных потребительских свойств автомобильных дорог от нормативных требований;
5. Недофинансирование выпадающих доходов перевозчиков, возникающих вследствие государственного регулирования тарифов;
6. Низкая окупаемость внутрирайонных маршрутов. Низкий пассажиропоток, что делает перевозки нерентабельными, приносит перевозчику убытки.
7. Наличие на территории района населенных пунктов, не охваченных транспортным обслуживанием.
2.2. Анализ структуры отраслей экономики
2.2.1. Сельское хозяйство
Ведущим сектором экономики района является сельское хозяйство.
Сельское хозяйство для нашего района - не просто отрасль экономики. Это уклад жизни большей части населения. И от того, как решаются его проблемы, зависят и экономическая, и политическая стабильность общества.
Общая площадь территории в границах муниципального района составляет 99,5 тыс. га, из которой сельскохозяйственные угодья занимают 85,9 тыс. га или 86,1%, из них пахотные земли 64,6 тыс. га. Залежных земель в районе нет.
В состав агропромышленного комплекса района входят: 10 сельскохозяйственных предприятий и 86 крестьянских фермерских хозяйств.
Валовая продукция сельского хозяйства получена в размере 4,6 млрд. руб., или 101,0% к уровню 2018 г., в т.ч. продукция животноводства - 2,9 млрд. руб. и растениеводства - 1,7 млрд. руб.
На 1 га пашни произведено валовой продукции в размере 70,4 тыс. руб., 101,0% к 2018 г.
N |
Показатели |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
1 |
Валовая продукция сельского хозяйства всего, млн. руб. |
3102,8 |
4359,3 |
4452,0 |
4509,0 |
4550,0 |
2 |
в том числе: сельхозпредприятия, млн. руб. |
2792,5 |
4010,6 |
4051,3 |
4103,2 |
4095,0 |
3 |
КФХ, млн. руб. |
310,3 |
348,7 |
400,7 |
405,8 |
455,0 |
4 |
Растениеводство |
1481,5 |
2182,3 |
2158,0 |
2149,0 |
1614,0 |
5 |
Животноводство |
1621,3 |
2177,0 |
2294,0 |
2360,0 |
2936,0 |
6 |
Площадь пашни, га |
64578 |
63517 |
64897 |
54845 |
64897 |
7 |
Валовая продукция на 1 га пашни, тыс. руб. |
48,0 |
68,6 |
68,6 |
69,5 |
70,1 |
8 |
Среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве, руб. |
22630,8 |
27695,9 |
27225,8 |
30664,9 |
32541,6 |
В структуре посевных площадей 2019 года основную долю занимала зерновая группа 33,7 тыс. га (63,3%), подсолнечник возделывался на площади 11,8 тыс. га, сахарная свекла - 3822 га.
Собрано 85,9 тыс. т зерновых и зернобобовых культур (по соглашению 110,3 тыс. т), урожайность - 25,7 ц/га.
Валовой сбор сахарной свеклы составил 150,2 тыс. т при урожайности 422,6 ц/га. Подсолнечника намолочено 28,6 тыс. т, при урожайности 24,1 ц/га.
Большая работа ведется и по увеличению производства продукции животноводства.
Производство продукции животноводства во всех категориях хозяйств составило около 16,0 тыс. т мяса. Основное производство мяса сосредоточено в предприятиях группы "Черкизово свиноводство" - 89,7%. Среднегодовая численность работников на предприятии - 302 человека.
На 1 января 2020 года в ЛПХ и КФХ находилось 1698 голов КРС, из них 435 коров, 1803 голов свиней, 2244 голов овец и 55036 голов птицы.
При этом получено продукции животноводства в ЛПХ и КФХ за 2019 год: мяса в живом весе 2130 тонн, молока 2750 тонн и яиц 8,6 млн. шт.
На развитие сельскохозяйственного производства было взято 8 кредитов на сумму более 80 млн. руб.
Реализация приоритетных национальных проектов и программ позволила оказать определенную помощь малым формам хозяйствования.
Сегодня действуют программы поддержки начинающих фермеров, семейных животноводческих ферм, сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
С 2015 года в районе работают 14 фермеров, получивших грантовую поддержку в объеме 42,5 млн. руб.
Объем инвестиций в основной капитал в 2019 составил 313,4 млн. руб., в т.ч. техники приобретено на 55,1 млн. руб., на 2,6 млн. руб. построен ангар. Самыми крупными инвесторами в 2019 году были ООО "Черкизово-свиноводство" - 224,3 млн. руб., ООО "Приволье" - 21,3 млн. руб., ООО "Анненка" - 10,4 млн. руб. и КФХ на общую сумму 48,3 млн. руб.
Анализ производственной и финансовой деятельности сельхозпроизводителей района за 2019 год показывает, что прошедший год оказался финансово благополучным.
