Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение об определении налоговой ставки по земельному налогу (далее - налог) в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения и используемых для сельскохозяйственного производства, и сообщает.
К полномочиям ФНС России, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, не относится официальное, общеобязательное для всех участников правоотношений по исчислению и уплате налога разъяснение Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Вместе с тем, полагаем возможным направить следующие рекомендации.
В соответствии с абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса налоговые ставки по налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0.3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения и используемых для сельскохозяйственного производства.
Согласно пункту 2 статьи 34.2 Кодекса, письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах дают финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Таким образом, по вопросу об условиях применения налоговых ставок по налогу целесообразно обращаться в уполномоченные финансовые органы.
В соответствии с пунктом 5 статьи 397 Кодекса в целях обеспечения полноты уплаты налога налогоплательщиками-организациями составление, передача (направление) указанным налогоплательщикам-организациям сообщений об исчисленных налоговыми органами суммах налога (далее - сообщение), представление такими налогоплательщиками в налоговые органы пояснений и (или) документов осуществляются в порядке и сроки, аналогичные порядку и срокам, предусмотренным пунктами 4 - 7 статьи 363 Кодекса.
Согласно пункту 5 статьи 363 Кодекса, сообщение составляется на основе документов и иной информации, имеющихся у налогового органа, включая сведения о неиспользовании земельного участка для сельскохозяйственного производства, представляемые в налоговые органы в соответствии с пунктом 18 статьи 396 Кодекса органами, осуществляющими государственный земельный надзор.
Исходя из пункта 2 статьи 396 Кодекса налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога самостоятельно. Налог подлежит уплате налогоплательщиками-организациями в порядке, установленном нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (пункт 1 статьи 397 Кодекса).
Таким образом, исчисление и уплата налога налогоплательщиком-организацией не ставится в зависимость от содержания сообщения.
Однако, учитывая, что информация в сообщении используется налоговым органом в целях выявления недоимки, пунктом 6 статьи 363 Кодекса установлено, что налогоплательщик-организация вправе в течение десяти дней со дня получения сообщения (в том числе в случае несоответствия уплаченной суммы налога сумме налога, указанной в сообщении, за соответствующий период) представить в налоговый орган пояснения и (или) документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок и налоговых льгот.
По вопросу о применении налоговых ставок в отношении земельного участка, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения, в случае устранения правонарушения, связанного с неиспользованием такого участка для сельскохозяйственного производства, рекомендуем ознакомиться с разъяснениями Минфина России, направленными письмом ФНС России от 28.08.2017 N БС-4-21/16987@ (https://www.nalog.gov.ru/rn77/about_fts/about_nalog/6966741/).
Исходя из пункта 1 статьи 11 Кодекса вопрос о правомерности применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0.3%, установленной в соответствии с абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса, в отношении земельного участка, на котором размещены древовидные растения, используемые для сельхозпереработки, а также объекты недвижимости, используемые в процессе сельхозпроизводства или обслуживания сельхозпроизводителя, необходимо рассматривать исходя из имеющегося в абзаце втором подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса понятия "сельскохозяйственное производство" в том значении, в каком оно используется в соответствующих отраслях законодательства (например, Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014). За дополнительными разъяснениями по данному вопросу предлагаем обращаться в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
Настоящее письмо носит информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативно-правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.
Действительный государственный советник |
С.Л. Бондарчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной налоговой службы от 15 июня 2021 г. N БС-4-21/8289@ "Об определении налоговой ставки в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельхозназначения и используемых для сельхозпроизводства"
Текст письма опубликован не был