Сельхозпредприятия района получили прибыль в сумме 86,1 млн. руб.
Среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве составила 32541,6 рублей.
Под урожай 2020 года посеяно 14,6 тыс. га озимой пшеницы.
В 2020 году планируется посеять 36,3 тыс. га, из них яровых зерновых на площади 15,6 тыс. га, подсолнечника на площади 14,2 тыс. га, сахарной свеклы - 3,9 тыс. га.
Вся посевная площадь составит 50,9 тыс. га или 78,6% от обрабатываемой площади.
По интенсивным технологиям будут возделываться 22,0 тыс. га зерновых и 16,6 тыс. га технических культур. По ресурсосберегающим технологиям на весеннем севе планируется использовать 10 широкозахватных посевных комплексов.
Под урожай 2020 года планируется внесение 3,0 тыс. т. в действующем веществе минеральных удобрений.
В 2020 г. планируется получить 111,1 тыс. т. зерна, 143,3 тыс. т. сахарной свеклы и 19,7 тыс. т. подсолнечника. Хозяйствами всех форм собственности будет произведено 17,6 тыс. т. мяса.
Перечень наиболее значимых предприятий, осуществляющих деятельность на территории района
Наименование предприятия |
Отраслевое направление деятельности |
Продукты/услуги |
Численность работников, чел. |
ООО "Черкизово свиноводство" |
Свиноводство |
Мясо свинины |
247 |
ООО "Черкизово растениеводство" |
Растениеводство |
Производство кормов для животных |
60 |
ООО "Юго-восточная агрогруппа" |
производство и реализация сельхозпродукции |
зерно, подсолнечник, сахарная свекла |
56 |
ООО "Приволье" |
производство и реализация сельхозпродукции |
зерно, подсолнечник, сахарная свекла |
128 |
2.2.2. Промышленность
В настоящее время на территории района нет крупных промышленных предприятий. Удельный вес Гавриловского района не достигает 0,1% областного промышленного производства. Промышленность Гавриловского района предоставлена предприятием пищевой промышленности - ООО "Хлебсервис".
ООО "Хлебсервис" относится к категории малых предприятий, занимающихся производством хлебобулочных изделий. В настоящее время предприятие является конкурентоспособным, расширяет ассортимент производимой продукции, создает дополнительные рабочие места.
В перспективе развитие промышленного производства в районе будет осуществляться на основе реализации инвестиционных проектов.
Проблемы в промышленном производстве.
1. К числу внешних факторов, влияющих на ситуацию в промышленности, относится рост цен на энергоносители.
2. Проблема кадров. Дополнительной проблемой является низкий престиж рабочих специальностей.
3. Сбыт продукции в связи с высоким уровнем конкуренции.
Нумерация подразделов приводится в соответствии с источником
2.3. Развитие малого предпринимательства
Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из важнейших факторов устойчивого развития района.
На территории района осуществляют деятельность 269 субъектов малого и среднего предпринимательства, из них: 33 юридических лица, 236 индивидуальных предпринимателей.
Одним из основных оценочных показателей работы малых предприятий является выручка от реализации товаров (работ, услуг). За 2019 год малыми и средними предприятиями реализовано продукции на сумму 904,6 млн. руб., объем инвестиций в основной капитал в сумме 89,1 млн. руб.
Число субъектов малого предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения составляет 271,7 ед. (темп роста - 100,6%). Данный показатель снизился по сравнению с 2018 г. на 2,6 ед. вследствие ликвидации в конце 2019 г. 9 субъектов малого предпринимательства. В 2020 - 2022 годах прогнозируется рост до 285 ед. за счет открытия новых субъектов предпринимательства.
Доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций в 2019 г. выросла на 0,2 процентных пункта и составил 30,2%. В 2020 - 2022 гг. прогнозируется рост доли работников, занятых в малых предприятиях, до 32%, в т.ч. за счет проведения работы по легализации трудовых отношений.
На 01.01.2020 среднесписочная численность работников малых предприятий составляет 556 чел. (100,7% к уровню 2018 года).
Показатели |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, ед. |
238 |
242 |
278 |
277 |
269 |
Среднесписочная численность работников, занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, чел. |
425 |
495 |
509 |
552 |
556 |
Объем продукции малых предприятий, млн. руб. |
874,3 |
1287,2 |
1377,3 |
1029,3 |
1432,4 |
Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения, ед. |
255,6 |
256,1 |
267,3 |
274,3 |
271,7 |
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций, % |
27,1 |
27,2 |
28,1 |
30,0 |
30,2 |
В текущем году будет продолжена работа по созданию благоприятных условий для дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства в районе. В целях создания экономических условий для развития малого предпринимательства, оказания поддержки действует муниципальная программа "Экономическое развитие и инновационная экономика".
Основной формой поддержки является имущественная поддержка, которая осуществляется в виде предоставления в аренду субъектам малого предпринимательства нежилых помещений и земельных участков. Субъектам малого предпринимательства предоставлено в аренду 84 земельный участка общей площадью 3664,7 га и 4 нежилых помещения общей площадью 57,1 кв. м.
Потребительский рынок района представляет собой важнейшую часть экономики.
В настоящее время в районе функционирует 81 объект розничной торговли, торговая площадь которых составляет 4411,8 кв. м. Фактическая обеспеченность населения района площадью торговых объектов составляет 452,3 кв. м на 1000 жителей при нормативе 371 кв. м на 1000 жителей.
Оборот розничной торговли за 2019 год составил 144,2 млн. руб. (107,5% к уровню 2018 г.). В 2020 - 2022 гг. прогнозируется рост оборота розничной торговли и объема платных услуг в среднем на 5% ежегодно.
Оборот розничной торговли, платных услуг
Показатели |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Оборот розничной торговли, в млн. рублей |
521,5 |
535,8 |
123,3 |
133,3 |
144,2 |
Оборот розничной торговли на душу населения, в тыс. рублей |
48,1 |
50,3 |
12,0 |
13,5 |
14,7 |
Индексы физического объема оборота розничной торговли к предыдущему году, % |
92,2 |
95,1 |
134,9 |
105,2 |
107,5 |
Объем платных услуг населению, млн. руб. |
57,2 |
56,1 |
58,4 |
62,5 |
66,5 |
Нумерация подразделов приводится в соответствии с источником
2.2.4. Инвестиционный потенциал
Показатели инвестиционной деятельности за последние несколько лет дают возможность говорить о стабильности развития района, который стал занимать устойчивое положение в числе муниципальных образований с наиболее качественным инвестиционным климатом.
Показатели инвестиционной деятельности за последние несколько лет дают возможность говорить о стабильности развития района. За 2018 год объем инвестиций в основной капитал, который является главным показателем деловой активности в экономике, по полному кругу предприятий составил 892,5 млн. руб. В целом за последние 10 лет капитальные вложения в экономику района составили около 8 млрд. руб.
Безусловно, одним из важнейших направлений инвестиционного развития района в последние годы стала успешная реализация инвестиционного проекта - "Строительство свинокомплекса промышленного типа "ООО Тамбовмясопром", который принес для района много положительных результатов.
В результате реализации проекта на территории района введено в действие 9 площадок свинокомплекса. Поголовье свиней разных возрастов - более 150 тыс. голов. Создано более 400 рабочих мест. Годовой выход мяса - более 15 тыс. т. в год. Инвестиции в основной капитал составили более 4 млрд. руб.
Одним из основных направлений инвестиционной деятельности является строительство объектов социального назначения. За последние годы построены и реконструированы объекты в сфере образования, здравоохранения, культуры, спортивные объекты, объекты жилищно-коммунального хозяйства, автомобильные дороги. Из года в год увеличивается ввод жилья.
Успешно реализован проект строительства комплексной компактной застройки на 47 жилых домов в с. Гавриловка 2-я, по ул. 65-летия Победы, который включает в себя устройство линий электропередач, водопроводов, газопроводов, дорог, проездов, тротуаров общей сметной стоимостью около 50 млн. руб. Реализация проекта позволяет предоставлять земельные участки с инженерной инфраструктурой молодым семьям.
Инвестиционная емкость далеко не исчерпана и район по-прежнему остро нуждается в притоке инвестиционных ресурсов для строительства новых производственных объектов, структурного и технологического обновления экономики, повышения уровня жизни населения.
Инвестиции в основной капитал
Показатели |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Инвестиции в основной капитал, млн. руб. |
504,4 |
761,2 |
591,1 |
1000,8 |
950,0 |
Инвестиции в основной капитал в расчете на 1 жителя, тыс. руб. |
62 |
94 |
136 |
49 |
71,4 |
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м |
5,0 |
4,9 |
4,2 |
2,9 |
5,0 |
Построено жилых домов, ед. |
60 |
63 |
33 |
17 |
34 |
Проблемы:
- недостаточно развитая система привлечения инвестиций и сопровождения инвестиционных проектов;
- низкая обеспеченность инвестиционных площадок объектами инфраструктуры;
- недостаточное использование ресурсного потенциала района в привлечении инвестиций.
2.2.5. Бюджет
В сфере организации муниципального управления одной из основных задач является исполнение в полном объеме доходных и расходных обязательств. В последние пять лет в районе проводилось финансирование всех статей расходов в плановом режиме. Все запланированные в бюджете мероприятия профинансированы полностью. Это стало возможным благодаря тому, что своевременно и в полном объеме обеспечено выполнение плана, в том числе по собственным доходам.
В целом по всем доходным источникам консолидированный бюджет района за 2019 год к годовым плановым назначениям исполнен на 101,9 процента из плана 300,4 млн. рублей поступило 306,2 млн. рублей, в сравнении с 2018 годом увеличение составило 15,9% или в абсолютной сумме 42,1 млн. рублей.
В том числе по собственным доходам исполнение составило 107,9 процента из плана 83,5 млн. рублей поступило 90,0 млн. рублей, по сравнению с 2018 годом увеличение составило 15,5% или в абсолютной сумме 12,1 млн. рублей.
Основными доходными источниками поступлений в консолидированный бюджет являются:
- налог на доходы физических лиц 43,9 млн. руб.;
- земельный налог 17,2 млн. руб.;
- налоги на совокупный доход 4,4 млн. руб.;
- доходы от уплаты акцизов 9,7 млн. руб.;
- доходы от аренды земельных участков и имущества 5,1 млн. рублей;
- доходы от продажи земли и имущества 5,8 млн. рублей.
Районный бюджет исполнен на 101,1% процента из плановых назначений 250,1 млн. рублей поступление составило 252,8 млн. рублей, в том числе по собственным доходам, исполнено на 105,6 процента из плана 52,5 млн. рублей поступило 55,4 млн. рублей, по сравнению с прошлым годом увеличение составило 13,1% или в сумме 6,4 млн. рублей.
В целях сокращения объема недоимки проводится анализ платежной дисциплины предприятий и организаций, имеющих задолженность в бюджет района. За 12 месяцев 2019 года проведено в районе и в сельсоветах 105 заседаний. В результате проведенной работы сокращение недоимки в бюджеты всех уровней составило 1,4 млн. рублей.
Остатки денежных средств на 01 января 2019 года, полученные доходы и оптимизация неэффективных расходов, обеспечили не только выплату в полном объеме заработной платы работникам муниципальных учреждений района и своевременную оплату платежей за потребленные топливно-энергетические ресурсы, но и решить социальные проблемы района.
Расходы консолидированного бюджета района за 2019 год составили 304,3 млн. рублей или 98,7 процента от годовых назначений, по сравнению с аналогичным периодом 2018 года расходы увеличились на 10,2% или в сумме 28,2 млн. рублей.
Расходная часть районного бюджета составила 252,4 млн. рублей, или 98,0% к плановым показателям. В 2019 году расходы бюджета осуществлялись по программно-целевому методу, всего на финансирование мероприятий в рамках федеральных, областных и муниципальных программ израсходовано 230,3 млн. рублей, удельный вес в общем объеме расходов составляет 91,2% от общих расходов бюджета.
Одним из главных направлений в расходах бюджета района остаются социальные отрасли и мероприятия в области социальной политики, на которые было направлено 71,7% финансовых ресурсов или 181,1 млн. рублей.
Доля расходов бюджета района на образование составила 44,3% или 111,8 млн. рублей.
Учреждения культуры профинансированы на 60,2 млн. рублей, удельный вес расходов по культуре в общих расходах составил 23,8%.
Расходы на социальную политику составили 9,0 млн. рублей.
На дорожное хозяйство финансирование составило в сумме 19,6 млн. рублей или 7,8% от общих расходов бюджета района.
Межбюджетные трансферты сельсоветам в сумме 9,1 млн. рублей перечислены в полном объеме.
Самой приоритетной по значимости и самой значительной по объему в расходах является оплата труда работников муниципальных учреждений, в структуре районного бюджета ее доля составила 46,8% или в суммарном выражении 142,5 млн. рублей.
Норматив по расходам на содержание органов местного самоуправления сельсоветами и районом не нарушен.
Просроченной кредиторской задолженности нет, текущая кредиторская задолженность на 01.01.2020 составила 1,8 млн. рублей. В январе текущая кредиторская задолженность погашена по срокам оплаты.
Муниципального долга на 01.01.2020 район не имеет.
Объем доходов и расходов консолидированного бюджета
Показатели |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Доходы всего, млн. руб. |
278,6 |
272,8 |
230,6 |
252,0 |
289,6 |
Налоговые доходы, млн. руб. |
20,8 |
54,8 |
59,5 |
59,5 |
68,1 |
Неналоговые доходы, тыс. руб. |
20,8 |
4,8 |
7,8 |
4,8 |
7,2 |
Субсидии федерального и областного бюджета, млн. руб. |
10,6 |
4,3 |
60,9 |
75,8 |
89,6 |
Субвенции федерального и областного бюджета, млн. руб. |
1,3 |
1,2 |
78,1 |
78,2 |
88,6 |
Расходы всего, млн. руб. |
227,5 |
278,6 |
230,6 |
232,8 |
305,1 |
Средняя бюджетная обеспеченность в расчете на одного жителя, тыс. руб. |
25,9 |
25,8 |
22,5 |
25,3 |
29,7 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.